ЭТИ ЧУДЕСНЫЕ СКАЗКИ ШВАРЦВАЛЬДА


Шварцвальд. Средневековый город Кальв - родина Германа Гессе
************************

По все
й Германии, от края и до края, существует великое множество различных мест, связанных с давними легендами и преданиями. Это горы, леса, различные природные объекты, но также замки, деревни и города. И всегда главными действующими лицами в этих преданиях являются люди, чьи дела и поступки, добрые или злые, запечатлены в народной памяти. Ведь в отличие от сказки, являющейся, как правило, плодом фантазии рассказчика, легенда /1/ имеет под собой реальную основу и сохраняет через поколения память о тех или иных исторических событиях.

Каждый средневековый замок, существующий или бывший когда-то на немецкой земле, имеет свою легенду, а часто и несколько. От многих замков остались одни развалины, а то и просто кучка камней, но они и их обитатели остаются живы в преданиях. Легенды о замке Ильзештайн, деве Агнессе, Кунигунде фон Кинаст, привидениях замка Виндек будоражили воображение не одного поколения немцев. А в те времена, когда телевидения и Интернета не было)), устное народное творчество играло в жизни людей огромную роль - воспитательную, просветительную и просто развлекательную.


Городок Гутах прославился красочными традиционными нарядами своих жителей, 
особенно праздничными женскими шляпами с помпонами (так наз. "Bollenhut"): 
замужние дамы носят черные помпоны, а незамужние - красные
**************************



И ни в одном другом регионе Германии не существует такого множества мифов, сказок и легенд, как в Шварцвальде /2/. Эта местность создала прекрасную почву для возникновения очаровательных сказок Черного леса, и тому есть несколько причин.

К.Д.Фридрих.«Странник над
морем тумана» (1818)

Когда люди поднимались на вершины Шварцвальда и видели вдали величественные Альпы, простирающиеся на горизонте, подобно недосягаемой сказочной стране, они воспринимали это как чудо. Достаточно взглянуть на картины великого немецкого художника-мистика Каспара Давида Фридриха, который в своих горных пейзажах прекрасно передал это чувство благоговения перед великой природой. 

Шварцвальд воспринимался как некое преддверие прекрасной далекой мечты, как таинственный Черный лес, полный загадок и сказочных обитателей.

Именно в Шварцвальде берет начало Дунай, одна из самых знаменитых рек Европы /3/. 

О рыцарях, заколдованных принцессах, сбежавшем с войны солдате-наемнике, носившем медвежью шкуру, угольщике Петере Мунке, Голландце Михеле, Стеклянном человечке, призраках озера Муммельзее и многих-многих других удивительных персонажах рассказывают сказки, легенды и истории из Шварцвальда.

Здесь издавна находились культовые святилища кельтов, многие из которых были давно позабыты. Но о многих местах, древних или не очень древних, в народной памяти сохранились предания и мифы, существовали глубоко укоренившиеся поверья и передававшиеся из поколения в поколение истории времен Тридцатилетней войны. 

Так, например, в Шварцвальде рассказывают о так называемой «Дикой Охоте» («Диком Гоне») – дьяволе со своей свитой, ордой призрачных всадников, состоящей из злых духов и ведьм, внезапно появляющейся в различных местах и так же внезапно исчезающей. «Дикий Гон» несется над землей и распространяет страх и ужас, нет никому от него пощады – разве здесь не видна параллель с событиями многочисленных войн, чумы, эпидемий, бушевавших когда-то по всей Германии?



"....В давние времена часто видели люди Дикую охоту, несущуюся над Шварцвальдом.

Это призрачные всадники на адских конях – демоны, злые духи и ведьмы. Раз в год собираются они и с воплями и дикими криками летят по воздуху.
Перед Дикой охотой бежит человек и предупреждает всех:
"Прочь с дороги, чтобы не навлечь беды!"
И все в страхе разбегаются в разные стороны. И только того, кто успевал броситься ничком на землю и не поднимал головы, пока все не кончится, дикие всадники не трогали...

...Жил в городке Кальв, что под Карлсруэ, некий человек. И когда Дикая охота летела над Шварцвальдом, он издали услыхал ее. Он бросился на землю, и вот она понеслась над ним. Слышал он и кошачьи крики, и лай собак, и визгливая музыка резала уши. Когда же все стихло и орда призрачных всадников унеслась прочь, он, прячась, последовал за ней. Всадники влетели в большой амбар, стоявший особняком, и человек, подкравшийся к нему, смог заглянуть внутрь через щель в задней стене.

И вот он увидел, как бесы, злые духи, ведьмы один за другим вставали и каждый держал отчет, сколько зла он сотворил за этот год. В конце каждый получал новое задание. Затем все начали пить, есть и танцевать.
Старая ведьма, опоздавшая на шабаш, была наказана и должна была стоять подсвечником, держа в обеих руках сальные свечи.
И только когда первые лучи солнца проникли через дырявую крышу внутрь амбара, все собрание с дикими воплями и шумом вылетело вон и исчезло из глаз долой.

Человек, выждав еще некоторое время, побежал со всех ног в город и рассказал всем о том, что он видел.
И жители Кальва поспешили к чертову амбару и сожгли его, да так что и щепок не осталось..."

Мёнх Вильгельм. 
«История города Кальв», 1926.
Перевод Тат.Коливай

*** ** *** ** ***

Впрочем, мотив "Дикой охоты" и "Дикого охотника" очень распространен по всей Германии и вообще Европе. Одноименные сказки есть и у Э.М.Арндта, и у Л.Бехштейна. Сам Дикий охотник с древности отождествлялся не только с дьяволом, как это было в Шварцвальде, а с Одином (Воде), верховным божеством древних германцев, который считался богом ветра и вожаком духов, мчавшимся по воздуху на своем знаменитом коне Слейпнире. Об истоках преданий о Дикой охоте в мифологии кельтов и древних германцев можно почитать в этой статье.

Здесь, в среднем Шварцвальде, существует знаменитый 300-летний бук, в который «вросла» фигура Христа из известкового песчаника. Это так называемое «Распятие Бальцера» (“Balzer Herrgott”)4. Много сказаний и легенд связывают с этой фигурой. Его появление в дереве полно загадок и противоречий. Изваяние, которое оказалось внутри ствола бука, относится, как определили ученые, к позднеготическому периоду (т.е. приблизительно к XV веку), и таким образом намного старше самого дерева. Когда и каким образом оно оказалось здесь, выяснить не удалось. Ответ на эту загадку остался похороненным в толще веков. И вот уже несколько столетий многочисленные паломники приходят к таинственному Распятию.

А во дворе одного из древних монастырей, основанного в Xв. (в 1087г.) вблизи Фрайбурга Святым Ульрихом, находится знаменитый «Чертов камень» - монастырский колодец из каменного круглого блока красного песчаника. Вот уже более десяти столетий существует предание, что камень этот был доставлен сюда самим дьяволом, пытавшимся завладеть душой святого. Но так как нечистый не успел принести камень в оговоренный срок, до конца мессы, то в бешенстве швырнул его в долину, близ монастыря, откуда радостные братья-монахи забрали его, использовав как навершие колодца в монастырском дворе.

Легенду «Чертов камень монастыря Св.Ульриха» знает в Шварцвальде стар и млад.

Тот самый колодец

Недалеко от городка Кандерн в южном Шварцвальде находится «Пещера брата-отшельника» (Brudersloch). Найти ее не так-то легко. Туристических маршрутов к ней не проложено, да и простой-то дороги нет. Первое упоминание в хрониках о пещере относится к 1688 году. А народная легенда рассказывает о том, что когда-то здесь поселился бывший монах-венецианец, владевший секретом изготовления золота, которое он получал, погружая неблагородные металлы в раствор особого изготовления, секрет которого знал только он один. Там же в пещере хранилось и сокровище, которое охранял огромный черный пудель. Исторические хроники того времени свидетельствуют, что венецианца схватили в Базеле, когда он пытался продать там несколько килограммов чистого золота. После этого следы чернокнижника теряются, и дальнейшая его судьба неизвестна. Существовало предание, что в пещере есть подземный ход. Насколько глубоко он уходит в землю, с какой целью был проложен, как далеко уводит и куда – неизвестно.
«Пещера брата-отшельника» близ Кандерна
Ну, и, конечно же, живет в Шварцвальде Стеклянный человечек, прославленный на весь мир сказкой Гауфа "Холодное сердце", но еще задолго до нее существовавший в народных преданиях. Его жилище находится близ лесного озера, которое так и называется - "Стеклянное" (Glaswaldsee). Когда-то здесь, на берегах Стеклянного озера стояла стеклодувня, от которой давным-давно и стен не осталось, а вот человечка время от времени видят. Ростом он с маленького ребенка и носит народную одежду шварцвальдцев. 

Это "маленький старичок в черной курточке, красных чулочках и огромной шляпе. У него тонкое приветливое личико, а борода нежная, словно из паутины, а курит он синюю стеклянную трубку, и вся одежда, башмаки и шляпа человечка — тоже из стекла, оно мягкое, словно еще не успело остыть, и следует за каждым движением человечка, облегая его, как материя". Показывается он только тому, кому захочет, быстро становясь невидимым для праздного любопытного глаза..

"Стеклянное озеро" в утренней дымке тумана

И наконец, именно здесь, в Шварцвальде, находится знаменитый Баден-Баден с «Панорамной дорогой» (Panoramaweg) вокруг него. Этот туристический маршрут протяженностью около 40 км. - поистине настоящая «дорога легенд и сказок». Она проходит через три древних рыцарских замка, средневековый монастырь, через ущелья и возвышенности, мимо водопадов и святилищ кельтов. Вся эта местность несет на себе отголоски преданий, легенд, сказок, дошедших к нам из глубокой древности. На четырнадцати фресках галереи Питьевого павильона Баден-Бадена представлены сцены из четырнадцати местных Шварцвальдских легенд, самыми известными из которых являются легенды о "Мертвой невесте" замка Виндек и русалке озера Муммельзее, умершей за свою любовь.

*** ** *** ** ***
Много сказок и легенд знает старый Шварцвальд - сказочный старый Черный лес, раскинувшийся на одноименном горном хребте на юго-западе Германии.

Он сам давно стал олицетворением Сказки..




Карл Каров (1790-1863). Часовой канон /5/. 1820

*** ** *** ** ***

«Всякий, кому случалось побывать в Шварцвальде, скажет вам, что никогда в другом месте не увидишь таких высоких и могучих елей, нигде больше не встретишь таких рослых и сильных людей. Кажется, будто самый воздух, пропитанный солнцем и смолой, сделал обитателей Шварцвальда не похожими на их соседей, жителей окрестных равнин.»

Вильгельм Гауф. 
"Холодное сердце". 1828



ЧИТАТЬ:

ГОРБАТЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК ИЗ ЛАНГЕНАЛЬБА
СВАДЬБА ПРИВИДЕНИЙ (тж. в цикле "Фрески Баден-Бадена")
КУРИНЫЙ РОВ (тж. в цикле "Фрески Баден-Бадена")
СУД ЗВЕРЕЙ
СТРАЖИ КЛАДА ФРАУЕНШТАЙН
ЛЕГЕНДА О НЕМОМ АББАТЕ

внешняя ссылка:



БАДЕН-БАДЕН

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Легенда - от лат. legenda, буквально — то, что следует прочесть.

2. Пришедшие в эти места в начале нашей эры (9-79 гг.) римляне называли Шварцвальд Marciana Silva — «пограничный лес», был и другой вариант названия — Silva Nigra, то есть «черный лес». Здесь, на границе Римской империи, жили германские племена маркоманов. Но не они, а солдаты одного из римских легионов на территории нынешнего Баден-Бадена обнаружили горячие термальные источники и построили бани, как для соблюдения гигиены, так и для лечения.

Рельефы Колонны Траяна.
Римляне переходят через Дунай

Позже эти земли были заняты германскими племенами алеманов, которые к водолечению относились равнодушно и термы, построенные римлянами, разрушили. Шварцвальд стал местом хозяйственных интересов: здесь добывали серебро и свинец. В VI—VII вв. франки принесли в Шварцвальд христианство. 
Лес занимает в Шварцвальде 60% территорий, а города, часто со старинной архитектурой, естественно вписаны в горные склоны, поросшие высокими темными елями - Черным лесом.  

3. Принято считать, что Дунай начинается близ городка Донауэшинген в Шварцвальде в месте слияния двух родниковых речушек - Бригаха и Брега. 
Вот поэтому у немцев существует поговорка 
"Бригах и Брег дают Дунаю разбег" 
("Brigach und Breg bringen die Donau zuweg").

Исток Дуная

4. Считается, что имя "Бальцер" - это средневековое "Бальтазар". Так, вероятно, звали крестьянина, которому когда-то принадлежало распятие.

5. Канон (муз.) — музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.


*** ** *** ** ***




КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО СО ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.