ЛЕГЕНДЫ БАДЕН-БАДЕНА. "ЗАМОК ВИНДЕК" ("КУРИНЫЙ РОВ")

ИЗ ЦИКЛА «ФРЕСКИ ПИТЬЕВОГО ПАВИЛЬОНА БАДЕН-БАДЕНА»



Неподалеку от замка Виндек, что под Баденом, находится небольшой хутор, до сих носящий название Куриный ров. Между зелеными лозами винограда и высокими темными каштанами здесь еще можно разглядеть следы рва, который когда-то огибал весь замок.

В той же местности в глубине лесной чащи стоял когда-то маленький домик, окруженный со всех сторон скалами, и жила в нем древняя-предревняя старуха, которую все называли лесной бабушкой. Знала она очень много и много из того, что для других сокрыто. Знала она про тайные силы лечебных трав и про законы мира; дикие звери приходили к ее жилищу, не причиняя ей никакого вреда.

Жила старушка одиноко, и все ее богатство состояло в нескольких белых курицах необычной величины, которые сами искали себе корм в лесу.
Люди сторонились ее, испытывая суеверный страх как перед ней, так и перед ее белоснежными курами.

*** ** *** ** ***

Владелец этих мест жил в своем родовом замке Виндек, высившемся неподалеку. С давних пор враждовал он с рыцарем фон Хутценбахом и вот, однажды, чтобы побольнее обидеть рыцаря, захватил он в плен его родного дядю, декана Страсбургского собора, как раз проезжавшего мимо замка Виндек. Духовное лицо связали и под издевательский хохот хозяйской челяди отвели в крепость.
В это время на придорожном камне сидела лесная бабушка и держала на коленях большого белого петуха, который так же внимательно, как и его хозяйка, наблюдал за происходящим.

На следующий день, вечером, когда старушка сидела перед своей хижиной, к ней из леса вышли два красивых юноши и спросили про самый короткий путь к замку Виндек. Они выглядели очень усталыми и грустными. Лесная бабушка радушно приняла их и накормила лесными ягодами и теплым белым хлебом. Младший юноша, мальчик лет 13-ти, ел с удовольствием, но старший, которому на вид было лет 17, ничего не ел, а только грустно смотрел вниз и не мог удержать слез, которые медленно текли по его лицу. Однако он попытался это скрыть и подошел к желобку с чистой горной водой в скальной расщелине, чтобы ополоснуть лицо от слез. Старушка внимательно посмотрела на его ставшие блестящими глаза, порозовевшие щеки и промолвила: — Эй ты, маленький проныра! Ты не похож на парня, и наверняка ты девушка. Доверься мне, Божье дитя, и скажи, где живут твои родители и что за случай заставил тебя отправиться в Виндек?

Оба путника начали плакать, а затем старшая сказала: «Конечно, я девушка. Меня зовут Имма фон Эрштайн, а это мой брат. Наш дядя, декан Страсбургского собора, воспитывал нас с детских лет. А сейчас его захватили в плен и держат в замке Виндек. Мы хотим попросить хозяев замка, чтобы они его отпустили.

— А Вы несете им выкуп?  спросила старушка.

— Ах, — ответила девушка, вытаскивая из-под воротника алмазный крестик, — у меня ничего нет, кроме вот этой драгоценности. Этот крестик достался мне от моей покойной матушки! Но мы хотели попросить хозяев замка, чтобы они взяли нас вместо дяди в заложники, пока дядя не принесет за себя выкуп. — 

— Утешьтесь, мои дорогие — сказала лесная бабушка. — Я сама выкуплю декана. Послушайте меня, дети! К замку идут жители Страсбурга. Они узнали, что их духовный пастырь захвачен в плен, и отправились его освобождать. Они подойдут сюда в самое ближайшее время и возьмут замок в осаду. Но прошлой ночью деревья нашептали мне еще одну новость, которая, едва родившись, застряла здесь, в лесной чаще. Они посылали вперед лазутчиков, которые внимательно осмотрели все окрестности и заметили, что у крепости есть одно слабо укрепленное место, откуда можно начать наступление. Оно вот там, в еловой чаще, где стоит каменный крест. Идите в замок к младшему Рейнхарду, сыну хозяина замка, и скажите ему, что он должен велеть выкопать глубокий ров на том самом месте. Это надо сделать сегодня, и как можно быстрее. Чувствую я, что неприятели могут подойти к замку уже сегодня ночью.

— А рыцарь освободит нашего дядю? — спросили брат с сестрой.

— Я дам вам с собой выкуп! — ответила старушка и три раза хлопнула в ладоши. И смотри-ка — со всех сторон подошли-подлетели к ней белые куры. Она ухватила одну из них и отдала девушке со словами: — Отнеси эту курицу рыцарю Рейнхарду в Виндеке, тогда он и освободит твоего дядю.  
Мальчик и его сестра удивленно посмотрели на старую женщину. — 

— Делайте, как я говорю, — продолжала она – как только сегодня зайдет солнце, рыцарь должен отнести курицу к каменному кресту, откуда неприятель хочет пойти в атаку на замок. Людей в замке недостаточно, чтобы за такое короткое время суметь выкопать глубокий и широкий ров – вот моя храбрая курочка и проследит, чтобы все было, как надо. 

И с этими словами старушка погладила курицу по крыльям и затем пропела ей тихим, едва слышным голосом:

— Слушай, что тебе скажу:
Вот начнет смеркаться,
В роще прокричит сова,
Ты начни работу.

Ров копай ты глубже-глубже,
Ров копай ты шире-шире
И всю землю, что мешает,
Вынимай без сожаленья.

В царство мертвых загляни,
Меч героя там возьми.
Не ржавеет он, закопан,
Ждет он рыцарской руки.

До полуночи работу
Всю закончить поспеши. 
— 


Имма боязливо глянула на курицу, но старушка была так приветлива и искренна, что девушка снова почувствовала к ней доверие. Ее брат не выказывал никаких признаков страха и даже радовался заранее чудесному приключению, которое они совершат вместе с белой курицей...

Так брат с сестрой попрощались с лесной старушкой. И едва они прошли половину пути до замка, как навстречу им вышел молодой рыцарь. Он был высок ростом и внешность имел благородную; но его лицо омрачала глубокая озабоченность. Однако голос был мягок и участлив. 

— Кто вы, милые дети, и что вы ищете в моем замке — вы ведь идете туда, не так ли? 

— Да, господин рыцарь, — ответила Имма. 

Щеки ее покраснели, но взгляд был опущен вниз. 

— Мы хотели нижайше просить Вас отпустить нашего дядю, — мы сироты, и он нам вместо родного отца. Возьмите нас вместо него в заложники, пока он не принесет за себя выкуп. 

Рыцаря тронули эти простодушные слова. Он внимательно посмотрел на детей, и особенно долго он смотрел на Имму, которая стояла перед ним в смущении, затем его взгляд опустился на белую курицу, которую несла девушка. И когда он спросил, что это за курица, девушка сказала ему все так, как ее научила старушка. 

Рыцарь Рейнард внимательно выслушал ее. Его взгляд становился все более испытующим, что все больше и больше смущало девушку. Наконец она сбилась и начала путаться в словах. Тогда ее брат улыбнулся и поправил ее: «Эй, Имма, старая женщина этого не говорила». 

Девушка вспыхнула, но рыцарь взял ее за руку и сказал: — Благородная госпожа, Вас привел сюда сам Господь Бог. И под моей защитой будете Вы находиться в замке Виндек столько, сколько пожелаете. Пойдемте же и обрадуем Вашего дядю. 

С этими словами рыцарь повел путников в крепость Виндек, прямиком к их дяде, а сам распорядился начать рыть защитный ров. Следуя указаниям лесной бабушки, он, как только на небе засверкали первые звездочки, принес белую курицу к каменному кресту, который был поставлен на могиле его деда, павшего на поединке.

Как только пробило полночь, он вторично отправился туда же и, к своему великому изумлению, обнаружил на том месте глубокий и широкий ров вместе с прочным бруствером. В свете звезд сверкал меч его деда, который когда-то положили вместе с телом в гроб.

«Не ржавеет он и ждет,
Что герой его найдет…»



Белая же курица исчезла.

Как и предсказывала старушка, на заре появились в еловой роще вооруженные страсбургжцы, чтобы оттуда начать атаковать замок.

Но когда увидели, насколько хорошо укреплен замок и насколько глубок и неприступен крепостной ров, они предпочли мирные переговоры военным действиям.

Несколько недель спустя благородный старик-декан, чьего освобождения Имма добилась, подарив свое сердце юному рыцарю, соединил руки влюбленных у алтаря Страсбургского собора.




*** ** *** ** *** 


ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА.

Эта старая шварцвальская легенда многолика. В ней, как матрешка в матрешке, прячется несколько смыслов. Это, прежде всего, историческая хроника, повествующая нам о том времени, когда вся Германия была раздробленной и небольшие замки с принадлежащими им окрестными деревушками были вынуждены обороняться и от набегов разбойников, и от вооруженных отрядов враждебных рыцарей, как, впрочем, и от любого неприятеля, задумавшего нападение. Это и старая баденская легенда, в которой нашли отражение реальные события, происходившие когда-то вокруг замка Виндек, чьи развалины еще и поныне можно видеть близ Баден-Бадена. Ну и, наконец, эта настоящая немецкая сказка, полная намеков, иносказаний и символов. Здесь мы встречаем и такой древний мифологический образ, как Вальдфрау — Лесная Бабушка, иногда помогающая людям, но чаще как всякий элементальный дух остающаяся равнодушной к их жизни. Это и белоснежные куры старой лесной ведуньи. 
Недаром в легенде говорится, что

"Люди сторонились ее, испытывая суеверный страх как перед ней, так и перед ее белоснежными курами..."

Белая (или пепельно-серая) мохнатая курица была знакома еще древним германцам и носила название Erdhenne (букв. "земляная курица"), /др. названия Erdhühnlein, Erdglucke, Erdglutsch или Herdhendl/. Она широко известна в немецком фольклоре Альп, Верхнего Пфальца и Баварии и часто встречается и в других легендах и сказках этих регионов. Но..., впрочем, это совсем другая история...)).

*** ** *** ** *** 

СКАЗОЧНЫЙ ШВАРЦВАЛЬД 

Ты, кто муку видишь в каждом миге,
Приходи сюда, усталый брат!
Все, что снилось, сбудется, как в книге —
Темный Шварцвальд сказками богат!

Все людские помыслы так мелки
В этом царстве доброй полумглы.
Здесь лишь лани бродят, скачут белки...
Пенье птиц... Жужжание пчелы...

Погляди, как скалы эти хмуры,
Сколько ярких лютиков в траве!
Белые меж них гуляют куры
С золотым хохлом на голове.

На поляне хижина-игрушка
Мирно спит под шепчущий ручей.
Постучишься — ветхая старушка
Выйдет, щурясь от дневных лучей.

Нос как клюв, одежда земляная,
Золотую держит нить рука, —
Это Вальдфрау, бабушка лесная,
С колдовством знакомая слегка.

Если добр и ласков ты, как дети,
Если мил тебе и луч, и куст,
Все, что встарь случалося на свете,
Ты узнаешь из столетних уст.

Будешь радость видеть в каждом миге,
Всё поймешь: и звезды, и закат!
Что приснится, сбудется, как в книге, —
Темный Шварцвальд сказками богат!

Марина Цветаева


*** ** *** ***


КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АВТОРА  ПЕРЕВОДА И С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM

Комментариев нет:

Отправить комментарий