Худ. K.Weigand. "Майский граф" /Der Maigraf/ Гравюра 1884 г. ******************* |
"Праздник Майского Графа", или "Майская кавалькада" /Mairitt/, издавна отмечался как праздник весны и плодородия. Он был древним общегерманским обычаем, символически выражавшим радость прощания с ледяной зимой и скорого наступления цветущего лета.
Он был популярен еще у кельтов, но особенный размах он приобрел в
Средневековье в зажиточных торговых городах Ганзейского союза. Народные гуляния
проходили на протяжении недели, которая совпадала с христианским праздником
Святой Троицы.
В ходе празднования среди молодых мужчин проводились соревнования на выносливость, меткость и физическую силу с целью выявить среди них самого сильного, храброго и умелого.
В Кёнигсберге мужчины 1-ого мая (а позднее в понедельник на Троицу) в полном
вооружении шли на военные состязания за городские ворота, где на лугу устраивался
праздник.
Там устанавливалось Майское дерево, или Майский шест. Оно украшалось цветными лентами и зеленью /1/. После завершения установки обычно начинались праздничные хороводы. Майское дерево считалось на празднике главным символом весны, обновленной жизни и плодородия.
Худ. Джозеф Нэш. «Танцы под майским деревом в XVII в.». 1869г. *************************************** |
На Троицу весь город тоже украшался ветвями, покрытыми нежной весенней зеленью. Как правило, это была береза, поскольку она — первое дерево, пробуждающееся от зимней спячки. Эти зеленые ветви называли «маями» /Maien/ от слова «май».
Худ. J. Adam. "Хоровод на Троицу" /Pfingstreigen/. ******************************* |
Здесь, на праздничном лугу, проводились многодневные военные состязания, в ходе которых мужчины выбирали лучшего из лучших, Майского графа. Члены городского совета вручали ему Майский венок. Майскому графу, в свою очередь, предоставлялось право избрать из числа девиц царицу праздника — Майскую графиню. На нее он возлагал свой Майский венок.
После избрания в праздничной процессии, («Майской кавалькаде») на обратной дороге в город Майского графа сопровождали два члена городского совета. В честь этого события устраивался праздник, с танцами и угощением.
Позднее Майский граф в Кёнигсберге стал избираться в винном подвале. Однако, перенос основного действа праздника в питейное заведение постоянно приводил к спонтанному возникновению пьяных выходок, потасовок и прочим бесчинствам. И в 1835 году совет Кнайпхофа предписал проводить церемонию выборов Майского графа только на праздничном лугу, запретив выборы в винном погребе.
1. Впервые установка Майского дерева, или Майского шеста,
была задокументирована в Аахене в 1224 году монахом Цезарием фон Гейстербахом (Caesarius
von Heisterbach). В хронике он осуждал его как языческий ритуал.
ИСТОЧНИКИ
1. Gause Fritz. Geschichte der Stadt Königsberg. 1965.3. Der Maigraf. Die Gartenlaube (1884)/Heft 22
Комментариев нет:
Отправить комментарий