Давным-давно жили в крепости Рот в Айфеле /1/ рыцари-храмовники /2/. Эти гордые и надменные господа были сущим мучением для всей страны и ее жителей. Они вели себя так, будто не было кроме них другой силы на земле, а Господа на небе, и брали себе все, в чем нуждались и что хотели.
У крестьян они уводили с полей скот, а у проезжих торговцев требовали высокую дорожную пошлину. Купцы охотно давали ее: меч у горла – очень весомый аргумент, чтобы быстро и легко расстаться с кошельком на поясе.
Рыцари не боялись даже похищать людей и уводили у бедняков их детей, которых забирали к себе в крепость.
А.Дюрер. Рыцари. Эскиз. 1497г. |
И хотя граф Вианденский /3/ осадил крепость Рот, чтобы взять рыцарей измором, их разбойничьи набеги не прекратились. Они появлялись, как гром среди ясного неба, нападали малыми группами, как орлы, когтящие свою жертву, и снова исчезали в никуда.
Никто не мог объяснить, как злодеи проскальзывают через кольцо осады, незаметно попадают в город и вновь покидают его.
Никто не мог объяснить, как злодеи проскальзывают через кольцо осады, незаметно попадают в город и вновь покидают его.
********
Отец побежал в направлении, откуда раздался шум – он подумал, что ребенок был неосторожен и упал с крутого склона. Но вдруг оттуда, откуда раздался крик, стали слышны тихие голоса и глухой топот. Тут мужчина обмер от страха и стал пробираться ближе, стараясь осторожно ступать по земле, чтобы самому не шуметь. Он тихо шел по крутой тропинке, которая, петляя сквозь высокие деревья и густой подлесок, надежно скрывала его от всяких глаз.
Приглушенный шум конских копыт раздавался сейчас прямо под ним: там внизу проходила дорога, ведущая в том же направлении, что и тропинка, по которой шел батрак.
Внезапная тишина подсказала ему, что тот, кто ехал внизу на коне, остановился. Отец осторожно придвинулся к кустарнику на краю склона, чтобы сквозь него, незамеченным, посмотреть на нижнюю дорогу. И когда он глянул вниз, то с ужасом убедился, что самые худшие опасения его подтвердились. Он увидел четырех всадников в кольчугах и шлемах, в полном снаряжении и с орденским крестом на плаще и щите. Тот, кто был впереди всех, вез позади себя девочку. Она лежала поперек лошади, вся замотанная веревкой, во рту был кляп.
Ребенок был в сознании, его глаза были широко открыты, но не шевелился. Только сейчас крестьянин заметил, что копыта лошадей были обмотаны тряпками. Именно поэтому и не было ему слышно цоканья копыт, только едва различимый глухой топот. Рыцари тихо переговаривались друг с другом, а затем продолжили свой путь верхом. Через какое-то время дорога стала круче, а подлесок еще гуще.
Вот всадники остановились снова, и снова отец придвинулся к краю тропы, чтобы посмотреть, что происходит, - в сильной тревоге за свое дитя.
Нижняя дорога закончилась. Перед рыцарями возвышалась лесистая гора, у подножья которой рос густой кустарник. Дальше дороги не было. И когда человек, сидящий в укрытии, стал спрашивать себя, что забыли храмовники в этом глухом тупике, ехавший впереди всех предводитель, спешился и, к удивлению наблюдающего, отодвинул высокий кустарник в сторону. В глубине стал виден вход в пещеру. Он был достаточно высоким для проезда всадника верхом на лошади.
"Вот и ответ на загадку", - мелькнуло в голове у крестьянина. Тут его ноги заскользили по крутому краю склона, и чтобы удержаться, он схватился за ветку. В тот же момент головы рыцарей обратились вверх, - и человек был обнаружен.
Наступила мертвая тишина…. Крестьянин выпрямился в полный рост, не скрываясь более. Он смотрел на связанную девочку, храмовники сделали то же самое.
Прошли долгие мгновенья. Всадник, который сошел с коня, был, по всей видимости, вожаком группы. Он подошел к крутому склону, его глаза мерили расстояние до крестьянина. Достать его он не мог. Тот был на безопасном удалении от рыцарей, ведь лука со стрелами у храмовников с собой не было. В их вылазках они не располагали временем, чтобы как следует прицеливаться. Вот поэтому сейчас они не могли убить отца ребенка, чтобы он не рассказал о тайном ходе солдатам, осаждавшим крепость.
Наконец вожак схватил девочку и стянул ее с лошади. Затем он вынул из ножен кинжал и приложил к горлу ребенка: «Поклянись мне жизнью этой девочки и Богом, в которого ты веришь, что ни одной живой душе, ни одному человеку ты не расскажешь о том, что здесь видел. Поклянись своей душой, тогда я оставлю паршивку живой, и здесь наши пути разойдутся».
Глаза обоих мужчин погрузились друг в друга, в полном молчанье и неподвижности. Отец понял, что обстоятельства поворачиваются в его пользу, и, помолчав, сказал твердым голосом: «Я клянусь жизнью своего ребенка и Богом, что не скажу ни одной живой душе ни слова».
Тогда храмовник перерезал кинжалом кожаные путы, связывавшие девочку, и позволил ей рухнуть на землю. А затем, после последнего долгого и холодного взгляда, он отвернулся и пошел к своим попутчикам. Те уже успели спешиться и подвели своих коней ко входу в пещеру. Когда все они вошли в нее, последний входивший подвинул ветки кустарника на прежнее место, и все стало выглядеть так, как будто здесь, кроме листвы, ничего и не было.
Дрожа, отец скатился с крутого склона вниз, ободрав себе корнями и сучьями всю спину. Затем он схватил хнычущую дочку в свои объятья, покачал ее на руках, чтобы успокоить, счастливый уже тем, что она была жива и невредима, если не считать нескольких небольших синяков.
В следующие дни страх в душе батрака боролся с его совестью. Он боялся, что храмовники найдут его и убьют, чтобы убрать ненужного свидетеля. И не знал он, как ему ухитриться и защитить людей от храмовников, положить конец этому кошмару. Он был единственным человеком, знавшим их тайну. Только он один знал, как рыцарям удается покидать в любое время свою крепость и снова возвращаться в нее. Но он дал клятву и чувствовал себя связанным ею, хотя к этой клятве его вынудили обстоятельства.
И вот, когда в святое воскресенье колокола позвали людей на мессу, он вышел на площадь перед Божьим храмом, туда, где собрались все жители деревни, и преклонил колени перед большим камнем, лежавшим там.
Люди стали смотреть на крестьянина, с любопытством ожидая, что будет дальше.
В наступившей тишине тот произнес громким ясным голосом: «Тебе, камень, я говорю сейчас, что храмовники пользуются для прохода из крепости туннелем. А вход в туннель находится наверху, в дубовом лесу, в тупике дороги, скрытый густым кустарником.
Быстрее полета птицы разлетелись эти слова и дошли до ушей графа Вианденского. Его солдатам много времени не понадобилось. Очень скоро они нашли туннель и смогли занять крепость храмовников.
Рыцарей, которые остались в живых, судили и приговорили к смертной казни. Так был положен конец бесчинствам храмовников, и люди снова смогли зажить в мире.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Айфель - нагорье на западе Германии, между Ахеном на севере и Триром на юге. Горы Айфель ограничены рекой Мозель с юга и Рейном на востоке.
2. Храмовники - (фр. templiers — «тамплие́ры», также известны под официальными названиями Орден бедных рыцарей Христа, Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма, Бедные воины Христа и Храма Соломона — духовно-рыцарский орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Второй по времени основания (после Госпитальеров) из религиозных военных орденов.
В XII—XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых он имел владения и недвижимость. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя первичной целью, декларированной при его учреждении, была защита паломников, идущих в Святую землю.
В 1291 году, когда крестоносцы были изгнаны из Палестины, тамплиеры переключились на ростовщичество и торговлю, накопили значительные ценности и оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств и папой.
В 1307—1314 годах члены ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и Римско-католической церкви, в результате чего орден был упразднён папой Климентом V в 1312 году.
3. Вианден – кантон и одноименный город в Люксембурге.
|
КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ
АВТОРА ПЕРЕВОДА
********
Комментариев нет:
Отправить комментарий