"ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО" В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ТРИНЫ ШАРТ ХАЙМАН

 И ЛИБИКО МАРАЙЯ



Сказка "Украденное покрывало" в пересказе Иоганна Музеуса вдохновила великого русского композитора Петра Ильича Чайковского на создание его знаменитого балета "Лебединое озеро", хотя окончательный вариант либретто балета и весьма далек от оригинала.

На этой странице блога представлены иллюстрации к балету "Лебединое озеро" двух замечательных художников, живших в разное время и в разных странах:

канадки Трины Шарт Хайман (Trina Schart Hyman), 1939-2004гг.
и итальянца Либико Марайя (Libico Maraja), 1912-1983гг.


I. ТРИНА ШАРТ ХАЙМАН




В 1989 г. в Англии вышла книга "Лебединое озеро" в пересказе Марго Фонтейн (легендарной английской балерины, танцевавшей этот балет вместе с Рудольфом Нуриевым), с иллюстрациями канадской художницы Трины Шарт Хайман (Trina Schart Hyman), которые приведены здесь с текстом либретто балета "Лебединое озеро" ГАБТ России.

Картина 1

В старинном немецком замке празднуется день совершеннолетия принца Зигфрида. Его поздравляют друзья, придворные и мать — Владетельная принцесса, а затем торжественно посвящают в рыцари. Отныне его жизнь станут определять долг и доблесть.


Звучат последние тосты в его честь, сверстницы ищут его внимания, но душу Зигфрида волнуют иные чувства, он мечтает о чистой, идеальной любви. Пир затихает, гости удаляются, оставляя принца наедине с его мыслями в сумерках наступившей ночи. Он чувствует рядом с собой чью-то тень, будто какая-то сила манит его. Это является сама Судьба в образе Злого Гения, чтобы открыть принцу волнующие тайны. Повинуясь властному мановению невидимого спутника и смутным предчувствиям, Зигфрид устремляется в идеальный мир своей мечты...


Картина 2

Принц попадает на берег фантастического озера. В мерцающих бликах воды перед ним возникают видения зачарованных девушек-лебедей.


Он видит Одетту, самую прекрасную из них, и замирает, пораженный ее красотой.

Ему открывается наконец его романтический идеал. И он клянется Одетте в любви и верности.




Картина 3

В замок Владетельной принцессы съезжаются знатные невесты. Принц должен выбрать одну из них и заключить брачный союз. Появляется Зигфрид, всецело поглощенный воспоминаниями об Одетте. Он безучастно танцует с девушками — никто не может сравниться с его идеалом.

Внезапно на бал прибывает странный рыцарь (еще одно обличье-искушение Злого гения) со своей спутницей ослепительной красоты и в сопровождении свиты из черных лебедей.


Это Одиллия, двойник Одетты. Зигфрид, обманувшись их сходством, устремляется к ней. Злой гений испытывает чувства принца. Одиллия увлекает и очаровывает его изменчивой игрой.


Сомнения Зигфрида окончательно рассеяны, он называет Одиллию своей избранницей.

В момент роковой клятвы сияющая тронная зала погружается во тьму и взорам присутствующих предстает видение прекрасной Одетты. Зигфрид понимает, что стал игрушкой в руках Судьбы.




Надеясь искупить измену, он в отчаянии устремляется вслед за ускользающим образом белого лебедя.

Картина 4

Тревожная ночь на озере лебедей. Трагическую весть приносит Одетта: принц нарушил клятву.


В душе Зигфрида смятение, он спешит к Одетте с мольбой о прощении. Она прощает юношу, но отныне не властна над своей судьбой.



Злой гений вызывает бурю, она разметала героев, им невозможно соединиться.


Обессиленный единоборством с Судьбой, Зигфрид тщетно пытается удержать исчезающий образ. С первыми рассветными лучами он остается один на пустынном берегу, у озера своей мечты.

Вальс из балета "Лебединое озеро"
П.И.Чайковский. 1876
*****************



II. ЛИБИКО МАРАЙЯ












ПОСЛЕСЛОВИЕ

Либико Марайя. Автопортрет
Представленные художники очень разные. Они принадлежат к разным поколениям и разным культурам. 
Творчество Марайя - яркое, сочное, оно дышит воздухом Италии. Предназначение этого художника - рисовать для детей, в чем легко убедиться, посмотрев его великолепные работы к мультфильмам "Питер Пэн", "Роза Багдада", "Пиноккио", сказкам Л.Кэролла, Х.Андерсена, братьев Гримм и многим, многим другим...

Стиль северянки Трины Хайман - утонченный,  элегантный, "праздничный". 

И если к ее иллюстрациям, показанным на этой странице, очень подходит эпитет "женские", то лейтмотив рисунков "Лебединого озера" Либико Марайя - балет. Это он здесь главное действующее лицо. Все изображенные персонажи подчинены стихии танца, не существуют вне его.

Однако, как бы ни были различны эти два художника, их объединяет главное: они не случайно очутились на страницах этого сказочного блога. Их иллюстрации - сказочные, на них хочется смотреть и смотреть, а затем возвращаться к ним снова: они точны, изящны, они представляют собой то, что всегда называлось Большим Искусством.
Либико Марайя. Из "Иллюстраций к "Золотой книге сказок"

Либико Марайя. Из "Иллюстраций к сказкам "1001 ночи". Шахерезада и Шахрияр.



КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО СО ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.
*****

Комментариев нет:

Отправить комментарий