БЕСПОКОЙНЫЙ ГЕНИЙ ГЕНРИХА ФОН КЛЕЙСТА



ГЕНРИХ ФОН КЛЕЙСТ
1777 (Франкфурт/Одер) — 1811 (Берлин)
***************

Кто такой Генрих фон Клейст, сразу вспомнит не всякий читатель. 
А тем не менее, имя этого замечательного драматурга и новеллиста, 
жившего на рубеже XVIII-XIX вв., достойно того, чтобы его знали. 

В Германии, в 1912 году, в ознаменование столетия со дня смерти писателя, 
была основана престижная немецкая литературная премия имени Генриха Клейста. 
Она присуждалась, в частности, Агнес Мигель (1916), Бертольду Брехту (1922), 
Роберту Музилю (1923), Анне Зегерс (1928), Эльзе Ласкер-Шюлер (1932). 
Многие из этих писателей представлены на страницах блога.




Худ. Peter Friedel. 1801. Г.фон Клейст
Знаменитый немецкий писатель и драматург, один из основоположников жанра новеллы, Генрих фон Клейст прожил яркую, бурную, но весьма короткую жизнь. Он родился в семье потомственных военных, и с детства мальчика готовили к военной карьере.

Его судьба замечательна тем, что всю свою жизнь Клейст пытался вырваться из замкнутого круга прусских военных традиций и это ему удалось: он смог оставить военную карьеру ради занятий литературой.


Для человека его социального положения и происхождения это было поступком: он бросил вызов своему роду, принадлежавшему к знатной прусской аристократии, где все мужчины всегда служили в армии, и иначе быть не могло. Мало того, он решил посвятить себя литературе – занятию в глазах кадрового военного ничтожному и несерьезному. И для этого, прежде всего, Клейст занялся своим образованием: он изучает математику, философию, естествознание, древние языки, много читает классиков художественной литературы и — приобщается таким образом к немецкой, к общеевропейской культуре, от которой военное дворянство в Германии отстояло очень далеко. В эти же годы Клейст знакомится и с романтизмом – новым современным течением в литературе и искусстве в Европе и, в частности, в Германии.

Что же осталось из литературного наследия Берндта Генриха Вильгельма фон Клейста, а именно таково было его полное имя? 

Жизнь Клейста была очень короткой. Он покончил с собой, когда ему было неполных тридцать четыре года в период сомнений, мучительного раздора с собой. При этом активно сочинял он от силы всего лишь лет десять. Однако произведений после себя оставил достаточно много. И все они давно переведены на русский язык.

Прежде всего, он был замечательным, великолепным драматургом, одним из самых лучших в XIX веке, наряду с Ф.Шиллером, Л.Тиком, и норвежцем Г.Ибсеном. Он автор превосходной комедии «Разбитый кувшин», романтической сказки по мотивам немецкой легенды «Кэтхен из Хайльбронна, или Испытание огнём», драм «Амфитрион», «Принц Фридрих Гомбургский» и т.д.

Клейст — также великий трагический поэт (трагедии «Пентесилея», «Семейство Шроффенштейн», «Роберт Гвискар»).

Но он и замечательный новеллист. Его новелла «Михаэль Кольхаас» — прозаический шедевр, хотя и была два раза переведена на русский язык, но все еще ждет своего переводчика, который смог бы сохранить в переводе все своеобразие и обаяние оригинального стиля писателя.

Новеллы Г.Клейста «Маркиза д’О», «Землетрясение в Чили», «Обручение на Сан-Доминго» — одни из лучших в XIX веке. Написав их, Клейст может поспорить с такими прославленными новеллистами, как знаменитый впоследствии соотечественник Пауль Хейзе и француз Проспер Мериме. Многие из своих сочинений Г.Клейст написал, находясь на государственной службе в Кёнигсберге (он служил чиновником в Земельной палате).


**************
Генрих и Генриетта.
Рисунок взят из немецкого Интернета
Клейст отличался страстной неудовлетворенной натурой.

Ему были свойственны огромное внутреннее напряжение и энергия. Его чувства как по отношению к себе, так и к другим никогда не были простыми, но всегда сложными и чрезмерными. И в своем литературном творчестве Клейст так же безжалостен к себе и доводит до патологии любые свои порывы.

Так, он сжигает свое уже завершенное произведение «Роберт Гвискар», почти сразу же жалеет о содеянном и начинает по памяти восстанавливать утраченное. (К сожалению, был восстановлен лишь первый акт, затем автор отказался от этой идеи).


Душевный кризис и депрессии, продолжавшиеся у Клейста долгие годы, кончились, как известно, его самоубийством. Клейст не раз обращался к мысли уйти по собственной воле из этого мира. (Так, создавая новеллу «Михаэль Кольхаас», он писал: «А каково мне будет в Берлине и суждено ли остаться в живых – покажет время!»).

В 1810 г. он нашел человека, разделявшего его взгляды на земное существование и презрение к жизни. Девушку звали Генриетта Фогель, и, как пишут историографы, она была неизлечимо больна.

Вместе они решили совершить самоубийство. В 1811 году в пригороде Берлина Ванзее (Kleiner Wannsee) Клейст застрелился, предварительно застрелив свою подругу.

Перед смертью он напишет в прощальном письме своей сестре Ульрике:

«Истина в том, что мне ничто не подходит на этой Земле»...
Монеты ГДР 5 марок с портретом Г.Клейста (1986)


На страницах блога можно прочитать новеллу-фантазию Генриха фон Клейста «Локарнская нищенка» (Das Bettelweib von Locarno).

Она написана в 1803 г. в стиле «историй о привидениях», столь популярном в XIX веке (Иоганн Апель, Пауль Хейзе, Генрих Зайдель, Теодор Шторм и т.д.).




Рекомендуемая литература 

*************************
Локарнская нищенка
Маркиза д'О
Землетрясение в Чили
Обручение на Сан-Доминго 
Поединок 
Святая Цецилия, или власть музыки
В поисках правосудия



Из высказываний Г.Клейста:

«…Сила хороша сама по себе. 
Не спрашивай, откуда эта сила 
и куда она ведет, — это все не важно. 
Важно — имеешь ты эту силу или нет!» 

(Предисловие автора к «Роберту Гвискару»)

***********************************
"Мы здесь, на земле, ничего, 
совсем ничего не знаем об истине. 
То, что мы называем здесь истиной, 
после смерти называется совсем иначе, 
и поэтому стремление создать себе что-то ценное, 
что можно было бы унести с собой на тот свет, 
совершенно бесцельно и бесплодно. 
Мысль эта потрясла святая святых моей души".

(Из письма к невесте Вильгельмине Зенге 22.03.1801)




Генрих, мой друг сладкозвучный!
Твой голос еще нам звучит на Земле,
Хоть в мире ином твой след уже затерялся,
Как путь от кометы, прекрасной и яркой..
«Прощание с Генрихом Клейстом»
/Abschied von Heinrich von Kleist/ 
(фрагм.) Ноябрь 1811г.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Портреты Генриха фон Клейста в рисунках немецкого художника и графика Карла Бауэра 
/Karl Konrad Friedrich Bauer/ (1868 – 1942).







Время создания рисунков — 19051912гг.


**************

КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО СО ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM

Комментариев нет:

Отправить комментарий