СТРАЖИ КЛАДА ФРАУЕНШТАЙН


Развалины замка Фрауенштайн (1200г.)
находятся на одноименной горе,
посередине Баварского леса (Земля Саксония)




Раздался крик лесного сычика /1/, и юноша вздрогнул. До полуночи оставался один час, и свист птицы зловеще прозвучал в ночной тишине. Когда молодой человек, весело напевая, отправился в путь, только-только начинало смеркаться. А сейчас эта прогулка по темному лесу нравилась ему все меньше, хотя светила полная луна и дорогу в лесу было хорошо видно.


С бо́льшим удовольствием сидел бы он сейчас в тепле, греясь у огня, а не мерз в полуночном лесу. Была ранняя весна, и здесь было довольно холодно. Но повернуть назад, не превратившись в объект насмешек своих товарищей, молодой человек тоже не мог.

Час назад он находился в веселой компании, собравшейся на постоялом дворе, когда кто-то начал рассказывать о заколдованном кладе замка Фрауенштайн, о том, что достать его можно в одну-единственную ночь в году, а именно сегодня, в ночь Страстной пятницы /2/
.  Но тот, кто решится сделать это, должен знать, что там, в ночных развалинах, нечисто, и идти туда можно только с крепкой верой Божьей.

Как случилось так, что юнец похвастался, будто ничего не боится и один легко добудет сокровище, он уже не помнил. Его слова приветствовали восторженными воплями, от всей души угостили вином, хлопали по плечу, и вот он уже почувствовал себя героем, храбрецом, которому все нипочем.

Когда герой под громкие возгласы уходил с постоялого двора, отправляясь в дорогу в компании своих сотрапезников, все происходящее казалось ему отличным приключением. Молодые люди пели и шутили друг с другом, но постепенно то один, то другой попутчик незаметно отставал и поворачивал назад, пока хвастунишка не оказался вдруг один на пустынной дороге, ведущей к горе Фрауенштайн. С досадой подумал он, что сегодня ему придется заночевать в развалинах замка, в темноте и сырости, только чтобы сдержать свое слово.

Тропинка начала подниматься в гору, и ему стало теплее. И вот после утомительного, но короткого подъема молодой человек увидел чернеющие в свете луны руины замка. Довольный тем, что наконец-то достиг цели своего путешествия, он начал насвистывать, оглядываясь в поисках подходящего места для ночлега. Вдруг, – наверно, была уже полночь – он услышал скрежещущий звук, идущий от полуразвалившейся въездной арки. Затаив дыхание, парень прислушался.

И верно, скрежет раздался вновь, на этот раз сильнее. Он неуверенно пошел к тому месту, откуда шел звук. Через несколько шагов он увидел впереди луч света.

Когда юноша оказался под аркой въездных ворот замка, он смог увидеть его источник – это был проход в скале, и он все расширялся и расширялся. Наконец он стал таким широким, что свободно мог пропустить человека. Свет шел откуда-то снизу.

Молодому человеку вспомнились истории, рассказанные на постоялом дворе, и он, ободренный мыслями о сокровищах, вошел в открывшийся проем скорее решительно, чем со страхом. Увидав крутые ступени, которые вели куда- то вниз, он огляделся вокруг и начал спускаться. Проход был узким, и его освещали факелы, укрепленные на стенах.

Спуск показался парнишке очень долгим, - как долго он шел вниз, он затруднился бы сказать. И вот когда он начал задумываться, а не вернуться ли ему назад, тоннель повернул в сторону, и за углом он увидел узкую и очень высокую дверь. Но как только молодой человек захотел ее открыть, она медленно отворилась сама и пропустила его внутрь. Он вошел и застыл в изумлении, оказавшись в огромном ярко освещенном зале.


Когда его глаза привыкли к свету, он увидел в центре зала множество стульев с высокими спинками, образующих широкий круг. В центре круга стояло несколько больших обитых серебром сундуков с коваными крышками.

На стульях сидели рыцари в полном боевом облачении, у каждого на коленях лежал меч. Глаза их были закрыты.

В зале находился еще и карлик - маленький горбатый человечек в пестрой одежде с нашитыми на ней бубенчиками. Он сразу же сделал юноше успокаивающий знак и, показав глазами на рыцарей, приложил палец к губам.

Молодой человек, затаив дыхание, кивнул в ответ, тогда карлик сделал широкий жест в сторону сундуков. И когда юноша снова взглянул на них, они начали открываться сами собой, один за другим. А внутри каждого блестело золото и серебро, красными бликами отливали рубины, голубыми – сапфиры, белыми искрами сверкали алмазы.

Тут юнец забыл про все на свете и как завороженный двинулся в центр зала к сокровищам. Когда его дрожащие пальцы прикоснулись к золоту, внезапно рядом очутился карлик. На губах его играла тонкая улыбка. Карлик протянул ему пустой мешок, откуда-то взявшийся у него в руках. Тут молодой человек начал хватать из сундуков все подряд - жемчуг и камни, монеты и ожерелья - и лихорадочно набивал ими мешок доверху.

Когда места в мешке уже не осталось, человечек подергал юношу за рукав, приглашая следовать за ним. Он отворил боковую дверь и, опасливо взглянув назад, в зал, знаком показал, что нужно спешить.

Парень благодарно кивнул ему и, сгибаясь под тяжестью своей ноши, отправился в обратный путь. Но если поначалу в спешке он не замечал, насколько тяжел груз, то через какое-то время мешок начал давить на плечи все больше и больше.

С трудом он поднимался вверх, к выходу, и каждая ступень казалось ему выше, чем предыдущая.

Крепко стиснув зубы, молодой человек продолжал карабкаться вверх, пока наконец впереди, через проход в скале, не увидал звездное небо. Но на последней ступени силы оставили его, он пошатнулся и упал под тяжестью своей ноши, а мешок соскользнул у него со спины. И прежде чем он смог его удержать, все содержимое мешка с грохотом покатилось вниз по ступеням. С ужасом он прижал руки к ушам, как будто желая заглушить ужасный шум – но напрасно, гром от падения мешка раскатился по горе подобно звукам громадного колокола.

Горе-охотник за сокровищами стоял в оцепенении с широко раскрытыми глазами, как вдруг послышался звон мечей и раздались громкие возгласы, а затем снизу он услышал конское ржание и поступь тяжелых шагов, и все ближе звучали боевые кличи вперемешку с громким смехом. Железо по камню, подкованные копыта по скальному основанию, сталь по стали. И вот парня будто что-то встряхнуло, и ужас перед происходящим придал ему новые силы. Он бросился бежать прочь, убегал по тропинке огромными прыжками, вскрикивая от страха и слыша у себя за спиной шум погони. То гнались за ним рыцари на конях, закованных в броню.

Незадачливый юнец бежал все дальше и дальше, пока шум погони не стих и он не упал на дороге на самом краю городка.

Отдышавшись, спрятал он лицо в ладони и, трясясь и всхлипывая, поклялся никогда больше не гнаться за заколдованными сокровищами.

Поклялся ли он при этом никогда больше не хвастать, история умалчивает.










ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Что же скрывается за этой, такой простенькой на первый взгляд, легендой о незадачливом искателе сокровищ? 

Может быть, ответ на этот вопрос мы найдем в приведенном ниже фрагменте из фэнтези "Башня шутов", первой книги Саги о Рейневане, знаменитого польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. В ней рассказывается о событиях 1425г., происходящих в Силезии, исторической области, граничащей с Саксонией (где находятся руины замка Фрауенштайн), а западной частью своей сегодня и вовсе слившейся с ней. 
Итак:
"...Замок Сенсенберг, как знали все, построили тамплиеры /3/ и неспроста выбрали именно это, а не другое место. Вздымающаяся над рваной кручей вершина горы была в древние времена местом отправления культа языческих богов, здесь стояла кончина /4/, в которой, судя по преданиям, древние обитатели этих земель, требовяне и бобряне, приносили своим идолам человеческие жертвы. Когда от капища остались только круги, выложенные из окатанных, обомшелых, укрывшихся среди сорняков камней, языческий культ не замирал, на вершине по-прежнему горели костры накануне Ивана Купалы....
...Тем временем, как сказано, прибыли тамплиеры. Построили свои силезские замки, грозные и зубчатые миниатюры сирийских краков /5/, возводившиеся под надзором людей, обмотанных платками и с лицами темными, как дубленая бычья кожа. Не случайно для размещения крепостей всегда выбирали священные места древних, уходящих в небытие культов... 
..А потом тамплиерам пришел конец. Справедливо ли, нет ли, спорить поздно, но с ними покончили. Каждому известно, как это было. Их замки заняли иоанниты, поделили между собой быстро богатеющие монастыри и, как грибы, вырастающие силезские магнаты. Некоторые замки, несмотря на таившееся в их корнях могущество, очень скоро обратились в руины. Руины, которых избегали, обходили стороной. Которых боялись. Не без причин.
Несмотря ..на волны жаждущих земли поселенцев из Саксонии и Тюрингии, надрейнской области и Франконии, гору и замок Сенсенберг по-прежнему окружала широкая полоса ничейных земель, пустошей, на которые забирались только браконьеры да беглецы. Именно от них-то, браконьеров и беглых, впервые пошли рассказы о необычных птицах, о кошмарных наездниках, об огнях, мерцающих в окнах замка, о диких и жутких криках и пении, мрачной музыке органов, как бы пробивающейся из-под земли.
Были такие, которые не верили. Были и такие, которых соблазняли сокровища тамплиеров, вроде бы по-прежнему лежащие где-то в подземельях Сенсенберга. Были и просто любопытствующие и беспокойные души. Эти не возвращались.
Окажись в ту ночь поблизости от Сенсенберга какой-нибудь браконьер, беглец или искатель приключений, гора и замок послужили бы поводом для возникновения очередных легенд. Из-за горизонта налетела буря, небо то и дело освещалось стрелами далеких молний, настолько далеких, что сюда не долетало даже ворчание грома. А черная на фоне разгоравшегося неба глыба замка вдруг расцвечивалась яркими глазницами окон.
И все потому, что внутри этой с виду развалины помещался огромный, с высоким потолком рыцарский зал. Освещавшие его канделябры, подсвечники и горящие в железных держателях факелы вырывали из мрака фрески на строгих голых стенах. На фресках рыцарские и религиозные сцены. На стоящий посреди зала огромный круглый стол глядели опустившийся на колени перед Граалем Персеваль, Моисей, Роланд ... И Иисус, второй раз падающий под тяжестью креста. Все они смотрели своими чуточку византийскими глазами на стол и сидящих за ним рыцарей в полных доспехах и плащах с капюшонами...
– Adsumus! /6/.."
Перевод Евгения Вайсброта.

Но что за таинственный карлик действует в легенде о Стражах Фрауенштайна как один из главных персонажей?

А это тот самый маленький человечек, который уже встречался нам, например, в сказке "Горбатый человечек из Лангенальба". Это очень древний сказочный персонаж, часто упоминаемый в фольклоре Германии, Австрии, Швейцарии. Он — символ вечного скитания, забвения, невозможности избавления от проклятия, наложенного когда-то за грехи. 

"...Молиться в церковку пошла
При свете тусклых свечек.
Гляжу: стоит передо мной
Горбатый человечек

И просит, голову склоня:
"Вы помолитесь за меня".

Австрийская народная песня
Перевод Льва Гинзбурга


Горбатый человечек – символ искаженной жизни; он сможет найти избавление от вечных странствий и обрести освобождение только с приходом Мессии. 

*****

Вот о чем рассказывает нам это старое предание о Стражах клада Фрауенштайн.

Руины Фрауенштайна (1200г). Современное фото

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Воробьиный сычик - самая маленькая из европейских сов, размером со скворца. Наиболее охраняемый вид. Со времен ледникового периода сохранились популяции в Альпах и Баварском лесу.

2. Страстная пятница предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию о дне распятия и смерти Иисуса Христа. 

3. Историческая справка.

Тамплие́ры (фр. templiers — «храмовники») — духовно-рыцарский орден, основанный на Святой земле в 1119г. небольшой группой рыцарей после Первого крестового похода. Второй по времени основания (после Госпитальеров) из религиозных военных орденов.

В XII—XIII вв. орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых он имел владения и недвижимость. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя первичной целью, декларированной при его учреждении, была защита паломников, идущих в Святую землю.

В 1291 году, когда крестоносцы были изгнаны из Палестины, тамплиеры переключились на финансовые услуги и торговлю, накопили значительные ценности и оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств и папой.

В 1307—1314 годах члены ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и Римско-католической церкви, в результате чего орден был упразднён папой Климентом V в 1312 году. (Википедия)

4. Название языческих славянских капищ. 

5. Сирийские краки - замки крестоносцев, которые они возводили в Сирии на Святой Земле. Руины их до сих пор можно видеть, в частности, вдоль границ Ливана и Сирии с Израилем. 

Сирийские краки. Замок Маркаб (1062г.)

6. "Мы здесь!" (лат.)

******


КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АВТОРА ПЕРЕВОДА

******

2 комментария:

  1. Рецензия на «Стражи Фрауенштайна. Легенда Саксонии»

    Интересный рассказ, Татьяна!
    Хочу добавить, что заметна параллель со сказкой про Али-Бабу и 40 разбойников из "Тысячи и одной ночи": также присутствует пещера с несметными сокровищами, которые, однако, для слишком жадного кладоискателя могут обернуться бедой.
    Есть и у других народов схожие сказки и легенды.
    А "Горбатый человечек", да ещё в Страстную Пятницу - перекликается с легендой об Агасфере.
    Ну, и самое лобовое нравоучение: Страстную Пятницу надо отмечать строгим постом и молитвой, а не попойкой с дружками, как герой этой легенды.

    С уважением.
    Макс Железный
    https://www.stihi.ru/avtor/mayor2

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Макс!!

      Конечно, Вы правы насчет схожести сюжетов в фольклоре разных народов. Что же касается конкретно вот этой легенды, то я перевела ее когда-то давно, но вот буквально на днях наткнулась на прямую подсказку, данную в фэнтези Сапковского (автора знаменитого цикла о Ведьмаке. Не знаю, насколько Вам интересен жанр фэнтези, а вот я его люблю и почитываю время от времени)). Эта прямая параллель от него к рыцарям замка Фрауенштайн буквально и заставила меня сделать допись к моему давнему переводу. А затем поделиться "с Градом и Миром")). Чувствую, что можно и поглубже копнуть, но пока остановилась. Совершенству нет предела.


      С уважением, Т.К.

      Удалить