НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК КАРЛ ХОЙЗЕР (CARL HEUSER) – ГИМН СТАРОСТИ

О немецком художнике Карле Хойзере мне удалось
найти не так уж и много сведений. В Рунете – совсем ничего и совсем крупицы в западноевропейском секторе. Это тем более странно, что Интернет, как известно, знает все. Он велик, необъятен и всемогущ. Но вот такой бесспорный талант остался как-то вне его компетенции.

Карл Хойзер (1827-1892гг.) жил в Баварии, точнее, той ее части, что носила название Швабия. Это историческая область на юго-западе Германии в верховьях Рейна и Дуная, названная в честь швабов — немецкой народности со своими обычаями и традициями, говорящей на особом, швабском, диалекте.

На своих картинах Хойзер изображал своих земляков, всегда очень детально прорабатывая их портреты. Это в подавляющем большинстве своем мужчины и женщины пожилого возраста, одетые в традиционную одежду этого края. Мужчины, как правило, изображены с трубкой или со стаканом вина, женщины — с книгой. Повторяемость этих предметов на картинах наводит на мысль, что такое изображение отвечало местной моде региона и считалось очень шикарным.
Наряды и прически старых фрау более причудливы: на голове либо традиционные баварские уборы, на плечах нарядные шелковые платки, но и у тех и других – наряд тщательно продуман вплоть до мельчайших деталей, взгляд, устремленный на зрителя, спокоен и мудр. Это крестьяне, лесничие, лавочники, писцы, в общем, селяне и их жены. Костюмам в портретах уделена огромная роль: наряды говорят о своих владельцах в любом случае не меньше, чем их лица.

Хойзеру очень удавалось изображение глаз портретируемых. Они смотрят на нас, но вместе с тем обращены внутрь собственной души. Не символ ли это старости, когда человек одновременно живет в двух параллельных мирах: он «здесь и сейчас», но вместе с тем весь в прошлом, которое для него почти всегда значительней, чем настоящее?

Можно ли назвать красивыми эти лица? Как правило, красота не сопутствует старости. На старом лице можно обнаружить – и то не очень часто – лишь следы былой красоты. В нашей галерее, пожалуй, лишь портреты под №№ 12 и 16 отвечают этим критериям. Но портреты Карла Хойзера уникальны тем, что они показывают нам больше, чем красоту лиц. Жизнь с ее вечными загадками, парадоксами и радостями, с ее взлетами и падениями смотрит на нас через эти лица.

Заканчивая это короткое вступление, я поймала себя на мысли, что уже где-то когда-то в своей жизни видела их. Они мне знакомы. Люди были не так одеты, они жили, соответственно, в другую эпоху и в другой стране. Но лица… Лица их говорят сами за себя и выдают ту простую, но трудно постижимую мысль, что все в этом мире повторяется и вновь возвращается на «круги своя».

Т.К.



1.




2.



3.




4.


5.


6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

В качестве послесловия.

Остается загадкой, почему нестарый художник (он прожил всего лишь 65 лет, что вообще-то не так уж и много), обладая таким несомненно ярким талантом, изображал исключительно людей в возрасте? На этот вопрос мы, наверное, никогда не узнаем ответа. Но делал он это мастерски.  
Т.К.

2 комментария:

  1. Благодарю за небольшую, но очень интересную информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста. К сожалению, это все, что мне удалось в свое время найти в немецких и английских Интернет-источниках об этом художнике.
      Если улыбнется удача и удастся узнать что-то еще, обязательно дополню статью. Т.К.

      Удалить