"Принцесса Сванвита". Пожалуй, самая известная сказка немецкого писателя Эрнста Морица Арндта (1769-1860), уроженца о.Рюген.
Легенда о прекрасной печальной принцессе, в основе которой лежит давнее-давнее предание — еле слышные отзвуки голосов наших предков-руян, живших когда-то в Померании, т.е. Поморье, на Рюгене, легендарном острове Буяне.
Ernst Moritz Arndt
Prinzessin Svanvithe
1818
Храм Святовита в Арконе. Худ. Всеволод Иванов ************************************************** |
Наверное, ты уже слышал предание о том, что здесь, у Гарца /1/, там, где сейчас возвышается над озером крепостной вал, была много тысяч лет назад большая и красивая крепость язычников. Стоял в ней великолепный замок, здания, и храмы, в которых они молились своим богам. Эту крепость давным-давно захватили христиане. Всех язычников убили, храмы разрушили, а изваяния богов, стоявшие в них, сожгли.
И ничего теперь не осталось там от былого великолепия, кроме старого вала, да нескольких баек, что рассказывают друг другу люди. Одна из них о всаднике, одетом в доспехи и шлем, что часто скачет на белом коне над городом и озером. Те, кто видел его по ночам, утверждают, что это – старый король замка и на нём его золотая корона. Но это всё россказни. А вот что на Рождество и в Иванову ночь будто бы слышится из озера перезвон церковных колоколов, — то правда. Его слышали многие люди и мой отец тоже.
Это церковь, что утонула в озере. Иные утверждают, что это тот самый языческий храм. Я этому не верю: к чему язычникам звонить на христианские праздники?
Глубоко под землёй в великолепном зале, сложенном из мрамора и хрусталя, хранились эти сокровища. Их было там превеликое множество, намного больше, чем ржи и ячменя в амбарах у твоего отца!
И вот, с того самого дня, когда крепость Гарца была осаждена христианами, а многие храбрейшие мужи, среди которых был и правивший король, пали в боях на крепостных стенах и у ворот замка, старик не выходил уж более из своего мраморного покоя.
Он был там и день и ночь, приказав надежно замуровать двери и проходы, ведущие туда из замка. Сам же он знал малый потайной ход, уходящий на много сотен ступеней глубоко в землю под королевский замок. Про этот ход не знал никто, кроме старого короля. Он вел на другую сторону озера, и старик мог таким образом выходить из своего подземелья и, никем не узнанным, покупать у людей еду и воду.
Когда христиане заняли и разрушили крепость, то убили в ней всех мужчин и женщин, сожгли дома и храмы, так, что камня на камне не осталось. Стены и башни замка обрушились, полностью засыпав все входы в ту сокровищницу, и не уцелел никто, кто бы помнил о ней. Старик же остался там, у своих груд золота, и, пользуясь потайным ходом, прожил еще много сотен лет после того, как замок был разрушен. Ведь не зря говорят, что люди, слишком привязанные к своим богатствам, не могут быть избавлены от земной жизни, сколько бы ни просили Бога о смерти.
Так и жил седой старец много-много лет, охраняя своё золото и серебро, пока не высох, как скелет. И вот когда он наконец умер, то превратился в наказание в тощего чёрного пса, обязанного сторожить свои сокровища и охранять их от непрошеных гостей. А после захода солнца, между двенадцатью и часом ночи, в глухую пору призраков, кружит он по окрестностям маленьким серым человечком в чёрной шапке с ушками и белым посохом в руке.
Многие люди видели его в лесу под Гарцем, по дороге в Позервиц /3/. Иногда бродит он и вокруг церковного кладбища: ведь сохранились там древние могилы язычников, а язычники по обыкновению брали с собой под землю много золота и серебра. Его-то он и хочет достать, поэтому пробирается туда, — но не может ступить на освящённую землю. И это его наказание за алчность – бродить по земле неприкаянным духом, когда другие сыны человеческие спокойно спят в своих постелях или могилах.
Поверил этим слухам принц Петер и внезапно уехал прочь, а вслед за ним потянулись и остальные женихи. Польский же князь уехал в числе самых первых. И опустел королевский замок в Бергене, не стало в нем больше веселья и радости. Ушли из Бергена скрипачи и дудочники — все музыканты, что обычно веселят народ на праздниках и турнирах.
А весть о позоре бедной принцессы разнеслась по всей стране. Да что там — и в Швеции, и в Дании, и в Польше — каждый знал о том, почему расстроилась свадьба. Сама же девушка была невинна и чиста, как дитя, только что рожденное из утробы матери. Всё это было только злым наговором отвергнутого жениха — проклятого польского князя.
В общем, несладко пришлось бедной Сванвите. Король же, ее отец, после этой истории был несколько дней не в себе и как будто лишился рассудка. Он едва не наложил на себя руки из-за позора дочери и оскорбления, которое она нанесла всему королевскому дому. Он велел позвать к себе Сванвиту, сильно ударил ее, оттаскал за волосы и, оттолкнув, приказал своим слугам увести её в дальние покои — прочь с глаз его, чтобы он её никогда больше не видел.
А по прошествии сорока дней, накануне Иванова дня, Сванвита снова пошла в покои своего отца, чтобы попрощаться с ним. Она упала перед ним на колени, обхватив его ноги, и зарыдала. Старый король склонил над ней седую голову и заплакал тоже. Затем девушка поднялась и вышла вон, чтобы начать готовиться к своему испытанию. Она переоделась в дорожный костюм мальчика-оруженосца, чтобы никто не узнал в ней принцессу, и отправилась в путь.
Источник текста:
Ernst Moritz Arndt.
Prinzessin Svanvithe
Епископ Абсалон /2/ уничтожает идола бога Святовита в Арконе в 1168г. Худ.Лауриц Туксен 1890. |
Это церковь, что утонула в озере. Иные утверждают, что это тот самый языческий храм. Я этому не верю: к чему язычникам звонить на христианские праздники?
Но колокольный звон из озера – это все пустяки! Вот послушай, я расскажу тебе одну историю о старом крепостном вале. В глубине его сидит в заточенье прекрасная принцесса с волосами до земли и заплаканными глазами, ожидая того, кто освободит ее.
И это очень печальная история.
....В то старое время, когда крепость язычников под Гарцем была осаждена христианами и осажденные были в большой нужде, поскольку запасы продовольствия у них заканчивались и люди начали умирать от голода; когда некоторые крепостные башни были уже разрушены, — в то самое время жил в крепости древний седой старец, отец короля, правившего на Рюгене.
Был он уже так стар, что не мог хорошенько ни видеть, ни слышать, но очень любил перебирать золото и драгоценные камни, собранные им и его предками во времена их правления.
И это очень печальная история.
Н.К.Рерих. Гонец. (Восстал род на род.) 1897. |
Был он уже так стар, что не мог хорошенько ни видеть, ни слышать, но очень любил перебирать золото и драгоценные камни, собранные им и его предками во времена их правления.
Н.К.Рерих. Старый король. 1910. Фрагмент ********* |
И вот, с того самого дня, когда крепость Гарца была осаждена христианами, а многие храбрейшие мужи, среди которых был и правивший король, пали в боях на крепостных стенах и у ворот замка, старик не выходил уж более из своего мраморного покоя.
Он был там и день и ночь, приказав надежно замуровать двери и проходы, ведущие туда из замка. Сам же он знал малый потайной ход, уходящий на много сотен ступеней глубоко в землю под королевский замок. Про этот ход не знал никто, кроме старого короля. Он вел на другую сторону озера, и старик мог таким образом выходить из своего подземелья и, никем не узнанным, покупать у людей еду и воду.
Когда христиане заняли и разрушили крепость, то убили в ней всех мужчин и женщин, сожгли дома и храмы, так, что камня на камне не осталось. Стены и башни замка обрушились, полностью засыпав все входы в ту сокровищницу, и не уцелел никто, кто бы помнил о ней. Старик же остался там, у своих груд золота, и, пользуясь потайным ходом, прожил еще много сотен лет после того, как замок был разрушен. Ведь не зря говорят, что люди, слишком привязанные к своим богатствам, не могут быть избавлены от земной жизни, сколько бы ни просили Бога о смерти.
Так и жил седой старец много-много лет, охраняя своё золото и серебро, пока не высох, как скелет. И вот когда он наконец умер, то превратился в наказание в тощего чёрного пса, обязанного сторожить свои сокровища и охранять их от непрошеных гостей. А после захода солнца, между двенадцатью и часом ночи, в глухую пору призраков, кружит он по окрестностям маленьким серым человечком в чёрной шапке с ушками и белым посохом в руке.
Многие люди видели его в лесу под Гарцем, по дороге в Позервиц /3/. Иногда бродит он и вокруг церковного кладбища: ведь сохранились там древние могилы язычников, а язычники по обыкновению брали с собой под землю много золота и серебра. Его-то он и хочет достать, поэтому пробирается туда, — но не может ступить на освящённую землю. И это его наказание за алчность – бродить по земле неприкаянным духом, когда другие сыны человеческие спокойно спят в своих постелях или могилах.
********
С тех пор прошло много лет. Жил в Бергене /3/ король Рюгена и была у него красавица-дочь по имени Сванвита. Не было на свете прекрасней принцессы, чем она, и короли, князья и принцы со всего света приезжали просить её руки. Король, её отец, уж и не знал, что делать ему со всеми женихами: не хватало ни домов, чтобы размещать в них приезжающих гостей со свитой, ни конюшен для их коней. В общем, был Рюген наводнен людом, как никогда прежде. Истинной радостью было бы для короля, если бы дочь выбрала себе наконец мужа, а остальные женихи разъехались по своим домам.Но у королей не все так просто, как у остальных людей. Такие события должны происходить не в спешке, а со всевозможной церемонностью, торжественно и изысканно.
И наконец, после того, как принцесса полгода не выходила из своей комнаты, не видя ни одного человека и не перемолвившись ни с кем единым словечком, она выбрала себе принца, который ей понравился и кого она хотела бы видеть своим мужем. Король одобрил её выбор, будущий зять понравился и ему.
Жених и невеста обменялись кольцами, а по всей стране распространилось радостное известие, что красавица Сванвита скоро отпразднует свадьбу.
Портные и сапожники принялись, не жалея ни рук, ни времени, шить самые красивые наряды и тачать самую красивую обувь. Принц же, жених Сванвиты, которого звали Петер Датский, был так красив и статен, что такого, как он, надо было ещё поискать.
И вот, когда все жили в предвкушении свадебного празднества, весь Рюген радовался, а до свадьбы оставалось всего несколько дней, явился дьявол, и превратил веселье в печаль.
Был при дворе рюгенского короля князь из Польши — человек коварный и скверный, хотя по облику и манерам был благородным красивым рыцарем. И когда этот польский князь понял, что скоро свадьба, но не он, а Петер из Дании поведет прекрасную Сванвиту под венец, замыслил он в своем жестоком сердце недоброе: распустить лживые слухи, чтобы все — и король, и все остальные люди — поверили в то, что Сванвита — девица не стыдливая, и провела с ним, князем польским, несколько ночей.
Поверил этим слухам принц Петер и внезапно уехал прочь, а вслед за ним потянулись и остальные женихи. Польский же князь уехал в числе самых первых. И опустел королевский замок в Бергене, не стало в нем больше веселья и радости. Ушли из Бергена скрипачи и дудочники — все музыканты, что обычно веселят народ на праздниках и турнирах.
А весть о позоре бедной принцессы разнеслась по всей стране. Да что там — и в Швеции, и в Дании, и в Польше — каждый знал о том, почему расстроилась свадьба. Сама же девушка была невинна и чиста, как дитя, только что рожденное из утробы матери. Всё это было только злым наговором отвергнутого жениха — проклятого польского князя.
В общем, несладко пришлось бедной Сванвите. Король же, ее отец, после этой истории был несколько дней не в себе и как будто лишился рассудка. Он едва не наложил на себя руки из-за позора дочери и оскорбления, которое она нанесла всему королевскому дому. Он велел позвать к себе Сванвиту, сильно ударил ее, оттаскал за волосы и, оттолкнув, приказал своим слугам увести её в дальние покои — прочь с глаз его, чтобы он её никогда больше не видел.
В окруженном толстыми стенами саду за замком, вечно погруженном в тень от растущих в нем высоких деревьев, приказал король выстроить мрачную башню, в которую не светили бы ни солнце, ни луна, и заточить туда принцессу.
Башня эта была прочна и крепка, в ней было лишь одно небольшое отверстие, через которое в темницу проникал свет и принцессе передавали пищу. В печальной тюрьме этой не было ни постели, ни стола, ни скамьи. И та, что привыкла спать на бархате и шелке и ходила в золотых туфлях, отныне была босая, а ночью лежала на жесткой земле.
И принцесса умерла бы с горя, если бы не знала, что невиновна и не молилась бы Богу. Когда ее заточили в башню, была она ещё очень молодой девушкой шестнадцати лет,
Так провела она, сидя меж холодных камней башни около трех лет. И старый король тоже не знал радости с того дня, как польский князь опорочил его дочь. Голова короля стала бела, как снег, от тоски, хотя на людях он и был гордым властелином с величественной осанкой, делавшим вид, что дочь его давно умерла и забыта.
Она же проводила свои дни в полном забвении, молилась Богу, надеясь, что когда-нибудь снова увидит белый свет и сможет доказать всем свою невиновность.
Проводя в заточении одинокие печальные часы, Сванвита много думала над способом, как это можно сделать. Вспомнила она и старое предание о сокровищах старого короля под развалинами крепости Гарца, которое часто слышала ребенком. Подумала она тогда, что сможет с его помощью доказать всем, что оклеветал ее лживыми речами польский князь.
И когда стражник в очередной раз принес ей еду, она заговорила с ним: «Милый страж, ступай к королю, моему и твоему господину, скажи ему, что его бедная дочь хочет его увидеть и поговорить с ним в последний раз в своей жизни. Пусть не откажет он ей в этой последней милости».
Стражник согласился. Он очень жалел бедную принцессу, ведь она всегда была добра к простым людям. И большинство из них твердо верило в то, что ложно обвинили ее по навету поляка.
Когда стражник предстал перед королем и передал ему просьбу принцессы, старик очень разгневался, обругал своего слугу и пригрозил, что бросит его самого в башню, если тот осмелился еще раз произнести имя принцессы в его присутствии.
Испуганный стражник ушел прочь. Король же отправился спать и приснился ему странный непонятный сон, отчего он рано проснулся и не мог снова заснуть, думая о своей дочери. Наконец он велел привести к нему из башни принцессу.
Когда Сванвита предстала перед королем, увидел он свою дочь, бледную и худую, в изношенной рваной одежде. Она стояла перед ним почти нагая и босиком, больше похожая на нищенку, а не на королевскую дочь.
Старый король при виде своей дочери и сам стал бледен, как известь на стене, но чувств своих не выдал.
Сванвита же, поклонившись ему, произнесла: «Мой король и повелитель! Я предстала перед тобой, как бедная грешница, не имеющая права на Божью милость и лицезрение белого света. Ты отстранил меня от себя и всего живого мира, я же клянусь тебе перед Богом, что страдаю без вины, лишь из-за того, что лживый польский князь возвел на меня напраслину. И вот Бог, сострадая, послал мне в сердце мысль, как можно мне доказать свою незапятнанную девичью честь, тебе же и всей стране принести богатство и почет. Известно тебе, что по преданию под старым крепостным валом близ Гарца, где жили когда-то наши предки, хранятся огромные сокровища. Предание, которое я часто слышала в детстве, говорит, что сокровища эти может отыскать лишь принцесса из рода старых королей, и должна она быть девственницей.
Ей надо набраться смелости и в Иванову ночь, между двенадцатью и часом ночи, в одиночку, нагой, забраться на этот древний вал и ходить по нему задом-наперёд, пока не наступит она на то место, где внизу под землей находятся засыпанные двери и лестницы, ведущие в золотые покои. Тогда под ногами её откроется проход, и она плавно опустится к погребенным сокровищам, где сможет взять, что захочет, а с рассветом выйдет обратно.
А то, что не сможет она оттуда вынести, поможет нести старый призрак, стерегущий золото, и его слуги. Только на это уповаю и возлагаю свои надежды, господин король. Позволь мне во имя Бога совершить эту попытку. Я ведь всё равно, что мертва, и тут мне быть похороненной или там, — не все ли равно».
Казалось, она хотела добавить что-то еще, но запнулась, не смогла говорить, всхлипнула и горько разрыдалась. Король дал знак стражнику, чтобы тот позвал служанок и принцессу отвели в дворцовые покои. В скором времени стражника снова вызвали к королю, чтобы передать Сванвите еду и питье для подкрепления сил, а также разрешение короля на задуманное полуночное испытание.
Вскоре пришли служанки с ванной и новыми великолепными одеждами для принцессы. И стала жить Сванвита в замке почти как прежде, лишь только говорить ей было запрещено даже со своими слугами. Они и не знали, кто она, откуда появилась во дворце, ведь все, видевшие принцессу ранее, не были допущены к ней. Исключение составлял лишь старый стражник, приносивший ей еду в башне. И красота девушки вновь расцвела в полную силу, и все, кто её видел, восхищались ее очарованием и прелестью, казалось, что это ангел спустился к ним с небес.
А по прошествии сорока дней, накануне Иванова дня, Сванвита снова пошла в покои своего отца, чтобы попрощаться с ним. Она упала перед ним на колени, обхватив его ноги, и зарыдала. Старый король склонил над ней седую голову и заплакал тоже. Затем девушка поднялась и вышла вон, чтобы начать готовиться к своему испытанию. Она переоделась в дорожный костюм мальчика-оруженосца, чтобы никто не узнал в ней принцессу, и отправилась в путь.
Н.К. Рерих. Заморские гости. 1901. |
Путь из Бергена в Гарц был недолгим. И как только часы на церковной колокольне в Гарце пробили полночь, взобралась она на крепостной вал, сняла с себя всю одежду, оставшись в чём мать родила, и, взяв веточку зверобоя /4/ в руку, молча стала пятиться назад, как то было нужно.
Недолго пришлось ей так идти: земля расступилась под её ногами, и она мягко опустилась под землю, как будто было это во сне, а не наяву. Сванвита очутилась в большом прекрасном зале, освещённом тысячами огней. Стены его были из мрамора и хрустальных зеркал, а на полу рассыпано столько золота, серебра и драгоценных камней, что некуда было ступить.
Осмотревшись в огромном сверкающем зале, где собраны были сокровища её предков за многие столетия, она заметила сидящего в золотом кресле в дальнем углу маленького серого человечка. Он приветливо кивнул ей, показывая, что хочет поговорить со своей правнучкой.
Она же не произнесла ни слова, лишь тихо помахала ему в ответ. После этого знака призрак поднялся и исчез, а в комнате появилась толпа нарядно одетых слуг и служанок. Они встали в молчаливом почтении перед принцессой, ожидая ее приказаний.
Сванвита же, не размышляя долго и зная, как коротка Иванова ночь, начала собирать драгоценные камни и алмазы, и показала знаком слугам, чтобы они помогали ей.
Ещё один взмах руки — и слуги, выстроившись гуськом, последовали за принцессой к выходу и стали подниматься за ней вверх по лестнице.
Когда принцесса миновала все ступени и видела уже забрезживший впереди утренний рассвет, слышала крики петухов, объявлявших начало нового дня, захотелось ей вдруг убедиться, что слуги следуют за ней.
Сванвита обернулась назад, но что же она увидела? Маленький седой человечек вдруг превратился в большого чёрного пса с огненной пастью и пылающими глазами, который прыгнул на неё. Она страшно испугалась и закричала: «О, Боже!»
Король, её отец, сильно опечалился, когда она не вернулась, решив, что Сванвиту либо погубили злые духи подземелья, либо не прошла она испытания и бродит теперь бедной одинокой тенью по миру. Всего несколько недель прошло после исчезновения принцессы, и умер старый король.
А случилось такое горе с принцессой потому, что она обернулась и заговорила. Ведь давно известно, что смертный теряет власть над подземными духами, если оборачивается назад или произносит хоть слово. Это всегда приводит к несчастьям, и тому есть немало примеров.
Много лет прошло. Может, сотня, а может, больше. Умерли все, кто жил при старом короле и помнил прекрасную Сванвиту.
И рассказ о них стал передаваться из уст в уста как старая-старая позабытая сказка. Но все же порой утверждали, что принцесса до сих пор жива и томится в золотых чертогах королей в глубине старого крепостного вала Гарца. Там она обречена сторожить вместе со своим серым прадедом древние сокровища.
Никто не знает, откуда стала известна эта старая история. Быть может, ее поведал кому-то маленький серый человечек, которого иногда встречают на ночных дорогах Гарца?
А может, принцессу увидели те ясновидцы, что рождены в особый час великих праздников? Ведь могут же они видеть, как в земле растут трава и золото, могут смотреть сквозь самые плотные горы и стены…
|
Многое рассказывают люди: и о чудесном путешествии принцессы под землю, и о том, что она всё ещё жива, сидит в темном зале и ждёт своего освобождения. Говорят, что ее можно спасти, если найдётся смельчак, который решится спуститься в заветную сокровищницу в Иванову ночь, как это сделала когда-то сама Сванвита.
Он должен будет три раза поклониться принцессе, поцеловать её и, взяв за руку, молча вывести наружу. Но ни в коем случае не должен этот отчаянный храбрец произнести хотя бы одно слово!
И жизнь того, кто её освободит, наполнится радостью и счастьем, а богатства у него будет столько, что сможет он купить целое королевство.
Будет править этот юноша на троне полвека, и она, его королева, рядом с ним; родятся у них прелестные дети. А маленький серый дух навсегда исчезнет, как только лишится своих сокровищ.
Конечно, находились бесстрашные юноши, которые, взяв в руки веточку зверобоя, спускались в Иванову ночь к принцессе, но всегда в чем-то они ошибались, так что никому освободить её так и не удалось.
Если бы это было так просто! Рассказывают, что всему виной страшный чёрный пёс. Каждый, кто его видит, вскрикивает от испуга, и тотчас захлопываются двери на волю, исчезает лестница, и всё рушится в тартарары!
Так и томится бедная невинная Сванвита, обречённая сторожить под землёй холодное бездушное золото. Одному Богу известно, когда она будет освобождена. Сидит она, склонившись над золотыми россыпями, — длинные волосы рассыпаны по плечам, — и без устали плачет.
А вокруг нее сидят шестеро юношей. Это те несчастливцы, что потерпели неудачу.
Тот же, кому удастся освободить принцессу, женится на ней, получит все сокровища и освободит бедных пленников.
…Говорят, последним около двадцати лет назад в подземелье провалился Йоахим Фритц, сын портного. Пригожий парень любил часто гулять по крепостному валу. Однажды он пропал, и никто не знает, куда он делся. Родители и друзья все окрест обыскали, но так его и не нашли! Похоже, и он теперь томится вместе с остальными.
|
Источник текста:
Ernst Moritz Arndt.
Prinzessin Svanvithe
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Гарц - город на южной оконечности о.Рюген
2. Епископ Абсалон (1128-1201) - датский государственный, церковный и военный деятель. Большую часть своей жизни посвятил борьбе со славянскими племенами (вендами (и в т.ч. с руянами), населявшими Балтийское Поморье (Померанию), видя в них угрозу территориям Прибрежной Дании.
3. Здесь и далее - названия населенных пунктов на Рюгене
4. Зверобой - по-немецки Иоаннова трава "Johanniskraut".
У народов разных стран существовало поверье, что зверобой обладает особой волшебной и целебной силой, если он собран в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Немцы так сильно верили в это, что вместе с именем "Johanniskraut" зверобой называли "Чертогоном". Его использовали как оберег от злых духов.
Существовало старинное стихотворение:
"Клевер, вербена, укроп, зверобой
Власть пересилят ведьмы любой."
Известно, что из этой четверки зверобой считался самым сильным растением. Полагали также, что если человек носит на себе траву зверобоя или положит стебли его в обувь, то ни черти, ни колдуны не имеют над ним власти.
ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
«Наверное, ты уже слышал предание о том, что здесь, у Гарца, там, где сейчас возвышается над озером крепостной вал, высилась много тысяч лет назад большая и красивая крепость язычников. Стоял в ней великолепный замок, здания, и храмы, в которых они молились своим богам. Эту крепость давным-давно захватили христиане. Всех язычников убили, храмы разрушили, а изваяния богов, стоявшие в них, сожгли.
И ничего теперь не осталось там от былого великолепия, кроме старого вала, да нескольких баек, что рассказывают друг другу люди. Одна из них о всаднике, одетом в доспехи и шлем, что часто скачет на белом коне над городом и озером. Те, кто видел его по ночам, утверждают, что это – старый король замка и на нём его золотая корона.
Но это всё россказни. А что на Рождество и в Иванову ночь будто бы слышится из озера перезвон церковных колоколов, – то правда. Его слышали многие люди и мой отец тоже.
Это церковь, что утонула в озере. Иные утверждают, что это тот самый языческий храм. Я этому не верю: к чему язычникам звонить на христианские праздники?..»
2. Епископ Абсалон (1128-1201) - датский государственный, церковный и военный деятель. Большую часть своей жизни посвятил борьбе со славянскими племенами (вендами (и в т.ч. с руянами), населявшими Балтийское Поморье (Померанию), видя в них угрозу территориям Прибрежной Дании.
3. Здесь и далее - названия населенных пунктов на Рюгене
4. Зверобой - по-немецки Иоаннова трава "Johanniskraut".
У народов разных стран существовало поверье, что зверобой обладает особой волшебной и целебной силой, если он собран в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Немцы так сильно верили в это, что вместе с именем "Johanniskraut" зверобой называли "Чертогоном". Его использовали как оберег от злых духов.
Существовало старинное стихотворение:
"Клевер, вербена, укроп, зверобой
Власть пересилят ведьмы любой."
Известно, что из этой четверки зверобой считался самым сильным растением. Полагали также, что если человек носит на себе траву зверобоя или положит стебли его в обувь, то ни черти, ни колдуны не имеют над ним власти.
ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
Сказка "Принцесса Сванвита" Эрнста Морица Арндта из его сборника «Сказки Померании и острова Рюген» рассказывает нам "о конце времен" — завоевании и онемечивании славянского племени руян, живших когда-то на Рюгене — Руяне — легендарном острове Буяне, часто упоминаемом образе русских народных сказок, заговоров, приворотов, присказок.
"...На море, на окияне, на острове Буяне
Лежит бел-горюч камень,
На том камне стоит стол престольный,
Имя камню Алатырь — никем не ведомый...."
Вот она начинается.
И ничего теперь не осталось там от былого великолепия, кроме старого вала, да нескольких баек, что рассказывают друг другу люди. Одна из них о всаднике, одетом в доспехи и шлем, что часто скачет на белом коне над городом и озером. Те, кто видел его по ночам, утверждают, что это – старый король замка и на нём его золотая корона.
Но это всё россказни. А что на Рождество и в Иванову ночь будто бы слышится из озера перезвон церковных колоколов, – то правда. Его слышали многие люди и мой отец тоже.
Это церковь, что утонула в озере. Иные утверждают, что это тот самый языческий храм. Я этому не верю: к чему язычникам звонить на христианские праздники?..»
Как много сказано в этом коротком фрагменте!
Во-первых, здесь прямо говорится о разрушении датчанами Арконы, главного города руян. К тому времени их остров представлял крупнейший религиозный центр языческого славянского мира; говорится и об уничтожении знаменитого святилища бога Святовита.
Уничтожение святилища Святовита произошло в 1168 году, и таким образом, руяне приняли христианство намного позже других славянских племён..
Звон колоколов из озера сразу же напоминает нам о невидимом граде Китеже из русских былин, который ушел под воду и, став недосягаемым для врагов, незримо продолжает свое существование.
Во-первых, здесь прямо говорится о разрушении датчанами Арконы, главного города руян. К тому времени их остров представлял крупнейший религиозный центр языческого славянского мира; говорится и об уничтожении знаменитого святилища бога Святовита.
Звон колоколов из озера сразу же напоминает нам о невидимом граде Китеже из русских былин, который ушел под воду и, став недосягаемым для врагов, незримо продолжает свое существование.
В этих строках слышится и печальная ирония рассказчика: .. «к чему язычникам звонить на христианские праздники?..» — в виду имеется Рождество, потому что Иванова ночь христианским праздником никогда не была.
Наконец, Арндт упоминает здесь еще об одном важном мифологическом образе северогерманского эпоса — Всаднике на белом коне, столь поэтично описанном позднее немецким писателем Теодором Штормом в его одноименном романе. В Восточной Пруссии тоже есть своя легенда о нем — "Конь-желание" ( Das Wunschpferd).
"..Живет в лесах Восточной Пруссии волшебный конь. Он показывается тем людям, которые очень нуждаются в помощи. Только им нужно от всего сердца пожелать такую помощь получить. Это белый статный жеребец, на котором фогт Дитрих ездил когда-то к вождю пруссов Драго, чтобы убедить его отказаться от старого языческого обычая, бытовавшего среди пруссов, которые убивали каждую белую лошадь сразу же при ее рождении..."
*************
Н.К. Рерих. ПОМОРЯНЕ. УТРО. 1906 ************************** |
КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО СО ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.
*****
Спасибо вам за вашу работу. Давно занимаюсь темой балтийских славян, предысторией Первой Мировой в политике и культуре. Работа выполнена достойно с точки зрения литературной и взвешенно адекватно
ОтветитьУдалитьСпасибо. Благодарна Вам за добрый отзыв. Т.К.
ОтветитьУдалить