НОВАЛИС — ПЕРВЫЙ НЕМЕЦКИЙ ПОЭТ-РОМАНТИК

 1772 — 1801
Обервидерштедт — Вайсенфельс

Почти стихотворение в прозе...


Поэт, мистик, писатель, не имеющий ни одного законченного романа. Что же такого необычного в этом изящном юноше, едва дожившем до 29 лет? Почему его так тихо и нежно поцеловала Вечность, обычно безжалостная ко всем остальным?
Его настоящее имя Фридрих. Впрочем, оно не одно. Барон Георг Филипп Фридрих фон Гарденберг. Он родился в 1772 г. в замке Обервидерштедт (Oberwiederstedt) в горах Гарца и провел в этом родовом имении все свое детство.

Он происходил из древнего нижненемецкого дворянского рода, (семья была знатной, богатой и многодетной — у родителей было одиннадцать детей), а псевдоним "Новалис", который он взял себе, по латыни означает «тот, кто обрабатывает новь, целину, невозделанное поле» /1/
.


Он не был придуман самим поэтом. Семейное имя "Новалис" имеет древние корни в истории рода и восходит к XIII веку, когда им начал именоваться его предок, некий господин фон Гарденберг. Имя поэта Novalis, как видим, не содержит в себе ничего мистического. Сам Фридрих фон Гарденберг произносил свое поэтическое имя, в отличие от других членов семьи, также любивших пользоваться им, с ударением на первом слоге — Нóвалис. "Тот, кто первый"...

Дом в Вайсенфельсе. Здесь Фридрих фон Гарденбергер
жил с 13-ти лет. В нем он умер в 1801г.

************************

И он действительно был одним из самых первых представителей раннего немецкого романтизма. Не по значению, а по хронологии. Это уже после Новалиса в Германии появятся писатели Клеменс Брентано, Ахим фон Арним, Вильгельм Гауф, Генрих Гейне, Эрнст Теодор Гофман, Йозеф фон Эйхендорф и Адельберт фон Шамиссо, композиторы Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер и многие-многие другие.

Но это после. А он был первым.
Новалис  принадлежал к кружку так называемых Йенских романтиков, куда, кроме него, входили также писатели Август и Фридрих Шлегели /2/
, Людвиг Тик, Вильгельм Вакенродер, философ Фридрих Вильгельм Шеллинг. Со смертью Новалиса в 1801г. группа распадется.

Его назовут провозвестником и идеологом романтизма в Германии, эмблемой которого станет образ Голубого цветка, так неясно и интимно очерченный в незаконченном романе "Генрих фон Офтердинген". Этот образ Новалис взял из народного предания, очень распространенного в Германии. Голубой цветок у него превращается в символ Божественной Любви и Вечной Женственности, воплощение никогда не достижимого идеала, к которому устремлена душа Поэта. 


Ты — Голубой цветок, души моей виденье,
Она навечно у тебя в плену.
Но от меня ты ускользаешь легкой тенью..
Тебя найду я, жизнь свою пойму... /11/

"Мир должен быть романтизирован, — утверждал Новалис, — только так можно помочь ему обрести изначальный смысл".


Новалис. Бюст работы 
Фрица Шапера (Fritz Schaper)

*********************

Все произведения Новалиса полны намеков, неясных мечтаний, фантазий, иногда с трудом понимаемых нами из так далеко отстоящего от него времени. Его герои, как и сам автор, пребывают не здесь, на земле, а в некоем лимбо /3/
, стране грез. Он и сам, романтичный юноша с тонкой душой, прожил жизнь, как герой собственного романа. Ибо подобное тянется к подобному.

В 23 года (в 1795 году) Новалис обручился с 13-летней Софией Вильгельминой фон Кюн /4/
. Помолвка была неофициальной и произошла без ведома строгих родителей. До свадьбы невеста не дожила: в конце того же 1795 г. девушка тяжело заболела и спустя некоторое время умерла, едва ей исполнилось пятнадцать лет /5/. Через год после смерти Софии Новалис выберет себе другую избранницу, Юлию Шарпантье, скромную и кроткую девушку.

София же останется его музой на всю жизнь. Любил ли он ее, эту девочку-подростка, или был к ней сильно привязан? Кто скажет и кто знает? Она была намного младше его; еще при ее жизни, после очередной размолвки (говорят, юная Софи была очень ревнива), он писал в письме к своему брату, что думает о расторжении их помолвки. Но вот ее не стало, и ее образ Новалис сохранит в своей душе до конца дней своих.

Она явилась для него проводником в другое, невидимое, но для романтика Новалиса вполне реальное измерение. Её образ воплотился во всех его произведениях. С ней связано представление автора о любви и возлюбленной поэта. История сохранила для нас ее несовершенный портрет. Вот он.
София фон Кюн
1782-1797

************
                                                                                
С него - но не на нас, а в сторону - глядит молоденькая девочка: кружевной платок красиво драпирован на тоненькой шейке, волосы аккуратно подобраны за уши.. Она трогательна своей еще не расцветшей юностью, которой расцвесть было не суждено..

Переживания, связанные со смертью Софии, отразились в «Гимнах к ночи» (1800г.) - цикле стихов, которые наполнены воспоминаниями о ней. Это лирические стихотворения в прозе - образец немецкой романтической лирики.

Ключ к пониманию души поэта-романтика дает нам другой поэт, уже наш, русский, Александр Блок:



Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя....

Менее чем через месяц  после смерти Софии от скоротечной чахотки умирает любимый младший брат Эразм, и после этих смертей дорогих поэту людей, последовавших одна за другой, Новалис начинает изучать теологию, стремясь к познанию мира, задумывается о нераздельности жизни и смерти, о способах преодоления границы между видимым и не-видимым.

"С вещами невидимыми мы связаны теснее, чем с видимыми", — писал Новалис и, вероятно, не ошибался.

"..Земного тела
Кто высокий смысл постиг?
Сказать кто может,
Что́ значит кровь?.."
"Гимны к ночи". 1800

("Wer hat des irdischen Leibes
Hohen Sinn erraten?
Wer kann sagen ,
Dass er das Blut versteht?"
"Hymne")

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Фридриха фон Гарденберга, каким бы было его творчество, каким бы был в конце концов его роман "Генрих фон Офтердинген" и много ли осталось в нем от того, что успел написать автор. Новалис умер в 1801г. от "туберкулёза" — у него была наследственная болезнь легких, 
 — не дожив два месяца до своего 29-летия /6/.

...Очевидно, что сама личность Фридриха фон Гарденберга была больше, чем его творчество, и он, как редко кто на земле, обладал тем, что мы называем внутренним обаянием, или харизмой. И должно быть, для истории человеческого духа он имеет большее значение, чем для литературы.

Его друг и сверстник писатель Людвиг Тик /7/
 в предисловии к изданию "Генриха фон Офтердингена", незавершенного романа Новалиса, с горечью напишет об его безвременной кончине:

«Быть может, читателя тронет отрывочность этих стихов и слов, как она безмерно трогает меня, который не мог бы с более благоговейной грустью глядеть на остаток разрушенной картины Рафаэля или Корреджио».

P.S. У него и смерть была изящной. Утром 25 марта 1801 года он задремал на диване под звуки рояля, под музыку, которую играл для него его брат,  — и не проснулся /8/.


«Новалис видел повсюду чудеса и чудеса прекрасные: 
он подслушал беседы растений, 
знал тайну каждой распускающейся розы, 
отождествил себя, наконец, со всей природой, 
и когда наступила осень и опала листва, он умер. 
При этом он, несмотря на трагическую личную судьбу, остался 
одним из самых светлых явлений в истории немецкого духа...."

Генрих Гейне. "Романтическая школа". Очерк. 1836

==============================================

Новалис написал четыре сказки, включенные им в роман «Генрих фон Офтердинген» и в повесть «Ученики в Саисе». 

Самой сложной и самой замысловатой сказкой автора является «Сказка Клингсора», заканчивающая первую часть неоконченного романа. Это аллегория. Она развивает идеи, содержащиеся в сказках об Орионе и об Атлантиде, тоже входящих в роман. Главная мысль всех трех сказок романа «Генрих фон Офтердинген» — мысль об особой роли поэзии в обновлении мира.

Перу Новалиса принадлежит также незаконченная сказка «Гиазар и Азора» (1789г.)



"..Если попытаться в одном слове выразить суть немецкого романтизма, этим словом будет Sehnsucht. Словарь переводит это слово как "стремление, желание, тоска, томление, ностальгия", но на самом деле слово не имеет точного эквивалента.
"Неисполнимое" или "невыразимое" желание, возможно, подходит лучше всего, но есть в первоначальном немецком слове нечто, ускользающее в любом переводе. Слово Sehnsucht вызывает в воображении далекий зов рога в темном лесу, пронизывающий отблеск заката, который нам никогда не догнать, неважно, с какой скоростью мы будем мчаться к горизонту, покрытые снегом пики далекой горной гряды. Красота, пространство и чувство чего-то бесконечно желанного, находящегося для нас вне досягаемости… 

Романтики, которые стали жертвой Sehnsucht, со временем обнаружили, что им стало очень сложно иметь дело с реальным миром плоти и крови. В конце концов, многие из них поняли, что застряли между воображаемым царством беспредельной красоты, которая тем не менее, ускользает из их рук, и грубой реальностью, которая неизменно предлагает испытания, слишком тяжелые для их тонких чувствительных натур..."

Гэри Лэчмен. "Темная муза. Новалис". (Вступление)

Розы "Новалис"

ПРИМЕЧАНИЯ:

Титульный портрет Новалиса Ф.Гарейса.
Художник Франц Гарейс (Franz Gareis) изобразил на своей картине Новалиса в 1799г.

"На своем портрете Новалис  — женственный, озаренный каким-то внутренним светом юноша, с прекрасным широким лбом и широкою переносицей, немного вздернутым носом, миловидным, чувственным ртом, светлыми кудрями, рассыпавшимися по плечам, и большими, прекрасными темными глазами, очень живыми, но остановившимися как бы на предмете духовного созерцания в момент овладения мысли этим созерцаемым предметом." 
(Вяч.Иванов "О Новалисе")

1.Повторимся. Свой псевдоним Фридрих фон Гарденберг не придумал. Имя Новалис  — родовое. Далекий предок семьи, фон Гарденберг, вступил в XIII веке во владение имением Гроссенроде (Großenrode) в Нижней Саксонии близ Ганновера и начал именовать себя "фон Роде", или, в латинизированном варианте, "де Новали" ("de Novali"). Глагол "roden", к которому восходит имя поместья Гроссенроде, означает в немецком языке "корчевать; расчищать под пашню, глубоко вспахивать". Отсюда и имя Novalis означает "возделывающий целину" (букв. "новину"), расчищенную для пахоты землю. 

2.«В 1792 г. в Лейпциге, где Новалис по настоянию отца изучал юриспруденцию, он встречается с Фридрихом Шлегелем, юношей одних с ним лет (но взглянувшим на него сразу как на младшего), умственно зрелым не по возрасту, феноменальным умником с болезненной, омраченной страстями и честолюбием душой, художественно и мистически не одаренным, зато похожим на непрерывно действующий вулкан новых мыслей, глубоких и необычайных.
Вот что писал Фридрих Шлегель о своем первом знакомстве с Новалисом: "Судьба дала мне в руки молодого человека, из которого может выйти все. Он мне очень понравился, я пошел ему навстречу; скоро он открыл мне святая святых своего сердца. Он почти еще мальчик, стройный, с очень тонким лицом, с черными глазами, которые принимают великолепное выражение, когда он разглагольствует с воодушевлением о чем-нибудь прекрасном. В нем несказанно много огня. Говорит он втрое больше и втрое скорее, чем мы все. Необычайна быстрота его понимания и восприимчивости. Изучение философии дало ему роскошную легкость в образовании красивых философских построений. Но влечет его не столько познание, сколько красота. Его любимые писатели: Платон и (мистик) Гемстергейс. С неистовым энтузиазмом развивал он мне в один из первых вечеров мнение, что нет в мире зла, и все опять приближается к золотому веку. Никогда юность не представлялась мне столь радостною, как в нем. В его восприятии жизни есть какое-то целомудрие, коренящееся в душе, а не в неопытности, он очень жизнерадостен и очень мягок... Дружба с младшим доставляет мне истинное наслаждение, коему я и предаюсь".  
(Вяч.Иванов "О Новалисе")

3. Limbo (от латинского Limbus  — край, предел)
   1/. Это место, куда попадают души, которые не заслужили Рая или Ада.
   2/. Лимбо — область между жизнями. 

4. Новалис сдает в 1794 году 
в Виттенберге университетские экзамены, завершив таким образом свое юридическое образование. 
Он, следуя совету отца, отклоняет блестящее предложение родственника Гарденберга, знаменитого министра тогдашней Пруссии Фридриха Вильгельма II, сделать себе служебную и придворную карьеру в Берлине. Он поступает на службу мелким чиновником в местечке Тенштедт в Тюрингии. Живя там, он знакомится с семьей ротмистра Йоханна фон Роккентина (Rockentien), живущей широкою веселою жизнью. Это был шумный, хлебосольный дом. 

Новалис и София фон Кюн, двенадцатилетняя дочь госпожи Роккентин от первого брака, падчерица хозяина дома,  впервые встретились 17 ноября 1794г. Сразу же после знакомства с девушкой Новалис пишет в письме к своему брату Эразму, что "четверть часа решили его судьбу" ("eine Viertelstunde über mein Leben entschieden hat.").Чем именно она поразила его, останется навсегда тайной. Впрочем, не устоял перед обаянием Софии и отец Новалиса, что было для него совершенно нехарактерно. Сам Новалис говорит про нее, что она ничем не хочет казаться, она просто есть Нечто («sie will nichts sein, sie ist etwas»). 15 марта 1795г., в день рождения Софии (ей исполнилось 13 лет), они обручились. Карл, младший брат Новалиса, прислал Софии от его имени в августе обручальное кольцо.

5. Хотя отец благословил их союз, судьба была против Новалиса: в ноябре 1795 года София серьезно заболела - у неё нашли опухоль печени (хотя другие немецкие источники утверждают, что у девушки была чахотка). К весне 1796 года её состояние улучшилось, но к лету вновь наступило ухудшение, и пришлось делать операцию.(При этом надо помнить, что в XVIIIв. операции проводились без привычного нам наркоза, под местным обезболиванием). Затем последовало ещё несколько операций, которые были безуспешными, и после длительной, мучительной борьбы за жизнь, она умерла в марте 1797 года.

6. Новые исследования рассматривают в качестве истинной причины смерти 28-летнего молодого человека — наследственное заболевание муковисцидоз (кистозный фиброз) в легочной (респираторной) форме. Этот вывод подкрепляет тот факт, что с раннего детства Новалиса мучили легочные заболевания и его состояние характеризовалось общей астенией (болезненным состоянием, проявляющимся повышенной утомляемостью и истощаемостью с крайней неустойчивостью настроения.

7. О дружбе Новалиса и Людвига Тика можно прочитать в статье "Людвиг Тик и его сказки".

8. «Новалис  — воплощение поэзии ….Он умер после того, как попросил брата поиграть ему на фортепиано. Он переживает чувственную действительность музыкально - поэтически и умирает в поэзии музыкального. Он вносит в жизнь музыку и только в ней воспринимает внешний мир. Он …рожден из музыки в поэзию; умирает из поэзии в музыку.» 
(Рудольф Штайнер. «Труды по антропософии»)

"В свои последние дни Новалис был хотя и болен, однако полон жизни, полон интереса к жизни: он расхаживал, вел легкие беседы, занимался работой, а в одно прекрасное утро, при звуках фортепьянной музыки, он заслушивается, присаживается, улыбается дремотной улыбкой и умирает. Не кажется ли, что эта благородная, удивительно глубокая и живая душа перешла голубые горы своей ностальгии без муки, без прощания, следуя за легкими звуками звучавшей музыки, чтобы обрести наконец обитель неспетых песен?.."
(Герман Гессе. "Новалис")

9. Совсем недавно селекционерам удалось вывести совершенно необычный сорт розы лавандово-синего цвета. В память о Голубом цветке она получила имя "Новалис".

10. Новалис обладал редкой эрудицией во многих областях знаний XVIII века. Еще мальчиком 12-ти лет он освоил так называемые «мертвые» языки  — латынь и древнегреческий, 
изучал французский, итальянский и английский языки. 

11. Четверостишие мое. Т.К.




Ф.Мендельсон. Анданте


Не говорите мне «он умер». Он живёт.
 Пусть жертвенник разбит — огонь ещё пылает,
 Пусть роза сорвана — она еще цветёт,
 Пусть арфа сломана — аккорд ещё рыдает!..
С.Я.Надсон. 1886.


ЧИТАТЬ:

ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК — СИМВОЛ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА
НОВАЛИС. БАСНИ
НАРОДНАЯ ЛЕГЕНДА О ГОЛУБОМ ЦВЕТКЕ
Рекомендуемая литература:

СКАЗКА АТЛАНТИДЫ

ГИАЦИНТ И РОЗОЧКА

ГИМНЫ К НОЧИ

ГЕНРИХ ФОН ОФТЕРДИНГЕН (неоконч.)

СКАЗКА О ВОЗВРАЩЕННОМ СОКРОВИЩЕ 






ПРИЛОЖЕНИЕ.

Интересный  — совсем другой  — взгляд на личность Новалиса и на его творчество, изложен советским литературоведом, профессором Наумом Яковлевичем Берковским в его работе "Романтизм в Германии":

"..Писавший под псевдонимом Новалиса Фридрих фон Гарденберг родился в 1772 году в Нижней Саксонии, в стародворянской семье, скромной и в истории себя деяниями не ознаменовавшей.
Но один исторический деятель, занявший заметное место в делах Германии начала XIX века, приходился Новалису близкой родней — это был Карл-Август фон Гарденберг, канцлер прусского государства, известный реформами, проведенными им.
Ближайшая среда едва ли могла радовать Новалиса. … В семье Гарденбергов царила тяжелая скука, ибо отец был религиозным человеком — гернгутером /1/, строго наблюдавшим, чтобы в доме не заводилось легкомыслие. Впрочем, Новалис всячески уклонялся от общения с сектой гернгутеров, к которым семья старалась его приобщить.
..Сыновья и дочери рождались непрерывно, мать Новалиса произвела одиннадцать детей. …бедная его мать, как это и водилось с женщинами тогда, занималась только детьми. Дети как рождались, так и умирали, один за другим. В многодетных домах они не имели гарантии на прочность, присмотр был недостаточен, болезни и несчастные случаи их уносили.
Когда мать Новалиса находилась при смерти, то к тому времени из всего ее потомства жив был только один, он-то и сидел у ее смертного одра. Женщины, подобные матери Новалиса, безгласные и вечно запуганные служанки собственных мужей, да и всего своего семейства, едва ли могли подсказать будущему романтику его идеальных героинь, его женопоклонничество.
Романтизм возникал не из местных, ближайших условий, а из общемирового состояния, как любили выражаться романтики и современники их. Только общемировыми духовными силами романтикам дано было извлечь из окружающего их убожества, из домашней и социальной, из немецкой «мизеры» /2/. нечто достойное людей мысли и художественного вдохновения.
Так было со всеми, так было и с Новалисом, первоначальные обстоятельства биографии которого были как будто краше, чем у остальных.

Помимо прочего, надо еще принять к сведению, в каких тесных географических границах проходила жизнь Новалиса. Он всегда отправлялся в странствования свои из городишка Вайсенфельса, куда и возвращался, ибо туда перебрались его родители. Вайсенфельс насчитывал 3800 жителей.
Территория, с которой Новалис был связан и за пределы которой никогда не выезжал, очерчена очень четко. Это всего лишь Средняя Германия, между Гарцем и Тюрингенским лесом, Рудными горами и Эльбой.

Лучшие годы своей очень недолгой жизни Новалис провел в постоянном идейном опьянении. Выразителен его псевдоним Новалис — "возделыватель целины". Сильнее, чем кто-либо, он веровал, что все на свете начинается сначала, и приходит время чудес. Новалисом владело чувство, что высшие сущности приблизились к нему без усилий с его стороны, даром и ничего от него не требуя, что тайны мира одна за другой стали открываться перед ним, что наступило время ответов, которых люди ждали веками и которые пришли все сразу вместе.

…Новалис много и торопливо учился. По диплому юрист, он стал самостоятельно изучать философию, притом усерднейшим образом.
Занятия философией сопутствовали Новалису всю его жизнь.
Одновременно он осваивал науку за наукой — математику, химию, физиологию, медицину, геологию, горное дело во всех его подробностях. Одна из лучших частей наследия Новалиса — это его фрагменты, в которых затронуты все отрасли знания, кроме названных еще и история, и история литературы, и лингвистика с поэтикой включительно.
Впечатление от этих фрагментов — энтузиазм и страшная спешка. Новалис подобен открывателю золотой жилы, который, не теряя времени, хочет от нее получить, что только та в себе содержит.
О чем бы ни писал и ни размышлял Новалис, всегда он кажется застигнутым внезапным счастьем — счастьем неожиданных угадок и разгадок, которые только успевай записывать…
Науки, помимо философского своего содержания, выполняли для Новалиса еще особую роль, сходную с ролью искусства. Его теснила бедность домов и городов Германии. Каждая заново изученная наука помогала избавлению от этой бедности.
...Новалис переходил от науки к науке, как бы путешествуя из страны в страну, каждый раз обладающую иными пейзажами. История ли, минералогия ли, медицина ли — все это были новые отделы видимого мира, своеобразие которых захватывало Новалиса.

Новалис вошел в историю литературы в некоем за столетие с лишним устоявшемся образе, очень стильном, но и малоправдоподобном. В нем хотели видеть героя отрешенности, звездного романтика, не замешанного в дела быта и эпохи. Этот образ сложился усилиями писавших о Новалисе  — Карлейля, Генриха Гейне, наконец, Мориса Метерлинка.
..Особенно талантливы стилизации Г.Гейне, который отождествил Новалиса с его туберкулезом. Если верить Гейне, то Новалис, действительно умерший от туберкулеза в 1801 году, как бы нашел себя в этой болезни, нарочно для себя ее заказал. Между тем Новалис сколько мог боролся с нею, и его краткая, переполненная деятельностью и исследованиями всякого рода жизнь была очень мало похожа на покорное умирание….

У мемуаристов-современников мы читаем о совсем другом Новалисе — очень светлом, очень веселом, по-моцартовски одаренном, без труда и с удивительной быстротой проникающем в любую область, счастливом и удачливом во всех трудах, которые доводилось ему брать на себя. Он был мастером тех малых форм человеческого общения, что получили развитие в йенском романтическом кругу. Он умел быть другом людей очень разных — и философа Фридриха Шлегеля, и поэта Людвига Тика, и старого Юста, ревностно служившего по горному делу, и даже его старой жены. Был прекрасным собеседником, отлично танцевал на маленьких балах, отлично лазил по горам.

Таким образом, в реальном Новалисе почти ничего не остается от анахорета /3/ под одинокой звездой…. В нем жило великое философское спокойствие, им полны его произведения, но в них же присутствует общительность, тихое веселье романтических первооткрытий и романтического энтузиазма.

Невесте Новалиса Софи Кюн историки литературы издавна приписывают очень важную роль и в его духовном развитии и в творчестве. Сам Новалис дал повод к этому. Он не переставал поминать и оплакивать эту девочку, умершую в возрасте пятнадцати лет после неудачно сделанной операции. Очень соблазнительна стилизация: больной Новалис полюбил больную Софи Кюн, по смерти ее не мог расстаться с тенью ее и все лелеял этот призрак.
Мы сейчас по собранным документам знаем: Софи Кюн была решительно ничем не примечательна, она была обыкновеннейшее дитя, к тому же воспитанное грубой средой; в доме, где она жила, царило грубое веселье, отчим был настоящий немецкий помещик, за столом велись гусарские разговоры, шутили и развлекались тоже по-гусарски. Сохранились ее записки к Новалису, не блещущие грамотностью.
Она могла пленить Новалиса именно тем, что кажется наиболее странным в истории этой любви, — возрастом. Когда Новалис впервые встретился с нею, ей было только тринадцать. Напрасно биографы ссылаются на тогдашний обычай заключать ранние браки. Над Новалисом имел силу вовсе не обычай, Новалис нашел в Софи Кюн столь ценимую им поэзию «утреннего часа», поэзию первичного. ..Ранняя смерть сохранила в Софи незапятнанность бытом и прозой. Рассуждения о влиянии Софи на Новалиса малоосновательны, потому что Софи сама была созданием этой поэзии, Новалис отметил Софи, избрал ее, потому что она соответствовала законам его поэтического миропонимания, заранее была предопределена к роли героини написанного им прозой и стихами.

Любовь к Софи Кюн подтверждает репутацию Новалиса, романтика, живущего над миром.
Но есть в его биографии данные совсем иного порядка. Он стремился не только к знаниям, но к знаниям практического свойства. Юст, дивившийся быстроте, с которой Новалис постигал всякую новую для него науку, говорит и о серьезности ученых занятий его. Новалис учился основательно, ибо имел в виду практическое применение приобретенных знаний. От ученого слова он хотел идти к жизненному делу.
С зимы 1797 года Новалис проходит горные науки в горной академии Фрейберга, слушает знаменитого геолога Абрагама-Готтлиба Вернера, которого под многозначительным именем Учитель вывел позднее в «Учениках в Саисе». ..

После фрейбергской академии начинается практическая работа Новалиса, в некотором роде горного инженера, если пользоваться понятиями, близкими нам. Он связан был с соляными промыслами в Тюрингии, с лета 1799 он асессор /4/ в Вайсенфельсе при солеварнях курфюрста Саксонского. Через год он добивается довольно высокой должности по тюрингенской горно-промышленной округе….

Новалис безвременно скончался в 1801 году, и его помянули не одни только Шлегели и Людвиг Тик.
Его помянул также горный советник Хойн (Heun): «О, вы не знаете, кого мы в нем потеряли!» Советника, сказавшего эти слова, нисколько не касались поэзия и философия, он оплакивал потерю, понесенную саксонскими мануфактурами.

Не надо видеть в Новалисе только астрального поэта, влюбленного в Софи Кюн и ее могилу. Не надо видеть в нем только саксонского солевара.
Романтизм Новалиса в объединении и той и другой тенденции, пусть бы оно порой представлялось странностью и парадоксом.
Романтизм Новалиса был универсален, включая в себя и повседневность и отвлеченнейшие высокие интересы.
Новалис высоко чтил средневекового мистика Якоба Бёме и его философию космической жизни, что не препятствовало ему советовать брату Эразму читать Франклина — трезвейшего автора, наставника по части практических бюргерских дел и всяческой житейской прозы.

…До нас дошли поздние высказывания Новалиса, из которых следует, что под конец жизни он остывал к своему романтическому призванию, "писательство для него побочное дело, главное — практическая жизнь". ..«Для законченного воспитания нужно пройти через многие ступени. Нужно побывать гофмейстером, профессором, ремесленником, как и писателем. Даже и служить слугой, и в этом я вреда не вижу»...

Н.Я.Берковский
"Романтизм в Германии.Новалис".1971



Как и всякое значительное явление духовной жизни,
личность Новалиса заслуживает 
многостороннего подхода . 
А Истина — как всегда  — где-то посередине.



ПРИМЕЧАНИЯ К СТАТЬЕ Н.Я.БЕРКОВСКОГО.

1/ Гернгутеры ("Herrnhuter" — букв. "стражи людские"), "чешские братья"  — христианская евангелическая организация, основанная в Чехии (Богемии) в XV в. после гуситского революционного движения, из остатков гуситов — последователей Яна Гуса. В 1456 году в Польше они образовали евангелическое братство («Богемские братья»). За период Тридцатилетней войны в Европе их почти полностью истребили. В начале XVIII века идея «Богемских братьев» получила развитие в Германии (Саксония). Целью этого религиозного движения было в т.ч. нравственное перевоспитание людей.

2. Misere  — убожество (нем.)

3. Анахорет — удалившийся от мира, отшельник, пустынник.

4. Асессор – оценщик, аттестатор (нем.)



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Novalis. Wikipedia.deut. Ссылка.
2. Sophie von Kühn. Wikipedia.deut. Ссылка.
3. Томас Карлейль."Новалис: Литературный этюд". Ссылка.
4. Страница Новалиса в проекте «Gutenberg». Ссылка
5. Вяч.Иванов "О Новалисе". 1913. Ссылка.
6. Зотова Т. А. "Тик и Новалис: История одной краткой дружбы"Ссылка.
7. Sophie von Kühn's Briefe an Novalis. Ссылка.
8. Герман Гессе. Статьи, эссе. "Новалис". Ссылка.  
9. Гэри Лэчмен. "Темная муза". Очерк влияния оккультной мысли на величайших поэтов и писателей последних двух столетий. Ссылка.
10.Н.Я.Берковский. "Романтизм в Германии". Новалис. Ссылка.
11.Грете Ионкис: Новалис и его Голубой цветок. Ссылка.
12.The Birth of Novalis: Friedrich von Hardenberg's Journal of 1797, with selected Letters and DocumentsСсылка.

*****


КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.

*****

2 комментария:

  1. Он умер на превосходной волне очарованный красотой Земли не застав не одной войны Смерть представилась ему в вечном свете так должны чувствовать жизнь все люди.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, если не считать только-только начавшиеся в то время в Европе (и, в частности, в Пруссии, а прочие германские княжества задевшие лишь рикошетом) так назыв. Наполеоновские войны, то да, Новалис, "успев" умереть в 1801г., войны не видел. Он вообще, как представляется мне, был очень "не от мира сего" — в хорошем смысле, конечно. Есть многое у него, что нелишне было бы понять (и перенять) многим людям.

      Удалить