НЕМЕЦКИЕ СКАЗКИ. ТРОЕ КРЕСТНЫХ


Каспар Давид Фридрих. Полдень. 1821


Давным-давно жил в Мекленбурге /1/ бедный метельщик /2/, которому, как и каждому бедняку во всем мире, приходилось ежедневно тяжким трудом добывать свой кусок хлеба. Господь наградил его большим количеством детей, и кроме них другого Божьего благословения у него не было. И каждый день он гадал, как ему прокормить свою жену и ораву голодных ребятишек. Когда жена сказала ему, что снова ждет ребенка, метельщик не сказал на это ни слова и молча принял то, что изменить был не в силах.

И вот когда спустя положенное время в его жалкой хижине вновь раздался крик младенца, отец снял с гвоздя изношенную шапку и отправился за крестным для новорожденного, хотя и не мог угостить его ничем, кроме хлеба и водянистого пива.

Каспар Давид Фридрих. Пейзаж с радугой, 1810

Священник, которому он и так задолжал еще за предыдущие крестины, тем не менее не отказал ему в проведении таинства крещения, что объяснялось исключительно чувством христианского сострадания. Однако на обряде полагалось присутствовать также и крестному отцу ребенка. Но в деревне не нашлось никого, кто захотел бы стать кумом самому бедному во всей округе, поэтому метельщик и отправился на проезжую дорогу искать какого-нибудь чужака, который только за спасибо и благодарность от всего сердца стал бы крестным мальчику.

Недолго пробыл метельщик один на проселочной дороге. Вскоре встретился ему человек, который остановился и дружески улыбнулся. Закутанный с головы до ног в светлое покрывало и осиянный нежным светом, человек тихо заговорил с бедняком. Он назвал его по имени и пожелал ему долгих лет жизни, что особенно тронуло метельщика, поскольку за всю свою жизнь он не встречал таких людей и не знал к себе такого участия.

Встреча с таким участливым человеком на пустынной дороге показалось ему несколько странной, но метельщик тем не менее решил обратиться к незнакомцу со своей просьбой. Но только он открыл рот, чтобы начать говорить, как незнакомец опередил его. Он сказал, что он Бог и знает нужду, которая привела метельщика на проселочную дорогу. И чтобы вознаградить такое усердие, он сам готов стать крестным отцом ребенка. Метельщик широко раскрыл глаза от изумления и, онемев от неожиданности, молча смотрел на прекрасный светлый образ Божий.

Однако затем он отступил на шаг назад и сказал, что такого крестного отца он своему ребенку не желает. Только из-за несправедливости Бога, так прихотливо раздающего блага детям своим, очутился он в таком положении. Одному Небо дарит больше, чем требуется, другому и в самом необходимом отказывает. Нет, такого крестного ему для своего ребенка не надо, поскольку несправедливость противна его натуре.

.. И пока метельщик, отвечая, так горячился, видение растворилось в воздухе, как будто его и не было. Улица снова была пуста.

Незадачливый отец хмыкнул и снова пустился в путь. И вот через какое-то время он услышал звуки незнакомой музыки, и его глаза различили карету, которая медленно приближалась к нему из темноты. В карету были впряжены четыре черных коня, а в ней сидел нарядно одетый кавалер в обществе дам и волынщик, который непрерывно играл им на своей волынке.

Метельщик остолбенело смотрел, как кавалер, одетый в огненно-красные и черные одежды откупорил бутылку и пустил ее по кругу, а сам громко запел под веселую музыку. Затем он высунулся из кареты и по-приятельски приветствовал сбитого с толку метельщика. Он может помочь ему выпутаться из затруднительного положения, и с удовольствием будет крестным отцом новорожденного. Сказав это, незнакомец оглушительно захохотал, да так, что в ушах зазвенело.

Каспар Давид Фридрих. Вспаханное поле.1830

Метельщик был, конечно, очень беден, но не глуп и сразу смекнул, кто перед ним. Это сам Дьявол, без сомнения. Но от того, кто находит удовольствие ото лжи и нищеты людской, он уж точно помощи не примет. Несправедливость Дьявола еще больше, чем Божья. Нет, пусть отправляется ко всем чертям, такого крестного отца его ребенку не нужно.

Как только он произнес эти слова, коляска с конями и со всеми своими седоками развеялась в воздухе, как дым. Метельщик помотал недоуменно головой и продолжил свой путь, все еще надеясь, что встретит кого-нибудь, кто ему поможет.

Поскольку все странное на свете случается трижды, на пустынной сельской дороге метельщик недолго оставался один. И вот вскоре он увидел фигуру, вышедшую на него из темноты. На этот раз метельщик остановился и стал ждать, кто же сейчас подойдет к нему, чтобы предложить свои услуги. И вот худощавый мужчина, одетый в темно-серый длинный плащ, приблизился к нему.

Он носил грубые башмаки – как тот, кто много путешествует, и широкополую шляпу, почти скрывавшую его изможденное лицо.

Метельщик набрался храбрости и спросил:

«Не хотите ли Вы мне тоже предложить стать крестным моему ребенку, как и те двое до Вас? Если так, то тогда скажите сразу, кто Вы, чтобы мы не тратили время понапрасну».

Тогда серый ответил мягким голосом, что метельщик очень хорошо знает, кто перед ним. Так как помощь Бога и Дьявола была отклонена, остается только он, стоящий рядом, и он готов стать крестным отцом мальчика.

Выслушав это, метельщик поблагодарил говорившего и принял это предложение, поскольку справедливость Смерти неоспорима. Смерть одинаково приходит и к бедному, и к богатому, и к христианину, и к язычнику, и к женщинам, и к мужчинам.

Каспар Давид Фридрих. Одинокое дерево.1822


Затем с поклоном метельщик назвал место и время, когда должен будет состояться обряд крещения. И вот – как будто ничего и не было – дорога вновь оказалась пустынной, и бедняк повернул обратно, к себе домой, - усталый, но с легким сердцем.

И когда настало время, Смерть появилась на крестинах. И во всех делах она выказала себя как настоящий крестный, была учтива и любезна с каждым, и каждый находил ее общество приятным.

Вот так и случилось, что Смерть стала крестным отцом ребенку бедного метельщика. Впрочем, это не так уж и странно, если подумать, как следует. Разве человек в сером плаще не стоит у нашей колыбели и не сопровождает каждого из нас всю жизнь до смертного одра?





*** ** *** ** ***
ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Мекленбург - регион на севере Германии, включающий побережье Балтийского моря.


2. Метельщик - вязальщик веников, метелок


3. 
Эта народная сказка известна под двумя названиями: "Der gebetene Tod" (букв. "Смерть, которую попросили") и "Gevatter Tod" ("Кум Смерть"). Название на русском в данном случае - мое.

Интересно сравнить это старое предание с тем, что получилось у братьев Гримм (см. их сказку "Смерть в кумовьях"), которые, взяв ее за основу, по-своему пересказали и дополнили, в результате чего получилась СОВСЕМ ДРУГАЯ сказка.
У Людвига Бехштейна ("Народные сказки немцев", 1853) тоже есть сказка под тем же именем, но опять же с немного иным сюжетом.

Оригинальный текст сказки. Ссылка. 


Роберт Шуман.  Грезы (Ночной лес) 
*** ** *** ** ***






КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АВТОРА ПЕРЕВОДА
*** ** *** ** ***

Комментариев нет:

Отправить комментарий