КАК БЫЛ ПОСТРОЕН ЗАМОК ФОГЕЛЬЗАНГ

КРЕПОСТЬ ТОРН. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГРАВЮРА
*******************************

Хроники Пруссии сообщают нам, что история вторжения крестоносцев в Пруссию начинается с того дня, когда князь мазовецкий Конрад собрал к себе на совет всех нобилей, епископов и старейшин Мазовии, Куявии, Добрина и Плоцка. На совет тот приглашены были и братья ордена. 

И говорил князь: 

"In namen Gotis amen. Я, Конрад, князь Мазовии, Куявии и Добрина, по своей доброй воле и с согласия моих наследников отдаю достойному ордену немецкому в вечное владение землю Хелмскую как опору ему в защите народа христианского от набегов прусских язычников. Если же братья рыцари завоюют земли прусские, то должны с нами делиться. Должны они также оказывать всяческую поддержку князьям польским в их распрях с прусскими язычниками, ни словом, ни делом не выступать против наследников княжеских и никоим образом ущерба Польше не делать. 

На этом князь братьям руку дал, равно как и княгиня его, Агафья, сыновья Болеслав, Казимир, Земовит, и все присутствующие здесь нобили руку дали. Составлено, скреплено печатями и с молитвой отослано святейшему папе".


Фрагмент "Прусской Хроники" Симона Грюнау с речью Конрада Мазовецкого

********************

Братья отослали эту грамоту княжескую великому магистру, брату Герману, а тот передал ее папе. Папа же подтвердил, что берет пруссов под опеку патримония святого Петра /1/.

А в это время князь Конрад мазовецкий начал строить на Висле для нужд братьев укрепленный замок, чтобы было им где жить и укрываться от набегов пруссов. Строился тот замок на месте, выбранном не случайно. Было оно для пруссов священным. Стоял там в заповедной роще огромный дуб, один из тех великих дубов пруссов, где чтили они своих богов и приносили им жертвы. Дуб этот, как и его остальные собратья, был невероятных размеров, и когда Герман фон Балк, первый ландмейстер Пруссии, придя в эту страну, увидел его, то захватил эту местность, несмотря на отчаянное сопротивление пруссов. И поскольку дуб был таким огромным, ландмейстер велел укрепить его, чтобы служил он его людям сторожевой башней, Турмом, /2/ и укреплением против язычников, которые непрестанно пытались отвоевать его обратно. 

И вот замок был построен: были взяты большие стволы деревьев и их вбивали в землю, затем обнесли стенами, на ширину четырех моргенов /3/ земли, в середине укрепления стоял дуб. Вокруг стен замка был вырыт глубокий ров, через который были перекинуты подъемные мосты, по которым можно было попасть в замок. Братья назвали его "Фогельзанг" — "Пение птиц", поскольку выстроен он был в лесной местности, и из него можно было слышать, как птицы в деревьях поют. И стоял Фогельзанг на том месте, где позже возник замок Торн /4/.

Пруссам так и не удалось овладеть Фогельзангом, хоть и штурмовали они замок множество раз, теряя своих лучших воинов под его стенами.

А еще для большей безопасности братьев князь велел построить рядом, на другом берегу Вислы, другой замок и назвал его Нешова /5/. Его отдал он рыцарям, чтобы при нападении пруссов, могли они переправляться на судах в замок Нешова, найдя в нем защиту. Он был сооружен точно так же, что и Фогельзанг, и оба были построены уже к 1231году. 

А был в то время в Пруссии большой мор, о котором пишет епископ Христиан: "...пруссы, как дикие звери, устремились в леса, и мудрые люди говорили, что прусские языческие боги умерли, а в земли эти были посланы братья-крестоносцы, чтобы обратить язычников в истинную веру...".

Впоследствии вокруг крепости Фогельзанг возник город, который по имени дуба тоже называли Турм, или Торн /6/. Впрочем, это не тот самый Торн, что мы знаем сейчас. Старый Торн (Альт Торн) каждую весну подмывала река, и поэтому город был перенесен на милю дальше от воды, туда, где сейчас и находится современный Торн. Фрагменты стен старого Торна до сих пор можно найти при раскопках. В народе существует поверье, что там до сих пор пошаливают призраки, поэтому с полуночи и до первых петухов там никто не ходит.

*************


Источник текста:
Симон Грюнау "Хроники Пруссии" 
в 2-х томах . Том 1.




ПРИМЕЧАНИЯ

1. В тексте Симона Грюнау: "und er nam Preussen an wie ein gut vom patrimonio Petri..."

Патримоний (от лат. patrimoniālis — досл. «отцовское»). Патримоний святого Петра — официальное название Ватикана, данное при его образовании в 756 году Пипином Коротким.

2. Турм (нем. Thurm) — по-немецки "башня".

3. Морген, морг (от нем. Morgen, утро) — устаревшая единица измерения площади земли в средневековой Западной Европе и, в частности, в Речи Посполитой, равная приблизительно 0,56 гектара.

Первоначально морг означал площадь, которую 1 человек может вспахать или скосить на одной запряженной лошади в течение рабочего дня (то есть, с утра до полудня), и её величина — в зависимости от качества почвы, запряженных лошадей и инструментов в Европе колебалась от 0,33 до 1,07 гектарa.

4. Симон Грюнау в "Хрониках Пруссии" объединяет крепости Фогельзанг и Торн. Но последний, согласно легенде, был построен не вокруг дуба, а на нем.

5. Нешова; Нессау /или Ниссау/, тж. Нешавский замок. 

У Симона Грюнау в тексте написано: "Nyeschova", сейчас называемая Dybau"; Dybau — это, очевидно, Дыбовский замок.

6. Торн — совр. То́рунь (польск. Toruń [ˈtɔruɲ], нем. Thorn) — город на севере Польши, на реке Висле. 



***********


ВНИМАНИЕ.
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО. 
ВОЗМОЖНА ЛИШЬ ССЫЛКА НА ЭТУ СТРАНИЦУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий