КОППЕЛИЯ, ИЛИ ДЕВУШКА С ЭМАЛЕВЫМИ ГЛАЗАМИ. БАЛЕТ. ИЛИ БЫЛЬ?


Балет "Коппелия" - яркий пример сотрудничества нескольких мастеров, отмеченных печатью гениальности: немецкого (вернее, прусского) сказочника Э.Т.А.Гофмана, выдающегося французского хореографа Артура Сен-Леона и французского же композитора Лео Делиба.

Хореограф, танцовщик и скрипач-виртуоз Артур Сен-Леон взялся за постановку "Коппелии, или Девушки с эмалевыми глазами" сразу же по возвращению из России, где в течение 10 лет успешно возглавлял Петербургскую балетную труппу при российских императорских театрах. 

Э.Т.А.Гофман. "Песочный человек". Коппелиус.
Фото-инсценировка Tanja Bochmann

*******************

В основу либретто Шарля-Луи-Этьена Нюиттера легла сказочная новелла Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек» ("Der Sandmann") 1851 года, переделанная французскими драматургами Жюлем Барбье и Мишелем Антуаном Карре для их пьесы «Сказки Гофмана». В ней сохранена только история автоматической куклы, в которую влюбляется герой. Таким образом из гофмановской новеллы была убрана вся мистическая составляющая (можно сказать, что, собственно, убран сам Гофман). Именно по версии "Сказок Гофмана" Шарль Нюиттер и написал либретто «Коппелии», превратив фантастическую вселенную великого сказочника из Кёнигсберга в веселую занимательную историю, случившуюся в одном из небольших городков Галиции /1/ с двумя молодыми людьми, Сванильдой и Францем. Балет полон комических ситуаций вокруг ссоры, примирения двух влюбленных и заканчивается счастливой свадьбой.

Жак Оффенбах. "Сказки Гофмана". Баркарола
****************************

Премьера "Коппелии" состоялась 25 мая 1870г. в Парижской опере в присутствии императора Наполеона III и его супруги императрицы Евгении. На главную роль Сванильды хореографом Сен-Леоном была приглашена  никому на тот момент не известная 16-летняя итальянская танцовщица Джузеппина Боцакки (Giuseppina Bozzacchi). Мужскую партию Франца танцевала балерина-травести Эжени Фиокр (Eugénie Fiocre). В этом не было ничего удивительного, ведь то было время, когда балет во Франции стал почти женской профессией, и танцовщиков-мужчин в Гранд-Опера в ту пору было мало. 

Премьера балета прошла с огромным успехом, "Коппелия" благодаря своей чудесной музыке сразу же вошла в репертуар театра, и юная (и очень талантливая)  танцовщица, и не менее талантливый балетмейстер удостаивались самых восторженных отзывов зрителей и критики.......

...Увы, так случилось в истории, что премьера балета «Коппелия» оказалась для его участников роковой. Ни Наполеон III, ни его поданные не могли себе и представить тогда, что находятся на своего рода пире во время чумы. 


Уже через два месяца, 19 июля 1870 года, вспыхнет франко-прусская война. Начавшаяся вместе с ней революция положит конец Второй империи и монархии во Франции, сам император попадет в германский плен и на родину так и не вернется. Наполеон III был последним монархом Франции.

Всего через несколько месяцев, во время осады Парижа, заболеет и умрет от черной оспы ровно в день своего 17-летия Джузеппина Боцакки. Она успела исполнить прославившую ее партию Сванильды всего 18 раз. 

Еще раньше от сердечного приступа в кафе неподалеку от Оперы умер и хореограф Сен-Леон, совсем немного не успев дожить до 49 лет. 

А балет «Коппелия» очень скоро вошел в репертуар разных музыкальных театров и любим нами до сих пор.


Впрочем, первоначальная великолепная (по признанию музыкальных критиков того времени) хореография Артура Сен-Леона во время революционных событий 1870 года, когда Парижская Опера закрылась, была утеряна
Таким образом, при дальнейших постановках каждый балетмейстер, бравшийся за «Коппелию», оказывался полностью свободен в создании своей танцевальной идеи этого балета. В Петербурге балет "Коппелия" прославили знаменитые хореографы Мариус Петипа и Александр Горский.

Ольга Преображенская — Сванильда.
Мариинский театр. 1890
*******************

"...И еще два слова о «профанации». ....Делиба обвиняют в известной профанации Гофмана. Я ли не поклонник последнего? Ведь он — столь жуткий, столь близкий, столь насквозь поэтичный Эрнст Теодор Амадеус — является моим кумиром и художественным путеводителем. Вот кому в жизни я обязан созданием своей «меры вещей». Но именно благодаря этой самой мере я не могу согласиться с тем, что Делиб повинен в какой-либо профанации, когда он передал на свой лад сюжет сказки «Песочный человек». Правда, у Гофмана царит великий серьез, — это очень серьезно задумано, тогда как у Делиба все носит характер потешной шутки. Однако я убежден, что, если бы Гофман услыхал музыку Делиба, он первый пришел бы в безоговорочный восторг. Получилось во всяком случае, не уродливое искажение, а нечто самодовлеющее в своей убедительной прелести."
А.Н.Бенуа
"Мои воспоминания". Книга II

Прав, прав, Александр Николаевич. Либретто балета "Коппелия" лишь в общих чертах повторяет сюжет "Песочного человека" Гофмана, этой жутенькой сказки с двойными-тройными смыслами, населенной фантасмагорическими образами.  Балет Лео Делиба — это чудесная музыка, расцвечивающая довольно бесхитростное повествование. Все персонажи "Коппелии" — легко узнаваемы и попадаются нам в жизни на каждом шагу. Кто из нас не знаком с Францем или Сванильдой? Конечно, они носят иные имена, но ведь это совсем не важно, не так ли? Франц — легкомысленный парень, который "еще не нагулялся". Ему очень нравится Сванильда, и он готов повести ее под венец, но он также не прочь при этом приударить за любой хорошенькой девушкой, вдруг попавшейся ему на глаза. По жизни он ведом, и роль ведущей готова взять на себя Сванильда — умница, милая девочка, влюбленная в своего жениха и мечтающая о дне свадьбы. Она самоотверженно бросается ему на выручку и готова прощать своему Францу все его будущие измены. Коппелиус — маг, чародей, мистификатор, великий шутник. В обычной жизни он предстает перед нами странноватым малым, нелюдимом с большими причудами. Кто его знает? может, он чудак, а может, гений, сторонящийся толпы? И, наконец, вокруг нас полным-полно Коппелий — этих девушек с эмалевыми глазами и пустотой внутри. Настоящих кукол. Почти людей.

Кстати, интересно заметить, что Коппелиус у Гофмана весь как бы состоит из изломанных линий. Облик его нескладен, дисгармоничен и был бы смешон, если бы не был жутковат.
"...никакое самое страшное видение не могло повергнуть меня в больший ужас, нежели этот самый Коппелиус. Представь себе высокого, плечистого человека с большой нескладной головой, землисто-желтым лицом; под его густыми седыми бровями злобно сверкают зеленоватые кошачьи глазки; огромный здоровенный нос навис над верхней губой. Кривой рот его нередко подергивается злобной улыбкой.... Коппелиус являлся всегда в пепельно-сером фраке старинного покроя; такие же были у него камзол и панталоны, а чулки черные и башмаки со стразовыми пряжками. ... Весь его облик вселял ужас и отвращение..."
Э.Т.А.Гофман
"Песочный человек"

Конечно, как уже было сказано, Коппелиус в балете — это не гофмановский герой, он более "приближен к реальности", но кое-что от "Песочного человека" в нем осталось. Вот, например, танец Коппелиуса в хореографии Олега Виноградова (Мариинский театр, Санкт-Петербург, постановка 1993 года) /2/


Петр Русанов — Коппелиус. 
Мариинский театр. 1993
*******************

Отдельных, самых восторженных слов, заслуживает чудесная музыка Лео Делиба. 
Танец куклы Коппелии, вариации Сванильды, вальс часов, танцы испанской, китайской, шотландской кукол — чистый восторг! И не хуже, но и не лучше при этом жемчужина этого волшебного действа — вальс "Коппелия".

Лео Делиб. Вальс "Коппелия"
*******************

Вариации Сванильды. "Коппелия". Мариинский театр
Сванильда — Ирина Шапчиц. 1993 
************************


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Действие "Коппелии" было перенесено постановщиками балета в Галицию, чтобы выигрышно блеснуть прекрасными аранжировками народных (в частности, венгерских) танцев. 
А если это так и все происходит в некоем типичном галицийском городке, то почему бы не представить, что это Дрогобыч или Самбор, или Трускавец? 

2. Как уже сказано, постановок балета "Коппелии" очень много, а оригинальная хореография Артура Сен-Леона не сохранилась. В 1993 году балет на сцене Мариинского театра поставил главный балетмейстер Олег Виноградов, практически воссоздав постановку Мариуса Петипа.
На мой взгляд, эта версия балета и является самой лучшей из всех существующих на сегодняшний день.

***************

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ ЛИБИКО МАРАЙЯ К "КОППЕЛИИ" 
















***************

Об иллюстраторе.


Либико Марайя (итал. Libico Maraja; 15 апреля 1912, Беллинцона — 30 декабря 1983, Монторфано) — итальянский художник, иллюстратор, мультипликатор.

Наибольшее признание получили его рисунки к детским сказкам: «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэролла, сказкам Ганса Христиана Андерсена, мультфильмам "Роза Багдада", "Питер Пэн", "Пиноккио" и др. 

Его иллюстрации можно увидеть также в статье 

Комментариев нет:

Отправить комментарий