Phantasien im Bremer Ratskeller
Herbst 1827
Он вспоминает в ней о своем пребывании в Бремене, куда прибыл летом 1826 г. на обратном пути из Парижа вместе со своими родственниками и друзьями. Это было чудесное время для молодого необычайно талантливого писателя: жизнь обещала ему только радость и счастье: со всех сторон люди выражали ему самую искреннюю симпатию, искали знакомства с ним, обаятельным юношей, чьи сочинения становились широко известны и любимы.
«Я невыразимо счастлив, - пишет он из Бремена родным. – Я сделал в жизни уже что-то хорошее и чувствую, что могу сделать намного больше; я уважаем, почитаем, любим, и – что самое главное – я знаю, что дома меня ждет существо, которое сделает меня самым счастливым из всех смертных».
В компании друзей он, конечно же, посещает Бременский винный погребок при городской ратуше, который уже тогда был одной из основных достопримечательностей города, и весьма вероятно, что там он в той или иной форме и познакомился с некоторыми из духов вина, о которых он так красочно рассказал в своей сказке. В любом случае, воспоминания о пребывании в Бремене были радостными, и он напишет ее легко - в память о веселых часах, проведенных в кругу своих приятелей, во славу немецкого вина, во славу Бременского винного погребка и его обитателей, как смертных, так и бессмертных.
Но это произведение – и некое подведение итогов. Писатель напишет его год спустя после той поездки, осенью 1827 года, - за пару месяцев до смерти. И в «Фантазиях» он как будто предчувствует свою скорую кончину. Он вспоминает о своем детстве, доме деда, который заменил ему отца, о Швабии – крае, в котором провел юношеские годы, о друзьях своей юности, о первой любви.. Это своего рода автобиография в поэтической форме, написанная за бокалом хорошего вина. Ибо, как сказал Шекспир, "Хорошее вино - добрый товарищ. И каждый из нас может иногда получать от него вдохновение"
И в то же время – это сказка. "Осенний подарок друзьям вина".
Поистине прекрасный подарок от уходящего в Вечность Мастера.
Вот она начинает свое неспешное повествование...
– Да с ним не сговоришься, – сказали они, спускаясь от меня вниз по лестнице гостиницы, и я какое-то время отчетливо слышал их голоса. «Сейчас ему снова хочется спать – и это в девять-то часов вечера! Живет, как сурок.. Кто бы мог это представить года четыре назад..!
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Апостольский погребок |
Немецкая открытка 1900г. на тему "Фантазий". "На Рейне, на Рейне Растет наш виноград..." =========================== |
Действие "Фантазий" происходит в Бремене, в роскошных интерьерах исторического винного погребка при ратуше (Bremer Ratskeller). До сих пор это реально существующее место, посетить погребок можно и в наши дни. Он основан еще в 1405 г. и является, таким образом, старейшим винным погребом Германии с общей площадью более 5.000 м2. Кроме того здесь хранится самое старое бочковое вино страны Рюдесхаймер (Rüdesheimer Wein) 1653 года**.
И поныне в погребке можно попробовать 650 различных сортов исключительно немецкого вина в оригинальных средневековых интерьерах. С 1973 года здание объявлено памятником архитектуры и находится под охраной государства.
Рядом с погребком, перед ратушей, стоит каменная статуя Роланда. Это памятник рыцарю с обнаженным мечом, символ свободы средневекового города. По легенде Бремен сохранит свою независимость до тех пор, пока будет стоять охраняющий его Роланд. Статуя была поставлена на рыночной площади на средства горожан в 1404 году. Рассказывают, что Наполеон, в период оккупации Бремена французскими войсками, распорядился перевезти Роланда в Париж, в Лувр. И только благодаря красноречию бургомистра, который смог уверить Наполеона в отсутствии всякой ценности каменного изваяния из старого песчаника, Роланд остался стоять там, где стоит с начала XV века.
В память о великом немце один из залов погребка был назван в честь Гауфа - "Зал Гауфа" ("Hauffsaal"). Он известен также под вторым именем - "Зал шепотов" („Flüstersaal“), поскольку произнесенное шепотом у одной стены зала, отчетливо слышно у стены противоположной. В середине же зала не слышно ничего.
В новелле встречаются также и другие названия.
Так, Апостольский погребок (1550г.) получил свое название по двенадцати дубовым бочонкам, находящимся здесь: по шесть у двух противоположных стен. В каждой бочке хранится по 1200 литров Рейнского вина XVIII века.
Название же погребка Розы происходит от очень старой традиции давать особенно качественному вину имя Роза. Он с самого начала предназначался, как и Апостольский погребок, для хранения самых старых и ценных вин. И у боковой стены погребка находится бочка "Роза", в котором хранится знаменитое Рюдесхаймское 1653 г.
Статуя Роланда |
Рядом с погребком, перед ратушей, стоит каменная статуя Роланда. Это памятник рыцарю с обнаженным мечом, символ свободы средневекового города. По легенде Бремен сохранит свою независимость до тех пор, пока будет стоять охраняющий его Роланд. Статуя была поставлена на рыночной площади на средства горожан в 1404 году. Рассказывают, что Наполеон, в период оккупации Бремена французскими войсками, распорядился перевезти Роланда в Париж, в Лувр. И только благодаря красноречию бургомистра, который смог уверить Наполеона в отсутствии всякой ценности каменного изваяния из старого песчаника, Роланд остался стоять там, где стоит с начала XV века.
В память о великом немце один из залов погребка был назван в честь Гауфа - "Зал Гауфа" ("Hauffsaal"). Он известен также под вторым именем - "Зал шепотов" („Flüstersaal“), поскольку произнесенное шепотом у одной стены зала, отчетливо слышно у стены противоположной. В середине же зала не слышно ничего.
В новелле встречаются также и другие названия.
Так, Апостольский погребок (1550г.) получил свое название по двенадцати дубовым бочонкам, находящимся здесь: по шесть у двух противоположных стен. В каждой бочке хранится по 1200 литров Рейнского вина XVIII века.
Название же погребка Розы происходит от очень старой традиции давать особенно качественному вину имя Роза. Он с самого начала предназначался, как и Апостольский погребок, для хранения самых старых и ценных вин. И у боковой стены погребка находится бочка "Роза", в котором хранится знаменитое Рюдесхаймское 1653 г.
На потолке над бочкой "Роза" находится изображение розы 1602 года. Поскольку когда-то это помещение использовалось членами городского Совета для конфиденциальных переговоров (до начала XIX века в Апостольский погребок и погребок Розы можно было заходить только в сопровождении городского советника), у бременцев, да и не только у них, в ходу было выражение „sub rosa“ ("под розой" - лат.), когда имелось в виду, что все сказанное надо хранить в секрете.
Генрих Гейне
Книга песней. Северное море.
Второй цикл. В гавани.1825–1826
ПРИМЕЧАНИЯ
* Русский переводчик сказки (И.С.Татаринова) назвал ее "Фантасмагории в Бременском винном погребке".
** В 2014 г. один китайский милиардер – любитель вина попросил продать ему бутылку рюдесхаймского 1653г., предложив за нее за 150 000 евро! Накануне он посещал Бременский винный погребок, и марки вина, входящие в винную карту, которые он смог продегустировать, так понравились ему, что утром следующего дня он сделал это предложение.
Впрочем, ему сразу же было отказано, ведь знаменитое рюдесхаймское – самое старое вино Германии – входит в фонд культурного наследия и никогда не продается. Считается, что оно останется в дар потомкам.
Из 1000-литровой бочки «Роза» вино наливается в маленькие бутылочки объемом в 100 мл. только по очень особым случаям. Например, исключение было сделано для английской королевы Елизаветы, которая посещала Бременский винный погребок в 1978г. и смогла продегустировать рюдесхаймское.
Много лет назад распорядителем винного погребка был сделан символический расчет цены 100 мл. стаканчика этого эксклюзивного сорта вина. Она составила 20 000 евро!
*** Знаменитые посетители Бременского винного погребка (XIX в.)
В начале XX века известный немецкий художник того времени Артур Тиле (Arthur Thiele) создал замечательные иллюстрации к "Фантазиям". Кажется, лучше его никто не иллюстрировал это произведение.
"..Действительно, скажу, что Роза Роз она,
Чем старше, тем душистей распускаясь.
Меня в восторг привел тот аромат,
Он опьянил меня и вдохновенье дал,
Но на ногах меня не удержал,
И со ступеней погребка
Я чуть не покатился, каюсь..."
Генрих Гейне
Книга песней. Северное море.
Второй цикл. В гавани.1825–1826
ЧИТАТЬ:
* Русский переводчик сказки (И.С.Татаринова) назвал ее "Фантасмагории в Бременском винном погребке".
** В 2014 г. один китайский милиардер – любитель вина попросил продать ему бутылку рюдесхаймского 1653г., предложив за нее за 150 000 евро! Накануне он посещал Бременский винный погребок, и марки вина, входящие в винную карту, которые он смог продегустировать, так понравились ему, что утром следующего дня он сделал это предложение.
Впрочем, ему сразу же было отказано, ведь знаменитое рюдесхаймское – самое старое вино Германии – входит в фонд культурного наследия и никогда не продается. Считается, что оно останется в дар потомкам.
Из 1000-литровой бочки «Роза» вино наливается в маленькие бутылочки объемом в 100 мл. только по очень особым случаям. Например, исключение было сделано для английской королевы Елизаветы, которая посещала Бременский винный погребок в 1978г. и смогла продегустировать рюдесхаймское.
Много лет назад распорядителем винного погребка был сделан символический расчет цены 100 мл. стаканчика этого эксклюзивного сорта вина. Она составила 20 000 евро!
Рейхсканцлер Отто фон Бисмарк, композиторы Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Карл Мария фон Вебер, Рихард Штраус, кайзеры Вильгельм I и II, поэты Генрих Гейне, Гофман фон Фаллерслебен, писатели Н.В.Гоголь, Герхарт Гауптман, Теодор Фонтане... Ну, и, конечно же, Вильгельм Гауф!
Комментариев нет:
Отправить комментарий