Die Uhr der St. Marienkirche zu Danzig.
Давным-давно жил в Данциге один очень искусный часовщик. Был он родом из Нюрнберга и звали его Ганс Дюрингер. И вот однажды случилось так, что городской совет Данцига решил обзавестись модной дорогой диковинкой - механическими часами, которые по обыкновению тех лет обычно делались для городских ратуш и соборов.
Этот заказ, предназначенный для строящейся в то время церкви Святой Девы Марии, отцы Королевского города Данциг передали мастеру Дюрингеру. Часовщик решил изготовить такие часы, каких до сих пор в мире не было. Он составил подробный чертеж и после многих лет упорного труда создал поистине шедевр. В воскресенье на Троицу лета 1470 года механическое творение мастера было передано городу.
Часы эти имели два больших циферблата.
Первый был литургическим календарем и состоял из трех вращающихся дисков, позволявших рассчитывать даты передвижных христианских праздников на ближайшие 76 лет. В дни этих праздников, а также каждое воскресенье подвижные группы отображали соответствующие эпизоды из Евангелия. В центре этого "календаря святых" находилось небольшое изваяние Мадонны с младенцем Иисусом на руках в сиянии небесной славы.
Второй представлял собой астрономические часы. Они показывали время восхода и захода Солнца и Луны в каждый конкретный день, их положение среди созвездий зодиакального круга, движение планет по орбитам. В центре находилось изображение дракона, под которым можно было увидеть текущую фазу Луны. По краям диска были размещены двадцать четыре римские цифры, обозначавшие время суток.
На самом верху располагался так называемый "театр фигур". По обе стороны Древа познания добра и зла, которое обвивала змея с женской головой, стояли Адам и Ева. Каждую четверть часа они звонили в маленький колокол. С боем часов на расположенной ниже галерее появлялась фигурка одного из апостолов и, пройдя по ней от начала до конца, уходила прочь. В полдень же по галерее шествовала процессия, в которой Адам и Ева шли вместе с тремя библейскими волхвами, двенадцатью апостолами и Смертью...
В качестве вознаграждения мастер получил от городских властей дом, триста девяносто марок и ежегодное пособие в двадцать четыре марки, причем на него также возлагалась обязанность постоянного ухода за часами.
Легенда рассказывает дальше, что слава о творении мастера Дюрингера разнеслась по всей Германии, и другие города тоже захотели иметь у себя такую же редкую вещицу. Первым обратился к именитому часовщику городской совет Любека, заказавший для своего главного собора часы, схожие с этими. Но едва новость дошла до бургомистра Данцига, то он решил всячески этому воспрепятствовать: Данциг есть и должен был остаться единственным городом, обладавшим подобным раритетом. Бургомистр пригласил часовых дел мастера к себе и спросил, действительно ли тот получил такой заказ? А когда Дюрингер ответил утвердительно, то бургомистр, достав толстый кошель, выплатил ему денежное пособие за следующий год и дал сверх того еще 100 марок, приговаривая, что эти деньги очень пригодятся в будущем. Затем городской глава попросил часовщика выглянуть из окна и в последний раз посмотреть окрест: на колокольню церкви Девы Марии, двор Артуса, на панораму Данцига.
Мастер удивленно спросил, что это значит?
На что бургомистр объяснил, что с этого момента тот никогда больше не увидит солнечного света.
Бедный Дюрингер упал городскому главе в ноги и поскольку подозревал причину столь жестокого решения, то поклялся всеми святыми ни за что на свете не браться за подобную работу. Однако его жалобные вопли ничему не помогли. Бургомистр кликнул двух подручных палачей, ожидавших в соседнем зале, те быстро связали мастера и провели ему раскаленным железом по глазам, выжигая зрачки. Затем слепца, наскоро перевязав, отвели домой, удостоверившись, что все необходимое для жизни у него есть.
С этого дня бедный калека стал обдумывать план мести своим мучителям. И вскоре для нее представилась прекрасная возможность. В часовом механизме возникла неполадка, но ни один часовщик не брался за починку, ведь часы мастера Дюрингера были уникальны. И поэтому городской совет был вынужден, хоть и скрепя сердце, обратиться к создателю часов с нижайшей просьбой их починить. Это было как раз то, чего тот желал всей душой. Слепца провели на галерею, вскоре он уже шагал средь колес по лесенкам то вверх, то вниз, ощупывая один механизм за другим. Внезапно часовщик схватился за главное колесо, изо всей силы толкнул его внутрь и резко повернул против хода. Все колеса и колесики разом завертелись, стрелки пошли вращаться как бешеные, фигуры хаотично задвигались, а гири упали вниз. Мастер воспользовался всеобщей суматохой, перемахнул через перила галереи и разбился насмерть, упав на каменные плиты пола.
С тех пор часы встали. На их починку выделялись большие суммы, но ни один часовщик не смог их отремонтировать. Повторить гений мастера оказался никто не в силах.
Источник текста:
Richter, Otto
Sagenschatz von Deutschland. 3 Baender
Sagen aus Norddeutschland. 3-ter Band
Glogau. 1901
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
В легенде рассказывается о знаменитых астрономических часах Мариацкого костела Данцига, которые были созданы между 1464–1470 годами часовщиком из Нюрнберга Гансом Дюрингером. Они принадлежат к так называемой «Балтийской семье часов» и являются вторым по старшинству подобным механизмом, который продолжает работать и в точности показывать астрономические данные и сегодня, после знаменитых часов Орлой в Праге на Староместской площади.
Согласно традиции, после того, как Дюрингер в Данциге изготовил часы, власти ослепили его, чтобы он не смог повторить свое гениальное творение. Существует еще один вариант легенды, который утверждает, что во время последней проверки Дюрингер уничтожил часы, но не погиб, а сбежал с помощью дочери. После долгого путешествия он прибыл в Росток, где его встретили с распростертыми объятиями. Власти города предложили ему сделку: он мог остаться в Ростоке и жить за счет городской казны до конца своей жизни, если изготовит еще одни астрономические часы, подобные данцигским. Такие часы и были созданы группой мастеров-часовщиков под его руководством. В 1477 году Дюрингер умер и был похоронен в Данциге.
Какая из версий, дошедших до нас (или не дошедших), является более правдивой, мы, наверное, никогда не узнаем..
Но чудо-часы, изготовленные мастером, дожили до наших дней. И только представьте себе: этим уникальным астрономическим часам, сделанным из дерева, вот уже более пяти с половиной веков! Сколько всего видели они за это время: войны, эпидемии, пожары, бомбежки Второй Мировой.. И, чудом пережив всё, ныне стоят они все там же, где и прежде: в костеле Пресвятой Девы Марии в славном городе Данциге-Гданьске.
Т.К.
Комментариев нет:
Отправить комментарий