Brüder Grimm
Deutsche Sagen
"Andreas von Sangerwitz,
Komtur auf Christburg"
На том месте, где находится ныне городок Христбург /1/, стояла когда-то крепость язычников-пруссов. Ее долго и безуспешно держали в осаде крестоносцы. Наконец им удалось захватить ее и перебить всех, кто находился внутри. Не уцелел никто. И поскольку это произошло в святую Христову ночь, то и крепость рыцари назвали Христбургом. Ее отстроили заново, и две сотни лет она была непобедимой цитаделью Немецкого ордена. Но так продолжалось, пока не наступил 1409 год от Рождества Христова. А сидел в то время в крепости Христбург комтуром рыцарь Андреас фон Зангервиц.
Вновь назревала война с королем польским Ягайло /2/, и Великий Магистр начал советоваться с капитулом ордена /3/, стоит ли ее начинать. Почти все присутствующие были единодушны в том, что война необходима, но рыцарь фон Зангервиц был одним из немногих, кто всячески отговаривал от войны с поляками. Он предвидел, что закончится она для ордена плохо, и очень рассердил тем самым Великого Магистра, который объяснял все его советы трусостью и нерешительностью.
Однако комтур Христбурга сказал ему: «Я советую Вашей милости склониться к миру. Я высказал то, о чем думаю и как понимаю положение вещей. Мне кажется, что настоящий момент для заключения мира очень благоприятен. Но поскольку, как видно, Бог решил иначе, и Вашей милости по сердцу советы иные, моя обязанность и честь следовать за Вами. Я поддержу Вас, что бы ни случилось, и, если потребуется, отдам за орден свою жизнь. И это так же верно, как сейчас я настоятельно рекомендую Вам склониться к миру".
Война началась, и не было в ней удачи на стороне рыцарей-крестоносцев. Под Танненбергом встретились два великих воинства, и именно там произошло решающее сражение Великой войны. А когда Андреас фон Зангервиц отправлялся на эту битву, то встретился ему на дороге верховный каноник ордена, который посмеялся над ним и насмешливо спросил, на кого же господин комтур оставляет свой замок. "На тебя и всех чертей, которые насоветовали начать войну!" — бросил ему на ходу Зангервиц.
Потрясенный этим гневным ответом, каноник впал в жестокую лихорадку и вскорости скончался. А дух его начал гулять привидением по Христбургу. В той битве орден потерпел сокрушительное поражение, и множество рыцарей полегло там. Пал смертью храбрых и рыцарь Андреас фон Зангервиц. А те братья, что желали войны, возвратились призраками в замок Христбург. Вскорости собралось здесь великое множество неприкаянных душ, и ни один живой человек не мог в нем долго находиться.
Призраки чинили здесь форменное безобразие, не давая никому покоя. Когда конюхи шли в конюшню, чтобы задать лошадям корм, то попадали в подвал и там пьянствовали, так что в конце концов не знали, кто они и что вообще собирались делать. Когда повар с помощниками приходил на кухню, то находил там привязанных лошадей, как будто это была конюшня. Садясь за трапезу, рыцари видели свою посуду доверха наполненной кровью, а когда шли молиться в церковь, то в руках у них вместо требников вдруг оказывались игральные карты.
Вскоре в Христбург был назначен новый комтур по имени фон Фрауэнбург, и ему-то досталось больше остальных. Однажды его нашли в замковом колодце подвешенным за собственную бороду. Бедняга едва остался жив после такой передряги. В другой раз его обнаружили на самой высокой крыше замка, и слуги еле сняли его оттуда, рискуя переломать себе все кости. А то вдруг сама собой загорелась у него борода, и сбить пламя не могла даже вода. Наконец, не выдержав, покинул фон Фрауэнбург прОклятый замок, а вслед за ним ушли и рыцари со слугами. Никто не пожелал оставаться там, и стал Христбург, как и пожелал когда-то покойный Зангервиц, обителью дьявола.
*******
Рассказывают, что отправился один местный кузнец паломником в Рим, но на обратном пути сильно заболел, поэтому возвратился на родину только спустя два года после вышеописанных событий. Вернувшись, он услышал, что все его сеньоры пали в бою, а в замке Христбург сильно пошаливает нечистая сила.
Захотел кузнец выяснить, что в этих россказнях правда, а что болтовня. Он отправился в опустевший замок, но пошел туда не вечером, а в яркий полдень, захватив с собой ладанку, принесенную из Рима. Поднявшись на подъемный мост, кузнец увидел знакомого ему человека. Это был брат покойного комтура по имени Отто фон Зангервиц. Кузнец помогал когда-то крестить его сынишку, поэтому сразу узнал своего кума. Не знал он, что тот тоже пал на поле великой брани. Думая, что перед ним стоит живой человек, мужчина сказал: "Дорогой кум, рад, что вижу Вас в добром здравии. А мне говорили, что Вы погибли в бою! Значит, не все, что болтают в народе, правда. Как обстоят дела в вашем замке, о котором рассказывают всякие нелепицы?"
Призрачный рыцарь на это ответствовал: "Пойдем со мной, сам увидишь, что творится здесь. Ничего не бойся, ни с кем не заговаривай и не выполняй ничьих просьб!". Кузнец стал подниматься вслед за ним по винтовой лестнице. Когда они вошли в первый зал, то увидели там множество людей. Шла игра в кости и карты. Громко звучал смех, кто-то бранился, а кто-то сквернословил.
В другом зале люди ели и пили за длинным столом, уставленном яствами. Звучали заздравные тосты, лилось вино, звенели кубки. Оттуда рыцарь с кузнецом перешли в третьи покои. Были заполнены они мужчинами и женщинами, девами и юношами. Играли там на лютне и пели, кто-то танцевал под музыку, флиртовал, и многие распутничали. Везде, куда бы ни пришел кузнец со своим молчаливым спутником, люди громкими возгласами приветствовали их, приглашая присоединиться к веселью, но они, не отвечая, следовали дальше.
Наконец попали они в церковь. Перед алтарем стоял священник, который, казалось, молча служил мессу, а на клиросе сидели певчие и спали.
Наконец они вышли из замка. И тут вдруг раздался такой жуткий вой, что у кузнеца кровь застыла в жилах. Подумалось ему, что и в аду вряд ли услышишь такое. Затем послышались отчаянные крики, плач и жалобные стоны. А рыцарь, оборотясь к нему, сказал: "Все, что ты видел и слышал здесь, истинно, и каждый получает лишь то, что заслужил при жизни! Мы все жили так, как ты только что видел. Такова была наша жизнь, а за нею последовали мучения и страдания. Суд Божий свершился над нами, и мы должны быть примером другим. Иди и расскажи новому магистру обо всем! И когда ты закончишь свой рассказ, он велит тебя казнить, но знай: по многим причинам заслужил ты смерть».
Сказав так, призрак исчез.
Кузнец отправился в Мариенбург, нашел Великого Магистра стоящим на мосту через реку Ногат и попросил разрешения поговорить с ним. А получив таковое, сообщил ему, что вернулся домой из Рима две недели назад и побывал в замке Христбург. В общем, рассказал он ему без утайки все приключившееся с ним, от начала до конца. Магистр ордена очень рассердился, устыдясь сказанного, и сказал кузнецу: «Богохульник! Все это ты придумал с другими предателями, чтобы нас напугать и наш славный орден опорочить. Но поскольку и сам говоришь, что заслуживаешь смерти, ты ее получишь!» Сказав так, он повелел схватить кузнеца и утопить его тут же в реке.
Вид на руины замка Христбург. Гравюра 1684г. *********************** |
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Христбург — "Христова крепость". На месте бывшего замка тевтонского ордена Христбург ныне находится польский городок Дзе́жгонь (польск. Dzierzgoń, нем. Christburg) с населением около 6 тыс. человек.
2. Великая война 1409—1411 годов — военный конфликт между рыцарями Тевтонского ордена, с одной стороны, и Великим княжеством Литовским в союзе с Королевством Польским, с другой. Ее кульминацией явилась так называемая Грюнвальдская битва (или Битва при Танненберге) — одна из крупнейших битв средневековой Европы, происшедшая 15 июля 1410 года, в ходе которой Немецкий орден был практически обезглавлен: около трети тевтонской армии полегло на поле боя, было убито практически всё руководство Ордена, значительное число рыцарей попало в плен.
1. Христбург — "Христова крепость". На месте бывшего замка тевтонского ордена Христбург ныне находится польский городок Дзе́жгонь (польск. Dzierzgoń, нем. Christburg) с населением около 6 тыс. человек.
2. Великая война 1409—1411 годов — военный конфликт между рыцарями Тевтонского ордена, с одной стороны, и Великим княжеством Литовским в союзе с Королевством Польским, с другой. Ее кульминацией явилась так называемая Грюнвальдская битва (или Битва при Танненберге) — одна из крупнейших битв средневековой Европы, происшедшая 15 июля 1410 года, в ходе которой Немецкий орден был практически обезглавлен: около трети тевтонской армии полегло на поле боя, было убито практически всё руководство Ордена, значительное число рыцарей попало в плен.
3. Капитул ордена - в Средние века общее собрание верховных членов монашеского или духовно-рыцарского ордена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий