ГЕРМАНСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ


Страница дополняется

Асгард - "Город асов" - небесный город, место обитания богов рода асов.
В середине Вселенной на горе, уходящей в небо, высоко над всем миром людей, находится мир богов Асгард («Земля асов»). Светящиеся чертоги дворцов богов светятся и вращаются в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только чистым и храбрым сердцем будет дано подняться в небо к дворцам Асгарда. Они будут бороться в конце эры в битве Рагнарёк бок о бок вместе с богами, сев на небесную радугу.

Альвы (эльфы) - в скандинавской мифологии низшие природные духи, дети воздуха и земли, имевшие отношение к плодородию. Им был посвящен особый культ. В "Старшей Эдде" альвы противопоставляются высшим богам - асам (часто повторяется фраза "асы и альвы"), иногда альвы отождествляются, с одной стороны, с карликами, а с другой - с ванами. В "Младшей Эдде" альвы делятся на темных (живущих в земле) /гномы, цверги/ и светлых (белых) (живущих в воздухе) /эльфы, альфы/.

Ангрбода ("сулящая горе") - в скандинавской мифологии великанша, первая жена Локи, породившая трех чудовищ: волка Фенрира, змея Йормунганда и владычицу царства мертвых - Хель.

Андвари ("осторожность"), (или Альберих) - в скандинавской мифологии карлик, повелитель подземных карликов, обладатель рокового золота Нибелунгов. Бог Локи ловит Андвари, плавающего в виде щуки в воде, и отнимает его золотой клад, за что Андвари в отчаянии проклинает любого, кто будет в будущем владеть золотом Нибелунгов ("детей тумана", карликов).

Андхримнир - повар в Вальхалле. Ежедневно с утра Андхримнир начинает варить в котле Эльдхримнире одного и того же вепря (Сехримнира), а к вечеру тот снова оказывается целым и невредимым. Наутро Андхримнир вновь варит его для воинов, пребывающих в Вальхалле - эйнхериев. 

Аск и Эмбла - (др.-сканд. Askr ok Embla, «Ясень» и «Ива») - первые люди, которых ещё в виде прообразов из дерева, «бездыханных и лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги — бог Один (вложил в них душу), Лодур (дал чувства), Хёнир (передал им разум), т.о. оживили их (доделали до людей).

Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину.
Имена богов даны по "Старшей Эдде". По "Младшей" - это были боги: Один - вдохнул в них жизнь, Вили - дал им разум, а Ве — кровь и румяные щеки. 

Асы и ваны — основные группы богов и богинь в германо-скандинавской мифологии 
Асы (др.-исл. aesir) - в сканд. мифологии основная группа богов, управляемая Одином. Асы обитают в небесном городе Асгарде. 

Ваны (др.-сканд. Vanir) — более старшая группа богов в германо-скандинавской мифологии, их род уступил место культу асов, с которыми они то враждуют, то заключают союз. Позже боги – асы и ваны - заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками.




Асгардрейя - одно из названий Дикой охоты (см. ссылку)

Аудумла ( Audhumbla) — в германо-скандинавской мифологии корова, появившаяся из таявшего льда в одно время с Имиром. Аудумла кормила своим молоком Имира и всех его потомков. Сама Аудумла питалась тем, что лизала солёные глыбы на границе Нифльхейма. От тепла её языка из глыбы солёного льда появился Бури, прародитель асов.

Аустри («Восточный»), Вестри («Западный») Нордри («Северный»), Судри («Южный») - четыре карлика, названные по сторонам света. Они держат небесный свод по четырем углам земли.

Бальдр ("господин") - в скандинавской мифологии юный бог из асов, любимый сын Одина и Фригг. 

Прекрасного Бальдра называли мудрым и смелым, а его любящая и нежная душа излучала свет. Был вероломно убит в результате козней Локи.

Бёр — бог Асгарда, отец Одина.

Бергельмир – инеистый великан.  Единственный из первородных инеистых великанов оставшийся в живых после того, как все остальные великаны утонули в крови Имира. 

Берсерк - ("медведеподобный") - герой; берсерки, или берсеркеры,  часто во время боя впадают в неистовство, боевой раж и победить их тогда невозможно.

Бестла (исл. Bestla) — в скандинавской мифологии великанша из рода инеистых великанов. Вышла замуж за Бёрa. Является матерью Одина и его братьев («Старшая Эдда»). 
Считается, что она мать всех асов.




Биврёст (др.-исл. bifrǫst — «трясущаяся дорога») - небесный мост, мост-радуга между Мидгардом (страной людей)  и Асгардом (страной богов-асов).

Бессменный сторож этого моста — Хеймдалль, его жилище рядом, у начала Биврёста. Древние германцы считали, что красная часть радуги — это огненное основание моста, а потому Биврёст могут пересекать только боги, для иных проход по нему закрыт.



Перед Рагнарёком - финальной битвой добра со злом - сыны Муспельхейма (Земли огня) переходят этот мост для схватки с богами, и он при этом рушится. 


Бильскирнир  (др.-сканд. Bilskirnir, «скрежет молний») — «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» — чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде (см).

Браги - Бог поэзии, творчества. Владеет поэтическим медом, который служит единственным в мире источником истинного вдохновения. Все, кто стремится служить поэзии, должны искать его покровительства, иначе их творчество не будет истинным, но ложным и надуманным.


Ванахейм

Ванахейм (Vanaheim) – мир богов ванов.
Есть две расы богов: асы и ваны. Боги ваны, населяющие Ванахейм, относятся к более старой расе богов. Асы более молодые, чем ваны. Живут ваны в плодородных районах у моря, на западе от Мидгарда - Земли людей. Они известны своей властью над жизнью и счастьем, их символом является семя. 

Бог и богиня Фрейр и Фрейя — правители Ванахейма, и они заключили священный союз, который приносит жизнь на плодородную землю. Ваны передают лишь избранным свои секретные знания колдовства

Валькирии ("подбирающие убитых") - в скандинавской мифологии воинственные девы, дочери славных воинов или конунгов, реющие на крылатых конях над полем битвы и подбирающие павших воинов (эйнхериев), которых переносят в небесный чертог — Вальхаллу. Покровительницы героев при жизни, они присутствуют и при их смерти. Они страстно любят битвы. Число их по одним источникам, шесть, по другим девять или тринадцать. Но валькирии не всегда заняты войной. Часто они сидят на берегу озера или реки и прядут лен; тут нет при них боевых коней, на которых летают они в битвы. Коней часто заменяют валькириям для летания по воздуху «лебяжьи рубашки», потому они называются лебедиными девами. Валькирии награждают своею любовью героев.
Имя валькирий буквально означает «собирательницы с поля битвы»; слова, из которых оно составлено, имели в немецком языке форму: walt, «место битвы», и küren «выбирать».





Вальхалла — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов эйнхериев.  Чертог имеет пятьсот сорок дверей, настолько широких, что через каждую из них в одну линию могут пройти восемьсот воинов. Над главными воротами вальхаллы находятся голова вепря и орел, глядящие в самые дальние уголки Вселенной. Стены этого изумительного здания сделаны из блестящих копий, отполированных до такого блеска, что могут освещать весь чертог. Крыша вальхаллы состоит из золотых щитов, а скамьи украшены прекрасным оружием - дарами бога Одина его гостям. За длинными столами достаточно места для эйнхериев - воинов, павших в сражениях, особенно почитаемых Одином. Валькирии подают героям на пирах мед. 

Вальхалла. Худ. Max Brückner. 1896
************************
См. также:

Варги (др.-сканд. vargr, или англизированный вариант — англ. warg или varg) — в скандинавской мифологии являются огромными волками. Так именуют Фенрира и двоих его сыновей — Сколль и Хати.




Вёльвы (др.-сканд. Völva) — прорицательницы, колдуньи, пророчицы. Так, вёльвы предсказали Одину смерть его сына Бальдра, всемирную финальную битву Рагнарёк и множество других событий. Самая знаменитая из песен "Старшей Эдды" – «Прорицание вёльвы". Она описывает картину истории мира, от его сотворения и "Золотого века" до финального трагического конца - так называемого "дня судьбы богов" - и воскрешения, второго рождения мира.Вигрид — равнина, где встретятся в день Рагнарёка асы, альвы, воины-эйнхерии, йотуны, Сурт, Хель и их войска и состоится финальная битва.

Гудрун, старшая вёльва

Вимур - величайшая из рек, что протекает между Мидгардом - Землей людей, и Иотунхеймом - Землей великанов йотунов.

Гери и Фреки («Жадный» и «Прожорливый» /срв. нем."gier" и "frässig"/) - два волка- вечные спутники бога Одина.


Гимле — самый лучший небесный чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальхалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарёка огнём Сурта. Буквальный перевод — «Защита от огня», «Обитель блаженства».

Гиннунгагап — мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.

Глейпнир - магическая цепь, которой скован волк Фенрир. Ее сделали в Свартальвхейме темные альвы (карлики). Цепь Глейпнир выглядела, как шелковая лента («гладкая и мягкая»), тем не менее, ее невозможно было разорвать, потому что темные альвы сотворили ее из «шести сутей»: корней гор, рыбьего дыхания, женских бород, шума кошачьих шагов, медвежьих жил и слюней птиц, т.е. из того, что в природе не существует, поэтому разорвать ее невозможно.

Гуллинбурсти (др.-сканд. Gullinburste, буквально переводится как «золотая щетина», также известен как др.-сканд. Slíðrugtanni — «острозубый») — в скандинавской мифологии очень быстро передвигающийся вепрь, созданный в ходе спора между гномами — братьями Броком и Синдри и богом хитрости и коварства Локи. Принадлежит Фрейру.


Гьёлль, Гьоль, или Гйоль  (норв. Gjöll) — в германо-скандинавской мифологии одна из одиннадцати рек Эливагар (см.). Она берет начало от источника Хвергельмир (см.) в Нифльхейме (см.), протекает через Гиннунгагап (см.), и оттуда в земной мир. Гьёлль — река, которая протекает ближе всего к воротам преисподней. Она отделяет мир живых от мира мёртвых. Через нее перекинут тонкий золотой мост Гьялларбру,  через который умершие переходят в царство мертвых. Его охраняет верная служанка Хель великанша Модгуд и пес Гарм.

Девять миров скандинавской мифологии



Мировое дерево - ясень Иггдрасиль, представляет собой всю Вселенную. Это дерево состоит из девяти миров: 

1 — Мидгард - мир людей («Срединная земля»)
2 — Муспельхейм («Земля огня»)
3 — Нифльхейм («Земля туманов»)
4 — Асгард – мир богов асов
5 — Хельхейм – подземное царство мертвых
6 — Ванахейм – мир богов ванов
7 — Йотунхейм – мир, населенный великанами йотунами
8 — Свартальвхейм – мир темных альвов (гномов)
9 — Льюсальфхейм (Альвхейм) – мир светлых альвов (эльфов)


Свартальвхейм

Дисы (в германской традиции Идисы /Идизы/ - "мудрые, вещие") — в германо-скандинавской мифологии божественные девы, сверхъестественные существа, действующие то как духи-хранители, то как враждебные силы. Германцы полагали, что в женщине находится божественная сила предвидения, что волшебство и прорицание – собственно женские качества. Дисы возвещают людям счастье и несчастье, победу и смерть. 

Первоначально дисы были духами-хранителями очага, богинями плодородия. Праздник в честь дис отмечался либо в начале зимы, либо на весеннее равноденствие.


В народных заклинаниях им приписывается сила задерживать войска, опутывать оковами неприятельские войска и их предводителей и решать участь сражения. 



ИггдрасильМировое дерево. 


Все девять миров Вселенной объединяет ствол великого мирового дерева, ясеня Иггдрасиля. На самом верхнем суку дерева живет орел, обладающий великой мудростью. Он владыка воздуха, способный долететь до солнца.

Рядом с ним восседает ястреб Ведфёльнир, который наблюдает за небесами, землей и Нифльхеймом (Землей туманов) и рассказывает, что там происходит. 
Ястреб – это солнечная птица, олицетворение аристократической знатности и небывалого могущества, он спутник Солнечных Богов. Ястреб способен, подобно орлу, не мигая, смотреть на солнечное светило. Множество других интересных животных обитает также в ветвях Мирового Древа.

Рядом с драконом Недхёггом, постоянно грызущим корни ясеня, четыре оленя — Дайн, Дунейр, Дуратор и Двалин — бегают среди ветвей Иггдрасиля; из росы, капающей с рогов оленей, образуются мировые реки. 

На дереве Иггдрасиль живет и белка Рататоск, которая постоянно бегает вверх и вниз по стволу и распространяет клевету, пытаясь поссорить наверху орла и внизу дракона, чтобы они начали воевать друг с другом. Она — посредник, связующее звено между «верхом» и «низом».


Норны, что живут у святого источника Урд, каждый день черпают из него воду и поливают ветви Древа, чтобы они не засохли и не зачахли. Вода, стекающая с нижних веток мирового древа, превращается в пчелиный мед.


Ивинг — река, где проходит рубеж между землями асов и йотунов.

Имир - первый инеистый великан, из частей тела которого богами Одином, Вили и Ве был сотворен мир.

Имир

Инеистые великаны
— в германо-скандинавской мифологии древние великаны, обитавшие во Вселенной ещё до асов. Прародителем их является Имир. Во время убийства Имира асами почти весь род инеистых великанов погиб. 
В сказаниях Старшей и Младшей Эдд упоминаются ледяные великаны, которые живут в Нифльхейме – Стране туманов. Они являются прямыми потомками инеистых великанов.


Ирминсуль (Irminsuli, Irminsûl) — букв. священное дерево или ствол дерева саксов, посвященное богу Ирмину, главный объект почитания северных германцев еще со времен Тацита, который описывает слухи о «геркулесовых столпах» в землях фризов.

Главный Ирминсуль находился в священной роще у Эресбурга* в Вестфалии, где в 772 году он был разрушен Карлом Великим, стремившимся крестить саксонцев, другой на реке Унштрут, в Тюрингии. В Ирминсуле сами германцы видели символическое изображение мирового ясеня Иггдрасиля. 
* Эресбург (Aeresburg) — старинный пограничный замок саксов на реке Димель (теперь город Марсберг в Вестфалии). В 772 г. был взят Карлом Великим в его походе против саксов. 

Йормунганд - морской змей из скандинавской мифологии, второй сын Локи и великанши Ангрбоды. Змей вырос таким огромным, что смог опоясать собой всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. 

За это Йормунганд получил второе имя «Змея Мидгарда» или «Мировой Змей». В финальной битве богов Рагнарёк вечные противники Йормунганд и Тор убивают друг друга.   

Тор борется с Йормунгандом

Йотуны — великаны, дети Имира. Живут в Земле йотунов Йотунхейме, отличаются огромной силой и ростом и являются врагами и асов, и людей.

Это древние исполины, первые обитатели мира, по времени предшествовавшие богам и людям, но это и жители холодных каменистых районов на северной и восточной окраинах земли (Йотунхейм, Утгард), представители стихийных демонических природных сил. В конце концов инеистые великаны были побеждены асами под предводительством Одина.

Согласно Старшей и Младшей Эддам, йотуны отличаются очень злобным характером и, хотя и являются более простодушными, чем хитроумные и коварные асы, некоторые из йотунов являются хранителями древних знаний.


Йотунхейм

Йотунхейм 
(«Земля йотунов»; др.-сканд. Jötunheimr) в германо-скандинавской мифологии — один из девяти миров, земля, населённая великанами-йотунами.

Где-то за границами известного мира, к востоку от Мидгарда, еще можно услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Йотуны рождены первобытными силами природы, они жили еще в те времена, когда даже боги не родились. Сильнее их огромной мощи только их мудрость: с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут. 
Интересно, что шведский историк Андерс Магнус Стриннгольм в своей монументальной работе «Походы викингов» (1835 год) говорит о том, что под Йотунхеймом в скандинавских сагах подразумевались вполне реальные территории, расположенные к востоку от Ботнического залива (вероятно – до самых Уральских гор), и от Двины на север до Ледовитого океана, населенные русами. В более поздних сагах Йотунхейм переносится еще восточнее, уже за Уральские горы. Как пишет А.М.Стриннгольм, это произошло потому, что скандинавы установили тесные торговые контакты с русами, которые более не казались им непонятным народом, живущим в сумрачных землях.


Локи —
 в германо-скандинавской мифологии зловредный бог, бог хитрости, плутней и обмана, злокозненный плут, любитель менять обличье. Он происходит из рода йотунов, но асы позволили ему жить в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость.
Он начинал когда-то с шалостей и проказ, но со временем превратился в истинное воплощение зла и приблизил Рагнарёк, гибель богов и всего мира.

Локи и Сигунн. Худ. Говард Дэвид Джонсон


За все совершенные им злодеяния боги привязали Локи к скале. Богиня Скади подвесила над ним ядовитую змею, и яд капает Локи на лицо. Его супруга Сигунн (или Сигюн) осталась с ним. Она держит над ним чашу, чтобы яд не капал на него, но когда чаша наполняется, она отходит, чтобы опорожнить её. В этот момент яд попадает на лицо Локи. Его судороги столь сильны, что вызывают землетрясения.

Льюсальфхейм (др.-сканд. Ljusalfheim) или Альвхейм (Álfheimr) — один из девяти миров в германо-скандинавской мифологии, родной мир белых Альвов (эльфов). Альвы, населяющие этот мир, похожи на людей, но в отличие от последних потенциально бессмертны (то есть не стареют) и обладают магией.

Светлые существа, альвы и феи, - легкие создания невероятной красоты. Они подобны мысли или фантазии, и можно радостно и легко идти по пути, освещенном их светом. Вы можете подняться с помощью их крыльев выше небес, но берегитесь... в следующий момент вы можете упасть с огромной высоты. 

Воздушный, легкий и светлый Альвхейм имеет свой естественный антипод – Свартальвхейм, мир темных альвов, который располагается под землей. Альвов Свартальвхейма так и называют – темные альвы, гномы или цверги. 

Альвхейм

Мидгард (др.-сканд. Miðgarðr — букв. «огороженное пространство посередине» — срв. русск. «огород», «ограда») - «Срединная земля». В германо-скандинавской мифологии — мир, населённый людьми, Земля людей.


В центре вселенной находится мир людей. Он очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, являющимися основой срединного мира Мидгарда, так неустойчив и легко может быть разрушен. Если это произойдет, силы хаоса овладеют землей и смерть будет единственным концом всех людей. Мидгард был создан Одином и его братьями из тела убитого ими инеистого великана Имира.

Мимир (исл. Mímir) — великан, охраняющий источник мудрости.
Имя др.-сканд. Mímir обычно сравнивается с др.-англ. mimorian, лат. memor «помнить».


Мимир жил среди асов и был отправлен ими в заложники к ванам. Будучи заложником богов ванов, был убит ими и обезглавлен. 


Бог Один оживил его голову и отнес ее в подземную пещеру к корням мирового дерева Иггдрасиль. Туда приходил он советоваться с Мимиром и пить воду из вечного источника, которая наделяла Одина временной мудростью.
Мимир охраняет колодец, источник, вода которого даёт испившему ее великие знания. Мимир не даёт никому пить воду этого источника просто так. По легендам бог Один, чтобы обрести мудрость, пожертвовал своим правым глазом именно для того, чтобы отдать его Мимиру в уплату за возможность пить из охраняемого им источника знаний.


Муспельхейм (Muspelheim – «Земля огня») - один из девяти миров, страна, в которой обитают огненные великаны, огненное царство, где правит огненный великан Сурт («Чёрный»). Муспельхейм находится на юге. Он существовал вместе с Нифльхеймом, Землей туманов, ещё до появления всего живого. Невероятный жар Муспельхейма очень скоро сожжёт Вселенную и превратит ее в прах. Огненный гигант Сурт во главе своих войск идёт на встречу с богами во время последней битвы Рагнарёк. Но колесо судьбы повернётся ещё раз не один раз, и из праха возродится новый мир. Исследователи скандинавского эпоса полагают, что мир, «где всегда царили тепло и свет», это образное описание Африки, которая располагается далеко на юге относительно Скандинавии. В пользу этой теории говорит имя правителя Муспельхейма, а также тот факт, что викинги, исследовавшие Европу, Азию и даже Северную Америку, так и не добрались до Африки, хотя, конечно же, слышали о нем. Так и в "Эдде" боги асы часто посещают другие миры, но никогда Муспельхейм.
Муспельхейм

Мьёлльнир (др.-сканд. Mjöllnir «Сокрушитель») — в германо-скандинавской мифологии молот бога Тора. Был выкован с очень короткой рукоятью из-за проказ шутника Локи. Мьёлльнир был настолько тяжёл, что никто из богов не мог его даже приподнять. Бог Тор надевал волшебные железные рукавицы, благодаря которым молот становился метательным оружием, подобно бумерангу, которое всегда поражает цель и возвращается обратно в руки метателя. Мьёлльнир был настолько мощным оружием, что удары его вызывали молнии и гром. 

Нагльфар (норв. Naglfar) — букв. либо «корабль мертвых», либо «корабль из ногтей мертвых». В Рагнарёк он будет освобождён из земного плена потопом, выплывет из царства мертвых Хель. На нём армия йотунов, предводимая Гимиром (Младшая Эдда) или Локи (Старшая Эдда), поплывёт на поле Вигрид (см.) для последней битвы против асов.


Нидхёгг — в германо-скандинавской мифологии один из немногих великих змеев (вместе с Йормунгандом, Фафниром и пр.), дракон, лежащий в колодце Хвергельмир («Кипящий котел») и грызущий корни мирового дерева Иггдрасиль. Нидхёгг пожирает также прелюбодеев, клятвопреступников и подлых убийц.

Нифльхейм (др.-сканд. Niflheimr — «Туманная земля») — в германо-скандинавской мифологии один из девяти миров, земля туманов и льдоводин из первомиров, местообитание ледяных великанов.

Мир льда на отдаленном севере — очень странное и загадочное место. Среди тумана и льда захоронено семя жизни. Когда жар Муспельхейма превратит лед Нифльхейма в потоки воды, вновь начнётся созидание. Несмотря на то, что замороженные воды Нифльхейма скрывают искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных великанов, которая зародилась здесь в начале времён.

В «Младшей Эдде» говорится: «За многие века до создания земли уже был сотворен Нифльхейм. В середине его есть поток, что зовется Хвергельмир, Кипящий Котел, и вытекают из него реки: Свёль, Гуннтра, Фьёрм, Фимбультуль, Слид и Хрид, Сюльг и Ульг, Вид, Лейфт. А река Гьёлль течет у самых врат Хель (царства мертвых)».
Исследователи скандинавского эпоса полагают, что Нифльхеймом древние скандинавы называли Гренландию.

Норны  - три волшебницы трех разных возрастов, наделенные чудесным даром определять судьбы мира и людей. Норны сидят у корней мирового дерева (это ясень) Иггдрасиль и ткут нити судьбы.
Худ. C.Ehrenberg. Норны

Это старая и дряхлая Урд /Wurde/ («Свершившееся», "Прошлое"), Верданди /Werdende/ средних лет («Свершающееся», "Настоящее") и юная Скульд /Schuld/ («Должное свершиться, или Долг», "Будущее"). Иногда Скульд сопровождает валькирий  на поле битвы и выбирает воинов, которым предстоит пасть в бою. 

Магические орудия норн — нити (верёвки) и нож. Подобно греческим мойрам, они прядут и обрезают нить человеческой жизни. Норны лишь задают ход человеческой судьбы, но далеко не всегда вершат её. Каждый человек сам творит свой вирд в течение жизни. 
Образ трёх норн — очень древний; он восходит ещё к эпохе матриархата. 

Один (Водан, Вотан) - самый главный, верховный бог в германо-скандинавской мифологии, предводитель асов. 
Имя его означает «Одаренный», «Одержимый», ибо власть его основана не столько на силе, сколько на великой мудрости, на его магических способностях. Кроме того, Один является отцом многих асов, а также первым царем и великим завоевателем.
Мудрец и маг, знаток рун и сказаний, царь-жрец, волхв, но, в то же время, бог войны и победы, покровитель воинов, властелин Вальхаллы и повелитель воинственных дев валькирий. 
В Германии остается много названий местностей, в которых уцелело имя Водана (Вуотана). Этому богу были посвящены в особенности горы, и его имя сохраняеся в названиях многих немецких гор, например Годесберга (близ Бонна; Godesberg, в старину Wudinsberg, Wodansberg), Гуденсберг (близ Гейсмара; Gudensberg, в старину Wuodensberg). Днем недели, посвященным ему, была среда (в старину, Wodnesdag - «Воданов день»).


Олень Эйктюрнир («с дубовыми кончиками рогов») — в скандинавской мифологии — волшебный олень.
Согласно «Старшей Эдде», Эйктюрнир стоит на крыше Вальхаллы и ест листья мирового дерева — ясеня Иггдрасиль. Вода, которая капает с его рогов, дает исток всем рекам, частью протекающим по обители богов, частью по миру людей и оттуда ниспадающим в Хель.
Эйктюрнир — олень,
на Вальхалле стоя,
ест Лерад листву;
в Хвергельмир падает
влага с рогов —
всех рек то истоки.
Старшая Эдда. 
Речи Гримнира

Отр, тж. Оттар  (др.исл. Otr, букв. «выдра») — в скандинавской мифологии средний брат Фафнира и Регина, сын могущественного чародея Хрейдмара. Упоминается в «Саге о Вельсунгах», «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде».


Отр обладал даром оборотничества: днём он плавал в облике выдры в водопаде Андварафорс и ловил рыбу, а вечером приносил домой, чем немало помогал отцу и братьям. Однажды, когда Отр поймал лосося и ел его, зажмурившись, на берегу, мимо водопада шли асы: Один, Хёнир и Локи. Локи бросил в Отра камнем и убил его, попав ему в голову. Затем он, не зная, что это — необычная выдра, стал похваляться, что одним ударом добыл и выдру, и лосося. Затем асы содрали с него шкуру. В тот же самый день они искали ночлега у Хрейдмара, отца Отра, и показали ему свою добычу. Впоследствии они выплатили ему виру, набив шкуру Отра золотом и к тому же засыпав её сверху.

Кримхильда и Брунхильда
Песнь о Нибелунгах 
— средневековая германская эпическая поэма, созданная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества.
 В ней рассказывается о взаимоотношениях германских племён V века и о попытках германцев установить родственные связи с укрепившимися в то время в Восточной Европе и угрожавшими берегам Рейна гуннами.
Сюжет поэмы повествует о женитьбе легендарного франкского героя-победителя дракона Фафнира Зигфрида на принцессе из бургундской династии Кримхильде, об убийстве Зигфрида злодеем Хагеном из Тро́нье вследствие конфликта Кримхильды с Брунгильдой — женой брата Кримхильды Гунтера, а затем о жестокой мести Кримхильды с помощью своего второго мужа, правителя гуннов Этцеля (Аттилы) своим соплеменникам бургундам за убийство Зигфрида. 

Природные стихии в Германской мифологии.
Возникновению отдельных предметов предшествовало существование стихий. Германская мифология продолжала воздавать почитание стихиям и в те времена, когда уже воплотила в образах отдельных божеств те силы, действия которых замечали в деятельности стихий. Многие из обычаев, сохранившихся в народных германских суевериях, происходят от поклонения стихиям в языческие времена. Вода, особенно та, которая выходит из-под земли чистыми родниками и еще не осквернена человеком, считалась святою стихией, дающей плодородие и здоровье, первым даром богов. По берегам рек и при источниках были места молитв и жертвоприношений древних германцев. Вода, почерпнутая в священное время в тишине полночи или перед восходом солнца, имела укрепляющую, целебную силу. Огонь, в особенности тот, который добывается трением дерева о дерево, считался святым, имеющим силу очищать и силу исцелять болезни. У немцев до сих пор сохранился обычай зажигать костры в эпоху летнего солнцестояния, петь и плясать вокруг этих огней, называющихся Ивановыми (потому что они теперь зажигаются в ночь Иванова дня), прыгать через такой огонь; все это остаток языческого поклонения огню и верования, что он очищает, исцеляет. Воздух в своем движении, ветер, тоже считался одушевленным существом, и германцы тоже поклонялись ему. Ветер был в мифах древних германцев крылатым вестником богов; этих вестников боги рассылали повсюду. Вихрь считался несчастной женой, ищущей потерянного мужа. Остаток этого понятия сохранился в нынешнем немецком названии вихря Windsbraut, «невеста», или «молодая жена ветра». Древние германцы чтили землю, мать всего, лоно которой производит растительность и принимает в себя умерших. Было много священных обычаев, основанных на благоговении к земле: свои священные договоры германцы заключали и торжественные клятвы давали на дерне. Еще и в христианские времена оставались следы языческого обычая, по которым умирающий брал в рот землю, символически выражая, что посвящает себя материнскому лону земли.

«Прорицание вёльвы» (др.-сканд. Völuspá) - одна из самых известных эпических песен «Старшей Эдды», описывает начало времен, когда ничего не было и лишь «бездна зияла». 
Это песня о сотворении и грядущей гибели мира, которой открывается «Старшая Эдда». Вёльва – пророчица-колдунья, разбуженная богом Одином от смертного сна, вещает людям тайны прошлого и будущего, открытые ее взору, давая в этом своём рассказе наиболее полную картину скандинавской мифологии.

Рагнарёк  "судьба", "гибель богов", апокалипсис германо-скандинавской мифологии, в подробностях предсказанный прорицательницей-вёльвой.

В Эдде есть пророчество о падении Иггдрасиля, разрушении Асгарда и всей вселенной (Рагнарёк). По этому пророчеству, злые существа, которые теперь находятся в темницах или в оковах, вырвутся и пойдут войною на богов. Один из этих злых богов, волк, поглотит солнце, другой волк – луну; звезды упадут с неба, земля задрожит, все горы рухнут. Все деревья перед гибелью богов упадут; море выступит из берегов и зальет землю; исполинская змея, лежащая теперь в море кольцом, кругом всего Мидгарда, поднимется в ярости из моря и со своим братом, волком Фенриром, своей сестрой, богиней мертвых Хель, своим отцом Локи начнет войну против богов; Сурт и другие боги Муспельхейма сядут на коней и поедут по радуге тоже воевать с асами; соединенными усилиями этих врагов асы будут побеждены и все погибнут, боги Муспельхейма восторжествуют, и вся вселенная сгорит. Но после гибели богов из моря поднимется новая земля, она будет гораздо лучше нынешней; возникнут новые боги и начнется существование новой вселенной, в которой не будет никакого зла и страдания. Эта война, в которой погибнут асы, и будет истреблена огнем вся вселенная, называлась в древней германской мифологии «Гибелью богов».


Руны -  письменность древних германцев. Употреблялись с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна — вплоть до XIX века. Руны высекались или вырезались на камне.


Слейпнир («Скользящий», или «Живой, Проворный, Шустрый») - в германо-скандинавской мифологии восьминогий конь бога Одина, создание Локи.


Снорри Стурлусон (исл. Snorri Sturluson; 1178 —1241) — исландский скальд (поэт), прозаик, историограф и политик. Снорри Стурлусон прежде всего известен как автор прозаической Младшей Эдды, где изложены сюжеты скандинавской мифологии. 

«Младшая Эдда» распадается на три части. 

Первая часть содержит обзор мифологии, основным источником которого послужила «Старшая Эдда». Поэтические мифы сведены у Снорри в законченную систему, которая излагается в форме диалога между легендарным шведским королем Гюльи и богом Одином («Высоким») как учителем мудрости.


Вторая часть содержит объяснение важнейших «кеннингов» (образных метафор), принятых в поэзии скальдов; при этом попутно рассказываются те древние эпические сюжеты, которые послужили основанием для соответствующих образных выражений (например, сказание о Сигурде и кладе Нибелунгов). В качестве поэтических образцов Снорри цитирует наиболее известных скальдов классической поры, многие из них дошли до нас лишь в отрывках, приведенных в «Младшей Эдде».
Третья часть содержит метрику, т. е. описание размеров и строф, употребляемых скальдами. 

Стурлусон считается также автором «Круга земного» —обширного свода саг, посвященных норвежским конунгам от легендарных времен вплоть до 1177 года.

Сурт ("Черный") - в скандинавской мифологии огненный великан, повелитель Муспельхейма. В "Прорицании вёльвы" рассказывается, что великан Сурт придет с юга перед концом мира и сожжет мир своим огненным мечом.

Сэхримнир — чудесный вепрь, которого в Валхалле каждый день варят, а к вечеру он снова цел. Его можно каждый день убивать и есть, и каждый день он вновь оживает.




"Тогда Ганглери молвил: "Ты рассказываешь, что все павшие в битве с тех самых пор, как был создан мир, обитают теперь у Одина в Вальгалле. Как же ему удается накормить их? Ведь, наверно, собралось там людей великое множество!". Тогда отвечает Высокий: "Ты прав: великое множество там народу, а будет и того больше, хоть и этого покажется мало, когда придет Волк. Но сколько бы ни было людей в Вальгалле, всегда хватает им мяса вепря по имени Сэхримнир. Каждый день его варят, а к вечеру он снова цел. А что до твоих расспросов то, сдается мне, немного сыщется мудрецов, чтобы знали всю правду. Андхримнир - имя повара, а котел зовется Эльдхримнир. 
Так здесь о том сказано:
Андхримнир варит
Сэхримнира - вепря
В Эльдхримнире мясо - дичину отличную:
немногие ведают яства эйнхериев".
Старшая Эдда. 
Речи Гримнира



Тангниостр ("скрежещущий зубами") и Тангриснир ("скрипящий зубами") - два козла бога Тора, запряженных в его ездовую повозку.

Титания - королева альвов (эльфов).

Тацит  - древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агри́кола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»).



Тор (буквально «гром») — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. «Трижды рождённый» старший сын Одина и богини земли Йорд (срв. "Erde" /нем./. В странах германских языков Тору посвящён четверг (англ. thursday, нем. Donnerstag - "день Тора"). Образ Тора восходит к протоиндоевропейскому божеству грома. Бог Тор родственен таким богам индоевропейских народов, как Индра, Перкунас, Перун и т. д. 



Тролль — сверхъестественное существо германо-скандинавской мифологии — представляет собой горного духа, ассоциируемого с камнем. Обычно враждебен человеку. 

Утгард – мир за пределами мира.

В древнескандинавской мифологии этот мир занимает особое место. Он обитаем, однако он не входит в число традиционных Девяти миров Великого Древа, потому что находится за пределами Иггдрасиля. На это намекает само слово «утгард» ("outgard" - "за пределами ограждения"). 

Утгард

Аналогом Утгарда в славянском фольклоре является Тридевятое Царство. Для древних скандинавов Утгард был чем-то абсолютно иным, чуждым, непонятным и непознаваемым как для асов, так и тем более для людей. 

Фафнир (др.-исл. Fáfnir) — персонаж германо-скандинавской мифологии, сын колдуна Хрейдмара, брат Отра и Регина, впоследствии принявший облик дракона. 
Упоминается в «Старшей Эдде», «Младшей Эдде», «Саге о Вельсунгах», также является немаловажным персонажем оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга». Фафнира убивает Зигфрид, поразив его мечом снизу, из ямы, выкопанной на пути дракона от водопоя.

Фенрир (Фенрис) - гигантский волк. Он являлся одним из трех чудовищ, которых породила великанша Ангрбода от Локи, старшим сыном.

В текстах "Младшей Эдды" рассказывается о том, что какое-то время Фенрир жил у богов асов, но был так велик и страшен, что только отважный Тюр осмеливался подходить к нему. Пророчицы-вёльвы предупреждали небожителей, что Фенрир рожден на погибель богам, но даже просто посадить его на цепь не удавалось.

Первую цепь Лединг, наброшенную ему на шею, Фенрир разорвал, как тонкую бечевку. Вторая цепь Дроми тоже разлетелась на мелкие части. И только третья, волшебная цепь Глейпнир, скованная по просьбе богов черными подземными карликами-цвергами смогла связать страшного зверя.
Пророчицы-вёльвы предсказали богам, что перед наступлением конца света волк Фернир разорвет оковы, вырвется на свободу и проглотит солнце, а в последней битве богов с чудовищами и великанами Рагнарёк он проглотит и Одина.

Фолькванг — чертог богини Фрейи в Асгарде, сюда отправлялась вторая половина погибших воинов, что не попали в Вальхаллу.

Фрейр - бог из рода ванов, олицетворяющий растительность, урожай, богатство и мир, в его власти дождь и солнце; брат богини Фрейи. Фрейра славят на свадьбах, к нему взывают девушки, просящие себе счастливой судьбы, и пленники, мечтающие об освобождении.

Hermann Hendrich. "Сад Фрейи" ("Freya's Garden").
Картина из "Зала Нибелунгов" в Кёнигсвинтере (Königswinter)

Фрейя - богиня красоты и любви из рода ванов, олицетворяющая плодородие, любовь и деторождение; сестра Фрейра. Дворец в небесных владениях богини Фрейи называется Фолькванг (Folkvang - "Поле людей"), а главный зал в нем - Сессрумнир ("Вмещающий много сидений"). Она ездит на колеснице, запряженной двумя котами.


Фригг - супруга бога Одина, богиня-хранительница домашнего очага, семейного счастья и материнства.

Хвергельмир (др.-сканд. «Кипящий котёл») — в германо-скандинавской мифологии ядовитый поток в Нифльхейме,  («Стране туманов»), стекающий в Гинунгагап, из которого вытекают подземные реки, в том числе Гьёлль, текущая рядом с Хельхеймом (царством мёртвых).

Хеймдалль (др.-сканд. Heimdallr) — в германо-скандинавской мифологии бог из рода асов, страж богов и мирового дерева Иггдрасиль. Хеймдалль - «Светлейший из асов», «Предвидящий будущее подобно ванам»; его прозвища — «Златорогий» и «Златозубый». Его дом, как говорит «Младшая Эдда», располагается рядом с небесным мостом-радугой Биврёстом, соединяющим небо с землёй. Хеймдалль охраняет мост Биврёст на границе земель Асгард и Мидгард от великанов-йотунов. Хеймдалль отличается острым зрением и отличным слухом. Перед концом мира он трубит в рог, созывая богов на последнюю битву.

Хель (др.-сканд. Hel) —повелительница мира мёртвых (Хельхейма), дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной), сестра змея Йормундганда и волка Фенриса. 
К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, эйнхериев, которых девы валькирии забирают в небесные чертоги Вальхаллы. Хель исполинского роста, выше большинства великанов, одна половина её тела чёрно-синяя, другая серо-бледная, поэтому она иногда зовется сине-белой Хель.


Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает как «отверстие», так и «целый», ведь Хель управляет не только смертью, но также рождением и возрождением. Богиня Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдр попал в ее туманный мир, но в будущем Бальдр возродится и восстанет из мира смерти Хель, подобно солнцу весной. Мир мрака Хель находится глубоко под миром людей.

Хельхейм (др.-герм. Helheim, буквально "Владения Хель") — один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель. Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, ушедших в чертоги Вальхаллы. Мир Хельхейм расположен на самом низком уровне Вселенной. Он окружён непреодолимой рекой Гьёлль. Ни одно существо, даже боги, не может вернуться из мира Хельхейм. Вход в Хельхейм охраняется чудовищной собакой Гарм и великаншей Модгуд.

Хугин и Мунин - два ворона Одина. Согласно «Старшей Эдде» у Одина кроме двух волков (Гери и Фреки) есть также два ворона, которых зовут Хугин и Мунин. Их имена в переводе с древнеисландского означают «Мысль» (Huginn) и «Память» (Muninn).

В «Старшей Эдде» Один говорит о том, что Хугин и Мунин располагаются у него на плечах. 

Каждое утро верховный бог Один посылает своих птиц странствовать по всем Девяти Мирам, и каждый вечер вороны возвращаются, чтобы поведать великому асу о том, что происходит во Вселенной. 
Это не посланники богов, они не показываются ни людям, ни прочим обитателям миров: они лишь наблюдают, слушают и запоминают. 
Это, другими словами, личные соглядатаи бога Одина, которые передают ему всю информацию обо всем, что происходит в мирах.


Эгир - морской великан, Бог моря. Сопоставим с античным Нептуном (Посейдоном).

Эдда  – два древнеисландских эпических произведения, основанных на германо-скандинавских мифах

1. "Старшая Эдда" (стих.) 
2. "Младшая Эдда" (проза), написанная исландским скальдом Снорри Стурлусоном. 

Эливагар ("Бурные волны") - в германо-скандинавской мифологии имя, данное двенадцати рекам, вытекающим из источника Хвергельмир («Кипящий котел»). Считалось, что нет рек холоднее Эливагар. Самый большой из потоков — Вимур. Другие потоки имеют следующие имена: Свель, Гуннтра, Фьерм, Фимбультуль, Слид, Хрид, Сюльг, Ульг, Вид, Лейфт, Гьёлль.

Этцель (Аттила) - король гуннов в "Песни о Нибелунгах". По распространенному историческому мнению, тождественен Аттиле (королю гуннов, умершемуй в 453 н.э.)



ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
ОБРАЗЫ ГЕРМАНСКОЙ МИФОЛОГИИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ЭМИЛЯ ДЁПЛЕРА

ЗАЛ НИБЕЛУНГОВ НА СКАЛЕ ДРАКОНА



Рихард Вагнер. "Полет валькирий".
Видеоматериал: "Легенды ночных стражей: Совы Га'Хуула".
******************


Комментариев нет:

Отправить комментарий