НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ КЁНИГСБЕРГА. МАЙСКИЙ ГРАФ


Худ. K.Weigand. "Майский граф" /Der Maigraf/
Гравюра 1884 г.
*******************

"Праздник Майского Графа", или "Майская кавалькада" /Mairitt/, издавна отмечался как праздник весны и плодородия. Он был древним общегерманским обычаем, символически выражавшим радость прощания с ледяной зимой и скорого наступления цветущего лета.

Он был популярен еще у кельтов, но особенный размах он приобрел в Средневековье в зажиточных торговых городах Ганзейского союза. Народные гуляния проходили на протяжении недели, которая совпадала с христианским праздником Святой Троицы. 

В ходе празднования среди молодых мужчин проводились соревнования на выносливость, меткость и физическую силу с целью выявить среди них самого сильного, храброго и умелого.

В Кёнигсберге мужчины 1-ого мая (а позднее в понедельник на Троицу) в полном вооружении шли на военные состязания за городские ворота, где на лугу устраивался праздник.

Там устанавливалось Майское дерево, или Майский шест. Оно украшалось цветными лентами и зеленью /1/. После завершения установки обычно начинались праздничные хороводы. Майское дерево считалось на празднике главным символом весны, обновленной жизни и плодородия. 

Худ. Джозеф Нэш. «Танцы под майским деревом в XVII в.». 1869г.
***************************************

На Троицу весь город тоже украшался ветвями, покрытыми нежной весенней зеленью. Как правило, это была береза, поскольку она — первое дерево, пробуждающееся от зимней спячки. Эти зеленые ветви называли «маями» /Maien/ от слова «май».


«Маями украсьте
Празднество святое,
И цветы рассыпьте,
Жертвы воскурите.

Ведь Господь сегодня
С нами пребывает.
Путь Его осыпьте
Зеленью ветвей».


«Schmückt das Fest mit Maien,
lasset Blumen streuen,
zündet Opfer an!

Denn der Geist der Gnaden
hat sich eingeladen,
machet ihm die Bahn!»
Церковный гимн (1715)

Худ. J. Adam. "Хоровод на Троицу" /Pfingstreigen/. 
*******************************

Здесь, на праздничном лугу, проводились многодневные военные состязания, в ходе которых мужчины выбирали лучшего из лучших, Майского графа. Члены городского совета вручали ему Майский венок.  Майскому графу, в свою очередь, предоставлялось право избрать из числа девиц царицу праздника — Майскую графиню. На нее он возлагал свой Майский венок.

После избрания в праздничной процессии, («Майской кавалькаде») на обратной дороге в город Майского графа сопровождали два члена городского совета. В честь этого события устраивался праздник, с танцами и угощением.

Позднее Майский граф в Кёнигсберге стал избираться в винном подвале. Однако, перенос основного действа праздника в питейное заведение постоянно приводил к спонтанному возникновению пьяных выходок, потасовок и прочим бесчинствам. И в 1835 году совет Кнайпхофа предписал проводить церемонию выборов Майского графа только на праздничном лугу, запретив выборы в винном погребе.


 
ПРИМЕЧАНИЯ

1. Впервые установка Майского дерева, или Майского шеста, была задокументирована в Аахене в 1224 году монахом Цезарием фон Гейстербахом (Caesarius von Heisterbach). В хронике он осуждал его как языческий ритуал. 



ИСТОЧНИКИ

1. Gause Fritz. Geschichte der Stadt Königsberg. 1965.
2. Eduard Pabst. Der Maigraf und seine Feste.
3. Der Maigraf. Die Gartenlaube (1884)/Heft 22

Комментариев нет:

Отправить комментарий