Das Wunschpferd
К седельной сумке Дитрих привязал ремнями крест-оберег, и все удары ножами, что пруссы нанесли белому жеребцу, не причинили ему никакого вреда. Склонился тогда Драго перед силой нового учения. А лошадь вырвалась и ускакала в лес, впитав в себя волшебную силу креста...
…Случилось однажды так, что заболела тяжело жена одного селянина в отдаленной местности, и муж поспешно отправился в Кёнигсберг за врачом. Дорога была дальней, и конца-края видно ей не было. Человек шел и шел, думая о своей жене, что лежала сейчас в лихорадке, и о том, как далеко еще до Кёнигсберга… Эх, обогнала бы его сейчас попутная повозка, да и захватила бы его с собой, или вдруг оказался бы поблизости какой-нибудь крестьянин, который одолжил бы ему свою лошадь.. А когда он оторвался от своих невеселых мыслей и случайно бросил взгляд в сторону, то вдруг увидел, что на небольшом лужке пасется белый конь в старинной седельной сбруе. О том, что это тот самый конь-желание из народных легенд, человек и не вспомнил, а взлетел, недолго думая, в седло, собираясь на обратном пути оставить лошадь там, где нашел. Конь летел стрелой, и копыта его едва касались земли. Вот уже и башни Кёнигсберга показались вдали, и тут впервые поселянин задумался о том, что с этим конем что-то нечисто. Но времени на раздумья у него не было: внезапно, быстрым взмахом, конь сбросил его со спины и исчез в кустарнике.
И вот человек снова стоял на проселочной дороге в тревоге за свою больную жену: ведь до Кёнигсберга оставался еще очень долгий путь. Но вдруг из-за поворота показалась карета, быстро ехавшая из города ему навстречу. Поравнявшись с путником, карета остановилась, и из нее к селянину обратился человек в треугольной шляпе:
«Скажите, я попаду по этой дороге в Лапенен?» /1/
И тут наш путник уставился на него, совершенно сбитый с толку. Лапенен! Это была его родная деревня. Вот так совпадение! Утвердительно кивнув, он добавил, что он сам из Лапенена и назвал свое имя.
«А ведь я как раз к Вам и еду из Кёнигсберга. Я доктор. Садитесь!» - Ошеломленный человек сел в повозку, и она покатила дальше.
«Меня зовут доктор Шнайтгут. Ко мне прибежал какой-то маленький мальчик и сказал, что одной женщине в Лапенене срочно нужна медицинская помощь. Я быстро собрал все необходимое, и когда я уже выходил из дома, чтобы велеть кучеру запрягать мою повозку, то увидел, что у моих дверей уже стоит карета. Я спросил, не меня ли она ожидает, кучер подтвердил это, и я велел ему ехать в Лапенен».
«Ваша милость, - ответил на это поселянин, - когда Ваша карета остановилась около меня, я не увидел ни лошади, ни возницы».
Доктор высунулся из окна: «Черт побери! Я тоже не вижу. Где же они? А ведь мы едем так быстро, как будто нас ураган несет».
«Видно, это конь-желание невидимо везет Вашу карету, - ответил селянин.
В скором времени они прибыли в Лапенен, а поскольку доктор свое ремесло знал хорошо, да и лечебные травы с собой захватил те, какие надо, то в скором времени женщина выздоровела.
С тех пор был наш селянин уверен, что обладает он истинной внутренней силой желания, чтобы вызывать чудо-коня. Много времени с тех пор прошло. И вот как-то однажды в штормовую ночь разлетелась по его селению весть о том, что близ побережья терпит бедствие большой трехмачтовый корабль.
Человек поспешил к побережью в надежде на богатую добычу, что обычно выносят морские волны на берег, когда судна в море неподалеку разносит в щепы ураганом.
Он видел огни барка, что, подобно болотным блуждающим огонькам, танцевали вдали в кромешной тьме. Они были то слева, то справа, и селянин бегал по берегу взад и вперед, чтобы точно определить место, где корабль пойдет ко дну. Но у корабля этого на борту был клабаутерман /2/, кораблю он погибнуть не дал, и тот выдержал бурю. А когда занялась заря, было видно, как корабль на поднятых парусах спешит в гавань Кенигсберга.
Источник:
Sagen aus Mecklenburg-Vorpommern
Das Wunschpferd
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Лапенен (Lapehnen). Основан в 1405 г. Старые названия — Lepaynen, Lepeinen, Lypeinen.
Современное название Рыбное близ Зеленоградска (бывш. Кранц).
2. Клабаутерман - корабельный дух-хранитель корабля. Подробнее см. статью "По следам немецких сказок и легенд. Клабаутерман".
3. Переводчик знает, что на строки предания "...убивали каждую белую лошадь сразу же при ее рождении" можно возразить, что жеребята рождаются не беленькими, а серенькими.
Ну, что он, переводчик, может на это ответить?
В той стародавней легенде 19 века, которую я взяла для перевода, так и записано: "jedes weisse Pferd sofort nach der Geburt zu toeten", т.е. "убивали каждую белую лошадь тотчас же после ее рождения.."
Ну, чего только не бывает в сказках! :)
*****
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Белый конь - древний образ северогерманской мифологии, в которой это священное животное ассоциировалось со Слейпниром, восьминогим конем Одина (Водана), верховного бога германо-скандинавской мифологии.
Несколько белых лошадей было и у Фрейра, бога плодородия и лета. Они могли прорицать, и поэтому служили ему советниками.
Культ коня являлся важнейшим элементом прусской культуры. Не случайно на легендарном прусском гербе наряду с изображениями верховных Богов и родоначальников присутствует фигура белой лошади в прыжке.
Прусское почитание коня находит практически полные аналогии в традициях жителей острова Рюген и соседних с ним земель.
У пруссов бытовал обычай: «никто в стране (пруссов) не мог ездить на белой лошади, но держали ее только для богов».
Подтверждение этому мы находим у Саксона Грамматика в описании культа Святовита в Арконе:
"...при нем (Святовите) был конь, совершенно белый... Только верховный жрец мог его кормить и на нем ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного. Верили, что на этом коне Святовит ведет войну против врагов своего святилища..."
/См.В.Кулаков. "Забытая история пруссов"/
"При боге Триглаве содержали коня, который считался священным и помогал предсказывать будущее. Его хорошо кормили, но никто не имел права на нём ездить - так он и стоял целый год без дела. Лишь один священнослужитель мог заботиться о нём, кормить и на нем ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного....
С помощью белого коня делались и предсказания: когда собирались в поход, то сперва клали на землю длинные жерди, а священнослужитель брал коня за поводья и трижды проводил через них. Если конь не задевал жерди, то это сулило удачу, если он задевал их правой ногой, то исход был неопределённым, а если задевал левой - это предвещало беду"
Позже в христианской традиции, которая порицала все языческое, белая лошадь стала отождествляться с демоническим существом Хель или даже с самим дьяволом.
Бредет, бредет по дорогам северной Европы лошадь Хель. Предания говорят, что, если она останавливается перед каким-нибудь домом или заглядывает в него, кому-то из его обитателей предстоит умереть. Ее часто замечали в давние времена старые люди, и потому умели предсказать чью-либо смерть.
Лошадь Хель любит иногда и подшутить над людьми. Так, рассказывают, что однажды шли молодые люди из одной деревни в другую на танцы. Подойдя к ручью, разделявшему обе деревни, парни обнаружили, что не могут его перейти, поскольку из-за прошедших дождей ручей сильно разлился. Оглядевшись по сторонам, молодые люди заметили стоявшую поблизости старую лошадь; они решили взобраться на нее и верхом перебраться через ручей. Но когда двое юношей уселись на лошадь, они обнаружили, что на спине есть место и для третьего. Когда взобрался третий, они решили, что уместится и четвертый. В конечном счете вся компания в десять человек села на спину лошади. Когда на середине ручья сидевший первым парень случайно обернулся назад, он увидел, что на лошади сидит много народу, и в изумлении воскликнул: «Иисус Христос, какая длинная кляча!» Но не успел он произнести эти слова, как лошадь Хель резко сжалась, все всадники попадали в воду, а конь исчез с насмешливым ржанием.
Легендарный герб пруссов (из хроники Иоганнеса Мельмана, 1548г. |
Прусское почитание коня находит практически полные аналогии в традициях жителей острова Рюген и соседних с ним земель.
У пруссов бытовал обычай: «никто в стране (пруссов) не мог ездить на белой лошади, но держали ее только для богов».
Подтверждение этому мы находим у Саксона Грамматика в описании культа Святовита в Арконе:
"...при нем (Святовите) был конь, совершенно белый... Только верховный жрец мог его кормить и на нем ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного. Верили, что на этом коне Святовит ведет войну против врагов своего святилища..."
/См.В.Кулаков. "Забытая история пруссов"/
"При боге Триглаве содержали коня, который считался священным и помогал предсказывать будущее. Его хорошо кормили, но никто не имел права на нём ездить - так он и стоял целый год без дела. Лишь один священнослужитель мог заботиться о нём, кормить и на нем ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного....
С помощью белого коня делались и предсказания: когда собирались в поход, то сперва клали на землю длинные жерди, а священнослужитель брал коня за поводья и трижды проводил через них. Если конь не задевал жерди, то это сулило удачу, если он задевал их правой ногой, то исход был неопределённым, а если задевал левой - это предвещало беду"
Temme J.D.H. 1840
Die Volkssagen von Pommern und Rügen
******************
Бредет, бредет по дорогам северной Европы лошадь Хель. Предания говорят, что, если она останавливается перед каким-нибудь домом или заглядывает в него, кому-то из его обитателей предстоит умереть. Ее часто замечали в давние времена старые люди, и потому умели предсказать чью-либо смерть.
Ну, а кто ж на северном побережье не знает легенды о незадачливом крестьянине, вздумавшем пахать свое поле в субботу поздно вечером! Как только солнце опустилось, из близлежащего озера выбралась лошадь с висящими удилами. Лошадь пристроилась к лошадям крестьянина и потянула вперед с такой силой, что борозда за бороздой вспахивались буквально в мгновение ока. Крестьянин изо всех сил старался не отстать, но быстро сбился с дыхания, и по его лицу заструился пот. Лошади его покрылись белой пеной. Такая пахота продолжалась с половину часа без какого-либо перерыва, пока лошадь не исчезла там же, откуда появилась, а обессиленный крестьянин повалился в пашню. Кое-как поднявшись, он поспешил домой. Больше никогда он не пахал в субботу.
Лошадь Хель любит иногда и подшутить над людьми. Так, рассказывают, что однажды шли молодые люди из одной деревни в другую на танцы. Подойдя к ручью, разделявшему обе деревни, парни обнаружили, что не могут его перейти, поскольку из-за прошедших дождей ручей сильно разлился. Оглядевшись по сторонам, молодые люди заметили стоявшую поблизости старую лошадь; они решили взобраться на нее и верхом перебраться через ручей. Но когда двое юношей уселись на лошадь, они обнаружили, что на спине есть место и для третьего. Когда взобрался третий, они решили, что уместится и четвертый. В конечном счете вся компания в десять человек села на спину лошади. Когда на середине ручья сидевший первым парень случайно обернулся назад, он увидел, что на лошади сидит много народу, и в изумлении воскликнул: «Иисус Христос, какая длинная кляча!» Но не успел он произнести эти слова, как лошадь Хель резко сжалась, все всадники попадали в воду, а конь исчез с насмешливым ржанием.
Нет у нее хозяина, хотя иногда видят люди верхом на ней всадника. Это тот самый знаменитый всадник на белом коне, чей образ так поэтично изображен в одноименном романе Теодора Шторма "Der Schimmelreiter" (“Всадник на белом коне”). В сложную ткань повествования так умело вплетены предания, легенды и суеверия Фрисландии, родины писателя, что это литературное произведение само воспринимается как исполненная поэзии и драматизма народная легенда.
«…Вдруг впереди на плотине мне что-то почудилось; не слышно было ни звука, но при чахлом свете прорезавшегося полумесяца обозначился силуэт, по мере приближения становившийся все отчетливей, и скоро я уже различил всадника на длинноногом поджаром коне; темный плащ бился у незнакомца за плечами; на скаку он повернул ко мне бледное лицо с горящим взором..»Одинокий всадник, скачущий в непогоду на белом коне, появляющийся из ниоткуда и скрывающийся во мгле ночи, давно уже превратился в устойчивый образ, безошибочно напоминающий каждому немцу о знаменитом "Всаднике на белом коне" Теодора Шторма.
„Я - всадник и сквозь время я лечу!
По облакам мой путь ведет –
И мне с конем та гонка по плечу
Мой конь спешит. Вперед! Вперед!"
По облакам мой путь ведет –
И мне с конем та гонка по плечу
Мой конь спешит. Вперед! Вперед!"
Вольфганг Борхерт.
"Всадник". (Фрагм.) 1938
Перевод Т.Коливай
Перевод Т.Коливай
В Послесловии использованы
северогерманские легенды о лошади Хель
из книги Бенджамина Торпа (1782-1870)
"Нордическая мифология" (1855).
северогерманские легенды о лошади Хель
из книги Бенджамина Торпа (1782-1870)
"Нордическая мифология" (1855).
*****
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ АВТОРСКОГО ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО СО ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM
Посёлок Дачное, если речь всё же о нём, расположен в17 км от Черняховска/Инстербурга. Лапенен никак не может быть в 17 км от Кёнигсберга/Калининграда, так как от областного центра до Черняховского района минимум 60 километров. Скорее всего имеется в виду Лаптау/Муромское. Около 17 км от Кёнигсберга/Калининграда.
ОтветитьУдалитьДобрый день.
УдалитьОчевидно, все-таки речь идет не о Дачном, а о поселке Рыбное — судя по записи в bildarchiv-ostpreussen.de:
https://www.bildarchiv-ostpreussen.de/cgi-bin/bildarchiv/suche/show_ortsinfos.cgi?id=612
В легенде речь идет именно о Лапенене (Lapehnen):
https://www.projekt-gutenberg.org/antholog/s-meckpomm/chap098.html
С Дачным меня ввела в заблуждение, кажется, вот эта запись:
https://wiki.genealogy.net/Alt_Lapp%C3%B6nen
Спасибо за поправку.
Т.К.