В МОСКВЕ. 1850-1915

Аполлинарий Васнецов. Улица в Китай-городе. XVII век.
*********************************


ИСТОЧНИКИ

1. August Wilhelm Grube. Geographische Charakterbilder. In Moskau.
2. Charlot Strasser. Reisenovellen aus Russland und Japan
3. Roskoschny, Rußland, Land und Leute, Bd. 1. Leipzig 1882, Greßner & Schramm
4. E. Vely, Moskauer Erinnerungen. Dresdner Anzeiger 8. Sept. 1915
*********************

«Выше Москвы, — говорит русская пословица, — только Кремль, а выше Кремля только небо».

Москва! Каким волшебным звучанием наполнено твое имя, какие могучие образы встают перед глазами того, кто хоть раз, поднявшись на колокольню Ивана Великого в самом сердце твоей святыни, древнем Кремле, увидел это море домов с сотнями зеленых, золотых и серебряных церковных куполов, сверкающих повсюду; того, кто следил за изгибами серебряной ленты Москва-реки с ее поросшими леском склонами. Она вьется средь домов и садов великого города мимо Кремля и убегает куда-то за горизонт, чтобы там, объединившись с Окой, влиться в полноводную матушку Волгу.

Мы в центре царской империи — и по расположению, и по архитектуре, и по населению – и история подтверждает это, потому что матушка Москва является святилищем древнерусского типа по сравнению с новомодным Петербургом, открытым для Запада и его культуры, но чуждым Святому Востоку. Несмотря на разрушения, причиненные монгольскими ордами и пожарами, Москва вновь и вновь возрождалась и сохраняла свой характер древнего русского города: узкие, кривые, извилистые улочки, невысокие деревянные дома, обнесенные заборами дворы. И только новые городские районы, возникшие кольцами вокруг древнего центра, имеют широкие улицы, великолепные здания, бульвары, электрические железные дороги и т.д.

Каждый россиянин видит свой идеал в собственном доме: он экономит и голодает до тех пор, пока не сможет назвать своим хотя бы маленький домик, пока не сможет хранить свои запасы в собственном погребе и выращивать домашнюю птицу в собственном дворе. Этим и объясняется чередование дворцов и бревенчатых изб, больших садов и огородов, пашен, рыбных прудов с небольшими птицефермами за стенами и дощатыми заборами в российской столице. А изречение князя Линьского /1/ «Москва — это, собственно, не город, а несколько сотен дворцов, окруженных деревнями и садами» до сих пор полностью оправдывается в Москве, которая с 1812 года не перестает застраиваться. Это также объясняет, почему город занимает площадь 75 квадратных километров, имеет окружность 43 км и является домом для более чем 1,5 миллиона человек. 

Дорога к Кремлю медленно поднимается в гору, потому что крепость находится на Боровицком холме, который возвышается на 43 м над уровнем Москвы-реки. Через одни из пяти ворот в огромной 20-метровой стене, построенной в 1487 году, мы входим в этот город в городе, древнюю цитадель, в которой проживает от 1.500 до 2.000 жителей и которая, кроме Императорского дворца, Синодального здания, дворца Сената, Арсенала, казарм, включает в себя три собора, двенадцать церквей, часовню и два монастыря. Глубокий ров, который когда-то опоясывал российский Капитолий, засыпан и превратился в бульвары, но 18 башен кремлевской стены все еще намекают на его крепостной характер /2/. 

Для простого человека, впервые приехавшего в Москву-матушку колокольня Ивана Великого высотой 82 м., построенная на самой высокой точке местности, – самая большая достопримечательность, ибо во время Пасхального бдения, когда тысячи верующих толпятся на широкой площади меж тремя соборами, его большой колокол первым возвещает о чуде Воскресения, и как только этот гулкий звон достигает самых отдаленных частей города, тысячи колоколов и звонниц открывают свои медные уста, и в ночи разносятся восклицания: «Христос Воскресе!», «Христос Воскресе из мертвых!» — «Воистину воскресе!» 

Колокол-гигант «Ивана Великого» весом 66.000 кг подает свой могучий голос только два раза в год: на Рождественском и Пасхальном бдениях. Но и он все еще карлик по сравнению с Царь-Колоколом, стоящим на высоком гранитном постаменте. Это гигантский колокол Москвы, который весит 200.000 кг, имеет окружность 20 м и высоту 6 м. Рядом с ним лежит его осколок весом в 11.500 кг. Перед лицом таких монстров, конечно, совсем теряется наш кёльнский Императорский колокол (Kaiserglocke) с его 27.150 кг. /3/

Венцом славы трех соборов Кремля является храм Вознесения (Успенский собор), где венчались цари со времен Ивана IV Грозного (1547 г.). По заказу деда Ивана IV это здание построил итальянский мастер Фиораванти из Болоньи. Несмотря на то, что ему было строго предписано придерживаться привычного стиля русских религиозных построек, полностью освободиться от традиций своей родины он не смог, и в Успенском соборе можно выделить не менее четырех стилей: византийский, романский, татарский и ренессансный. Возможно, именно в их слиянии кроется характерная черта русского церковного архитектурного стиля. Внутреннее убранство храма просто ослепляет своим великолепием: иконостас — стена с иконами, отделяющая алтарь от нефа, перегружен золотом и драгоценными камнями, на стенах, а также на колоннах вплоть до капителей везде можно видеть изображения святых на золотом фоне. 

Но самым ценным сокровищем, бесспорно, является образ Божией Матери Владимирской, защитницы Москвы, по преданию написанный евангелистом Лукой. Именно этому образу русские обязаны своей победой над ордами Тамерлана в 1395 году. Один только оклад этого произведения искусства оценивается в 650.000 марок, а в храме хранится множество таких драгоценностей: сосуды, облачения, евангелия, в том числе подаренное матерью Петра I стоимостью 200.000 рублей серебром. Все эти сокровища показываются редко, а именно только в день коронации, когда «царь-батюшка» празднует свое обручение с русским народом, и по этому случаю около 60.000 подданных со всех концов огромной империи впускаются в Кремль по билетам. Описать все чудеса Кремля невозможно. 

Среди 18 башен в стене Кремля заслуживают внимания пять, являющиеся одновременно воротами в Кремль. Спасская башня, венчающая Ворота Спасителя с Его образом является самой известной. Спаситель держит в левой руке Евангелие, открытое на странице с надписью: «Я есмь дверь». Правая рука Его вот уже несколько столетий благословляет проходящих мимо путников. Отсюда и обычай русских обнажать голову при проходе через ворота, обычай, который раньше строго соблюдался, но теперь, по прошествии времени, стал для верующих чем-то само собой разумеющимся. Даже чужеземцу не следует раздражать русских пренебрежением к этому благочестивому обычаю.

Раньше цари следовали через Спасские ворота лишь на коронацию, но правитель Империи, смиренно ведущий за уздцы ослицу Патриарха ныне следует во главе большой процессии и в Вербное воскресенье. В 1605 году через Спасские ворота въехал Лже-Дмитрий, а через год через те же ворота его тело вынесли из Кремля. В XVIII веке перед Спасскими воротами был казнен лже-Мессия Суслов /4/. Именно здесь, на Красной площади, Иван Грозный казнил 120 бояр, а Петр I мятежных стрельцов, пошедших за его сестрой-изменницей Софьей. Сегодня следы крови давно стерты. Но поскольку Красная площадь на протяжении веков была местом казни, она вполне могла получить свое название от рек крови, которые здесь текли /5/.

Соперничать с Кремлем и Спасской башней по популярности способна только Сухарева башня — огромный резервуар для воды. К ней подведен водопровод, заполняющий его водой из 43 источников на расстоянии 18 км. Сухарева башня обеспечивает город каждый день 550.000 ведер воды. Несмотря на то, что в 1871 году в помощь старому Сухареву водопроводу был построен второй (акведук Ходынка), снабжающий Москву ежедневно 150.000 ведер воды, во время пожаров часто ощущается ее нехватка, так как ежедневное потребление воды составляет более 1-го ведра на голову быстро растущего населения.

К северо-востоку от Кремля находится центр оптовой торговли, — старый Китай-город с его Гостиным двором, возведенным в 1534 году /6/. Когда-то Гостиный двор представлял собой ряды торговых лавок, разделенных узкими улочками, да постоялый двор с торговыми складами; теперь он являет собой как бы восточный базар. Если раньше сюда привозили свои товары караваны с Востока, то после разорения Великого Новгорода Иван IV вынудил 18.000 богатых граждан могущественной Новгородской республики переселиться в Москву. С тех пор Москва стала центром русской торговли. Несмотря на то, что в последние годы Москва скрыта в тени Санкт-Петербурга, она все же сумела отчасти вернуть себе былое значение, став узлом железнодорожной сети и крупным промышленным центром. Так, значительный промышленный бум наблюдался, в частности, в третьем и четвертом десятилетиях этого столетия (XIX в.).

Сам город, а также Московская и Владимирская губернии с их местной промышленностью производят тканые изделия, обрабатывают хлопок, поступающий сюда из русской Центральной Азии, а также шерсть и шелк. На втором месте находится пищевая промышленность и производство напитков, за ней следует металлургическая промышленность (на местной болотной железной руде), наконец, переработка животного сырья (кожевенная промышленность) и химическая промышленность. Тысячи рабочих заняты также на производстве часов, в вагоностроении, на органной и фортепианной фабриках. Москва является крупным центром производства древесины и шелка-сырца. Прибавьте к этому поступление продовольствия со всех регионов страны: рыбной продукции с Каспийского и прочих морей, зерна и льна из центральных регионов, металлов и камня с Урала, пушнины с севера и проч. — и вы оцените великолепие оптовой и розничной торговли в Гостином дворе. Купцов, многие из которых днем не покидают своих залов, в которых запрещено пользоваться печами, кормят те же передвижные кухни, что и в Гостином дворе в Петербурге.

….Странно само название: «Блошиный рынок». Это воскресная барахолка. На ней толчется и теснится разный люд. Здесь продают и покупают старую одежду, всякий хлам, тряпки и ветошь, ящики и чугунки. Между этими, казалось бы, бесполезными предметами домашнего обихода, однако, иногда появляется древнее серебро, ценные византийские украшения или китайская ваза, старинная картина. Если вы хорошо ориентируетесь в предметах старины, то за пару копеек можете унести отсюда небольшое сокровище. 

Под властью Советов старый блошиный рынок, который раньше можно было обойти за пять минут, значительно разросся: теперь он протянулся примерно на четыре километра. «Буржуа», бывшее правящее высшее сословие, в том числе и русское дворянство, продают здесь свои последние вещи: бальные платья, шелковые сапожки, браслеты, золотые часы и т. д. Показательно, что красивейший профессиональный рояль продается в два раза дешевле, чем обычная музыкальная шкатулка (граммофон). Но за продукты питания, которые приходится закупать на черном рынке, просят заоблачные цены: 1 фунт черного хлеба стоит 400 рублей, 1 фунт белого хлеба — 700 рублей, 1 фунт сливочного масла — 3.000 рублей, 1 фунт телятины — 1.200 рублей, 1 фунт свинины — 2.400 рублей, 1 фунт картофеля — 120 рублей и т. д. /7/

А в Москве есть еще рынок брачный! Это огромная площадь со множеством маленьких белых палаток. За уютным самоваром в нем сидят исполненные достоинства свахи в праздничных нарядах. Вокруг них, также одетые в воскресную одежду, собрались мужчины и девушки, жаждущие вступить в брак. Они — москвичи или приехали из провинции. Здесь нет никакого флирта, подмигиваний, кивков, приветственных жестов. Все очень чинно, серьезно и тихо. Здесь заключаются сделки: «Я даю». — «Я беру». — «Я согласен». — «Я ожидаю наследство». — «У меня есть приданое». — Так говорят друг другу люди, которые до сей поры никогда не видели друг друга. Так происходит знакомство, сопровождаемое опытной пожилой свахой, пользующейся доверием людей. В завершение удачного знакомства люди пьют чай, едят пироги и вареные яйца вкрутую. Так завязываются нити судьбы, закручивается узел отношений. Возникают пара за парой, как когда-нибудь, наверное, будет в раю.


Кремль и Старая Москва окружены широкой дугой Белого города. Старая белокаменная стена, которая когда-то опоясывала эту часть города, исчезла, а ее место заняли великолепные бульвары. Весь Белый город — дитя современности: прямые, широкие улицы, импозантные общественные и частные здания, театры, заведения, посещаемые исключительно дамским обществом, концертные залы, цирки, бесчисленные рестораны во французском и русском стиле, последние — с неизбежным гигантским органом в центре зала, истинно русским меню и обслуживанием, несколько отличных кофеен, которые ввиду любви русских к чаю, как правило, иностранного происхождения и управляются иностранцами. Что поражает в Белом городе, так это обилие немецких фирм, преобладание немецкого обслуживания как в отелях, так и в магазинах, звучание немецкой речи на улицах.  В Москве, оплоте древнерусского языка, не было и нет намека на ненависть к немцам. Если и проявляется какая-либо враждебность, то она носит классовый характер и не затрагивает немецкую нацию как таковую /8/. 

Русский далек от того, чтобы презирать немецкую целеустремленность, добросовестность и всестороннюю образованность, и сам стремится с усердием и успехом идти в ногу с прогрессом. В Москве, кроме Императорского университета, основанного в 1755 г., открыты лицей, восемь гимназий для мальчиков, двенадцать для девочек, реальные училища, Сельскохозяйственная академия, Землемерная школа, Институт восточных языков, коммерческие училища и Торговая академия, технические низшие и высшие школы, Духовная семинария, Педагогический институт, четыре военные гимназии, Александровское военно-юнкерское училище, городские, приходские и уездные школы, Консерватория и Театральная школа. Деятельность этих учебных заведений поддерживается великолепно составленными коллекциями музеев и библиотеками.

Вокруг Белого города вскоре выросло следующее кольцо городской застройки. Эта часть Москвы после того, как была окружена земляным валом, носила когда-то имя Земляного города. Но позже земляной вал был засыпан и на его месте были разбиты сады, а название сменилось на Садовое кольцо, за пределами которого уже идут пригороды Москвы. В самых отдаленных частях города находятся железнодорожные вокзалы, множество заводов и рабочих кварталов, а также казармы. Дальше, как и в Санкт-Петербурге, расположены летние дома, или дачи. Эти симпатичные деревянные домики особенно многочисленны в большом загородном парке «Сокольники» на северо-востоке, но и конечно же, в многочисленных поселках и коттеджных городках вокруг Москвы. 

Судоходная Москва-река делит город на две неравные части, принимает в себя в границах старого города воды Яузы и взятой в подземный коллектор Неглинки. По Москве-реке ходят как большие суда, так и множество мелких пароходов и барж. Восемь мостов соединяют две половины города. В черте города, меж каменных и деревянных домов, находится более 100 озер и прудов. Здесь большое количество бульваров и площадей, но прежде всего поражает количество церквей — 434 церкви, 82 часовни и 21 монастырь.

Несмотря на то, что Москва — это оплот строгой греческой веры, здесь есть две римско-католические, две лютеранские, одна реформатская, одна англиканская и одна армянская церковь, еврейская синагога и мусульманская мечеть. Мы также встречаем здесь представителей всех народов Востока и Запада в их национальных костюмах, живущих невозмутимо и спокойно в своем своеобразном бытовом устройстве: татар и башкир с Южного Урала, калмыков с Прикаспийской низменности, черкесов и мегрелов с Кавказа, армян, греков, персов, бродячих цыган, китайцев с косичками, большое количество финских племен с русского северо-запада, представителей всех западноевропейских народов. Все они держатся за свой национальный облик так же крепко, как московский великоросс за свой: кафтан, шаровары, заправленные в длинные сапоги, густая русая борода и голова Христа с пробором посередине. Французский покрой одежды встречается только среди иностранцев из Европы, части русских чиновников и представителей высших сословий.

Вопиющий контраст между русским дворянином, говорящим по-французски, как на родном, и обнаруживающим в своей одежде и манерах высшую школу светских салонов, и простым мужиком в кафтане, выросшим без умения читать и писать, нигде так не разителен, как здесь, в древнерусской твердыне. В роскошных дворянских особняках и музеях выставлены шедевры русских и западноевропейских художников, а простой народ толпится вокруг торговца аляповато раскрашенными картинками из Владимира с изображениями мучеников и святых. Он носит их нанизанными на веревку, обмотав ее вокруг своей шеи. Рядом с богатой четверкой лошадей появляется настоящая русская тройка с Iswoschtschik’ом — «извозчиком», — крестьянином, переехавшим из соседней губернии, а может, даже из Перми или Оренбурга, чтобы зарабатывать себе на жизнь ямщиком в Москве на неказистой, но резвой лошадке и легких «дрожках» /Droschka/.

Пассажир садится в повозку, не говоря лишнего слова о направлении и не спрашивая о стоимости проезда. Извозчик мчится во всю прыть, ожидая, что на перекрестке седок схватит его сзади за ремень справа или слева, направит или прикажет остановиться. Здесь, наряду с самыми роскошными магазинами в Москве процветает ремесло бродячего старьевщика, так называемого «швейного еврея», хотя обыкновенно это человек татарского племени с берегов Черного моря. Он опытным глазом оценивает проходящих мимо пижонов, сразу же распознавая среди них своего клиента и увязавшись за ним. 

Одним из самых колоритных типов столицы Древней Руси, безусловно, является дворник. Он умеет молчать обо всех мелких происшествиях на первом и втором этажах; он ничего не видит и не слышит, когда у офицера с третьего этажа шумная пирушка продолжается до самого утра; он виртуозно умеет держать кредиторов на должном расстоянии от студента, обитающего на чердаке, и также не забывает оказывать должное почтение лакею хозяина дома. Дворник уверен, что щедрые чаевые с лихвой оплатят все его проявления любви.

Императорский Воспитательный дом
************************

Среди московских благотворительных учреждений заслуживает упоминания образцово устроенный приют для подкидышей, учрежденный Екатериной II. Обширный комплекс зданий. Широкие, светлые коридоры. Большие залы. Надзирательницы, врачи, которые вели нас по приюту, общаясь по-немецки. Ежемесячно сюда принимается около 1.500 детей. Признание в материнстве или отцовстве, пусть и тайное, является обязательным условием. Некрещеные дети, после первого купания и взвешивания, сразу же попадают в маленькую часовню, где священником совершается обряд крещения /9/. 

Большинство нянечек одето в национальные костюмы с кокошником, что выглядит очень нарядно.  Они встречали нас, выстроившись в шеренгу, как солдаты, с живыми спеленатыми свертками на руках. Несколько матерей привели при нас своих детей в приемную. Нянечка повесила номер на маленькие шейки, женщины молча перекрестили ребенка и ушли. Без эмоций без слез и, по крайней мере, в убеждении, что отданному в приют человечку будет лучше, чем в нищете дома. Многие знаменитые люди России вышли из таких сиротских приютов. Дочь немецкого князя на русском престоле, Екатерина II, даже спустя многие годы после своей кончины проявляет заботу о маленьких гражданах России.

......
«Выше Москвы только Кремль, а выше Кремля только небо».

На юго-западе города находятся любимые москвичами Воробьевы горы, с которых открывается изумительный вид на окрестности. Вся Москва лежит у наших ног. И глядя отсюда на сияющее над головою небо и на сотни сверкающих золотом куполов этого древнего царского города невольно понимаешь глубокий смысл другой любимой пословицы этого колоритного разноплеменного народа: «До Бога высоко, до царя далеко».

ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО 
ТАТЬЯНЫ КОЛИВАЙ /10/



ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА:

1. August Wilhelm Grube. Geographische Charakterbilder. In Moskau.
2. Charlot Strasser. Reisenovellen aus Russland und Japan
3. Roskoschny, Rußland, Land und Leute, Bd. 1. Leipzig 1882, Greßner & Schramm
4. E. Vely, Moskauer Erinnerungen. Dresdner Anzeiger 8. Sept. 1915-1925

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Prince of Ligne — старейший знатный род Бельгии (Шато-де-Белью), восходящий к XI веку.
2. Вообще-то башен у стен Кремля двадцать (Т.К.)
3. Здесь автор текста ошибается. Императорский колокол Кёльнского собора („Gloriosa“) весил (до 1918г.) 26.250 кг. при диаметре в 342 см. ССЫЛКА
4. Речь идет об Иване Тимофеевиче Суслове. См. Приложение ↓
5. По поводу происхождение названия Красной площади наиболее традиционной является версия о том, что прилагательное «красный» использовалось в значении «красивый» (в русском языке это однокоренные слова). 
6. Впервые Гостиный двор в Москве упоминается в книге австрийского посланника Сигизмунда фон Герберштейна «Записки о Московии», в которой он описывает посещение столицы в 1520-х годах:
"Недалеко от крепости есть большой, обнесенный стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары".

7. Вставка про Блошиный рынок "под властью Советов" является позднейшей и относится приблизительно к 1918-1920 гг. (Выделена курсивом)
8. Данный фрагмент текста относится к 1915 году.
9. Речь идет о Московском Императорском Воспитательном доме на Москворецкой набережной д.1/15.
10.При переводе мне было важно сохранить стиль и своеобразие оригинального немецкого текста. Там, где мною были выявлены неточности в историческом материале, я делала сноски-примечания. Т.К.

ПРИЛОЖЕНИЕ

П.И.МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ

БЕЛЫЕ ГОЛУБИ (фрагмент)

Родился сын божий, христос Иван Тимофеевич Суслов в тогдашнем Муромском уезде, в селе Максакове, от богородицы Арины Нестеровны («родился духовно», то есть обращен ею в секту людей божьих). Ей было уже сто лет, как она родила, то есть обратила в секту, христа Ивана Тимофеевича. Ему же было тогда тридцать лет. Он был позван верховным гостем Данилой Филипповичем в Кострому. В деревне Старой верховный гость «дал ему божество», сделал Суслова «живым богом». Для того он три дня сряду, при свидетелях, возносил Ивана Тимофеевича с собой на небеса. После того, по велению отца своего, превышнего бога Данилы Филипповича, сын божий христос Иван Тимофеевич возвратился в свои места на берега Оки. Одним из главнейших притонов его было село Павлов-Перевоз (ныне известное своею слесарной и ножевой промышленностью село Павлово, Горбатовского уезда). Переходя из села в село, из деревни в деревню, христос Иван Тимофеевич распространял учение отца своего верховного гостя, заключающееся в двенадцати заповедях. С ним жила девица, очень красивая собой, она почиталась «богиней», дочерью «живого бога» и «богородицей». По свидетельству святого Дмитрия Ростовского, она была родом из села Ландеха, посадского человека дочь.

Кроме богородицы, по свидетельству того же святителя, были у Ивана Тимофеевича и двенадцать апостолов.

Когда «истинная вера людей божьих» от проповеди христа Ивана Тимофеевича с его богородицей и апостолами стала распространяться, дошло о том, по сказаниям хлыстов, до ведома царя Алексея Михайловича. По его велению, Ивана Тимофеевича схватили и с сорока учениками привезли в Москву. Здесь подвергли их розыску, и самого Суслова и учеников его пытали. Одному-де ему было дано столько ударов кнутом, сколько всем сорока ученикам вместе. Но судьи ни от него, ни от учеников ничего не узнали. Никто из них слова не проронил о том, в чем состоит их учение. Тогда будто бы царь Алексей Михайлович велел их допрашивать самому патриарху Никону, но и тот ни в чем не успел, и ему не открыли тайны ни христос Иван Тимофеевич, ни ученики ею. Передал их царь Морозову, самому ближнему своему боярину. Морозов будто бы понял святость Ивана Тимофеевича и уклонился от производства над ним розыскного дела под предлогом болезни. Оно передано было князю Одоевскому Никите Ивановичу. Он в московском Кремле на Житном дворе, где поставлена потом церковь Благовещения, пытал Ивана Тимофеевича. Жег-де его князь Одоевский на малом огне, повесив на железный прут, потом жег в больших кострах. Но огонь не касался христа, и с Житного двора Иван Тимофеевич вышел ничем невредим. После того стали будто бы его пытать на Красной площади, у Лобного места, и распяли на кремлевской стене, возле Спасских ворот, идя в Кремль направо, где после того поставлена была часовня. Когда Иван Тимофеевич испустил дух, приставленная стража из стрельцов сняла его со креста. Это было в четверг, а в пятницу схоронили его на Лобном месте, в могиле со сводами. С субботы на воскресенье он воскрес при свидетелях и явился ученикам в подмосковном селе Пахре. Здесь по-прежнему он учил людей божьих. Опять сведал-де про то царь Алексей Михайлович, опять велел взять Ивана Тимофеевича в Москву на муки. Снова был предан христос страшным пыткам, снова распят на кресте, на том же самом месте, у Спасских ворот. Тут содрали с него кожу, но одна из учениц покрыла его тело чистой простыней, и произошло-де чудо: простыня обратилась в новую кожу, и сын божий Иван Тимофеевич остался ничем невредим. Однако умер и во второй раз на кресте, и во второй раз воскрес на третий день, также в воскресенье. С того времени он приобрел еще более последователей. Они звали его «стародубским Христом». Молва усилилась, и Суслов в третий раз был взят, по повелению царя Алексея Михайловича, и в третий раз обречен на мучения. 

ССЫЛКА


КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА РАЗРЕШЕНО ТОЛЬКО С УКАЗАНИЕМ ССЫЛКИ И АВТОРСТВА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий