ХАЙЛИГЕНБАЙЛЬ — "СВЯЩЕННАЯ СЕКИРА"



Город Хайлигенбайль близ Кенигсберга в Пруссии когда-то назывался Свантомес, что означает "святое место". Говорят, что объясняется это название тем, что топор, которым когда-то в Земландии прусские язычники зарубили Св.Адальберта, переплыл через залив и прибился к здешнему берегу.

Но кто-то рассказывает иначе....

В земле прусской было несколько мест, где в заповедных рощах росли огромные дубы, чтимые как великие святилища, места обитания богов. Самым главным среди них было Ромове, или Ромува.

Другой священный дуб, которому поклонялись язычники-пруссы, находился недалеко от города Велау, близ селения Оппен, на берегу Прегеля. Рос он в саду на проселочной дороге из Кенигсберга в Рагнит. Дуб был невероятно толст и высок, такого дерева, вероятно, не было со времен потопа. Внутри дуб был полым и настолько широк, что в него мог въехать всадник на большой лошади и в нем хватило бы еще места, чтобы лошадь, не чувствуя никакого стеснения, прошлась бы туда-сюда. Под землей достигал он толщины в двадцать семь локтей. Под этим дубом поклонялись многим богам, держали змей и поили их молоком. Долго стоял этот дуб, но 100 лет назад, рассказывают люди, в одну ночь он внезапно рухнул на землю.

Но наряду с великим священным дубом Ромувы и дубом Велау был и еще один, не менее почитаемый их собрат, который когда-то рос там, где ныне расположен городок Хайлигенбайль. Был местный дуб таким же большим, также зеленел целый год, зимой и летом, и целый год не осыпалась его листва.

Сам Видевут, легендарный король древних пруссов, освятил его, повелев совершать перед ним торжественные жертвоприношения во славу богов. Дуб был посвящен Курхо, богу питья и еды, обитавшему в его стволе. Приносили сюда ему в дар обмолоченное зерно и муку, а также мед, молоко и прочие дары Земли. Приносились идолу и человеческие жертвы. Это были младенцы — первенцы, родившиеся у супружеских пар. Детей этих бросали в жертвенный огонь священного костра, разведенного перед дубом. Жертвовали Курхо и первую пойманную рыбу, которую, впрочем, в святилище не несли, а, не удаляясь далеко от места ловли, сжигали на костре, разведенном там же, на берегу.

У подножия дуба стояло изваяние Курхо. Каждый год оно разбивалось, а осенью, когда собирали жатву с полей и плоды с деревьев, воздвигалось вновь и торжественно почиталось во всё время уборки урожая.


**********

Так и прозябал древний народ пруссов в темном суеверии, обманутый своими хитроумными жрецами, пока наконец не развеялся вековой мрак идолопоклонства светом веры в Спасителя нашего Иисуса Христа.

Епископ Ансельм, призванный Орденом пасти в Вармии стадо Христово, пришел к дубу языческого святилища, чтобы проповедовать о Спасителе нашем и Творце Всеедином. Предостерегал отец Ансельм от греха темного суеверия, напоминая о долге каждого верить в Христа, следовать за ним и видеть в нем спасение своей души, когда умираем мы, уходя из быстротечной жизни, и рождаемся в лучшем мире, чтобы обрести вечное блаженство.

Это и многое другое говорил он свободно и смело. Окончив проповедь, призвал Ансельм варминский людей, внимавших ему, в знак их исправления срубить старый дуб, но никто из старопруссов не осмелился поднять руку на святое дерево, чтимое еще их предками, и не пожелал оставить своего служения мертвым идолам.

Тогда епископ повелел одному из сопровождавших его христиан взять в руки топор и срубить богопротивное дерево, чтобы люди ясно увидали, что их кумиры — только призраки, пустое Ничто.

Христианин повиновался, но с первым ударом по дереву вырвался топор из его рук и попал дровосеку в лоб. Смертельно раненный, человек упал на землю, истекая кровью.

Громко возликовала толпа прусских жрецов, и все собравшиеся начали славить своих старых богов. Никто из христиан не осмелился более замахнуться топором на гибельное дерево. Тут Ансельм, объятый праведным гневом, сам взял топор в руки и с силой начал бить им по стволу дуба. И глянь – прусские божки не защитили своего обиталища и не отомстили нечестивцу. Не было причинено ему никакого вреда. Ибо языческие идолы не имели власти над святым человеком.

Однако рубить дерево пришлось бы долго, слишком огромным было оно, поэтому повелел Ансельм разложить вокруг ствола огромный костер, чтобы предать огню и дерево, и языческого истукана. До́лжно было развеяться вековым суевериям и, как это дерево, обратиться в пыль и труху!́

И рухнул дуб, пожираемый огнем, а вместе с ним сгорел и деревянный идол. А на пепелище повелел Ансельм построить церковь по славу Господа нашего Христа, а в ней ревностно хранить священный топор, которым уничтожено было языческое ка́пище.

Вокруг церкви этой вскоре возник город, названный в память о том великом событии Хайлигенбайль — «Священная секира». И по сей день на гербе города можно видеть ее изображение, а посему все, что рассказывает нам это предание – доподлинная истина, дошедшая до нас из глубины веков.







***************

ВНИМАНИЕ.
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО. 
ВОЗМОЖНА ЛИШЬ ССЫЛКА НА ЭТУ СТРАНИЦУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий