***********
РОЛАНД
РОЛАНД
(Roland)
Статуя Роланда в г.Хальберштадт (Гарц) |
Имя "Роланд" в Германии, в первую очередь, ассоциируется с каменной статуей рыцаря
с обнаженным мечом. Ее можно встретить более чем в пятидесяти немецких городах,
но когда-то их было значительно больше. Установленные в XIV-XVII вв., эти статуи ("столбы Роланда") считались в Средние века символом
свободного города, получившего так называемое «Городское право» — важнейший
признак городского самоуправления и свободы горожан. Вот почему они, как правило, установлены в
центре — на рыночных площадях и возле городской ратуши. Большинство каменных изваяний рыцаря сделано из песчаника.
Кроме Германии древние статуи Роланда можно встретить
в Чехии, Нидерландах, Латвии, Австрии, Швейцарии, Словакии, Хорватии и Польше. Копии рыцаря с
мечом правосудия в руках установлены в Бразилии, Китае и Соединенных Штатах
Америки.
Но почему именно Роланд?
В средние века Роланд был необычайно популярным героем эпических сказаний. Об историческом существовании этого лица
свидетельствует «Жизнеописание Карла Великого» («Vita Caroli Magni»), в котором описывается один из эпизодов Реконкисты — отвоёвывания христианами земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами. Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиреней арабами в первой половине VIII века. К концу XI века Роланд стал символом образцового воина. А в середине XII века во Франции была сложена знаменитая героическая поэма «Песнь о Рола́нде» (фр. La Chanson de Roland). (См. Приложение ↓). Символом достоинства, верности, безупречно исполненного долга и стал Роланд для людей средневековой Европы /1/.
...А в Германии о рыцаре Роланде сложили свою легенду. На Рейне, этой великой немецкой реке, рядом с Бонном и знаменитой Скалой Дракона, где когда-то Зигфрид поразил мечом дракона Фафнира, еще и сегодня можно видеть руины замка. Это так называемая "Арка Роланда", о которой с давних времен существует печальное предание о любви рыцаря Роланда к прекрасной Хильдегунде. Начинается оно с того, что Роланд не погиб в бою с язычниками, а вернулся к себе, в милую отчизну Германию...
Эту легенду сохранил для нас знаменитый немецкий сказочник Людвиг Бехштейн в своем сборнике "Легенды Рейна". Ссылка.
...А в Германии о рыцаре Роланде сложили свою легенду. На Рейне, этой великой немецкой реке, рядом с Бонном и знаменитой Скалой Дракона, где когда-то Зигфрид поразил мечом дракона Фафнира, еще и сегодня можно видеть руины замка. Это так называемая "Арка Роланда", о которой с давних времен существует печальное предание о любви рыцаря Роланда к прекрасной Хильдегунде. Начинается оно с того, что Роланд не погиб в бою с язычниками, а вернулся к себе, в милую отчизну Германию...
Эту легенду сохранил для нас знаменитый немецкий сказочник Людвиг Бехштейн в своем сборнике "Легенды Рейна". Ссылка.
***********
Самыми старыми "Роландами" Германии, прекрасно сохранившимися оригиналами, являются статуи в Хальберштадте, Кведлинбурге (оба в Гарце) , Бранденбурге и Бремене.
Хальберштадтский Роланд был создан еще в 1381г., тогда он был деревянным, а в 1433г. статуя была заменена на точную ее копию, но из местного песчаника. Дата "1433" высечена на поясе Роланда.
В левой руке рыцарь держит меч с двуглавым имперским орлом, а в правой обоюдоострый меч Дюрандаль /4/.
500 лет Роланд стоял на углу ратуши, разрушенной при бомбежке в апреле 1945г. В начале войны статую замуровали в стену, таким образом она избежала уничтожения. С 1998г. Роланд стоит на прежнем историческом месте у восстановленного здания ратуши.
Хальберштадтский Роланд был создан еще в 1381г., тогда он был деревянным, а в 1433г. статуя была заменена на точную ее копию, но из местного песчаника. Дата "1433" высечена на поясе Роланда.
В левой руке рыцарь держит меч с двуглавым имперским орлом, а в правой обоюдоострый меч Дюрандаль /4/.
500 лет Роланд стоял на углу ратуши, разрушенной при бомбежке в апреле 1945г. В начале войны статую замуровали в стену, таким образом она избежала уничтожения. С 1998г. Роланд стоит на прежнем историческом месте у восстановленного здания ратуши.
|
Другая древняя (в 1474г.; на месте деревянной скульптуры 1402г.) статуя Роланда находится в Бранденбурге. Она чудом уцелела во время Второй мировой войны: в 1941г. она была спрятана в одном из пригородных имений, а затем вновь заняла свое место перед старой ратушей. Это каменная фигура рыцаря в доспехах высотой 5,35 м, меч — в правой руке, в левой — кинжал. Согласно легенде, Роланда защищает от ударов молний, а также ото всех перипетий судьбы растение молодило (живучка), растущее в углублении на его голове.
Роланд в г.Бранденбург на Гавеле (Brandenburg an der Havel) |
А прославил Бременского Роланда, конечно же, Вильгельм Гауф, в своей последней сказке "Фантасмагории в винном погребке при Бременской ратуше» (год создания 1827).
Герой, в котором легко угадывается сам Гауф, посещает винный погребок при Бременской ратуше и... переживает необычайную, полную фантасмагорий ночь в компании с весьма необычными приятелями по застолью: Двенадцатью апостолами, богом вина Бахусом, девицей Розой — духом огромной одноименной бочки, в котором хранится лучшее из вин кабачка рюдесхаймское, Валтасаром — древним сторожем-хранителем места, и, наконец, Роландом, чья огромная статуя стоит прямо у входа в кабачок, на Ратушной площади.
"...В этот миг ударом, от которого пошел гул по всему подвалу, вышибло дверь нашего зала, и на пороге появилась высокая белая фигура...
Помните ту страшную минуту в «Дон Жуане», когда все ближе и ближе слышатся гулкие шаги, когда вбегает с криком Лепорелло и статуя Командора, сойдя со своего боевого коня на памятнике, приходит на пир? К нам в подвал вошла размеренным, гулко отдающимся шагом гигантская каменная фигура в панцире, но без шлема, с огромным мечом в руке. Бездушное лицо застыло в неподвижности, и все же каменные уста разомкнулись:
– Желаю здравствовать.. Желаю здравствовать, девица Роза. Разрешите сесть за ваш пиршественный стол?
Все с изумлением глядели на гигантскую статую, но фрау Роза прервала молчание, захлопала от радости в ладоши и воскликнула:
– Боже мой! Да ведь это каменный Роланд, что уже не одно столетие стоит в нашем добром городе Бремене на соборной площади. Как приятно, господин рыцарь, что вы соблаговолили оказать нам такую честь. Оставьте щит и меч и располагайтесь как дома. Не желаете ли вы сесть во главе стола рядом со мной? О господи, как я рада!
...– Благородный паладин, – сказал я, – хоть в наши дни род людской измельчал и обмяк и люди в своем скудоумии прилепились к настоящему и не заглядывают ни в будущее, ни в прошлое, все же память у нас не окончательно иссякла. Мы чтим великих и славных мужей, которые некогда ступали по земле нашей родины, мы и по сие время живем в их тени. ... А где упоминается имя вашего великого властителя Каролуса Магнуса, там не забывают и Роланда. Вы были его ближайшим соратником, и ваше имя тесно связано с ним и в песне, и в предании, и в памятных нам образах. Последний призывный звук вашего рога все еще звучит из‑под земли в Ронсевале и будет звучать до тех пор, пока не сольется с трубным гласом, возвещающим Страшный суд.
– Значит, мы не напрасно жили на свете, добрый старый Карл, потомство чтит наши имена, – молвил рыцарь..."
(Перевод И. Татариновой)
*******
Впрочем, пересказывать произведения, подобные этой сказочной новелле, дело неблагодарное. Ведь это всё фантасмагории. Фантасмагории в Бременском винном погребке...
********** |
1. Существует еще одна версия происхождения имени Роланд применимо к столбам правосудия ("Статуям Роланда") германских городов. Есть гипотеза, принадлежащая австрийскому оккультисту и рунологу Гвидо фон Листу (Guido von List; 1848 — 1919) о том, что имя «Roland» является условным символом. Гвидо фон Лист толкует его так: «Roland» или «Ro-Land» → «Ruoth-Land», что на древненемецком означает «место/земля, где действует закон/право», от слов «Ruoth» (право, закон; в совр. нем. яз. «Recht») и «Land» (страна, местность, место).
Согласно Гвидо фон Листу, статуи ("столбы") Роланда были поставлены там, где когда-то стояли языческие столбы Ирминсуль /2/, т.е. на местах, которые в языческом прошлом имели отношение к правосудию. В этих местах в древнегерманские языческие времена проводились так наз. «тинги», т.е. совещательные собрания всех вольных, боеспособных мужчин, а также избирались вожди и короли, осуществлялось правосудие и выносились приговоры. Таким образом столбы Ирминсуль обозначали не только места правосудия, но и посвященную богам землю, которую нельзя было осквернять пролитием крови — священное культовое место, где соблюдался, почитался и при необходимости восстанавливался священный Закон и Порядок богов.
Когда в Германию вторглось христианство, римские миссионеры уничтожили практически все столбы Ирминсуля (как и — по возможности — все остальные символы языческой традиции). Однако уже вскоре на их местах появились статуи/столбы Роланда, извещавшие на своем тайном языке о том, что тот, кто видит сей столб, по-прежнему находится на земле Ruoth-Land, т.е. в области, где действует прежний правовой порядок (Ruoth, Recht) – порядок Вотана, т.е. в местах, которые в языческом прошлом имели отношение к правосудию.
Своим насильственным вторжением римское право вытеснило прежние законы, но они отнюдь не перестали действовать, а лишь ушли в «подполье», откуда продолжали оказывать свое авторитетное влияние.
О существовании взаимосвязи между столбами Роланда и древними языческими столбами Ирминсуль выдвигал предположение ещё Якоб Гримм в своем фундаментальном труде "Германская мифология". И то, о чем догадывался Гримм в своей «Мифологии», несколько десятилетий спустя окончательно прояснил Гвидо фон Лист.
(П.1. цитируется по статье "Роланд".
Блог ЖЖ Nordblut. Ссылка)
2. Ирминсуль (Irminsuli, Irminsûl) — букв. священное дерево или ствол дерева саксов, посвященное богу Ирмину, главный объект почитания северных германцев еще со времен Тацита, который описывает слухи о «геркулесовых столпах» в землях фризов.
Главный Ирминсуль находился в священной роще у Эресбурга /3/ в Вестфалии, где в 772 году он был разрушен Карлом Великим, стремившимся крестить саксонцев, другой на реке Унштрут, в Тюрингии. В Ирминсуле сами германцы видели символическое изображение мирового ясеня Иггдрасиля.
3. Эресбург (Aeresburg) — старинный пограничный замок саксов на реке Димель (теперь город Марсберг в Вестфалии). В 772 г. был взят Карлом Великим в его походе против саксов.
4. Дюрандаль (фр. Durandal) — легендарный меч Роланда.
Выкован кузнецом Галаном из Регенсбурга. Вручён Карлом Великим своему рыцарю после принесения им присяги.
В рукояти хранились мощи (кровь св. Василия, нетленный зуб св. Петра, прядь волос Дионисия Парижского, Божия человека, обрывок ризы Приснодевы Марии).
Имя меча происходит от французского прилагательного dur — «твёрдый» или от глагола durer — «быть прочным, устойчивым».
*******
ПРИЛОЖЕНИЕ
СЮЖЕТ "ПЕСНИ О РОЛАНДЕ"
Гобелен "Песня о Роланде" |
Поводом для создания эпической поэмы «Песнь о Рола́нде» (фр. La Chanson de Roland) послужили далекие события 778 года, когда Карл Великий вмешался в междоусобные распри мусульманской Испании. Взяв несколько городов, Карл осадил Сарагосу, однако через несколько недель вынужден был снять осаду и вернуться за Пиренеи из-за осложнений в собственной империи.
Баски при поддержке мавров напали в Ронсевальском ущелье /горный перевал в Испании/ на арьергард Карла и перебили отступающих франков. Среди других в этом бою погибло несколько пэров, в том числе, по свидетельству Эгинхара (тж. Эйнхарда или Эйнгарда), историографа Карла Великого, "Хруотланд, маркграф Бретани". Напавшие разбежались. Покарать их не удалось.
В эпосе Хруотланд — Роланд является образцом христианского рыцаря и лучшим витязем Карла; баски обратились в традиционных врагов веры христианской — сарацин; их нападение в Ронсевальской долине, где воинам Карла, находившимся под предводительством Роланда, трудно было защищаться, объясняется изменой одного из вельмож Карла — Ганелона, личного врага Роланда. Падая в неравной борьбе, Роланд трубит в свой знаменитый рог; Карл Великий его услышал, повернул назад и отомстил сарацинам, а по возвращении в Ахен предал казни изменника Ганелона.
***********
Комментариев нет:
Отправить комментарий