Тильзит. — Торговля. — Разные народности. — Их неприязнь. — Наполеон в Тильзите. — Его поведение по отношению к королеве Пруссии. — Его подарок. — Прекрасные лошади. — Возвращение в Мемель. — Еще несколько замечаний об этом городе. — Морская полиция. — Разные пути до Кёнигсберга.
Мы удвоили гонорар нашему шкиперу и предложили ему с его помощником питаться за наш счет, ведь мы задержались в пути из Русса в Тильзит, доехав до пункта назначения только в полдень седьмого дня, хотя обычно этот путь занимает один день. Зато мы пересекли Нидерунг во всех направлениях и за это время хорошо узнали и страну, и ее жителей.
Тильзит — крупный город, расположенный на левом берегу Немана, с населением от 12.000 до 17.000 жителей. Посредническая торговля зерном, лесом, пенькой и льном, которую ведут местные купцы, способствует его немалому процветанию и делает этот город весьма оживленным местом, но крупных торговых домов здесь нет. Жители его по своему происхождению весьма различаются, и так же различен их образ жизни, ведь здесь, как и везде, они остаются верны обычаям своих отцов.
Пруссаки, зальцбуржцы, меннониты /1/, литовцы и евреи мирно сосуществуют в одном месте, но их обычаи так резко отличаются друг от друга, что отчужденность этих социальных групп заметна с первого взгляда даже чужаку.
Пруссаки занимаются исключительно торговлей лесом и зерном, евреи торгуют колониальными и промышленными товарами, при этом здесь, как и везде, промышляют мелкими спекуляциями и ростовщичеством, зальцбуржцы, меннониты и литовцы заняты как в розничной торговле, особенно винокурении, так и во всех остальных промышленных отраслях. Винокурение здесь вообще важная отрасль пищевой отрасли. Небольшую городскую прослойку составляют литовцы.
Зальцбуржцев, как, впрочем, и меннонитов с литовцами, отличают две недостойные черты: корыстолюбие и зависть. И здесь, где они живут в тесном соседстве, это часто выливается в неприязнь и враждебность друг к другу.
Например, как уже говорилось, все три эти социальные группы занимаются винокурением и держат винокурни. И, чтобы привлечь как можно больше покупателей, каждая из них делает алкоголь как можно более крепким. Но так как в этом бизнесе они действуют почти одинаково, то каждое племя обвиняет другое во всякого рода вредительстве и даже в колдовстве, при помощи которого конкурент, якобы, пытается придать спирту крепость.
А еще они за спиной награждают друг друга обидными прозвищами. Так, литовцев называют конокрадами и пустомелями (Pferdediebe, die Glattmaeuler), а зальцбуржцев – погонщиками быков (Ochsentreiber).
Здесь, на городском еженедельном рынке, можно услышать уникальную разноголосицу. Певучий говор литовцев, в котором каждая гласная растянута до бесконечности, лающий жаргон зальцбуржцев, плоский язык меннонитов, похожий на голландский, и, наконец, любимый всеми идиш – все эти наречия вместе составляют шумную разноголосую какофонию – концерт, которому нет равных.
В этом городе нет каких-либо важных магазинов тканей или мануфактур, но здесь есть конный рынок, который очень известен и его посещает множество иностранцев.
Вся еда здесь превосходного качества и настолько дешевая, что Тильзит считается самым благополучным городом Пруссии.
Жители гораздо общительней, чем в Мемеле, и среди немецких купцов встречаются хорошо образованные люди. Зимой здесь проходят балы и концерты, так как в городе живет много молодежи, любящей танцевать, а также несколько изрядных музыкантов. Так, в лице господина Цандера я встретил прекрасного скрипача, который не посрамил бы своей игрой и капеллу герцога. Он держит магазин музыкальных инструментов и сам является изобретателем нескольких из них.
Этот город не имеет никаких особых достопримечательностей, но заключенный здесь тильзитский договор и встреча двух благородных монархов с корсиканцем, возомнившем себя вершителем судеб мира, останутся навсегда в людской памяти /2/. Жители Тильзита до сих пор с горечью вспоминают то мрачное время, отнявшее у них добрую половину их благосостояния. Город, который оставили русские, отнюдь не был взят штурмом, и все же был настолько разграблен французами, что для размещения в нем монархов не хватало самых необходимых вещей – их пришлось привозить из Кёнигсберга. Наполеон праздновал здесь свой триумф. Он диктовал условия мира, которые не могли быть более бесчеловечными, и упивался муками несчастной королевской четы.
Худ. Н. Госс. Тильзитское свидание. Наполеон I, Александр I, Луиза Прусская, Фридрих Вильгельм III ********************************* |
Он никогда не отдавал больше, чем был вынужден отдать, и все же бедной
прусской королеве пришлось унизиться и навестить своего смертельного врага,
потому что он дал ей понять, что в таком случае согласится на более мягкие
условия мира. Наполеон, увидев королеву, был так тронут ее красотой и
врожденным величием, что смутился и, чтобы польстить, неуклюже предложил ей, что-нибудь
попросить у него. Ответ, который она дала, был достоин супруги монарха. «Как
королеве, — сказала августейшая дама, — мне нечего у Вас просить. Как мать моего
народа я прошу Магдебург» /3/.
Тиран что-то невнятно ответил, но, чтобы показать себя благодетелем, на следующий день прислал королеве карту, на которой Силезия была обвита золотой цепочкой с золотым сердечком. Впрочем, Силезия в любом случае Наполеону не принадлежала: если бы он захотел аннексировать ее, наш император никогда бы не заключил с ним мира. Так что, Наполеон «дарил» то, что им завоевано не было, ибо Козель /4/, Глатц /5/ и Зильберберг /6/ все еще находились в руках прусской армии. Об этой встрече рассказывают много историй, большинство из которых настолько противоречивы, что у меня есть сомнения по поводу достоверности рассказов.
Неман в этом месте — широкая река, которая протекает почти по прямой линии по границе Тильзита и видна издалека. Этот большой водный поток представляет собой великолепное зрелище благодаря множеству кораблей и плотов, плывущих по нему.
Во время моих небольших вылазок из Тильзита в окрестности у меня была прекрасная возможность полюбоваться красотой лошадей этой провинции. Я видел у нескольких крестьян лошадей, стоивших не меньше ста червонцев каждая, и они действительно были достойны украшения княжеской конюшни! Это дало мне случай понять, какое неоценимое значение имеет низменность (die Niederung) для плоскогорий Восточной Пруссии и Литвы. Здесь никогда не бывает недостатка в травостое, но в засушливые годы, когда на высотках не хватает кормов, сенокос вдвойне изобилен.
Таким образом низина (die Niederung) своим изобилием облегчает жизнь жителям плоскогорий, которые благодаря ей решают проблему прокорма скота, не забивая его, как это часто бывает в других странах. У куршей /7/ есть еще один источник дохода, которым они обязаны богатству своей земли, а именно взятие на откорм лошадей. Если у кого-то есть тощие лошади, которых хозяин хотел бы откормить быстро и без больших затрат, то он за весьма умеренную плату может выпустить их на пастбище Нидерунга. Он получит их через два месяца назад такими же сытыми, как если бы в течение года откармливал лошадок отборным зерном.
Пробыв в Тильзите восемь дней, я покинул его, расставшись со своим спутником, который направлялся через Инстербург в Кёнигсберг. Мне было бы тяжело расставаться с этим скромным, хорошо образованным человеком, если бы у меня не было уверенности, что я снова увижу его в его родном городе, о чем он и уведомил меня весьма подробным образом. С нетерпением ожидаю нашей скорой встречи тем более, что мое пребывание там, как я подозреваю, будет довольно долгим.
Обратный путь в Мемель я совершил за два дня без каких-либо приключений, а когда приехал, то обнаружил, что меня ждет твое чудесное письмо и рекомендации, необходимые для поездки в Кёнигсберг. Сейчас я готовлюсь к отъезду, и поскольку, возможно, никогда больше не увижу Мемель, хочу написать, что кажется мне примечательным в этом городе.
В Мемеле проживает около 9.000 жителей, среди которых нет нищих и очень мало бедняков. Хотя город находится в Литве, здесь почти все говорят по-немецки, но в благородных домах говорят и по-английски. По-литовски, как правило, говорят слуги и продавцы в розничных лавках на рынке.
Город описывается всеми географами как крепость, но он слишком открыт в сторону России, а на противоположной стороне имеется лишь несколько слабых укреплений, что само по себе достаточно странно! То, что когда-то называлось цитаделью, ни что иное, как окруженный стеной старый замок, который, за исключением одной древней башни, практически разрушен.
Раньше на стене крепости находилось несколько железных пушек, но их давно убрали, потому что они не могли защитить гавань, ведь на траектории полета ядер перед гаванью лежит город. Кстати, надо сказать, что здешняя гавань охраняется самой природой: перед рейдом кораблей находится песчаная отмель, что приводит к сильному прибою и делает невозможным заход кораблей без лоцмана. Берег возле Мемеля очень пологий и покрыт множеством обломков кораблей, которые когда-то сели здесь на мель, так как море в этом районе крайне мелкое и потому опасное.
Не могу не рассказать вам кое-что о местной морской полиции. Есть доказательства того, к каким жестоким средствам, к сожалению, иногда приходится прибегать, даже в таком мягко управляемом государстве, как Пруссия, чтобы держать под контролем выродившийся род людской.
Хорошо известно, что моряки – народ дикий и неуправляемый, что объясняется образом жизни, который они ведут. И прежде всего в этом отношении выделяются англичане, составляющие среди местных моряков большинство.
Заходя в здешнюю гавань, моряки имеют право на несколько дней сойти на берег, И это свободное время они почти без исключения проводят в пригороде Мемеля Витте, который, подобно тому, как переулки Юденгассе /8/ в Амстердаме и Франкфурте-на-Майне заселены сплошь евреями, переполнен похотливыми шлюхами, удовлетворяющими разнообразные чувственные желания своих клиентов. Но моряки обычно столь ненасытны в своих удовольствиях, что часто не выходят вовремя из своего кратковременного отпуска, и никакие увещевания или приказ капитана не в силах вернуть их снова к выполнению своих обязанностей.
Недавно было найдено следующее решение этой проблемы: для того, чтобы загонять непослушных обратно на корабль, был нанят необыкновенно сильный человек гигантского роста, весьма виртуозный в нанесении побоев. Он получил прозвище Запретитель (der Verboter). Как только ему сообщают об очередном неслухе, гигант отправляется в злачный район и ищет там пропавшего матроса до тех пор, пока не обнаружит его.
Тогда он начинает весьма жестоко избивать матроса огромным кнутом, который всегда носит с собой. Обычно экзекутор не останавливается до тех пор, пока не обессилит или строптивец не потеряет сознание. Никакие иски к гиганту не принимаются, если только он не забьет виновника до смерти. Да и в этом случае экзекутор останется безнаказанным, если докажет, что матрос оказывал сопротивление.
Кроме того, малейшее неповиновение Запретителю грозит годами тюремного заточения с посадкой норовистого ослушника на цепь /9/. Почему выродившееся человечество терпит такое варварство?
***************
Говорят, что местный директор почты занимает самое доходное место во всей стране. Его чистый заработок составляет от 12.000 до 17.000 талеров, потому что здесь есть пограничный почтамт и директор много зарабатывает на отправке журналов в Россию.
Добраться из Мемеля в Кёнигсберг можно тремя способами. Один путь идет
через Тильзит. Он самый приятный, но и самый дальний, ибо на шесть миль длиннее
двух остальных. Поскольку я уже был в Тильзите, то отказался от него. Второй
путь по воде, через залив, где вы вместе с повозками и лошадьми садитесь на
корабль и при хорошем ветре через 12 часов высаживаетесь на берег всего в
четырех милях от Кёнигсберга. Однако, если ветер не будет попутным или тем паче
будет встречным, на воде можно иногда застрять на целых восемь дней. Поэтому я
решил поехать в Кёнигсберг третьим путем, по Куршской косе, тем более что я уже
столько слышал о ней, что у меня возникло желание увидеть ее своими глазами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Меннониты — члены одной из протестантских деноминаций, названной по имени её основателя, Менно Симонса (1496—1561 годы), голландца по происхождению. Меннонитство отличается «миролюбивым и умеренным» характером. Оно никогда не призывает к насилию. Оно призывает задумываться о смысле всей жизни вообще, о самосовершенствовании и развитии своей души. Меннониты являются одной из первых религиозных групп, введших пацифизм в рамки вероучения. См. Википедия
2. Тильзитский мир — мирный договор, заключённый в период с 13 (25) июня
по 25 июня (7 июля) 1807 года в Тильзите (ныне город Советск в Калининградской
области) между Александром I и Наполеоном после Войны четвёртой коалиции
1806—1807 годов, в которой Россия помогала Пруссии.
3. „Als Königin habe ich
nichts zu bitten; als Mutter meines Volks bitte ich um
4. Кендзежин-Козле (нем . Cosel ) , Польша – город расположенный на слиянии рек Клодница и Одер , примерно в 50 км к юго-востоку от Ополе. Пограничная крепость польской династии Пястов. Впервые упоминается в 1104 году, когда ее осадил князь Пржемыслович Святополк из Оломоуца. Была частью польского княжества Силезии с 1138 года, с 1172/73 года — Верхнесилезского княжества Рацибужского под властью силезских Пястов.
5. Клодзко (Kładzko, лат. Glacium,
Glacensis urbs, Glocium , нем. Glatz) — город в Нижнесилезском
воеводстве, Польша.
6. Многие силезцы с радостью встретили аннексию Силезии прусским королём Фридрихом II (1740). К концу Войны за Австрийское наследство (1740—1748) почти весь регион вошёл в состав Пруссии, за исключением юго-восточных княжеств Тешин и Опава, которыми владели австрийские Габсбурги. Семилетняя война (1756—1763) только упрочила прусский контроль над этой территорией, и провинция Силезия в составе Пруссии считалась одной из самых лояльных по отношению к королю. По приказу Фридриха II Великого в Силезии была построена крепость Зильберберг.
Зильберберг (нем. Festung Silberberg, пол. Twierdza Srebrnogórska) — единственная полноценная крепость в польской Силезии. Расположена около деревни Сребрна Гора в Нижнесилезском воеводстве, Польша. Комплекс является одним из самых крупных крепостных сооружений Европы с самой высокой бастионной цитаделью. За всё время своего существования укрепления ни разу не были захвачены врагами.
7. Племя куршей населяло Куршскую косу, берега Куршского залива и земли севернее Косы (Курляндию). Остальные местные племена расселились так: самбы жили на Самбийском полуострове, натанги — южнее Прегеля, скаловы — в долине Мемеля.
8. Юденгассе (нем. Judengasse —"еврейский переулок").
9. Так называемое «Цепное наказание» (Kettenstrafe) — форма тюремного заключения за тяжкие преступления , широко распространенная в XVII, XVIII и даже XIX вв. Оно заключалось в том, что осужденного приковывали к стене тюрьмы железной цепью или ограничивали в свободе передвижения тяжелой цепью, надеваемой на ноги.
Закованные в цепи заключенные в венгерской тюрьме ************************ |
Комментариев нет:
Отправить комментарий