ЛЕГЕНДЫ ГОРЫ КАМСВИКУС

На вершине горы Камсвикус. Фото Карла Энгеля. 1932 
*****************************


Der Kamsvikus
*********** 

Гора Камсвикус /1/, или, как ее называют в народе, "Замковая" /2/, возвышается на окраине деревни Тамовишкен, недалеко от Инстербурга /3/ на правом берегу Анграпы /4/. Камсвикус — одно из тех мест, где издавна любят селиться горные духи и феи.

Местные крестьяне стараются не ходить к горе в вечернее и ночное время, держась от нее подальше. Но при свете солнца деревенские жители любят гулять по Камсвикусу, устраивая танцы на его вершине, ведь всяк знает, что горные духи любят веселье и радость. И каждый знает, что не любят они, когда люди в поисках сокровищ пытаются забраться в глубь горы. Таких непрошенных гостей наказывают, стараясь напугать до смерти, чтобы неповадно было наглецу в следующий раз лезть туда, куда его не приглашали.

С северо-запада в недра горы ведет узкий лаз, да и на вершине есть глубокий колодец, который круто обрывается куда-то в бездну. Если бросить в него камень, то и не слышно, как он падает на дно.

Как-то раз один дерзкий шутник запустил в ту расщелину собачку, привязав к её шее длинную веревку. Песик, громко лая, бежал все дальше и дальше, веревка все больше и больше раскручивалась, лай становился все тише, пока наконец веревка не оборвалась, раздался жалобный визг зверька, — и больше того песика никто никогда не видел. Жители горы забрали его себе.

По ночам горные феи стирают свое белье в протекающей рядом реке, но подглядывать за собой они не дают. Если к ним приближается человек, то они моментально скрываются в горе. Это их дом родной, где живут они в чудесных роскошных палатах.

Любят феи и доить коров, которых местные жители оставляют на ночь пастись близ горы. Один крестьянин, который в очередной раз как-то утром обнаружил свою коровку с пустым выменем, очень рассердился и закричал: "Отдаю корову за 10 талеров! Забирайте!"

Горные духи поймали его на слове: наутро корова исчезла без следа, а на высоком камне у горы лежало десять новеньких блестящих талеров. Их и пришлось забрать огорченному крестьянину в качестве уплаты за свою скотину.





 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Существует несколько версий происхождения этого названия. Так по одной из них, "Камсвикус", или более раннее «Caminis Wike», в переводе означает «каменное жилище». Здесь когда-то располагалось языческое городище. На довоенных немецких картах Камсвикус был помечен как «Alte Heidenschanze» ("старое языческое укрепление").

2. По-немецки "Шлоссберг".

3. В 400 метрах от крепости в 1384 году была заложена деревня Тамовишкен (Tamowischken) — ныне поселок Тимофеевка под Черняховском.

4. Ангра́па (польск. Węgorapa — Венгорапа; устар. нем. Angerapp) — река в Польше и Калининградской области России. Приток Преголи. 


Источник:

Сборник Теттау/Темме. 1837. Ссылка
Народные легенды Восточной Пруссии, Литвы и Западной Пруссии
********************************************************************
Tettau/Temme. 1837
Die Volkssagen Ostpreussens, Litauens und Westpreussens





ВОТ ЕЩЕ ОДНА ЛЕГЕНДА О КАМСВИКУСЕ

Близ Инстербурга, на правом берегу Анграпы, недалеко от того места, где она сливается с Инстручем, образуя Преголю, возвышается крутая гора Камсвикус. Она вся поросла густым кустарником, а на ее вершине и по сей день заметны остатки древнего городища. Еще до прихода ордена здесь был замок, хозяин которого, как говорят, и дал горе свое имя.

Легенда описывает этого Камсвикуса как жесткого и распутного человека, который очень плохо обращался со своими подданными. И в конце концов собственная супруга повелела заковать его в кандалы и заживо замуровать в подземельях замка. Но сама она оказалась еще хуже своего мужа. Жизнь в замке стала разнузданней и безобразней, да и со слугами своими женщина обращалась еще более жестоко. Наконец боги разгневались на нее, и, как рассказывают, однажды ночью весь замок ушел под землю. Но хозяйка замка, хоть и была  погребена под толщей земли, покоя так и не обрела. Она обречена ходить по свету в образе черной коровы. За нею по пятам следует муж в шкуре дикого черного  кота и гонит ее впереди себя. Другие утверждают, что преследует корову черный рыцарь на коне, который постоянно стегает ее бичом. И, случается, видят люди в полночь, как оба они блуждают по зарослям на горе.

Говорят также, что сын Камсвикуса часто заступался за простых людей перед своими жестокими родителями, и однажды это стоило ему жизни. В знак благодарности был воздвигнут ему памятник. Считается, что это тот самый железный крест, который был найден позднее и сейчас хранится в церкви в Инстербурге. Могила сына жестокого Камсвикуса находится у подножия горы, где когда-то стоял их родовой замок. На ней лежит огромный валун длиной в 25 футов и шириной в 24 фута.

И до сих пор еще поют в народе литовские и немецкие песни, воспевающие его благородство и смерть. 




Источник:

Христиан Кроллманн. 1915
Книга легенд Восточной Пруссии
============================

C. KROLLMANN. 1915
OSTPREUßISCHES SAGENBUCH. ССЫЛКА


ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА.

На возвышенности, в излучине правого берега реки Анграпы в месте слияния ее с Писсой еще в древние времена пруссы из племени надровов построили мощное укрепление, получившее в наши дни название Черняховского городища. Оно представляло собой треугольник с длиной сторон по 150 метров. Основание было перегорожено рвом и высоким земляным валом с деревянным частоколом поверху. Это укрепление позволяло пруссам контролировать оба водных пути. Предполагается, что в мирное время оно также могло выполнять роль святилища надровов.

Об этой крепости, которое в старину носило название Каменис Вике («Caminis Wike»), что впоследствии было трансформировано в "Камсвикус", издавна в народе бытовало много легенд и сказок, часто довольно безыскусных.  

Две из них представлены на этой странице. Первая записана в 1915г. Кристианом Кристофом Кроллманном (1866-1944), немецким филологом и историком, директором городского архива и библиотеки Кёнигсберга, а другая взята из сборника "Народные легенды Восточной Пруссии, Литвы и Западной Пруссии" Теттау и Темме (изд. в 1837).
Про барона W. J. A. von Tettau мне никаких сведений обнаружить не удалось, а вот Йодокус Темме (1798-1881) был видным немецким политиком, юристом и писателем. Кроме вышеуказанных легенд Пруссии и Литвы ему принадлежит и сборник "Народные предания Померании и острова Рюген" (Die Volkssagen von Pommern und Rügen, 1840).

В легендах этих, как это часто и бывает, причудливо смешаны и быль, и вымысел. Так, легко представить себе, что владелец замка Камсвикус — это не выдуманный людьми злодей, а реально существовавший исторический персонаж, как, впрочем, и его не менее жестокая жена, и сын, чья могила "находится у подножия горы, где когда-то стоял их родовой замок".

Рассказывали местные жители, - каждый на свой лад, - и историю с коровой одного зажиточного крестьянина, жившего в этих местах в начале XIX века. Она каждый вечер куда-то исчезала, а наутро возвращалась домой с пустым выменем. И после того, как крестьянин забрал деньги, которые в сердцах назвал как выкуп за свою скотину, корова, вроде, снова ушла в сторону скрытого туманом городища, но теперь уже сгинула навсегда. Любопытно, что в ходе раскопок 2000-х гг. года археологи обнаружили в культурном слое XIX века целехонький коровий скелет. Так что, легенда о пропавшей корове могла иметь в своей основе вполне реальное объяснение. А если вспомнить, что в те времена по Восточной Пруссии туда и обратно прошлась "Великая Армия" императора Наполеона Бонапарта, то объяснений может быть несколько.

И вполне вероятно, что и история о пропавшем песике, жалобно взвизгнувшем, прежде чем провалиться в небытие глубин Камсвикуса, тоже не являлась плодом разгулявшегося воображения какого-то селянина, а вполне себе имела место в действительности. Кто знает, может, и в самом деле, его утащили к себе горные феи?!




Худ.Андрей Смирнов. "Крепость Каменис Вике"
********************













Комментариев нет:

Отправить комментарий