В Пруссии, там, где стоял когда-то монастырь Святой Троицы, было основано в незапамятные времена поселение
Рикайот /1/, или Ромове. По одной из версий название это возникло после того, как пруссы вернулись из военного похода на Рим и в память о нем основали городище, которому дали имя Новый Рим — Roma nova, впоследствии превратившееся в Ромове .
Там стоял древний дуб, чтимый пруссами более всех остальных его священных собратьев. Был он в шесть локтей шириной, крона его была так широка и густа, что не пропускала ни дождя, ни снега, ведь листья не опадали и оставались зелеными даже зимой.
В стволе дуба, под тремя ветвями, было сделано три ниши, в которых находились соразмерные изваяния трех главных богов древних пруссов. Три сильные ветви в вышине снова срастались друг с другом /2/, образуя густой навес, и таким образом само дерево защищало изваяния богов своей листвой от снега и дождя. Такой же дуб стоял когда-то в лесу близ Инстербурга /3/, но в 1664 году он был уничтожен ударившей в него молнией.
В первой нише дуба Ромове находилось изображение бога Пиколлоса, или Потоллоса. Он глядел исподлобья, его мертвенное лицо обрамляла длинная седая борода, голова его была покрыта белым покрывалом. Имя его происходит от слова «пекло» (преисподняя). Его священным знаком были мертвые головы — человека, лошади и коровы, которых приносили ему в жертву, а во время больших праздников для него в горшках плавили сало.
Бог Пиколлос приходил ночным призраком в дома богатых, если после смерти одного из членов семьи их жертвенные приношения ему были недостаточно велики. Если он являлся в третий раз, нужно было жертвовать человеческую кровь. Тогда жрец-вайделот /4/ рассекал себе руку. Лилась кровь, и если в дубе раздавалось ворчание, то это означало, что бог доволен и жертва принята.
Другую нишу занимал Перкунос – бог-громовержец, главный среди богов. Обликом он был надменен, а лицо красно от гнева. Священным знаком Перкуноса был огонь, и его голову вместо волос венчали языки пламени. Носил он черную курчавую бороду. Грозный взгляд его был направлен в сторону третьего бога, Потримпоса. Перед изображением Перкуноса необходимо было постоянно поддерживать священный костер, подкладывая в него сухие дубовые поленья. В огне этом сжигались жертвенные приношения. Если же огонь гас, вайделот, поддерживавший священное пламя, должен был заплатить за это святотатство своей жизнью.
Бог Пиколлос приходил ночным призраком в дома богатых, если после смерти одного из членов семьи их жертвенные приношения ему были недостаточно велики. Если он являлся в третий раз, нужно было жертвовать человеческую кровь. Тогда жрец-вайделот /4/ рассекал себе руку. Лилась кровь, и если в дубе раздавалось ворчание, то это означало, что бог доволен и жертва принята.
Другую нишу занимал Перкунос – бог-громовержец, главный среди богов. Обликом он был надменен, а лицо красно от гнева. Священным знаком Перкуноса был огонь, и его голову вместо волос венчали языки пламени. Носил он черную курчавую бороду. Грозный взгляд его был направлен в сторону третьего бога, Потримпоса. Перед изображением Перкуноса необходимо было постоянно поддерживать священный костер, подкладывая в него сухие дубовые поленья. В огне этом сжигались жертвенные приношения. Если же огонь гас, вайделот, поддерживавший священное пламя, должен был заплатить за это святотатство своей жизнью.
Наконец в третьей нише находилось изображение бога Потримпоса. Это был молодой безбородый мужчина в венке из колосьев. Он охранял землю и одаривал ее плодами людей. Молодой бог радостно улыбался.
Священным животным Потримпоса была змея. Она жила в большом горшке, прикрытом снопом, и вайделоты поили ее молоком. В жертвеннике бога Потримпоса курился воск и ладан. И этот бог тоже требовал человеческих жертв. Но ему угодны были только дети.
В трёх шагах от дуба, на шестах высотой в семь локтей были растянуты красивые полотнища. Никто, кроме верховного жреца Кирвайто или высших вайделотов не имел права заходить за пологи. Жилища Кирвайто, а также жрецов, прислуживающих богам, располагались вокруг священного дуба.
Знамя "Вайдевута" с изображениями трёх высших богов ************************* |
Долгое время Ромова была столицей пруссов. Но в 1015 году Болеслав Храбрый, король Польши, напал на Пруссию и разорил древнее святилище. Все священные изваяния были сожжены. Однако после того, как польские войска ушли, пруссы заново восстановили изображения богов.
Рассказывают, что жил в Мазовии князь, который распутничал с женой одного шляхтича. Последний неоднократно угрожал князю, что отомстит за свою поруганную честь, но того эти угрозы не пугали. И вот однажды повстречал случайно шляхтич на своем пути неверную супругу в обществе князя. А у него при себе — по обычаю всех благородных того времени — было копье. Этим-то копьем он и пронзил князя и прелюбодейку, а затем бежал в Пруссию, где укрылся в Ромове у Кирвайто.
Братья князя пустились за ним в погоню и вскоре прибыли с большой дружиной в Ромове, загнали верховного жреца Кирвайто и вайделотов в их жилища, предав всё огню.
Дворянина же подвергли жестокой смерти. Долгих десять лет разбойничали мазовецкие княжичи в Пруссии, пока пруссы не объединились и не выгнали их из своих земель, принудив к миру. А святилище вновь было восстановлено.
Долго стоял в Ромове священный дуб, и пруссы, даже приняв христианство, втайне продолжали молиться ему. Считалось, что, если человек или домашний скот носит подвязанный к шее лист с дуба Ромовы, ничего дурного с ним случиться не может.
Наконец по просьбе епископа Вармии Ансельма магистр Винрих фон Книпроде приказал маршалу Генриху Шиндекопфу срубить священный дуб. На этом месте был построен монастырь Святой Троицы. Но монастырь пользовался дурной славой: в хрониках осталась запись некоего священника Христофа Хенненбергера о монахах монастыря, которые были подвержены пагубной привычке пьянства.
Несмотря на то, что дуб был срублен, место, на котором он некогда стоял, в течение долгого времени считалось заколдованным — вероятно потому, что здесь была пролита кровь многих человеческих жертв. Временами там внезапно раздавался сильный шум, слышался свист ветра в верхах — как будто дуб все еще продолжал стоять, и качались его ветви, шелестели его листья. На этом месте часто бушевали сильные грозы, сверкали молнии. Иногда здесь видели страшные личины, то в виде леших, то в виде драконов, змей или огненных шаров.
Даже в монастыре не было монахам покоя: по ночам здесь гуляли привидения, пугая боязливых жителей божьей обители. Наконец, чтобы прогнать нечистого, из Германии был ими выписан экзорцист.
Изгоняющий дьявола изготовил из чистого золота распятие в палец длиной и треугольное кольцо, на котором выгравировал некую надпись. Оба этих предмета он закопал под угловым камнем церкви. С тех пор нечистый оставил и местность, и монастырь в покое.
Впрочем, позднее монастырь Святой Троицы, как когда-то и древний город Ромове, тоже был разрушен.
В 1708 году владелец этих земель барон фон Килитц цу Гросс-Вальдек отдал приказ удалить остатки стен разрушенного монастыря. Тогда-то в раскопе руин и были найдены распятие и кольцо. Барон подарил оба этих предмета городу Кёнигсбергу. Но надпись на кольце расшифровать никто так и не смог.
Иоганн Георг Теодор Грессе
"Священный дуб Ромовы". № 497. Ссылка
Книга легенд Прусского государства.
…Своеобразным эпилогом истории Ромовы, последнего великого святилища Европы, и эпитафией жрецам-вайделотам являются слова старого прусса, которые дошли до нас в записях священника М. Преториуса, собиравшего в 1664-1685 гг. народные предания на северо-востоке Пруссии.
"Один старый крестьянин из деревни Штригенен /5/ рассказывал, что он происходит из особой семьи...
Он говорил, что один из его предшественников был много веков назад здесь, в Пруссии, Криво, то есть высшим жрецом. Он соединял в себе все великолепные способности, которыми нынешние вайделоты владеют лишь в раздельности.
Эти волшебные силы своего предка всегда воссоздаются лишь в наследующих ему сыне или внуке. Однако, к сожалению, обычным является и то, что способности у них поколение за поколением уменьшаются, и у него эта сила почти полностью погасла, - молвил он печально. Раньше он пытался, особенно часто в молодости, сделать усилие для возрождения старого искусства волшебства.
Однако напрасно: сила праотца ушла и потеряна. Вновь научиться этим знаниям невозможно. Все это является знаком умирания его народа. Все его дети уже умерли, и остались неженатыми, так что ему некому передать наследие предков. Он пуст как полый орех и опустошен. Единственное, что можно констатировать: он - последний из некогда столь великого рода. Этим он кончил свою историю..."
"Один старый крестьянин из деревни Штригенен /5/ рассказывал, что он происходит из особой семьи...
Он говорил, что один из его предшественников был много веков назад здесь, в Пруссии, Криво, то есть высшим жрецом. Он соединял в себе все великолепные способности, которыми нынешние вайделоты владеют лишь в раздельности.
Эти волшебные силы своего предка всегда воссоздаются лишь в наследующих ему сыне или внуке. Однако, к сожалению, обычным является и то, что способности у них поколение за поколением уменьшаются, и у него эта сила почти полностью погасла, - молвил он печально. Раньше он пытался, особенно часто в молодости, сделать усилие для возрождения старого искусства волшебства.
Однако напрасно: сила праотца ушла и потеряна. Вновь научиться этим знаниям невозможно. Все это является знаком умирания его народа. Все его дети уже умерли, и остались неженатыми, так что ему некому передать наследие предков. Он пуст как полый орех и опустошен. Единственное, что можно констатировать: он - последний из некогда столь великого рода. Этим он кончил свою историю..."
ПРИМЕЧАНИЯ
1. По другой версии, Ромове было святилищем, где поклонялись верховным богам, а Рикайот — второстепенным (прим.И.Грессе).
2. Некоторые историки считают, что имя Ромове произошло от древнепрусского "ruomot", что означает "сросшиеся в единое" (прим.И.Грессе).
3. Инстербург — прежнее название города Черняховска в Калининградской области России.
4. Вайдело́ты - общее обозначение языческих жрецов у балтских народов (пруссов, литовцев, латышей).
5. Пос. Загорское Черняховского района
Альфонс Муха. Славянский мир |
*******
ПРИЛОЖЕНИЕ I
"..Язычѳская церковь у Литовцевъ была одна съ языческою церковью у Пруссовъ, соплеменниковъ Литвы.
И собственно Литовская цѳрковь была въ нѣкоторой зависимости отъ Прусской; ибо главныя святыни и верховный жрецъ Криве-Кривейто первоначально находились у Пруссовъ, и Литовцы оттуда получали и жрецовъ, и разные религіозные обряды.
Криве-Кривейто перешелъ въ Литву уже по занятіи Прусской земли Нѣмцами, что послѣдовало не прежде XIII столѣтія , — тогда устроилось въ Литовской зѳмлѣ и главное святилище, называемое Ромнове.
Криве-Кривейто, по смыслу самаго своего имени, былъ верховнымъ жрецомъ надъ жрецами и верховнымъ судьей надъ судьями и непосредственнымъ истолкователемъ воли боговъ; слѣдовательно представлялъ собою верховную власть и въ мірскихъ и въ духовныхъ дѣлахъ надъ всѣмъ Прусско-Литовскимъ языческимъ міромъ, былъ главнымъ пастыремъ Прусско-Литовскихъ язычниковъ.
Онъ пользовался такимъ священнымъ уваженіемъ отъ своей паствы, что его пасомые считали величайшимъ для себя блаженствомъ, ежели кто изъ нихъ, хотя одинъ разъ въ жизни, удостоится его лицезрѣнія.
Темные язычники отдалѳнныхъ угловъ Прусской и Литовской земли даже считали Криве-Кривейто неумирающимъ, вѣчно живущимъ; — каковое вѣрованіе конечно поддерживалось тѣмъ, что устарѣвшій Криве-Кривейто въ предсмертные часы предавалъ себя сожженію, и это сожженіе передавалось народу какъ возрожденіе Криве-Кривейто. Ближайшіе высшіе жрецы, жившіе въ Ромновѣ и окружавшіе Криве-Кривейто, глубоко хранили отъ непосвященнхъ тайну избранія новаго Криве-Кривейто. При таковомъ почти обоготвореніи власть Криве-Кривейто высоко почиталась во всѣхъ земляхъ, занятыхъ Литовскимъ племенемъ, такъ что все преклонялось, и князья и большіе и меньшіе люди, не только предъ нимъ самимъ или передъ близкимъ къ нему лицомъ: но даже передъ каждымъ его посланцемъ, имѣющимъ отъ него кривую палку или другой какой знакъ, какъ это свидѣтельствуетъ древнѣйшій описатель Прусско-Литовскаго язычества Петръ Дуизбургскій.
За Криве-Кривейто слѣдовали въ Литовской церковной іерархіи Вайделоты, что значитъ вѣдущіе — это были толкователи воли боговъ и хранители и знатоки религіозныхъ обрядовъ вообще.
Вайделотами были мужчины и женщины свободные отъ брачныхъ узъ. Одни изъ нихъ жили въ Ромновѣ около священнаго дуба, — главнаго мѣста присутствія боговъ; а другіе были разсѣяны по всѣмъ мѣстамъ, гдѣ только жили Пруссы и Литовцы; на ихъ отвѣтственности лежало — вездѣ поддерживать и хранить въ чистотѣ священные обряды, учить народъ богопознанію и богопочитанію, приносить жертвы, благословлять народъ, назначать праздничные дни, давать отвѣты въ дѣлахъ сомнительныхъ и созывать народъ для объявленія воли боговъ и для общихъ жертвоприношеній и моленій, они же опредѣляли счастливые и несчастливые дни.
Вайделоты раздѣлялись на высшія и низшія степени.
Вайделоты высшихъ степеней жили при Криве-Кривейто и заботились о поддержаніи священнаго неугасимаго огня; они иначе назывались Кривиты, и изъ нихъ избирался Криве-Кривейто. За Кривитами слѣдовали Сигеноты, жившіе около Ромнова, — это были распорядители богослуженія, охранители порядка въ обрядахъ.
Къ низшимъ степенямъ вайделотовъ принадлежали вайделоты, жившіе по всей Литовской землѣ, обязанные устраивать разные виды богослуженія и поддерживать чистоту религіознаго ученія въ народѣ. За тѣмъ слѣдовали еще низшіе чины служителей и строителей религіозныхъ обрядовъ, въ вѣдѣніи которыхъ находились тѣ или другіе виды религіозныхъ вѣрованій.
Таковы были:
во 1-хъ швалгоны, служители религіознымъ обрядовъ при бракѣ; они не только устрояли свадебные обряды, но и судили о цѣломудріи жениха и невѣсты и о счастливой или несчастной будущей судьбѣ новобрачныхъ;
2-е) путтоны занимались гаданіемъ на водѣ и на морской пѣнѣ, предсказывали будущее;
3-е) вейоны были гадателями по вѣтрамъ; они не только дѣлали разныя предсказанія по качеству вѣтра ,но и какимъ-то колдовствомъ умѣли направлять вѣтры въ ту или другую сторону;
4-е) пустоны лѣчили раны и иныя болѣзни собственнымъ дуновеніемъ;
5-е) сейтоны прогоняли болѣзни, вѣшая на больныхъ разные амулеты;
6-е) шваноны предсказывали счастье и несчастье, гадая по горящему пламени и дыму;
7-е) бурты предсказывали будущее, гадая по изображеніямъ, отпечатлѣвшимся на растопленномъ воску, вылитомъ въ воду, — они же вынутіемъ жеребьевъ разрѣшали споры ссорящихся;
8-е) талиссоны и лингуссоны, хранители и строители религіозныхъ обрядовъ, при погребеніи умершихъ ; они совершали погребальныя молитвы, славили подвиги умершаго и утѣшали оставшихся родныхъ, разсказывая разныя видѣнія о загробной жизни умершаго.
Всѣ сіи знахари и кудесники странствовали по селеніямъ и, какъ обладатели невѣдомыхъ силъ и знаній, руководили народомъ ; такъ что онъ отъ рожденія до могилы во всѣхъ новыхъ и затруднительныхъ случаяхъ жизни не смѣлъ безъ нихъ ступить ни одною ногою. Они пользовались полною довѣренностію темнаго народа, видѣвшаго во всѣхъ явленіяхъ природы и во всѣхъ случаяхъ своей жизни присутствіе невѣдомой и сверхъестественной силы, съ которою, по его религіозному вѣрованію, могли справляться только люди, одержимые невѣдомыми знаніями и особенною тайною силою духа. .."
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Этнографическое описание Прибалтийского края.
Племена, исстари населяющие этот край
Издание Рижской епархии, 1893
****************
...Что же касается религии и религиозных понятий латышей, то нельзя сказать, чтобы они достигли особого развития, дошли до более совершенного культа, как например, у греков и римлян, хотя все-таки в этом отношении латыши стояли выше многих народов язычества.
Латыши, как и древние славяне, ограничивались боготворением окружающей природы с ее силами и явлениями; солнце, луна, звезды, воздушные явления молнии, грома и ветров, наконец огонь, вода и рощи были главными предметами их почитания. Они верили, что, начиная с грома и кончая последней навозной кучей, в каждом предмете и в каждом явлении находится особое божество, которому нужно воздавать поклоненье. Они были убеждены, что в угоду богам нужно делать все, что есть честного и справедливого, но при определении самой честности и справедливости предавались больше руководству своего чувства и совести, чем изворотливым толкованьям рассудка. Этим исчерпывались все религиозные понятия древних латышей, и этих понятий для них было достаточно, потому что они не знали других нужд и потребностей, кроме тех, которые предлагала окружающая их природа. В сфере почитанья своих богов древние латыши не замыкались в четырех стенах особых храмов, а чтили своих богов на тех местах, где явны были следы их могущества. Так бога грома они чтили под дубом, расщепленным ударом молнии, лесного бога — в лесах, рощах, бога вод—в местах прибрежных, бога хранителя посевов —на нивах и пр. Только божества высшие имели особое, определенное местопребывание.
Таким местом было священное Ромове в нынешней Пруссии, где помещались изображенья трех главных богов, чтимых всеми латышско-литовскими племенами. Здесь на широкой долине стоял старый высокий дуб, имевший 12 футов в окружности и не терявший своей зеленой листвы даже зимою. Этот дуб был и алтарем, и храмом. На нем, между богато покрытыми зеленью ветвями, помещались изображения трех главных богов—Перкунса, Потримпса и Пиколса.
Изображенье Перкунса как могущественного бога грома и огня, царя богов, находилось посреди прочих. На вид он был мужем, пылающим от гнева, потому лицо его было огненного цвета, с вьющеюся, кудрявою бородою и голова увенчана двенадцатью огненными лучами. Он был богом солнца, света и всех воздушных явлений. По представленью латышей, он ездил по небу, опираясь правою рукою на шею быка, а в левой держал пламенный жезл, из которого вылетала молния. Когда он гневался на беззакония людей, то дул на свою вьющуюся бороду и тотчас поднималась буря и по всем облакам разносились раскаты грома: он посылал на землю дождь, снег и ветер и оплодотворял ее, за что пользовался особым почтеньем у народа. Под его защитой и покровительством находились границы усадьб, и весьма строгому наказанью подвергались те, которые осмеливались присвоить себе чужой кусок земли или переставить пограничные столбы. По свидетельству Ниенштедта, виновные должны были нести вокруг оспариваемого участка земли в голых руках раскаленный добела кусок железа.
Так как из руки Перкунса вылетала молния, то огонь считался священною стихией. Поэтому в Ромове перед изображением Перкунса горел вечный огонь, поддерживаемый священными дубовыми дровами.
Уход за этим огнем лежал на обязанности особых жрецов, которые расплачивались жизнью, если по их вине потухал этот огонь. В таких несчастных случаях жрецы извлекали из кремня огонь и, подползши на коленях к дубу, возжигали вновь священный костер, в который бросали небрежного жреца в умилостивление разгневанного бога Перкунса.
Во время раскатов грома народ падал ниц, взывая: „Бог Перкунс, помилуй нас!" А чтобы гроза не причинила какого-либо вреда хозяйству, латыши обносили вокруг полей и хозяйственных построек свиной окорок, обращаясь к Перкунсу со следующими словами: «Перкунс! Мы приносим тебе в жертву этот кусок свинины, пощади нашу собственность!»
После грозы они собирались вместе и съедали жертвенный окорок, воспевая хвалебные гимны в честь Перкунса. Любимыми жертвами, которыми старались умилостивить его гнев, были свиньи, козлы и особенно знатные военнопленные, их кровью поливали корни священного дуба в Ромове. Как главный бог из священной ромовской троицы Перкунс считался раздаятелем, радетелем и охранителем народного здоровья.
Пепел от его священного огня, вода из озер, рек и источников, посвященных в честь его, считались главными целебными средствами против всех болезней.
Направо от Перкунса помещалось изображенье веселого безбородого юноши, голова которого была украшена венком из хлебных колосьев и зеленых листьев. Это было изображенье Потримпса, бога источников, рек, дождя, подателя плодородья, охранителя полей и посевов и помощника на войне.
В жертву этому богу обыкновенно приносили снопы и ладон, всыпанный в кипящий воск, а часто даже детей, так как он жаждал человеческой крови.
Пред жертвоприношением жрецы проводили три дня в строгом посте, спали на голой земле и от времени до времени бросали в вечный огонь ладон. В честь этого бога в большой урне, под снопами колосьев, вскармливали молоком змею, уход за которою лежал на обязанности особых жрецов. Поэтому змея считалась у латышей священной и встреча с нею — признаком особого счастья; по их представленью, сам веселый Потримпс всегда является людям в образе змеи с человеческою головою. По свидетельству Менециуса и Фабрициуса, держать и воспитывать в доме змей было всеобщим явленьем у латышей и литовцев /5/; они были так приручены, что не кусали ни животных, ни людей; даже дети играли с ними и спали вместе на одной кровати. Воспитывали змей обыкновенно в доме под печкой или в бане. В известное время года жрецы обходили дома и устраивали в честь их праздник. При этом пред норою, где скрывались змеи, постилали белое полотно, покрытое разными яствами; жрец вызывал их из нор на полотно и предлагал отведать пищи. Если они действительно выходили на полотно и касались какого-нибудь блюда, это считалось предвестником урожайного года и преуспеяния во всем. Поэтому, по уходе змей в свои норы, устраивали веселый пир и съедали яства, разложенные на полотне.
По левую сторону Перкунса помещалось изображение третьего главного бога — Пиколса, бога смерти. В своих действиях Пиколс был во всем противником Потримпса, ибо, что создал Потримпс, то истреблял Пиколс. Как тот был принципом творения и плодородия, так этот — принципом разрушения и смерти. Того все любили, а этого все боялись, потому что он требовал в жертву себе всего, что есть самого дорогого для человека. Мучение и страх людей были предметами его радости. Соответственно этому в ромовском святилище он был изображен под видом старца с длинною, седою бородою, с мертвенно-бледным цветом лица и голова его была покрыта белою повязкою. Три черепа: человеческий, лошадиный и коровий, постоянно висевшие на шестах пред изображением Пиколса, были символами его деятельности. В жертву ему приносили горшок с салом, также черных лошадей, свиней, козлов, телят и людей. Пред началом войны ему обыкновенно приносили в жертву пленного врага, причем жрецы обращали внимание на то, течет ли кровь из раны струей, или только просачивается. Если кровь струилась, то это предвещало победу, если же капала, то нужно было ждать поражения. Похороны у латышей и литовцев всегда должны были сопровождаться жертвоприношением богу Пиколсу, в противном случае он наводил страх и мучения на ослушников; если до трех дней не приносили ему требуемой жертвы, то разгневанного бога можно было умилостивить только человеческою кровью. Он налагал строгое наказание даже на тех, кто ослушался главного жреца Криве, не следовал воле богов и был скуп на жертвы. Как бог смерти он имел преимущественно власть над душами умерших, которых держал в особом темном месте, называемом pekle (пекло). Ввиду страха, который наводил на народ Пиколс, ему всюду приносили жертвы для умилостивления его гнева и отвращения его наказания.
От ветвей священного дуба ниспадала завеса, образуя собою как бы закрытое место особой святыни, доступ куда был открыт исключительно высшим жрецам во время жертвоприношений. Это ромовское святилище было окружено со всех сторон на семиверстном расстоянии священною рощею, вступить в которую дозволялось народу только в известные торжественные праздники, и то не останавливаться вблизи самого святилища. В таких торжественных случаях при лунном свете, спускалась священная завеса, скрывавшая от народа его богов; сам первосвященник Криве, окруженный жрецами, воспевавшими священные гимны, падал ниц пред священным дубом, а народ только издали взирал на своих богов.."
*******
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Симон Грюнау "Хроники Пруссии" (со стр.78). Ссылка.
2. Johann Graesse. Das Sagenbuch des Preussischen Staates". Die heilige Eiche zu Romove. № 497. Ссылка.
3. Temme/Tettau. Die Volkssagen Ostpreußens, Litthauens und Westpreußens. › Die heilige Eiche zu Romove. Ссылка
3. Temme/Tettau. Die Volkssagen Ostpreußens, Litthauens und Westpreußens. › Die heilige Eiche zu Romove. Ссылка
4. Этнографическое описание Прибалтийского края. Племена, исстари населяющие этот край.
КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM
*****
Комментариев нет:
Отправить комментарий