МОСКВА — КОРОНАЦИОННЫЙ ГОРОД РОССИЙСКИХ ЦАРЕЙ

Худ. Петр Верещагин. Москва.
Вид на Кремль от Софийской набережной. 1879
*************************************

8 мая 1883 г.
Юлиус Альтенау
******************
Julius von Altenau
Die Krönungsburg der Czaren. 1883.
*****************

В дни, когда выходит в свет настоящий номер нашего еженедельника /1/, взоры всего мира устремлены на Москву, этот старый царский город русских на одноименной реке. Император Александр III, взошедший на российский престол после трагической кончины отца в марте 1881 года, в эти дни проводит свою официальную коронацию, которая неоднократно откладывалась по весьма уважительным причинам.

Как известно, правитель этого соседнего с нами северного королевства воплощает собой не только высшую государственную власть, но и власть высшую церковную: он — император и патриарх в одном лице, и поэтому коронация русского царя имеет не только политическое, но и религиозное значение, так что до совершения обряда коронации новый царь в глазах православного русского народа едва ли может считаться законным правителем.

Прошло почти двадцать семь лет с тех пор, как мир в последний раз видел это впечатляющее зрелище; поэтому нам не хотелось бы упустить представившуюся возможность рассказать нашим читателям об этом торжестве, поражающем своим размахом и великолепием.

«Тот, кто видел Неаполь, может умереть спокойно», — гласит известная итальянская поговорка. «Если вы не видели Москву, то не знаете красоты», — говорят в Московии. И действительно, они оба по-своему правы: серьезный и вдумчивый сын степей с крайнего северо-востока Европы и беззаботный живой житель волшебного Неаполитанского залива на ее юге.

Несомненно, что освященная веками царская резиденция, на улицах которой можно встретить подлинный образец всех типов народов необъятной империи, предлагает изобилие своеобразных, интересных, живописных явлений. Подобно Риму и Византии, Москва тоже является «городом на семи холмах»; но здесь еще нет Востока с его солнечным великолепием красок, и уже нет старой Европы в западном понимании. Здесь мы имеем дело с чрезвычайно своеобразной смесью того и другого, слиянием Востока и Запада, которое оказывает на стороннего наблюдателя удивительное, можно сказать, ошеломляющее воздействие.

Кому посчастливилось блуждать взглядом по этому почти бескрайнему морю домов с их красными и зелеными крышами, красочно расписанными башнями, бесчисленными золотыми куполами и крестами, тот навсегда запомнит своеобразное великолепие этой панорамы, ему станет понятно волнение и почти детское обожание, с которыми настоящий русский взирает на свою старую имперскую столицу. Для истинно русского человека Москва, «город белых стен», окружен ореолом некоей святости. Он косо посматривает на Петербург, это современное искусственное творение железного самодержца, но нежно любимая «матушка Москва» является средоточием его веры, любви к своей стране, ее истории, здесь бьется сердце великой империи, и только здесь торжественный акт коронации царей предстает неким священным таинством, как русский человек себе его представляет.

Неоднократно подвергавшаяся нападениям вражеских полчищ, грабежам, опустошениям, страдавшая от многочисленных пожаров, Москва вновь и вновь восставала из пепла, сохраняя неизменным свой истинно русский характер. И даже если этому городу не удалось полностью избежать влияния современности, основной тип его остается все тем же, а многочисленные великолепные бульвары, проложенные в последние десятилетия по западноевропейскому образцу, послужили только к украшению этого «Нюрнберга русской архитектуры» /2/.

Именно присущим каждому русскому человеку стремлением построить свой собственный дом, каким бы маленьким и скромным он ни был, объясняется своеобразие городской застройки Москвы: на ее улицах самые великолепные дворцы соседствуют с низкими неприметными домиками, что отнюдь не способствует регулярной городской планировке, типичной для европейских городов.

Кроме того, многочисленные сады, озера и даже обширные пахотные поля придают многим частям этого поразительного города почти сельский характер. Эти черты не были полностью стерты даже последним большим пожаром 1812 года. И невольно согласишься с утверждением князя Линьского /3/, высказанным шестьдесят лет назад: «Москва — это, собственно, не город, а несколько сотен дворцов, окруженных деревнями и садами».

Если Москва считается у россиян священным историческим местом, то Кремль с его мерцающими золотыми куполами, крестами и зубцами, возвышающийся в центре этого моря домов на берегу Москвы-реки, по праву можно назвать святая святых на древнерусской земле. На протяжении веков Кремль был для царской столицы тем же, чем являлись Акрополь и Капитолий для древних Афин и Рима.

Первоначальное название этой священной крепости русских — "Детинец", т.е. "цитадель, крепкий замок". Кремль, его более позднее и доныне современное название, 
— татарского происхождения. Оно имеет то же значение и датируется 1328 годом. В том году великий князь Иван Данилович по прозвищу Калита, то есть «денежный мешок», сделал Москву своей резиденцией. По сути, Кремль являет собой город в городе. Численность его обитателей до сих пор составляет почти 2.000 человек. В прежние времена население Кремля было гораздо многочисленнее; ибо пока он служил резиденцией царей, здесь находился двор, а кроме того, имело свое постоянное местожительство высшее духовенство и селились знатнейшие бояре империи. Говорят, что еще в середине XVII века Кремль включал в себя более двадцати улиц, из которых сохранилась только одна, Комендантская.

Кроме Большого Императорского дворца, гигантского здания Священного Синода, дворца Сената, Арсенала и казарм, могучий каменный комплекс Кремля включает еще три собора, из которых первое место во всех отношениях занимает великолепный Успенский собор. Кроме того, здесь расположено двенадцать церквей, часовня и два монастыря, наполненные художественными сокровищами, драгоценностями и раритетами почти неизмеримой ценности. Стены Кремля с их пятью воротами, соединяющими крепость с окружающим ее городом, также имеют впечатляющие масштабы.

Даже в нынешнем столетии эти монументальные тесаные камни выдержали суровое испытание. В 1812 году император Наполеон распорядился устроить в пустынных палатах Кремля свою ставку, и перед тем, как был вынужден покинуть Москву, в бессильной ярости отдал приказ взорвать весь Кремль. Однако осуществить этот акт вандализма не удалось из-за необычайной прочности кладки стен. Была разрушена лишь небольшая часть Кремля, но эти повреждения были полностью устранены вернувшимися в Москву русскими, и сегодня от них не осталось и следа.

Когда-то крепость от города отделял ров. Его засыпали лишь недавно, а на его месте проложили великолепный бульвар, в то время как древние стены Кремля с их восемнадцатью башнями /4/, постоянно содержатся правительством в отличном состоянии.

Вообще можно сказать, что едва ли где-нибудь в мире найдется вторая такая княжеская крепость, как Московский Кремль, сохранивший свой первоначальный облик в столь неизменном виде, и поэтому русские справедливо видят в ней историю своей страны в камне, неразрывно связанную со всеми тяготами и превратностями империи.

Даже издалека путешественнику, приближающемуся к царскому городу, бросается в глаза огромная башня, возвышающаяся не только над Москвой, но и над всеми остальными зданиями Кремля. Это колокольня Ивана Великого, чей золотой купол украшен массивным крестом из червонного золота. Она была построена на самой высокой точке Кремля около 1600 года, при царе Борисе Годунове. Высота колокольни достигает почти ста метров, и с нее открывается великолепный вид на весь город с его дальними сверкающими на солнце куполами церквей на бескрайних русских просторах. Для настоящего москвича Иван Великий считается величайшей достопримечательностью города. Во время пасхального бдения, когда тысячи молящихся с горящими свечами в руках приходят на Соборную площадь Кремля, окруженную тремя храмами, каждый прислушивается, ожидая, пока, наконец, на Великом Иване не раздастся удар его гигантского колокола, — сигнал для всех остальных церквей присоединиться и провозгласить колокольным звоном великий праздник Воскресения.

Между прочим, этот звучащий колосс, голос которого слышен и в невообразимой дали, находится не в самой башне, а в ее пристройке. Его вес составляет около 60.000 кг. Об этой величине наши читатели смогут составить приблизительное представление, если вспомнят, что Императорский колокол в Кёльнском соборе, столь известный в нашей стране, весит едва ли 9.000 кг., /5/.

Рядом с Иваном Великим, на богатой историческими событиями Соборной площади, покрытой каменными плитами и окруженной со всех сторон узорчатой решеткой, стоит великолепный Успенский собор, или, как говорим мы, немцы, собор Вознесения Пресвятой Марии на небеса /6/.

«Поклон с Красного крыльца народу», художник А. Рябушкин, 1896 год. На картине изображен император Александр III и его супруга на Красном крыльце Грановитой палаты во время коронации и миропомазания в Успенском соборе Кремля утром 15 (27) мая 1883 года.
************************

Уже более трех столетий этот собор считается самым знаменитым из всех храмов Москвы, да и всей империи. Он был построен около 1500 года мастером Ридольфо Фиораванти из Болоньи. Ренессансные, романские, византийские и восточные мотивы красочно переплетаются в интерьерах этого храма, так что ни о каком едином стиле не может быть и речи. Но когда мы входим внутрь, то там в величественном пространстве, поражающем своими размерами и высотой, наш взгляд пленяется поистине ослепительным великолепием убранства. Повсюду в щедром количестве, 
— по европейским меркам, даже в чрезмерном, — выставлены золотые и серебряные украшения, богато инкрустированные драгоценными камнями образы святых, среди которых выделяется жемчужина Российской Империи — образ Владимирской Божией Матери, предположительно написанный евангелистом Лукой. Всюду блестят и сверкают драгоценные облачения, Евангелия, усыпанные жемчугом и бриллиантами, массивные алтарные сосуды неизмеримой ценности. Словом, глаза посетителя едва ли выберут, на какой из всех этих великолепных святынь нужно сосредоточиться, и прикроются, устав от такого блеска.

Худ. Беккер, Жорж. Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны
***************************


Но особое величие Успенскому собору придает тот факт, что со времен царя Ивана Грозного, то есть более трех столетий, он является традиционным местом торжественной коронации и помазания русского самодержца на царство.

В эти дни перед нашим взором еще раз пройдет блестящее зрелище коронации царя, а после нее Успенский собор Московского Кремля снова погрузится во мрак и благоговейную тишину. Пусть пройдет еще много-много времени, прежде чем его двери вновь откроются, впуская нового помазанника Божия, и пусть царствование Александра III принесет благословенный мир его огромной империи и всем соседним странам.

8 мая 1883 г.
******************

Перевод с немецкого 
Татьяны Коливай


ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Еженедельник Die Gartenlaube, Leipzig. Heft 20, S. 328, 330–331
2. Интересное сравнение. Знать бы, откуда оно взялось.
3. Prince of Ligne — старейший знатный род Бельгии (Шато-де-Белью), восходящий к XI веку.
4. Вообще-то башен у стен Кремля двадцать (Т.К.)
5. Здесь автор текста ошибается. Императорский колокол Кёльнского собора („Gloriosa“) весил (до 1918г.) 26.250 кг. при диаметре в 342 см. ССЫЛКА
6. Maria-Himmelfahrt-Kathedrale (нем.)

Худ. Николай Карасин. Церемониальный въезд в Кремль
Александра III с Красной площади. 1883
*****************

ИСТОЧНИК
Julius von Altenau. 
Die Krönungsburg der Czaren. 1883. 
Die Gartenlaube, Heft 20, S. 328, 330–331

Комментариев нет:

Отправить комментарий