ОБРАЗЫ ГЕРМАНСКОЙ МИФОЛОГИИ

В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ЭМИЛЯ ДЁПЛЕРА (EMIL DÖPLER)

Содержание

Великан Имир
Война асов с ванами
Один
Водан и Фрейя
Один и Руны
Фригг
Тор
Фрейя
Фрейр
Фрейр и Герда
Эгир и Ран
Вальхалла
Валькирии
Бальдр
Смерть Бальдра
Битва Тора и Змея
Норны и Мировое дерево
Хеймдалль
Мимир
Тор у Скримира
Тор переплывает реку Вимур
Локи 
Дети Локи
Пленение Фенриса
Локи у Эгира (Перебранка Локи)
Один у Гуннлёд
Браги и Идунн
Скади и Улл
Один и Хрунгнир
Тор и Трим
Проклятие Андвари
Идисы
Жрицы Вёльвы
Священная роща Семнонов
Храм Уппсала
Постройка стен Асгарда


ВЕЛИКАН ИМИР

И́мир, или Бримир — в германо-скандинавской мифологии первое живое существо, инеистый великан, из которого создан был мир.
Он произошёл изо льда Эливагара, в котором теплота зародила жизнь. Под левой рукой его выросли мужчина и женщина, а от его ног родился шестиголовый великан Трудгельмир (прародитель рода великанов-йотунов). Был убит потомками великана Бури, Одином, Вили и Ве. Убив, они сотворили из него мир: из мяса — сушу, из крови — воды, из костей — горы, из зубов — скалы, из волос — лес, из мозга — облака, из черепа — небесный свод. Каждый из четырёх углов небесного свода новые боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный — Нордри, в южный — Судри, в западный — Вестри и в восточный — Аустри.
Из ран Имира вытекло столько крови, что в ней утонули все великаны. Спасся лишь на ковчеге с детьми и женой великан Бергельмир («Ревущий как медведь»), сын Трудгельмира и внук Имира. От него-то и его безымянной жены и произошло новое племя «инеистых великанов» (ётунов, йотунов).

В северной мифологии убийство Имира — первое убийство, которое произошло в Ойкумене (обитаемом мире). С одной стороны — это злодеяние коварных братьев-асов, с другой стороны — первый шаг к прогрессу — созданию мира.

В скандинавской мифологии нередко упоминаются случаи, когда тролли и йотуны со временем превращались в скалы, горы, холмы, становясь частью природного ландшафта. Истоки таких представлений, несомненно, лежат в мифе о создании из тела убитого Имира зримого, осязаемого мира.

ВОЙНА АСОВ С ВАНАМИ


А́сы — в германо-скандинавской мифологии основная группа богов и богинь.
Ваны (др.-сканд. Vanir) — группа богов в германо-скандинавской мифологии, чей род уступил место культу асов, с которыми они то враждуют, то заключают союз
Позже боги – асы и ваны - заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны — Фрейр, Фрейя и Ньёрд — поселились в Асгарде, а асы Хёнир и Мимир жили с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру отрубили голову .
Война асов и ванов — одно из ключевых событий в скандинавской мифологии, вооружённый конфликт между группами богов асов и ванов.


ЗОЛОТОЙ ВЕК

Золотой век — представление, присутствующее в мифологии практически всех народов, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой.


ОДИН


О́дин, или Во́дан — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов (саг), царь-жрец, князь (конунг)-волхв, но, в то же время, бог войны и Победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий.

В соответствии с мифами викингов, в день Рагнарёка (финальной битвы богов) Один будет убит чудовищным волком Фенриром.

Спутники Одина — во́роны Хугин и Мунин и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное — восьминогий конь Слейпнир («скользящий»).  

Гери и Фреки каждую ночь обегают землю и рассказывают своему хозяину обо всем, что они видели и слышали. 

Хугин и Мунин — пара воронов в германо-скандинавской мифологии, наделенных речью, которые летают по всему земному миру Мидгарду и непрерывно нашептывают верховному богу Одину о происходящем. Благодаря этому шепоту, Один познает самые глубокие тайны мира. 

На древнеисландском Huginn означает «мыслящий» (мысль), а Muninn — «помнящий» («память»). Хугин и Мунин - дословно – «думающий» и «понимающий». 

В Вальхалле Одину и его дружине прислуживают валькирии — девы, определяющие судьбу воинов на поле битвы, выбирающие героев для Вальхаллы. Оружие Одина — копьё Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. 

Корабль Одина — Скидбладнир («сложенный из тонких дощечек»), самый быстрый корабль мира. Он всегда имел в своих парусах попутный ветер и был настолько вместителен, что в нем помещались все боги вместе с оружием и доспехами, однако при этом он был сооружен настолько искусно и из стольких деталей, что его можно было свернуть словно кусок ткани и поместить в карман.

Ни дня без Одина было не прожить воинам; они видели в нем бога войны, дарующего победу, придающего в битве силу и ярость, тупящего клинки врагов, ломающего их мечи и дубины, останавливающего стрелы. Мирил он воинов в ссоре, оберегал их коней. Перед началом битвы посылали во врага копье Одина, и этот обычай приносил удачу. Добрым предзнаменованием воинам становилось появление воронов, священных птиц Одина.

При захоронении воина в погребение обязательно клали петуха, так как в Вальхалле петух будит обитателей. Клали собаку; она сопровождала воина до Вальхаллы, чтобы тот не уклонился от дороги. Если про воина говорили «Отправился к Одину», все понимали - погиб в битве.

Сцены, связанные с Одином, изображались на каменных памятниках-стелах: то Один, висящий на Мировом дереве, то Вальхалла, то валькирии, то восьминогий конь Слейпнир. Около 300 таких стел сохранилось только в Дании.


ВОДАН И ФРЕЙЯ



Царь древнегерманских богов, Водан восседает в своем небесном жилище на престоле, сделанном из сияющего золота; с этого высокого седалища он вместе со своей супругой Фреей обозревает из небесного окна землю и жилища людей. В Германии остается много названий местностей, в которых уцелело имя Водана (Вуотана). Этому богу были посвящены в особенности горы, и его имя сохраняется в названиях многих немецких гор, например Годесберга (близ Бонна; Godesberg, в старину Wudinsberg, Wodansberg), Гуденсберга (близ Гейсмара; Gudensberg, в старину Wuodensberg). Днем недели, посвященным ему, была среда (в старину, Wodnesdag, «Воданов день»).

ОДИН И РУНЫ


Один — верховный бог Северной традиции. В дошедших до нас исторических источниках и в современном северном язычестве Его называют Всеотцом, Отцом Победы, Повешенным богом, Стариком или Одноглазым. Одно из определяющих качеств Его характера, засвидетельствованное в скандинавских мифах, — неутолимая жажда знаний и мудрости. Эта жажда побудила Одина устремиться на поиски рун, ради которых Он принес самого себя в жертву на ветвях Мирового древа — Иггдрасиля.

Это испытание, пройденное Одином, описано в «Речах Высокого» — одной из песней, составляющих «Старшую Эдду». Сообщается, что в поисках мудрости Один провисел на ветвях Иггдрасиля, Мирового древа, девять дней и девять ночей. 
Один висит на мировом дереве Иггдрасиль в течение девяти дней. Он висит, потому что сам принес себя в жертву, себе самому. Без пищи и воды, с нанесенной собственным копьем раной, он выносит муку долгими ночами. 

В ходе этого испытания Один страдает от голода и жажды, проливает собственную кровь, пронзая себя своим же копьем, и, в конце концов, умирает. И через смерть и возрождение Он обретает руны — ключи к тайнам мироздания. 

Жертва Одина на дереве — это не попытка спасти человека от греха и не попытка искупить грехи мира. Один находится на дереве по собственной, свободной Воле. В нордическом мировоззрении нет веры в первородный грех. В нем нет Мессии. Жертва Одина имеет другие причины. Он висит на дереве ради самого себя, чтобы приобрести мудрость и силу. Один ищет скрытые тайны Вселенной, тайны, которые он добывает из глубин, заходясь в крике экстаза.


Один — не Мессия. Это — темное и даже демоническое божество, которого многие боятся. Однако он и пример для подражания. Его бескомпромиссный поиск знаний и силы может научить нас тайнам, известным только ему. Один учит тайнам рун.


ФРИГГ


Фригг, или Фригга — в германо-скандинавской мифологии жена Одина, верховная богиня. Покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению. Является провидицей, которой известна судьба любого человека, но которая не делится этими знаниями ни с кем.
Символами Фригг являются прялка и пояс с ключами.
Её помощники — посланница Гна, служанка Фулла.

Фулла — в скандинавской мифологии богиня-асинья, прислужница Фригг, знающая её сокровенные помыслы. Выглядит как юная дева с распущенными волосами и золотой повязкой на голове.

ТОР

Водан сочетался с землею; она родила царю неба могущественнейшего из его сыновей, Донара (по-скандинавски, Тора). В мифах древних германцев о богах Донар (Тор) – помощник своему отцу; он повелевает дождем и облаками, проявляет себя молниею и громом; но хотя он очень грозен, он доброжелателен к людям, помогает им, и в особенности он неутомимо охраняет свою мать, землю, и возделывающих ее. 

Водан, по преимуществу бог героев и военных подвигов, а Тор – бог земледельцев и хлебопашества. Ему молились германские поселяне, чтобы солома хлебов их была красна как медь, а колосья желты как золото. 
Когда рыжебородый Тор в гневе едет на своей колеснице, левой рукой управляя везущими его козлами, а в правой держа всесокрушающий молот, который бросает он и который после удара сам возвращается в его руку, то «нет такого маленького червячка, который не дрожал бы», а человек благоговейно покидает работу и еду.  В колесницу Тора запряжены два козла, Tanngnjost  ("Тот, кто скрежещет зубами") и Tanngrisner ("Тот, у кого щель между зубами").

Так называемые «громовые стрелы», брошенные Тором, и все предметы, о которые ударила молния, считались у древних германцев священными, обладающими чудотворной силой. Тору тоже были посвящены горы; весною на них зажигались жертвенные огни, кругом которых пел и плясал народ. 
Имя древнегерманского бога Тора/Донара до сих пор остается в названии многих гор Donnersberg и в названии четверга donnerstag - «день Донара».

ФРЕЙЯ



Фрейя — в германо-скандинавской мифологии богиня любви и войны, жительница Асгарда.
В Асгарде Фрейя первая после Фригг. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а её сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое можно летать в образе сокола. Кроме того, Фрейя — предводительница валькирий. Ездит Фрейя в колеснице, запряжённой двумя котами. Живёт Фрейя в прекраснейшем дворце Фолькванге. Она любит музыку, весну и цветы и особенно любит фей и эльфов.


ФРЕЙР


Фрейр (также Фрей, Ингви) — в германо-скандинавской мифологии бог плодородия и лета. Происходит из рода ванов, сын вана Ньёрда и великанши Скади. Отец Фрейра Ньёрд, в свою очередь — приёмный сын Одина, оставленный ванами в Асгарде заложником после заключения мира между асами и ванами. Сестра-близнец Фрейра — Фрейя.

Фрейру подвластен солнечный свет, он посылает людям богатые урожаи. Фрейр очень красив и также добр. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами. Священным животным Фрейра является кабан.

От второго имени Фрейра - Ингви - происходят многочисленные германские имена: Ингвар, Ингмар, Ингеборга, Ингрид и др.


ФРЕЙР И ГЕРДА


Герда — великанша в германо-скандинавской мифологии. Дочь великана Гимира и Аурбоды («Дарительницы золота»). Возлюбленная, а затем — жена бога плодородия Фрейра.
В честь Герды назван астероид Герда, открытый в 1872 году.


ЭГИР



Эгир — в германо-скандинавской мифологии повелитель мирового моря; его супруга Ран своей сетью ловит мореплавателей и останавливает корабли. Эгир состоит с богами-асами в дружественных отношениях: он приглашает их к себе на пир и сам их посещает. В поэзии он является описанием или олицетворением спокойного моря.
Многими чертами Эгир напоминает античного Нептуна.

У Эгира и его жены Ран было девять дочерей, которых называли девами волн.


ВАЛЬХАЛЛА

У вершины дерева Иггдрасиль находится Асгард — небесный город, обитель богов-асов и богинь. Там же живут девы-воительницы — валькирии. В Асгарде множество дивных палат, но самый знаменитый чертог зовется Вальхалла, т.е. «чертог убитых» – мужей, что героически погибли на поле брани. Доступ в Вальхаллу преграждают ревущая река Тунд и запертые ворота Вальгринд. Преодолев реку Тунд и войдя во врата Вальгринд, эйнхерии — «люди, убитые оружием», вступают в Вальхаллу. Они или пируют, или бьются друг с другом в бесконечном сражении, причем в конце дня все раненые чудесным образом исцеляются, а мертвые оживают, готовые утром продолжить лихую битву. Так будет продолжаться до Рагнарёка — гибели богов и всего мира.

См. также:


ВАЛЬКИРИИ



Валькирии ("выбирающие убитых"), в скандинавской мифологии воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина. Первоначально валькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых ран. В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. 
Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу - "чертог убитых", небесный лагерь дружинников Одина, где те совершенствовали свое военное искусство. 

В поздних скандинавских мифах образы валькирий романтизировались, и они превратились в дев-щитоносиц Одина, девственниц с золотыми волосами и белоснежной кожей, которые подавали избранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили над полем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой.

Согласно англо-саксонским легендам, некоторые из валькирий произошли от эльфов, но большинство из них были дочерьми знатных князей, которые стали валькириями-избранницами богов еще при жизни, и могли превращаться в лебедей. Современному человеку валькирии стали известны благодаря великому памятнику древней литературы, оставшемуся в истории под именем "Старшая Эдда". Здесь девы-воительницы имели имена, соответствующие их сущности - Гёндуль, Гунн, Рота, Скёгуль, Сигрдрива, Сигрун, Свава, Скульд и другие.


БАЛЬДР



Бальдр (встречается тж написание «Бальдур») — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог весны и света. Бальдр — сын Одина и Фригг. Он так красив и чист душой, что от него исходит сияние. Бальдр — самый светлый среди асов, с его приходом на земле пробуждается жизнь, и всё становится краше.



СМЕРТЬ БАЛЬДРА




Жена Бальдра — Нанна, их сын — Форсети.
Неожиданно Бальдру стали сниться зловещие сны, предвещавшие смерть. Обеспокоенный Один оседлал своего восьминогого жеребца Слейпнира и отправился в царство мёртвых. Колдунья-провидица Вёльва поведала ему, что Бальдр погибнет от руки собственного брата, слепого бога Хёда.


Опечаленный новостью, Один вернулся в Асгард, но его жена Фригг придумала, как спасти Бальдра.  Фригг взяла клятву с каждого металла, с каждого камня, с каждого растения, с каждого зверя, с каждой птицы и с каждой рыбы в том, что никто из них не причинит вреда Бальдру. Но Локи, узнав, что Фригг ещё не взяла клятвы с омелы, сделал из этого растения стрелу и хитростью заставил Хёда выстрелить в Бальдра. Стрела попала точно в сердце.



Хермод отправился в царство мёртвых, чтобы предложить выкуп за брата. Хель, повелительница подземного королевства, сказала, что вернёт Бальдра к жизни, если весь мир будет о нём плакать. Асы разошлись в разные стороны, чтобы обойти весь мир, но им встретилась великанша Токк (в которую обратился Локи) и сказала, что она не будет плакать о Бальдре. Так Бальдр остался в царстве мёртвых.
Позже, асы узнали, что стрелу Хёду дал Локи. После чего тот был связан и помещен в пещеру, где он был заключен в цепи, а над головой его повесили ядовитую змею, из которой постоянно капал яд. Этот яд попадал в миску, которую держала супруга Локи Сигунн. Когда миска наполнялась до краев, Сигунн брала её и выливала яд. Пока она выливала яд, Локи корчился в мучениях от яда, попадающего на лицо.
Скандинавы верили, что возрождение Бальдра произойдёт после дня Рагнарёк, когда из моря поднимется новая зелёная земля.


БИТВА ТОРА И ЗМЕЯ


Йормунганд — морской змей из скандинавской мифологии, средний сын Локи и великанши Ангрбоды.

Согласно «Младшей Эдде», Один забрал у Локи троих детей — Фенрира, Хель и Йормунганда, которого бросил в окружающий Мидгард океан. Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. За это Йормунганд получил прозвище «Змея Мидгарда» или «Мирового Змея». В Рагнарёке (финальной битве богов) Йормунганд и Тор, будучи вечными противниками, убивают друг друга.

НОРНЫ И МИРОВОЕ ДЕРЕВО

Иггдраси́ль — Мировое дерево (дерево жизни) в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень, в виде которого скандинавы и северные германцы представляли себе вселенную.

Иггдрасиль покоится на трёх корнях. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона говорится, что один из корней уходит к асам в Асгард, второй — к инеистым великанам в Йотунхейм, третий — в Нифльхейм (один из девяти из первомиров, земля льдов и туманов, местообитание ледяных великанов). 
Карл Эмиль Дёплер. Три норны

Под первым из корней находится источник Урд, у которого живут три норны. Их зовут Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. 

Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. 
Под третьим корнем — источник Хвергельмир («Кипящий котёл» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все подземные реки.


ХЕЙМДАЛЛЬ


Хеймдалль — в германо-скандинавской мифологии бог из рода асов, страж богов и мирового древа, считается сыном Одина и девяти матерей. «Светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам»; его прозвища — «златорогий» и «златозубый». Его дом — Химинбьёрг («небесные горы»), согласно «Младшей Эдде» располагается вблизи небесного моста Биврёст, соединяющего небо с землёй. Как страж богов он охраняет Биврёст на границе Асгарда и Мидгарда от великанов-йотунов. Отличается острым зрением и слухом. Ему принадлежит лошадь с золотой гривой. У его пояса висит золотой рог. Перед концом мира трубит в рог, призывая богов к последней битве. 


МИМИР


Мимир (исл. Mímir) — в германо-скандинавской мифологии великан, охраняющий источник мудрости.
Мимир — великан, живший среди асов. Будучи дипломатическим заложником ванов, по наговору был убит и обезглавлен.  Его голову ваны послали обратно асам. Один набальзамировал голову несчастного и незаслуженно пострадавшего Мимира, затем прочитал над ней заклинание, возвращающее дар речи Мимиру. Затем Один поручил голове Мимира стеречь волшебный источник в подземной пещере под корнями мирового древа Иггдрасиль. Мимир охраняет колодец, вода которого даёт испившему знания. Он не даёт никому пить из этого источника просто так. Желая как-то получить часть знаний Мимира, Один отдал ему один глаз за разрешение время от времени пить из источника мудрости. Один, посещая Мимира, мог советоваться с умной головой и пить воду, которая наделяла временной мудростью.
По преданию, перед последней битвой богов и чудовищ – Рагна́рёк, бог Один должен пойти к источнику и там спросить совета у головы Мимира, как ему быть и что делать.
Имя др.-сканд. Mímir обычно сравнивается с др.-англ. mimorian, лат. memor «помнить».


ТОР У СКРИМИРА

Тору часто приходилось слышать, что на востоке, в стране великанов, есть чудесное королевство Утгард и что в нем живут могущественнейшие волшебники, которых еще никто не смог победить. Немудрено, что ему захотелось побывать там, чтобы испытать свою силу. Решив это, он стал немедленно собираться в дорогу, предложив богу огня Локи ему сопутствовать. Локи, который любил всякие приключения не меньше самого Тора, охотно согласился, и оба аса, усевшись в колесницу бога грома, отправились в путь.
Достигнув берега огромного моря, которое отделяет землю от страны великанов, путники построили себе лодку и поплыли, держа курс на восток. Через несколько дней на рассвете они уже благополучно пристали к берегу Йотунхейма. Тут они снова пошли пешком и вскоре добрались до высокого дремучего леса. Они шли по нему целый день, но казалось, что ему не будет, ни конца, ни края. Наступил вечер, и Тор уже думал, что им придется заночевать на голой земле, как вдруг он наткнулся на большую хижину. В этой хижине было всего три стены и потолок, но путешественники так устали, что не обратили на это внимания. Все четверо наскоро поужинали той провизией, которая была в котомке Тора, и легли спать.
Ночью неожиданно послышались раскаты грома, и вся хижина затряслась. Тор схватил свой молот, а его спутники стали искать, куда бы им спрятаться. Наконец в одной из стен хижины они обнаружили вход в небольшую пристройку и забились туда, дрожа от страха, а Тор встал у входа с молотом в руках и простоял так всю ночь. Как только настало утро, он поспешил выйти наружу и увидал неподалеку спящего великана. От его могучего храпа тряслась земля. Тор сейчас же надел волшебный пояс, увеличивающий вдвое его силу, и уже готовился метнуть в великана молот, но в это время тот проснулся и встал на ноги. Он был так огромен и страшен, что Тор впервые не решился пустить в ход свое грозное оружие, а только спросил великана, как его зовут.
     - Меня зовут Скримир, - отвечал тот. - А о твоем имени мне не нужно и спрашивать: ты, конечно, Тор. Но постой, куда, же делась моя рукавица?
Он нагнулся, и Тор увидел, что та хижина, в которой они провели ночь, была огромная рукавица, а небольшая пристройка, в которой они позднее спрятались, - ее большой палец.
     - Куда ты направляешься, Тор? - спросил его Скримир.
     - Я хочу побывать в королевстве Утгард, - отвечал бог грома.
     - В таком случае, давайте позавтракаем, - сказал великан, - а потом, если ты не возражаешь, пойдем вместе. Я как раз иду в ту же сторону.
Тор согласился. Скримир сел на землю, развязал свою котомку и спокойно принялся за еду. Видя это, путешественники последовали его примеру. После завтрака великан сказал:
     - Давайте сюда вашу котомку, я понесу ее вместе со своей.
Тор не стал возражать. Скримир вложил его котомку в свою, затянул ремнями, взвалил себе на спину и пошел. Он делал такие огромные шаги, что Тор и его спутники с трудом поспевали за ним. Скримир остановился только под вечер. Скинув котомку на землю, он не спеша улегся под огромным дубом.
     - Я так устал, - сказал великан, - что не хочу есть, а если вы хотите, то развяжите котомку и берите из нее все, что вам надо.
С этими словами Скримир тут же заснул и оглушительно захрапел. Тор подошел к котомке великана и попытался ее открыть. Однако, несмотря на всю свою силу, он не смог развязать стягивающие ее ремни. Целый час голодный ас пыхтел и обливался потом, но все было напрасно. Тогда он пришел в ярость и, забыв всякую осторожность, подошел к Скримиру и ударил его молотом по голове. Скримир приоткрыл глаза и спокойно сказал:
     - Кажется, на меня с дерева упал лист? Ну что, Тор, вы уже поужинали? В таком случае, ложитесь спать. Завтра нам предстоит длинный путь.
И он опять захрапел. Тор, Локи, Тьяльви и Ресква легли под соседним деревом, но спать они не могли. Бог грома был вне себя от гнева. В середине ночи он встал, опять подошел к Скримиру и с размаху ударил его молотом по темени. Он почувствовал, что молот глубоко ушел в голову великана, но тот только потянулся, зевнул и проговорил сонным голосом:
     - На меня что-то упало. Наверное, желудь. Ты не спишь, Тор? Разве уже пора вставать? Ведь еще совсем темно.
     - До утра еще далеко, - отвечал ему Тор, - и ты можешь спать спокойно. Я сейчас тоже снова лягу.
Скримир снова закрыл глаза, а Тор в смущении пошел под свое дерево. В первый раз в жизни ему пришлось встретить великана, против которого оказался бессильным его молот Мьёльнир. Вскоре начало светать, и тогда Тор все же решил сделать еще одну попытку. Он осторожно подкрался к Скримиру и изо всех сил ударил его молотом в висок. На этот раз Мьёльнир по рукоятку ушел в голову исполина. Великан проснулся, провел рукой по виску и воскликнул:
     - Неудачное место выбрал я для ночлега! Наверное, на ветвях дерева сидят птицы. Только что целый сучок упал мне на голову. Эй, Тор! Пора вставать! Уже совсем рассвело.
С этими словами Скримир поднялся, развязал свою котомку, достал из нее котомку Тора и отдал ее остолбеневшему от удивления богу грома.
     - Ну, - сказал Скримир, - если вы все еще хотите попасть в страну Утгард к нашему королю, то вам следует идти отсюда на восток, а мне нужно на север. Примите же от меня на прощание благой совет. Я слышал, как вы говорили между собой, что не считаете меня очень маленьким. Знайте же, что в замке нашего короля есть люди еще покрупнее меня, так, что не слишком надейтесь на свои силы. До свиданья.
Сказав это, Скримир быстро пошел на север, а четыре путника еще долго смотрели ему вслед, искренне желая никогда больше его не видеть.


РЫБАЛКА ТОРА С ХИМИРОМ

Одна из наиболее известных норвежских легенд – легенда о боге Торе и его рыбалке с великаном Химиром. Поскольку бог Тор не ладил с великанами, он принял облик обычного человека и явился гостем к великану. На следующее утро они вдвоем отправились в море. Насадив на крючок голову быка в качестве наживки, Тор забросил удочку и стал ждать. Он намеревался поймать Мирового Змея Йормунганда, однако Химиру об этом не сказал. Вдруг огромный Змей заглотил наживку и попался на крючок. Тор потянул изо всех своих сверхъестественных сил и подтащил бьющегося Йормунганда к поверхности моря. Химир пришел в ужас. Пока Тор пытался вытащить Змея, великан разрубил леску своим ножом. Тор в ярости вышиб Химира из лодки, чтобы как можно быстрее добраться до берега. Потеря добычи оказалась счастливой, потому что, как говорят норвежцы, когда Йормунганд выпустит хвост из пасти, мир распадется и погрузится в хаос.


ОДИН У ГЕЙРРОДА


Гейррод или Гейррёд, в скандинавской мифологии инеистый великан, один из самых грозных противников Тора, бога грома. Однажды Локи, бог огня, постоянный спутник Тора, пребывая в облике сокола, был пойман Гейрродом. Чтобы спасти свою жизнь, Локи обещал заманить к великану бога-громовника. Тору нравилось общество Локи, и, доверившись приятелю, задумавшему коварный план, он отправился с ним в чертоги Гейррода без волшебного молота, пояса силы и рукавиц, защищавших его от инеистых исполинов.
По пути в Йотунхейм, землю великанов, они остановились переночевать у доброй великанши Грид, возлюбленной Одина. Она-то и поведала Тору о ненависти Гейррода к богам. По ее мнению, тот задумал отомстить за смерть Хрунгнира, могучего инеистого исполина, убитого Тором на поединке. Грид одолжила громовнику свои чудесные железные рукавицы, пояс силы и волшебный посох. Вскоре Тор и Локи добрались до чертогов Гейррода, где были встречены недовольными слугами.
Хозяина не было дома, и Тор, усевшись на скамью в ожидании его возвращения, прикорнул. Лишь только Тор задремал, две дочери великана, Гьялп и Грейп, попытались разбить ему голову о потолок, подбросив его вместе со скамьей. С помощью посоха Грид Тор сумел опустить скамью на место и сокрушил великанш. Тут вернулся Гейррод и, выхватив щипцами из огня раскаленный железный шар, запустил им в Тора, который руками, защищенными рукавицами Грид, поймал его и швырнул обратно все еще горячий дымящийся шар, который угодил великану в живот. Уходя, Тор прикончил всех слуг Гейррода. Сам великан погиб, упав по воле Одина на собственный меч.


ТОР ПЕРЕПЛЫВАЕТ РЕКУ ВИМУР


Вимур — в скандинавской мифологии — главная река двенадцати потоков Эливагара  в Йотунхейме -  земле, населённей великанами-йотунами, одном из девяти миров.
Когда бог Тор в сопровождении Локи направлялся к дому великана-йотуна Гейррёда, одна из двух дочерей великана — Гьяльп, стоящая у истока реки Вимур, заставляла переполняться эту реку, но Тор с помощью заклинаний перешёл вброд Вимур, при этом он подпоясался Поясом Силы и шёл, упираясь против течения реки посохом, данным великаншей Грид, а Локи держался за Пояс Силы (из-за сильного течения) и перейдя на другой берег через некоторое время убил Гейррёда.

У скандинавов существовала также поговорка: «Рябина — спасение Тора», которая связана с тем, что из-за наводнения, устроенного дочерью йотуна во время описанной переправы, Тор, дойдя до середины реки, погрузился в стремительный поток по шею. Тогда он поднял со дна Вимура большой камень и бросил в великаншу Гьяльп со словами: «Будет в устье запруда!» — и поразив ее, в тот же миг очутился у берега и, ухватившись за склонившуюся ему навстречу ветку рябины, выбрался из вод Вимура. Рябину прозвали из-за этого «спасительницей Тора», и в свои ладьи викинги вставляли кусок рябины для того, чтобы защититься от гнева владык моря, которые могли, по их мнению, сокрушить корабли и потопить мореплавателей.


ЛОКИ


Локи, в скандинавской мифологии зловредный бог, злокозненный плут из асов, любитель менять обличье. Он начинал с шалостей и проказ, но со временем стал истинным воплощением зла и ускорил Рагнарёк, гибель богов и всего мира.
Локи просто не мог удержаться, чтобы не сплутовать и не поставить богов в трудное положение. Однако его смекалка часто выручала их из смертельной опасности, взять хотя бы историю с похищением хранительницы молодильных яблок Идунн. Именно Локи виновен в смерти светоносного бога Бальдра: он вручил несущую гибель стрелу из омелы слепому богу Хёду. Порой Локи, спасаясь, готов был пожертвовать жизнью любого бога, как в случае с богом-громовержцем Тором. Когда Локи заманил безоружного Тора в чертог великана Гейррёда, то лишь одолженные доброй великаншей Грид чудесный посох и железные рукавицы спасли Тора от гибели. Локи обманул приятеля единственно потому, что такова была цена, назначенная Гейррёдом за его собственное освобождение.
Неосмотрительно убив Отра в обличье выдры, Локи пытался умилостивить отца убитого юноши, для чего ему пришлось похитить сокровища злобного карлика. Тот же Локи придумал рискованный план, как заполучить молот Тора, украденный карликами и попавший в руки великана Трима. Злокозненный бог узнал, что за молот исполину нужно отдать в жены богиню плодородия Фрейю, и уговорил Тора отправиться к Триму в ее одежде. Когда Трим показал мнимой невесте молот, Тор в мгновение ока выхватил у него свое оружие и уложил на месте всех великанов.  
    
Боги мирились с присутствием Локи в Асгарде даже после того, как он подстроил убийство сына Одина, Бальдра. Но когда Локи на пиру у морского великана Эгира стал изводить всех своими оскорблениями и насмешками, терпению богов пришел конец. Пытаясь ускользнуть от разъяренных гостей, Локи превратился в лосося, но с высоты Асгарда Один заметил рыбу, спрятавшуюся в водопаде. Локи схватили и связали кишками его собственного сына, а великанша Скади, жена Ньёрда, повесила над головой бога змею, источавшую жгучий яд, который капал ему на лицо. Так он и дожидался Рагнарёк.

В последней битве богов и чудовищ Локи должен был возглавить воинство зла и встретить смерть от руки бога Хеймдалля. Локи был женат дважды, сначала на великанше Ангрбоде, которая родила чудовищ Фенрира, Йормунганда и Хель; все трое унаследовали темные стороны характера отца. Второй супругой была Сигунн, от которой у него было двое сыновей, Вали и Нарви. Несмотря на все злодеяния мужа, Сигунн осталась верна ему и облегчала его страдания, подставив чашу под капающий яд. Но когда чаша наполнялась и жена отходила опорожнить ее, яд капал на лицо Локи, заставляя его отчаянно содрогаться, что по поверьям являлось причиной землетрясений. 


ДЕТИ ЛОКИ


Однажды, это было еще до того как великаны начали войну с Асами, бог огня Локи, странствуя по свету, забрел в Йотунхейм и прожил там три года у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трех детей: девочку Хель, змею Йормунганд и волчонка Фенриса. Вернувшись обратно в Асгард, бог огня никому не рассказал о своем пребывании в стране великанов, но всеведущий Один скоро узнал о детях Локи и отправился к источнику Урд, чтобы спросить вещих норн об их дальнейшей судьбе.
     - Смотрите, смотрите, сам мудрый отец богов пришел к нам! Но он услышит от нас недобрые вести, - едва увидев его, сказала старшая норна.
     - Он пришел услышать от нас то, что надолго лишит его покоя, - добавила средняя норна.
     - Да, он пришел услышать от нас о детях Локи и великанши Ангрбоды, - подтвердила младшая из норн.
     - Если вы знаете, зачем я к вам пришел, так ответьте мне на тот вопрос, который я хотел вам задать, - сказал Один.
     - Да, мы ответим тебе, - вновь заговорила Урд. - Но лучше бы тебе не слышать наших слов. Знай, что те, о ком ты хотел спросить, принесут богам много несчастий.
     - Двое из них принесут смерть тебе и твоему старшему сыну, а третья будет царствовать после вас, и ее царство будет царством тьмы и смерти, - добавила Верданди.
     - Да, волк убьет тебя, а змея - Тора, но и они сами погибнут, а царство третьей будет недолгим: жизнь одержит победу над смертью, а свет - над тьмой, - сказала Скульд.
Печальный и озабоченный возвратился владыка мира в Асгард. Здесь он созвал всех богов и поведал им о предсказании норн, а Тора послал в Йотунхейм за детьми Локи. С тревогой выслушали Асы слова Одина, но еще больше испугались они, когда бог грома привез с собой на своей колеснице Хель,  Йормунганд и Фенрира.
Еще совсем юная, Хель была уже на две головы выше своей исполинской матери. Левая половина ее лица и туловища была красной, как сырое мясо, а правая - иссиня-черной, как беззвездное небо страны вечной ночи. Змея Йормунганд, вторая дочь Ангрбоды, еще не успела вырасти - в ней было не более пятидесяти шагов, - однако из ее пасти уже сочился смертельный яд, а ее холодные светло-зеленые глаза сверкали беспощадной злобой. По сравнению с обеими сестрами их младший брат, волчонок Фенрис, казался совсем безобидным. Ростом с обычного взрослого волка, веселый и ласковый, он понравился богам, которые не нашли в нем ничего опасного для себя. Один, сидя на своем троне, внимательно оглядел всех троих.
     - Слушай меня, Хель, - произнес он. - Ты так велика и сильна, что мы решили сделать тебя повелительницей целой страны. Эта страна лежит глубоко под землей, и даже под Свартальфахеймом. Ее населяют души умерших, тех, кто недостоин жить с нами в Вальхалле. Ступай туда и никогда больше не появляйся на поверхности земли.
     - Я согласна, - сказала Хель, наклоняя голову.
     - Ты, Йормунганд, - продолжал Один, - будешь жить на дне мирового моря. Там для тебя найдется довольно места и пищи.
     - Я соглассссна, - прошипела Йормунганд, сворачиваясь кольцом и глядя на богов жестким немигающим взглядом.
- А ты, Фенрис, - промолвил Один, обращаясь к волчонку, - будешь жить у нас в Асгарде, и мы воспитаем тебя сами…»


ПЛЕНЕНИЕ ФЕНРИСА*



…Волчонок Фенрис долго жил в Асгарде, но и он с каждым часом становился все больше и больше, и вскоре из игривого волчонка превратился в такое чудовище, что уже никто из богов, кроме бога войны Тюра, который его кормил, не решался подойти к нему близко. Тогда Асы решили привязать Фенриса и больше месяца трудились, пока не сковали цепь, которая, как они думали, сможет его удержать. Эта цепь называлась Лединг и была самой толстой цепью на свете. Боги принесли ее волчонку и сказали:

- Ты уже вырос, Фенрис. Пора тебе испытать свои силы. Попробуй разорвать цепь, которую мы сделали, и тогда ты будешь достоин жить с нами в Асгарде.

Фенрир внимательно звено за звеном осмотрел Лединг и ответил:
- Хорошо, наденьте мне ее на шею.

Довольные Асы сейчас же исполнили его желание и надели на него цепь.


- А теперь отойдите подальше, - сказал волчонок. С этими словами он приподнялся, встряхнул головой, и Лединг со звоном разлетелся на куски.


- Вот видите, я достоин жить среди вас, - гордо заявил Фенрис, снова ложась на свое место.


- Да, да, Фенрис, ты достоин жить среди нас, - переглядываясь между собой, отвечали испуганные Асы и поспешили уйти, чтобы начать делать вторую цепь.


На этот раз они работали целых три месяца, и выкованная ими цепь, Дромми, оказалась в три раза толще, чем Лединг.


- Ну, уж ее-то Фенрису не разорвать, - говорили они друг другу, весело неся Дромми волчонку.


Однако, когда он встал, чтобы их приветствовать, и они заметили, что его спина уже возвышается над гребнем крыши Вальхаллы, веселость богов сразу прошла.


Увидев Дромми, Фенрис оглядел ее так же внимательно, как перед этим Лединг.


- Ваша новая цепь намного толще старой, - сказал он, - но и мои силы прибавились, и я с удовольствием их испробую. 


И он подставил богам свою шею. Асы надели на нее цепь, и тогда волчонок встряхнулся, но цепь выдержала. Тогда глаза его загорелись, и он с рыком потянулся. Дроми разлетелась надвое, а Фенрис стоял, как ни в чем не бывало, сверля Скирнира злобным взглядом.


Пораженные ужасом, боги снова собрались на совет.


- Нам незачем делать третью цепь, - говорили они, - все равно, пока мы ее скуем, Фенрис вырастет еще больше и разорвет ее так же, как и две первых.


- Хорошо, тогда обратимся за помощью к карликам, - сказал Один. - Может быть, им удастся то, что не удалось нам.


И, вызвав к себе гонца Асов, Скирнира, он послал его в царство карликов. Услышав просьбу отца богов, цверги долго спорили между собой, не зная, из какого металла ковать цепь, но наконец старейший из них сказал:


- Мы сделаем ее не из металла, а из корней гор, шума кошачьих шагов, бород женщин, слюны птиц, голоса рыб и сухожилий медведей, и я думаю, что такую цепь не разорвет даже Фенрис.


Так и случилось, что спустя еще два месяца Скирнир принес богам цепь Глейпнир, сделанную по совету старейшего из гномов. А кошачьи шаги стали с тех пор бесшумными, у женщин нет бород, у гор - корней, у птиц - слюны, у медведей - сухожилий, а у рыб - голоса.


Когда Асы впервые увидели Глейпнир, они были очень удивлены. Эта цепь была не толще руки и мягка, как шелк, однако чем сильнее ее растягивали, тем прочнее она становилась. Теперь оставалось только надеть ее на Фенриса, но боги решили сначала отвести его на остров Лингви, лежащий в мировом море, где волчонок не мог бы причинить вреда, ни им, ни людям.


- Ты должен подвергнуться последнему и самому важному испытанию, Фенрис, - объявили они младшему из детей Локи. - Если ты его выдержишь, твоя слава разнесется далеко по всему свету, но для этого ты должен последовать за нами туда, куда мы тебя отведем.




- Я готов, - согласился Фенрис.


Однако, когда Асы привели его на остров Лингви и хотели было накинуть на него Глейпнир, волчонок сердито оскалил зубы.


- Эта цепь так тонка, - заявил он, - что, если она не волшебная, разорвать ее ничего не стоит, а если она волшебная, то я могу и не разорвать ее, несмотря на всю мою силу. Значит, я или не добуду никакой славы, или сделаюсь вашим пленником.


- Ты ошибаешься, Фенрис, - возразил Один. - Если ты не разорвешь нашей цепи, значит, ты настолько слаб, что нам нечего тебя бояться и мы тут же дадим тебе свободу, если же ты ее разорвешь, то ты и так ничего не потеряешь.


- Мудреные вещи ты говоришь, - усмехнулся волчонок. - Хорошо, я позволю вам подвергнуть себя и этому испытанию, только пускай кто-нибудь из вас вместо залога положит мне в пасть свою правую руку.


Боги с тоской переглянулись. Пленение Фенриса было бы благом для всех, но кто согласится пожертвовать ради этого рукой? Асы один за другим отступили. Но не Тюр, отважный меченосец. Он шагнул к Фенрису и протянул левую руку к его громадной пасти.


- Не эту руку, о Тюр, а ту, в которой ты держишь меч, - прорычал Фенрис, и Тюр вложил правую руку в страшный зев.


Боги накинули на шею волчонку Глейпнир, другой конец которого уже заранее прочно прикрепили к огромной скале. Фенрис потряс головой, потом потянул все сильнее и сильнее, но чудесная цепь не разрывалась.


- Нет, - прохрипел, наконец, полузадушенный волчонок, - я не могу ее разорвать, освободите меня! 


Асы не двинулись с места.


- Ах, так, значит, вы меня обманули! - бешено зарычал Фенрис.


Одним движением челюстей он откусил руку у Тюра и, скрежеща зубами, бросился на остальных Асов. Навстречу ему выступил Хеймдалль и воткнул в его пасть меч с двумя клинками. Концы этих клинков вонзились в верхнюю и нижнюю челюсти волчонка, и тот, не в силах их закрыть, завыл от боли и злобы. Мощным потоком хлынула с его языка пена. Пока одни из богов перевязывали рану Тюра, другие, во главе с Одином, взяли скалу, к которой был привязан Фенрис, и опустили ее вместе с ним глубоко под землю, где этот страшный волк живет и поныне, продолжая расти и набираться сил и, поджидая той минуты, когда исполнится предсказание норн. ..»


ПЕРЕБРАНКА ЛОКИ


Действие песни разворачиваются на пиру, который устроил могучий и страшный великан Эгир, властитель моря, наварив пива асам. На этот пир пришли Один и Фригг, Браги и Идун, Ньёрд и Скади, Фрейр и Фрейя, Бюггвир и Бейла (слуги Фрейра), а также Гевьон, Сиф, Тюр, Видар и, конечно, Локи. У Эгира было двое прекрасных слуг — Эльдир- Повар и Фимафенг- Ловкий Добытчик. Гости хвалили слуг Эгира. Чертог у Эгира был большой и просторный. Когда боги расселись по местам, приказал Эгир внести в палату светящееся золото, и оно освещало палату, а пиво на том пиру само собою лилось в кубки. Все должны были соблюдать там мир. Гости наперебой хвалили порядок в доме и с большой похвалой говорили, какие у Эгира хорошие слуги. Локи не стерпел этого и убил Фимафенга. Все асы повскакали со своих мест и подняли страшный крик. Локи выбежал из чертога, но гости не успокоились и преследовали его, пока он не скрылся в лесу. После этот асы вернулись к Эгиру и опять принялись пировать. А Локи, не слыша более за собой криков, вышел из лесу и осторожно пробрался назад, во двор. Во дворе он встретил другого служителя Эгира, Эльдира, и начал с ним разговор.
 - Послушай, Эльдир, прежде чем сделаешь ты еще хоть один шаг вперед, скажи-ка мне, что поделывают теперь на пиру асы? - сказал Локи.
 - Толкуют они об оружии и славных боях, но никто из асов и альвов не обмолвился о тебе добрым словом, - ответствовал Эльдир.
 - Пусти же меня в залы Эгира, чтобы я сам мог убедиться в этом; насмешками своими я пристыжу асов, и мутными покажутся им пиво и мед.
 - Но помни, Локи, - предостерег его Эльдир, - что твое злословие до добра тебя не доведет.
 - И ты помни, Эльдир, что сколько бы мы с тобой тут ни бранились, последнее слово всегда будет за мной!
Сказав так, Локи вошел в зал. И когда гости, сидевшие в зале, увидели, кто вошел к ним, они все вдруг замолчали.
 Тогда Локи молвил:
 - Томясь жаждой, вхожу я сюда, свершив долгий путь, и прошу богов: не даст ли мне кто-нибудь чудесного меду? Что молчите вы, боги? Разве вы не хотите мне отвечать? Укажите мне место в зале или прикажите уйти отсюда.
 И отвечал ему Браги:
 - Никогда никто из богов не укажет тебе места в этом зале. Боги сами прекрасно знают, кого допустить к своему столу.
- И ты то же скажешь, Один? - воскликнул Локи. - А между тем когда-то мы заключили с тобой кровное братство и ты поклялся не касаться губами питья, если оно не поднесено нам обоим. Тогда сказал Один:
 - Встань же, Видар, и уступи место Локи, чтобы не пришлось нам здесь, в залах Эгира, выслушивать брань.
Видар встал и подал Локи рог.
 - Честь и хвала вам, боги и богини! Честь и хвала всем, кроме Браги! - вскричал Локи, принимая рог.
 - Я с радостью отдал бы и коня, и меч, и драгоценный свой перстень, лишь бы избавиться нам от твоих ядовитых речей! - отвечал ему Браги.
 - Никогда не было у тебя ни коней, ни перстней! - засмеялся Локи. - Ты первый из всех асов и алыюв обращаешься в бегство, пугаясь вражеских стрел и копий.
 Браги тогда сказал:
 - Если бы не был я ныне у Эгира в доме, давно снял бы твою голову с плеч!
 - Хорошо тебе похваляться, сидя на месте! Показал бы лучше себя на деле! - не унимался Локи.
 - Браги, не состязайся с Локи в обидных речах на пиру у Эгира! - вмешалась в их перебранку Идунн.
 Но Локи посоветовал Идунн молчать и начал клеветать на нее. Тогда Один вступился за Идунн:
 - Глупо ведешь ты себя, Локи, и напрасно нападаешь на асов.
 - Молчи, Один! И сам-то ты не умеешь решить толком ни одного боя: разве не случалось тебе отдавать победу слабейшим? А еще про тебя говорят, что ты ходишь по дорогам вместе с колдуньями и колдунами, пугая людей. Некрасивое это занятие!
Вступила в спор Фригг, но Локи и про нее начал рассказывать обидные вещи. Тут поднялся со своего места Ньёрд:
 - Много можно сказать о нас и дурного, и хорошего. Странно видеть только, что один из асов ведет себя так недостойно!
 Локи и ему не дал спуску. Все асы, негодуя на Локи, заступились друг за друга, но у Локи для каждого из них был готов ответ. Одна только жена Тора, Сив, не вступала еще в спор, и о ней одной ничего еще не успел сказать Локи, и вот начал он наконец бранить и ее. Но тут раздался шум и грохот, сотрясались скалы: это сам Тор вернулся из похода на восток. Услышал Тор, как Локи порочит Сив, и страшно разгневался.
 - Замолчи, негодяй, - закричал он, - если не хочешь, чтобы молот мой Мьёлльнир навсегда закрыл тебе рот! Или я заброшу тебя на восток, где ты сгинешь!
 - Ты лучше бы сделал, если бы не поминал походов своих на восток! Раз довелось тебе искать приюта в пальце рукавицы и спокойно проспать там всю ночь.
 Разгневался Тор еще больше:
 - Молчи, негодяй, если не хочешь, чтобы молот мой Мьёлльнир навсегда закрыл тебе рот! Ни одной кости не уцелеет в тебе под первым ударом моей правой руки!
 - Как ни грозишь ты мне своим молотом, а я все-таки намерен еще пожить. Ты же чуть не умер с голоду, когда не хватило у тебя силы развязать ремни великана Скримира.
 - Молчи же, негодяй! Победитель Хрунгнира живо отправит тебя к Хель!
 - Ни одному из асов не удалось заставить меня замолчать; тебе только покоряюсь я, Тор, потому что знаю: ты бьешь наповал! А ты хорошо угостил нас, Эгир! Но пусть пламя пожрет и тебя, и твой дом!

ОДИН У ГУННЛЁД


Гу́ннлёд — в германо-скандинавской мифологии великанша, дочь великана Суттунга (Гуттунга). Отец запрятал ее в середину горы, где она охраняла «мёд поэзии», добытый отцом у гномов Фиалара и Галара.

Узнав о напитке от своих воронов Хугина и Мунина, Один решил отведать «мёд». Для этого, представившись «Больверком», т.е. «злодеем», он работал на Бауги, брата Гуттунга, целое лето, чтобы получить помощь в добыче волшебного напитка. (Они должны были поделить мед пополам, но Один в конце концов забрал все себе.) Бауги пробуравил гору, а Один, превратившись в червяка, проскользнул в неё, проник в пещеру к Гу́ннлёд и соблазнил её, поскольку появился перед ней красивым юношей. Он предложил ей провести с ним три дня за три глотка напитка. 


По истечении трех дней Один в три глотка выпил все запасы «мёда» и, превратившись в большого орла, улетел. Гуттунг пытался догнать похитителя, но Один успел долететь до Асгарда. От связи Одина с Гу́ннлёд родился бог Браги.

В честь Гуннлёд назван астероид, открытый в 1908 году.


БРАГИ И ИДУНН



Идунн — в германо-скандинавской мифологии богиня вечной юности, супруга Браги, бога поэзии и красноречия.
Идунн ("обновляющая"), в скандинавской мифологии богиня-хранительница чудесных молодильных яблок. Легенды о золотых яблоках, символе молодости и плодовитости, известны в греческой мифологии (яблоки Гесперид).

В честь Идун назван астероид Идуна, открытый в 1877 году.


СКАДИ И УЛЛ


Скади ("разрушение"), в скандинавской мифологии богиня покровительница охоты.  Атрибуты её (так же как и бога Улла) — лук и лыжи.
Скади представляет зиму и лёд, является супругой Ньёрда, морского бога. Упоминается в Старшей Эдде, Младшей Эдде.
Согласно скандинавским мифам, когда асы убили её отца Тьяцци, Скади, надев шлем и кольчугу, отправилась мстить за него в Асгард. Однако асы предложили Скади в качестве выкупа за отца выбрать одного из богов себе в мужья. Она согласилась, поставив условие: асы должны были рассмешить её, что до тех пор никому не удавалось. Локи привязал к чреслам козлиную бороду и проскакал в таком виде перед Скади. Она расхохоталась, а за ней и все остальные асы. Затем Скади предложили выбрать мужа. Выбирать она должна была, видя только босые ноги асов. Великанша указала на одного из них, полагая, что это Бальдр, но её избранником оказался Ньёрд из Ноатуна, морской бог.
Молодые супруги вскоре решили жить порознь, поскольку Скади любила не море и лебедей, а горы и волков.

 
ОДИН И ХРУНГНИР


Один раз уехал Тор на восток бить великанов, а Один на коне своем Слейпнире отправился в Йотунхейм и приехал к великану, которого звали Хрунгнир. И спросил Хрунгнир, кто это в золотом шлеме и на таком чудесном коне скачет по воздуху и по земле? Один отвечал ему на это, что готов прозакладывать свою голову, что во всем Йотунхейме не сыщется подобного коня. Рассердился Хрунгнир и сказал, что есть у него прекрасный конь, самый быстрый на свете и зовут его Гульфакси - Золотая Грива. С этими словами вскочил он на своего коня и поскакал вдогонку за Одином, чтобы отплатить за его кичливые речи. Один скакал так быстро, что не успел оглянуться, как оказался в Асгарде, а за ним Хрунгнир, которого обуял такой великаний гнев, что опомнился он только, когда проскочил в ворота. Когда показался он в дверях чертога, предложили асы ему испить пива. Он пошел в зал, и ему подали те две чаши, из которых обыкновенно пил Тор, и он залпом осушил обе. Вскоре напился он пьян, и тут уж не было недостатка в заносчивых речах: говорил он, что поднимет с места Вальхаллу и перенесет ее в Йотунхейм, разрушит Асгард и поубивает всех асов, кроме Фрейи и Сив, которых возьмет себе. Между тем Фрейя все подливала ему в чаши, а Хрунгнир все похвалялся и сказал даже, что выпьет все пиво асов. Когда же надоело асам бахвальство, кликнули они Тора, и Тор тотчас появился в зале. В страшном гневе замахнулся он своим молотом.
 - Кто это надумал позволить великанам пить здесь пиво? Кто пустил Хрунгнира в Вальхаллу? И почему это Фрейя наполняет ему чаши, точно на пиру асов?
Отвечал Хрунгнир, недружелюбно поглядывая на Тора, что это Один предложил ему пива и что пришел он с его позволения.
 - Но придется тебе об этом пожалеть, прежде чем уйдешь ты из Асгарда, - перебил его Top.
 - Мало было бы чести асу Тору, если б он убил меня безоружного, - заговорил Хрунгнир, - почетнее было бы, если бы он согласился биться со мной на рубеже у Каменных Дворов. И как глупо с моей стороны, - продолжал он, - оставить дома свой щит и точило! Если бы было при мне оружие, мы могли бы, пожалуй, хоть сейчас выйти на поединок. А убить меня безоружного - значит поступить вероломно.
Тор, конечно, не пожелал отказаться от поединка, и тут же назначили день и выбрали место. Пустился тогда Хрунгнир в обратный путь и скакал во весь опор, пока не доскакал до Йотунхейма. Услышали великаны о предстоящем поединке с Тором и призадумались: понимали они, что от исхода того поединка зависит их судьба. И знали они, что Тор сильнее Хрунгнира, а уж Хрунгнир был среди великанов сильнейшим.
Решили они пуститься на хитрость и у Каменных Дворов вылепили из глины великана и вложили ему в грудь сердце кобылы, и затрепетало оно, когда явился на место боя Тор. У самого же Хрунгнира сердце было, как это всем известно, из твердого камня, треугольное, как та руна, что зовут "сердце Хрунгнира"; из камня же была и его голова. Щит Хрунгнира тоже был каменный, широкий и толстый; а оружием великану служило точило, которое он вскинул на плечо, и вид у него был ужасающий.
Тор торопился на поединок, а Тьяльви, слуга Тора, бежал впереди него. Подбежал Тьяльви к тому месту, где стоял Хрунгнир, и сказал:
 - Как ты опрометчив, великан! Стоишь, выставив вперед свой щит, между тем как Тор решил пробраться в глубь земли, чтобы напасть на тебя снизу!
Швырнул тогда Хрунгнир свой щит наземь и стал на него, ухватив обеими руками точило. Тут увидал он молнии и услышал раскаты грома. И увидел Тора, разгневанного аса. Стремительно несся Тор, держа наготове свой молот, и издали бросил его в голову Хрунгнира. Взмахнул Хрунгнир своим точилом и бросил его навстречу молоту; ударился брус о молот и разбился надвое: один кусок упал на землю, и из него образовались все кремниевые скалы, другой же попал Тору в голову, так что тот повалился наземь. Молот Мьёллнир попал прямо в голову Хрунгниру и в мелкие куски раздробил ему череп. Хрунгнир упал рядом с Тором. Тут Тьяльви напал на глиняного великана и изломал его в куски.


ТОР И ТРИМ



Трим — в германо-скандинавской мифологии великан, князь Йотунхейма. Похитил у Тора его молот, за что был убит.
В легендах говорится, что за время одной из ночёвок Тора у него был украден молот Мьёллнир. Локи отправился в Йотунхейм, чтобы узнать о похитителе. Первым ему встретился Трим, который сразу же признался в похищении молота и потребовал в качестве выкупа богиню Фрейю. Узнав обо всём случившемся, асы собрались вместе и на совете было принято решение послать в Йотунхейм в женском платье под видом Фрейи Тора. Вместе с Тором отправился и Локи, под видом служанки Фрейи. Благодаря хитрости Локи Трим был очарован и растроган. Он послал к гостям свою сестру, чтобы она положила на колени его «невесте» молот и получила от неё взамен какой-нибудь подарок (в чем и состоял в те времена обряд венчания). Получив обратно свой молот, Тор убил Трима, всю его семью и гостей, пришедших на венчание к Триму.


ПРОКЛЯТИЕ АНДВАРИ


Андвари — карлик в германо-скандинавской мифологии, который хранил золото Нибелунгов, умеющий превращаться в рыбу. Андвари фигурирует в песнях «Старшей Эдды». В тетралогии «Кольцо Нибелунга», написанной Рихардом Вагнером по мотивам эпической поэмы «Старшей Эдды», этот персонаж носит имя Альберих.

Проклятие Андвари настигало всякого завладевшего сокровищами Нибелунгов. Именно с неотвратимого проклятия Андвари началась история о проклятом золоте, изложенная в «Песни о Нибелунгах».
Трем богам — Одину, Локи и Хёниру удалось с пмощью колдовства изловить карлика и, в обмен на свободу, Локи потребовал у Андвари откупные золотом. Цверг отдал ему все своё золото и хотел оставить при себе лишь одно магическое кольцо, с помощью которого он мог бы накопить новые богатства. Однако Локи потребовал и это кольцо. Андвари был вынужден подчиниться.
Тогда взбешённый гном произнёс проклятие, чтобы кольцо приносило смерть каждому своему обладателю и проклятие это в «Песни о Нибелунгах» на самом деле преследует всех обладателей кольца вплоть до тех пор, пока сокровища Нибелунгов не были возвращены водам реки Рейн.

ИДИСЫ


Дисы (в германской традиции идисы) — в германо-скандинавской мифологии божественные девы, сверхъестественные существа, появляющиеся то как духи-хранители, то как враждебные силы. Скандинавское dís, равно как и германское idis, буквально переводилось как «госпожа».
Первоначально они были духами-хранителями, богинями плодородия. Праздник в честь дис  отмечался в начале зимы или на весеннее равноденствие.
В народных заклинаниях им приписывается сила задерживать войска, опутывать оковами неприятелей и их вождей и решать участь сражения. Им приносились жертвы на горах. 


ЖРИЦЫ ВЁЛЬВЫ


Идисами называли как богинь, так и их жриц. Идисы облегчали роды, хранили от злой судьбы и были посредниками между людьми и богами. Они помогали жрицам (вёльвам) гаданием и магическим искусством сейдр. Идисы при помощи рун могли как освобождать, так и лишать свободы. Патриархальные язычники, а затем и христиане, порицали идис и их последователей; преследовали и уничтожали жриц.

"Сейдр" означает "чары, очарование, зелье". Жрицы, входя в транс, вступали в контакт с мертвыми, существами из потустороннего мира, совершали астральные путешествия. Вёльва знала, как призвать на помощь аль-фаров, или эльфов. Когда одна из вёльв входила в транс, остальные жрицы исполняли ритуальные песни, называвшиеся гальдрами. В действительности же это было монотонное пение повторяющихся стихов, порожденных измененным сознанием, помогающих войти в состояние мистического транса.


СВЯЩЕННАЯ РОЩА СЕМНОНОВ

Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, несомненно, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. В качестве последних чаще всего почитались священные рощи, о которых многократно упоминают римские авторы. У каждого племени был свой священный лес или роща, где происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. Такова была, например, священная роща в земле семнонов, самого сильного из свевских племен, ставшая почитаемым местом всего свевского союза. Она носила название Фьётурлунд - "роща оков", потому что в нее, по словам Тацита, нельзя было входить иначе как в оковах.  (Тацит. Германия, XXXIX).

ХРАМ УППСАЛА




Храм Уппсала — языческий храм и религиозный центр, расположенный в Швеции в Старой Упсале. Храм упоминается в трактатах XI и XIII веков.
«..Около святилища  Уппсала растёт большое дерево с раскидистыми ветвями, вечно зелёное и зимой, и летом, и никто не знает, какова природа этого дерева. Там также находится источник, где язычники совершают жертвоприношения; Этот храм опоясан золотой цепью, которая висит на склонах здания и ярко освещает всех входящих. В этом храме, который целиком изготовлен из золота, находятся статуи трёх почитаемых народом богов: Тора, Водана и Фрикко.
Ко всем их богам приставлены жрецы, которые от имени народа приносят им жертвы. Если грозит голод или мор, они приносят жертвы идолу Тора, если война — Водану, если грядут свадебные торжества — Фрикко». 



                     ПОСТРОЙКА СТЕН АСГАРДА

Стены, окружающие Асгард, были разрушены во время войны с ванами, и асы долго не могли возвести их заново. Хоть и не нравилось асам жить в постоянном страхе перед набегами великанов, но и начинать строительство им не хотелось. Все помнили, как долго тянулось воздвижение прежних стен Асгарда, сколько сил тогда было потрачено. «Не пригласить ли нам цвергов (гномов)? Они хорошие строители, – говорили боги, собравшись на совет. – За крепкими стенами нам будет в Асгарде куда спокойнее, за это и заплатить не жаль!»

На совете у Одина собрались почти все асы, отсутствовал лишь Тюр, который в это время охранял восточную границу Мидгарда от великанов, постоянно нападавших на людей. Во время обсуждения будущей постройки стен Асгарда в зал, где собрались боги, вошел слуга и доложил, что к мосту Биврёст явился какой-то человек и требует, чтобы его впустили в Асгард: он обещает построить крепостные стены за полтора года.

– Откуда в Мидгарде известно, что нам нужны стены? И как этот человек собирается их строить? Неужели в одиночку? – удивлялись асы.

– Кто он? Может быть, великий маг? Он назвал себя? – спросил слугу Один.

– Нет, свой род и свое имя он скрыл.

Один велел привести незнакомца в палату, где проходил совет. Как ни пытались боги прочесть мысли своего гостя, они не узнали о нем ничего: видно, и впрямь он был искусен в магии.

Незнакомец повторил, что готов построить крепостную стену вокруг Асгарда, и добавил, что в награду за это хочет получить в жены Фрейю, а в приданое взять солнце и луну.

Попроси он одну лишь Фрейю, или одно солнце, и то это была бы дерзость, но требовать все сразу!.. Асы растерялись, даже Один не мог найти слов, чтобы выгнать наглеца. Тут к повелителю асов подошел Локи и зашептал ему на ухо: «Один, соглашайся на его условия! Нам не придется отдавать ему Фрейю и все прочее... Только повели ему построить стену Асгарда не за полтора года, а всего за одну зиму. Он, конечно, не успеет, но хоть начнет строить... А мы потом продолжим!»

Одину понравился этот совет. Он предложил чужеземцу условия, придуманные Локи, а тот, как это ни странно, согласился.

– Но ты не должен будешь пользоваться ничьей помощью! – добавил Один, опять по подсказке Локи.

– Я и собираюсь строить стены Асгарда в одиночку! Только, конечно, камни буду возить на коне, – ответил незнакомец.

– На коне? – нахмурился Один. – Ты это называешь «в одиночку»?

Но Локи опять шепнул ему на ухо: «Соглашайся, мы его обманем!»

– Хорошо, пусть тебе помогает твой конь, – промолвил повелитель асов, сурово глядя на чужеземца, – но помни, если в первый день лета в стене Асгарда не будет хватать хотя бы одного камня, ты ничего не получишь.

До начала лета как раз оставалось три месяца, и пришелец в тот же вечер взялся за работу. Всю ночь он возил камни на своем могучем коне Свадильфари, а утром начал складывать из них стену. Камни строитель брал в горах Ётунхейма (страны великанов), потому что на самом деле он был великан, а вовсе не человек. Он лишь прикинулся человеком, чтобы проникнуть в Асгард и колдовскими чарами отвел глаза асам, так что даже Один, Фригг, Хеймдалль и Гевьон не разгадали, кто перед ними, а они были сильнее других асов в ясновидении.

Великан этот был силен не только в магии. Он легко ворочал камни, которые не смог бы поднять никто из асов, кроме Тора. А конь, помогавший ему в строительстве стен Асгарда, легко выдерживал груз, который даже Тор смог бы поднять, лишь затянув на себе Пояс Силы. Богатырский это был конь, и асы, пришедшие утром взглянуть на строительство, не могли на него надивиться. «Он делает в два раза больше строителя!» – повторяли они друг другу.

Тут впервые пожалели асы, что заключили договор с чужеземцем, и с каждым днем они жалели об этом все больше и больше, поскольку все очевидней становилось, что строитель успеет завершить постройку стен Асгарда к началу лета.

Разорвать соглашение асы никак не могли: великан, зная о том, как коварно похитил Один мед у Суттунга, считал, что от асов всего можно ожидать, и взял с них множество клятв, нарушение которых навлекло бы на Асгард несчастье.

Когда до конца установленного срока осталось три дня, а крепостным стенам Асгарда не хватало только ворот, асы собрались на совет. Фрейя не переставая плакала, остальные кляли собственную глупость. Все прекрасно помнили, чьи советы довели их до беды, но спрашивали друг друга: «Кто будет виноват, если Фрейя покинет Асгард? Кто будет виноват, если погибнет красота небосвода?» И каждый подтвердил, что виной всему Локи. Даже Один не сказал ни слова в его защиту.

Все окружили Локи, крича и угрожая:

– Видишь, до чего довели твои проклятые советы! Если хочешь жить, придумай, как помешать тому негодяю закончить работу!

Видя вокруг злые лица и руки, поднятые для удара, Локи струсил и начал клясться, что не даст выполнить условия сделки строительства стен Асгарда.

И вот в ту же ночь, как только великан со своим конем отправился за камнями, из лесу вдруг выбежала красивая кобыла и задорным ржанием приветствовала Свадильфари. Конь порвал удила и кинулся к ней. Кобыла бросилась в лес, за ней последовал жеребец, а ошеломленному великану пришлось бегать за ним всю ночь, да только без всякого успеха. Камней он, конечно, в ту ночь не привез, и на следующий день не из чего было складывать стену.

Понял великан, что асы подослали кобылу, чтобы не дать ему достроить стены Асгарда в срок. В ярости бросился он к асам, приняв свой истинный, великанский облик, и так был ужасен, что боги стали громко звать Тора. Могучий сын Одина, где бы ни находился, всегда слышал зов из Асгарда.

Он мгновенно появился перед своими соплеменниками, правя колесницей, которую несли по воздуху козлы с золотыми рогами. Тор увидел разъяренного великана и решил, что тот вторгся в Асгард. Прежде, чем кто-то успел ему рассказать о договоре и клятвах, Тор обрушил свой молот на голову строителя стены вокруг Асгарда.

Да, заплатили асы мастеру за работу – только не солнцем и месяцем и не красивой Фрейей! Даже жить в стране великанов – и в том было ему отказано. Вот как были нарушены клятвы, данные богами.

А конь Свадильфари еще несколько дней бегал с кобылой, и была та кобыла вовсе не кобыла, а сам Локи! Он так старательно отвлекал жеребца от постройки стен Асгарда, что даже забеременел и через некоторое время родил жеребенка. Был тот жеребенок не простой, а волшебный – ног у него было восемь, и не было коня лучше ни у богов, ни у людей, ни у ётунов. Был он сильнее своего отца Свадильфари, а бегал быстрее Ховварпнира, коня Фригг. Жеребенка назвали Слейпнир, и Локи подарил его Одину. Слейпнир - конь Одина, на котором он скачет над сушей и морем.

Боги хоть и смеялись над Локи из-за этого приключения, но лишь за глаза. Все знали: свяжись с ним – сам не рад будешь. Никто не мог состязаться в насмешках с сыном Лаувейи. 


Эмиль Дёплер. Дикая Охота

ПРИМЕЧАНИЯ:
* В древнескандинавском языке волк Фенрир назывался также Фенрисом (Old Norse: "Fenris wolf").

**Тема образов Германской мифологии очень обширна, поэтому материал, изложенный на этих страницах, не претендует на полное изложение, а дан только для ознакомления с образами германо-скандинавской мифологии в иллюстрациях Эмиля Дёплера.


***



О ХУДОЖНИКЕ

Эмиль Дёплер, мл. (1855 /Мюнхен/ - 1922 /Берлин/) - художник, график, иллюстратор книг.

Сын Эмиля Дёплера старшего (1824–1905), театрального художника, создавшего эскизы костюмов для Вагнеровских фестивалей в Байройте. (В частности, это он придумал рогатый шлем викингов, хотя в действительности таких шлемов с рогами у исторических викингов не было). Существует версия, что на создание этого образа его вдохновил кельтский шлем, найденный в 1868 году в Англии. Однако данные шлемы появились гораздо позднее эпохи викингов.

Эмиль Дёплер младший широко известен своими иллюстрациями к книге «Walhall, Die Götterwelt der Germanen» («Вальхалла. Мир германских богов»), с которыми и знакомит читателя эта страница.







ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:



Комментариев нет:

Отправить комментарий