НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ КЁНИГСБЕРГА. ГРИГОРИАНСКОЕ ШЕСТВИЕ

Худ. Fr.Beinke. Григорианское шествие в Саксонии. Гравюра на дереве. 1882

**************************************

Григорианское шествие — старый детский праздник, уходящий своими корнями в седую древность. Традиция его проведения насчитывает более 1.000 лет. Считается, что впервые он проходил еще в 830 году по инициативе папы Григория IV по случаю перезахоронения останков папы Григория I, «Детского Епископа», покровителя студентов и школьников /1/. 

Шли годы. Полузабытый день Св.Григория возродился в Средние века, начиная с XIII столетия. Первоначально он праздновался в монастырях в день годовщины смерти папы, 12 марта. 

На празднике ученики монастырских школ избирали из своих рядов мальчика-епископа, который вместе со своей свитой открывал учебный год шутливой церемонией, разыгрывая и приветствуя новых учеников. Начиная с XVI века, этот фестиваль был перенесен в общие школы, причем празднование все чаще проходило на улицах, превращаясь в торжественную процессию детей. Как правило, это было в последние дни зимней учебы (летом дети трудились на полевых работах вместе со взрослыми), а именно перед Пасхой или 12 марта. После завершения школьных экзаменов учеников угощали сладостями, а также устраивали для них игры и танцы. 

В Кёнигсберге детский праздник в память о папе Григории I Великом — покровителе школьников проводился в начале учебного года, когда маленьких учеников торжественно приводили в школу и угощали печеньем и пирожными. Это было начало большой праздничной "трапезы Св.Григория".

Празднику всегда предшествовала воскресная месса ("Sonntags Cantate"). Затем наступало время для торжественного "Григорианского шествия".

Процессии трех основных городских районов — Кнайпхофа, Лёбенихта и Альтштадта, — возглавляемые детьми-музыкантами в сопровождении толп зевак шумно и весело двигались по улицам. Школьники в маскарадных исторических костюмах несли в руках цветочные арки, венки и украшенные классные таблички. Кого здесь только не было... Верхом на лошадях ехали полководцы, рядом шли знаменосцы, крестьяне, придворные давно минувших времен, военные с деревянным оружием. Были здесь и Аполлон со своими Девятью музами, а также Семь свободных искусств /2/. 

Во главе процессии шествовал мальчик, одетый епископом. Он был облачен в длинную голубую мантию, усыпанную золотыми звездами. На голове у него была высокая корона из золотой бумаги. В руках он держал длинный белый посох, украшенный развевающимися разноцветными лентами.

Во время процессии каждая из трех городских школ Кёнигсберга несла скипетр Святого Григория по улицам Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа.

Интересно отметить, что скипетр Лёбенихта хранился в родной Латинской школе вплоть до 1944 года. Он был сделан из серебра, частично позолочен, с фигурными элементами, а навершие скипетра украшала фигура Спасителя.

Скипетр Альтштадта был таким же, но его венчала фигура Минервы, древнеримской богини мудрости, покровительницы ремесленников, писателей, поэтов, художников, учителей /4/, а скипетр Кнайпхофа — богиня бодрости и энергии /5/. 

Все три процессии сходились к замку. Здесь школьников угощали печеньем и сладостями, а также устраивали для них игры и танцы. Праздник длился два дня, а позднее — неделю. 

За свои выступления дети получали подарки "от Св. Григория": крендельки, сосиски, сладости, конфеты и печенье.

Худ. F. Rowland. Григорианское шествие
в Радеберге (Саксония) в 1904г.
*****************************

Григорианское шествие от 12 марта 1571 года было упомянуто польским ученым Ежи Кшиштофом Пизанским в его ”Historia litteraria Prussiae” /6/. В этом шествии принимало участие свыше 40 всадников и множество знаменосцев. 

Про то же шествие 1571 года пишет и Михаэль Лилиенталь в своем труде "История Пруссии с комментариями":

«В марте, согласно старому обычаю, но теперь гораздо более величественно, ездили верхом со Святым Григориусом. Альтштадтцы были на 18 лошадях, а другие (пешие) шли в нарядных белых рубашках, с цепями и поясами. У лёбенихтцев было 20 лошадей. Каждый пеший нес в руках флаг. Несли флаги и кнайпхофцы, но лошадей у них было меньше.

Они отправились в Коллегию и представились там епископу, затем прошли в замке перед моим господином".

В 1646 году в процессии участвовал курфюрст Фридрих Вильгельм, а в 1690 году курфюрст Фридрих III. Постепенно Григорианские шествия в Кёнигсберге вырождаются и к концу XVII века практически исчезают. Последнее Григорианское шествие состоялось в 1786 году в Лёбенихте, а затем и вовсе было окончательно отменено. 

С 1920 года в Кёнигсберге в память о том старинном празднестве возродился обычай дарить первоклассникам в первый школьный день большие кульки со сладостями.

*******************

ПРИМЕЧАНИЯ

Григорий I. Обложка книги X века.
Слоновая кость
********************

1. Григорий I Великий (ок. 540 — 12 марта 604) — последний римский папа античного мира и первый папа Средневековья, с именем которого связано происхождение григорианского пения. Один из латинских учителей (отцов) Церкви. Великий святой, почитаемый на Западе и Востоке. 

2. Семь свободных искусств — в Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься и рабы. Всего было выделено семь «свободных искусств»: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). 

3. Но выяснить, был ли такой персонаж в Григорианском шествии, проводимом в Кёнигсберге, мне, ввиду скудости информации, к сожалению, не удалось (Т.К.)

4. В XVIII веке существовало мнение, что, исходя из специфики элементов этого праздника, предшественниками Григорианских шествий являлись римские празднества богини Минервы (Quinquatrus, или Quinquatria).

Агенория
***********

5. Предположительно, подразумевается Агено́рия, или Агеро́на (лат. Agenoria) — римская богиня бодрости и энергии. Её имя происходит от латинского глагола «agere», что значит «действовать». Названа была так Святым Августином, поместившим её в число божеств, занимающихся детьми. Она одна из богинь, которая наделяет ребёнка способностями, связанными с развитием: такими, как ходьба, пение, мышление, обучение счёту и пр. (Прим.Т.К.)

6. Ежи Кшиштоф Пизанский (1725-1790), польский писатель и библиограф. В 1742—1748 изучал теологию и философию в Альбертине в Кёнигсберге. В том же университете он в 1759 году получил степень магистра, а в 1773 году — доктора богословия. Автор научного труда ”Historia litteraria Prussiae” ("История литературы Пруссии", 1765) .


Санкт-Галлен. Детский праздник 1902г.
Литография Карла Августа Линера
*************************************

ИСТОЧНИКИ

1. Georg Christoph Pisanski. Historia litteraria Prussiae. Ссылка

2. Gregoriusfest. Википедия. Ссылка

3. Das Gregoriusfest, ein altes Schulfest. Ссылка

4. Bavarikon. KulturErben. Gregorius-Fest. Ссылка

5. Bayerisches Staatsministerium
der Finanzen und für Heimat. Gregorius-Fest. Ссылка

6. Michael Lilienthal. Erleutertes Preußen oder Auserlesene Anmerckungen. 1724.

Комментариев нет:

Отправить комментарий