НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ КЁНИГСБЕРГА. ГРИГОРИАНСКОЕ ШЕСТВИЕ

Худ. Fr.Beinke. Григорианское шествие в Саксонии. Гравюра на дереве. 1882

**************************************

Григорианское шествие — это старый детский праздник, уходящий своими корнями в седую древность. Традиция его проведения насчитывает более 1.000 лет. Считается, что впервые он проходил еще в 830 году по инициативе папы Григория IV по случаю перезахоронения останков папы Григория I, «Детского Епископа», покровителя студентов и школьников /1/. 

Шли годы. Полузабытый день Св.Григория возродился в Средние века, начиная с XIII столетия. Первоначально он праздновался в монастырях в день годовщины смерти папы, 12 марта. 

На празднике ученики монастырских школ избирали из своих рядов мальчика-епископа, который вместе со своей свитой открывал учебный год шутливой церемонией, разыгрывая и приветствуя новых учеников. Начиная с XVI века, этот фестиваль был перенесен в общие школы, причем празднование все чаще проходило на улицах, превращаясь в торжественную процессию детей. Как правило, это было в последние дни зимней учебы (летом дети трудились на полевых работах вместе со взрослыми), а именно перед Пасхой или 12 марта. После завершения школьных экзаменов учеников угощали сладостями, а также устраивали для них игры и танцы. 

В Кёнигсберге детский праздник в память о папе Григории I Великом — покровителе школьников проводился в начале учебного года, когда маленьких учеников торжественно приводили в школу и угощали печеньем и пирожными. Это было начало большой праздничной "трапезы Св.Григория".

Празднику всегда предшествовала воскресная месса ("Sonntags Cantate"). Затем наступало время для торжественного "Григорианского шествия".

Процессии трех основных городских районов — Кнайпхофа, Лёбенихта и Альтштадта, — возглавляемые детьми-музыкантами в сопровождении толп зевак шумно и весело двигались по улицам. Школьники в маскарадных исторических костюмах несли в руках цветочные арки, венки и украшенные классные таблички. Кого здесь только не было... Верхом на лошадях ехали полководцы, рядом шли знаменосцы, крестьяне, придворные давно минувших времен, военные с деревянным оружием. Были здесь и Аполлон со своими Девятью музами, а также Семь свободных искусств /2/. 

Во главе процессии шествовал мальчик, одетый епископом. Он был облачен в длинную голубую мантию, усыпанную золотыми звездами. На голове у него была высокая корона из золотой бумаги. В руках он держал длинный белый посох, украшенный развевающимися разноцветными лентами.

* Очень колоритным персонажем шествия, проводимого в Кобурге (Бавария) был Герр Катценкопф — господин Кошачья голова. Он олицетворял собою демона Зимы, которого школьники встречали обидными выкриками и песенками. Обычно роль Катценкопфа исполнял один из мальчиков, надевавший на себя огромную кошачью голову /3/.

"Да здравствует герр Катценкопф — виват, виват, ура!!
Ему на голову горшок надеть давно пора!" 
***************
"Es leb´der Herr von Katzenkopf — Vivat, Vivat, Hurra!
Es ist ein grosser Küchentopf ihm aufzusetzen da!"  *
****************

Господин Катценкопф
Фото сер.50-х гг. Кобург.
****************
Во время процессии каждая из трех городских школ Кёнигсберга несла скипетр Святого Григория по улицам Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа.

Интересно отметить, что скипетр Лёбенихта хранился в родной Латинской школе вплоть до 1944 года. Он был сделан из серебра, частично позолочен, с фигурными элементами, а навершие скипетра украшала фигура Спасителя.

Скипетр Альтштадта был таким же, но его венчала фигура Минервы, древнеримской богини мудрости, покровительницы ремесленников, писателей, поэтов, художников, учителей /4/, а скипетр Кнайпхофа — богиня бодрости и энергии /5/. 

Все три процессии сходились к замку. Здесь школьников угощали печеньем и сладостями, а также устраивали для них игры и танцы. Праздник длился два дня, а позднее — неделю. 

За свои выступления дети получали подарки "от Св. Григория": крендельки, сосиски, сладости, конфеты и печенье.

Худ. F. Rowland. Григорианское шествие
в Радеберге (Саксония) в 1904г.
*****************************

Григорианское шествие от 12 марта 1571 года было упомянуто польским ученым Ежи Кшиштофом Пизанским в его ”Historia litteraria Prussiae” /6/. В этом шествии принимало участие 40 всадников и множество знаменосцев. 

В 1646 году в процессии участвовал курфюрст Фридрих Вильгельм, а в 1690 году курфюрст Фридрих III. Постепенно Григорианские шествия в Кёнигсберге вырождаются и к концу XVII века практически исчезают. Последнее Григорианское шествие состоялось в 1786 году в Лёбенихте, а затем и вовсе было окончательно отменено. 

С 1920 года в Кёнигсберге в память о том старинном празднестве возродился обычай дарить первоклассникам в первый школьный день большие кульки со сладостями.

Если первоначально праздник Св. Григория проводили на всей немецкоязычной территории, включая Швейцарию и Австрию, а также Бельгию, то сегодня в Германии его устраивают лишь в нескольких протестантских городах Баварии, Тюрингии и Баден-Вюртемберга, а также в Швейцарии.

13.07.1971. Кобург.
Последнее «Григорианское шествие» школьных классов
****************

ПРИМЕЧАНИЯ

Григорий I. Обложка книги X века.
Слоновая кость
********************

1. Григорий I Великий (ок. 540 — 12 марта 604) — последний римский папа античного мира и первый папа Средневековья, с именем которого связано происхождение григорианского пения. Один из латинских учителей (отцов) Церкви. Великий святой, почитаемый на Западе и Востоке. 

2. Семь свободных искусств — в Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься и рабы. Всего было выделено семь «свободных искусств»: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). 

3. Но выяснить, был ли такой персонаж в Григорианском шествии, проводимом в Кёнигсберге, мне, в виду скудости информации, к сожалению, не удалось (Т.К.)

4. В XVIII веке существовало мнение, что, исходя из специфики элементов этого праздника, предшественниками Григорианских шествий являлись римские празднества богини Минервы (Quinquatrus, или Quinquatria).

Агенория
***********

5. Предположительно, подразумевается Агено́рия, или Агеро́на (лат. Agenoria) — римская богиня бодрости и энергии. Её имя происходит от латинского глагола «agere», что значит «действовать». Названа была так Святым Августином, поместившим её в число божеств, занимающихся детьми. Она одна из богинь, которая наделяет ребёнка способностями, связанными с развитием: такими, как ходьба, пение, мышление, обучение счёту и пр. (Прим.Т.К.)

6. Ежи Кшиштоф Пизанский (1725-1790), польский писатель и библиограф. В 1742—1748 изучал теологию и философию в Альбертине в Кёнигсберге. В том же университете он в 1759 году получил степень магистра, а в 1773 году — доктора богословия. Автор научного труда ”Historia litteraria Prussiae” ("История литературы Пруссии", 1765) .


Детское шествие в Санкт-Галлене (Швейцария), 1977.
Хотя видео сопровождается комментариями на 
швейцарском диалекте нем. языка (Schwizerdütsch), 
сами съемки весьма интересны (Т.К.)
***************************

Санкт-Галлен. Детский праздник 1902г.
Литография Карла Августа Линера
*************************************



ИСТОЧНИКИ

1. Georg Christoph Pisanski. Historia litteraria Prussiae. Ссылка

2. Gregoriusfest. Википедия. Ссылка

3. Das Gregoriusfest, ein altes Schulfest. Ссылка

4. Ulrich Göpfert. Das Coburger Gregoriusfest. Ссылка

5. Bavarikon. KulturErben. Gregorius-Fest. Ссылка

6. Bayerisches Staatsministerium
der Finanzen und für Heimat. Gregorius-Fest. Ссылка

Комментариев нет:

Отправить комментарий