Рассказывают, что на северо-западном побережье острова Узедом более тысячи лет назад стоял город Винета. В его обширную гавань заходили корабли самых разных стран. Жили в нем и славяне, и германцы, и викинги, и эллины. По числу своих жителей Винета превосходила все современные ей города, но был этот город языческим и поклонялся своим, языческим, богам.
Всяких товаров было в Винете в избытке, так что население не испытывало недостатка ни в чем и было настолько богато, что едва ли с ним могли сравниться жители любого другого города Европы. Ворота Винеты были отлиты из бронзы, а колокола главного храма - из серебра. Впрочем, серебро было там настолько обычно, что из него изготавливалось всё, вплоть до самых простых предметов. Даже дети играли на улицах не камешками, а тяжеловесными серебряными монетами.
Но изобилие и богатство сверх меры не приносят добра. Постепенно горожане Винеты начали спорить друг с другом, кто из них благороднее и выше остальных. И каждое племя, что жило здесь, считало себя первым среди равных.
Наконец, карающая десница Господня настигла нечестивцев, и город поглотило море...
Шло время, и с острова Готланд на это место прибыли шведы. Они достали со дна моря огромное количество серебра, золота, бронзы, драгоценных камней. Смогли они поднять из пучины морской даже огромные бронзовые ворота Винеты. Весь бесценный груз переправили они в свой город Висбю на Готланде.
И сегодня еще можно увидеть то место, где стояла когда-то Винета. Если из Вольгаста через реку Пеене отправиться на остров Узедом, то вблизи деревни Дамеров на протяженном участке побережья тут и там разбросаны огромные блоки из камня. Старая хроника Померании сообщает, что еще в незапамятные времена на этом месте над водой на несколько аршин поднимались гигантские каменные глыбы. Очевидно, это были остатки храмов и общественных зданий. Камни поменьше располагались так, что при небольшом воображении можно было проследить расположение городских улиц и переулков.
В том месте, где город ушел под воду, и по сей день в тихую погоду изредка можно увидеть нечто, чему нет объяснения в нашем обычном мире. Сквозь зыбкую толщу воды не видно морского дна, но предстают очертания улиц древнего города. По ним скользят высокие странные силуэты в широких развевающихся одеяниях, иногда идут они парами, что-то оживленно обсуждая друг с другом, огромные черные кони несут призрачных всадников, золотыми тенями мелькают роскошные колесницы...
А иногда торжественно и печально проходят траурные процессии. Медленно движутся они за гробом, сопровождая усопшего к месту его последнего успокоения. И если на море тихо, то можно услышать, как звонят серебряные колокола Винеты, призывая на вечернюю молитву.
Говорят, что Винета уходила под воду со Страстной пятницы до светлого пасхального воскресенья, поэтому в утро Пасхи, раз в сто лет, можно увидеть этот город таким, каким он был некогда - во всем своем величии. Тогда перед изумленным взором предстает он парящим над волнами со всеми его храмами, домами, мостами и башнями. Но ни человек, ни корабль не смеет приближаться к миражу. Иначе будет он выброшен на камни и, разбившись об их громаду, найдет свою смерть в пучине морской. Никто не спасется.
Перевод с нем. Татьяны Коливай
Post Scriptum
Комментариев нет:
Отправить комментарий