ОЧЕРКИ О НЕМЕЦКИХ ГОРОДАХ. КЁНИГСБЕРГ В ПРУССИИ.

На Прегеле
***********

ЦИКЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"
****************************
Еженедельник «Gartenlaube», Лейпциг.
1890, Heft 2, S. 45-48
Fritz Wernick
Deutsche Städtebilder.
Königsberg i. Pr.
*********************

Когда-то тевтонские рыцари завоевали земли старопрусской долины Вислы, разместили свою резиденцию в Мариенбурге, основали города-крепости и заселили их немецкими колонистами. Эти земли мы ныне называем Западной Пруссией. Но эти завоевания вскоре показались рыцарям недостаточными, и они устремились дальше, на восход солнца, чтобы подчинить себе земли пруссов-язычников, лежавшие за грядами возвышенностей, которые до тех пор составляли границы владычества ордена.

Худ. Johannes Heydeck.
Великий магистр Мариенбурга отправляется
на вечернюю службу
*****************
Армада вооруженных рыцарей двинулась на кораблях через Фришес Хаф, а затем по побережью, тянущемуся на многие мили от Эльбинга до устья Прегеля. Затем они прошли вверх по этой реке до первой крутой возвышенности, господствующей над окружающей ее местностью. Здесь в середине XIII века и был основан первый замок рыцарей в Восточной Пруссии. Он получил название Кёнигсберг в честь короля Богемии Оттокара. Именно по его совету было заложено здесь укрепленное поселение. Редко когда случайно взятое имя оказывалось столь удачным, как это. Кёнигсберг – колыбель монархии, получившей название Пруссия по тем землям, которые когда-то завоевала. Он всегда был тесно связан с ее судьбой. Это коронационный город прусского королевства и его третья резиденция.

Надпись на фотооткрытке: "Кёнигсберг в Пруссии.
Вид на замок со стороны площади кайзера Вильгельма"
********************************
Средневековый королевский замок и сегодня главенствует над всеми окрестностями. Самые старые части до сих пор носят черты седой старины: цилиндрические угловые башни, глубокие арки ворот, блочная каменная кладка. Флигели четырехугольного здания замка были построены значительно позже, поэтому весь архитектурный комплекс оставляет невероятно колоритное впечатление.

Здесь всё — история. Каждый камень напоминает нам о великих днях прусской королевской семьи. В этом замке в 1657 г. родился первый прусский король Фридрих I /1/. Впрочем, это было не более чем совпадением. А затем, в 1701 г., он сам короновал себя в замковой церкви, возложив себе на голову корону. Все его преемники по сложившейся традиции прибывали на эту прародину королевства, чтобы воздать дань уважения своим предшественникам. А когда в конституционном государстве акт коронации был упразднен, король Вильгельм I /2/ все с той же величайшей пышностью провел в кёнигсбергской замковой церкви церемонию своего восшествия на престол.

Прибытие посланников к зданию Унфридта кёнигсбергского
 замка по случаю коронацию Вильгельма I.
Рис. карандашом J. Heydeck. 1861
************************
Когда торжественная часть завершилась, приглашенные поднялись в Зал Московитов, расположенный над церковью, чтобы отметить это событие. Этот зал уникален. Говорят, что свое имя он позаимствовал у соседних покоев, в которых когда-то при великом магистре маркграфе Альбрехте Бранденбургском /3/ размещалось посольство великого князя московского Василия.


***************************

«Торжества по случаю коронации Вильгельма I. 19 октября 1861г.»
**********************************

Вплоть до недавнего времени жители Кёнигсберга и гости города собирались на каждое крупное торжество в Зал Московитов. Они издавна любили также посещать глубокие подземелья и заброшенные переходы замка. Там, где когда-то несчастных узников допрашивали жестокими орудиями пыток, ныне поселился веселый бог вина, а своды средневековых подвалов по привычке называют «Кровавым судом». Впрочем, вина, хранящиеся в этих прохладных помещениях, не становятся от этого менее приятными на вкус.

Старый замок всегда был историческим ядром и центром Кёнигсберга. Впрочем, он, несмотря на все великолепие, остается до сих пор одним из самых своеобразных творений архитектуры. Вначале жизнь горожан, вероятно, протекала лишь у его подножия на склоне Замковой горы в Альтштаде – Старом городе, который вверх по течению Прегеля переходил в район Лёбенихт. Небольшой остров напротив замка, образованный двумя рукавами реки, также был заселен и до сих пор носит название Кнайпхоф.

Даже когда последний великий магистр из дома Бранденбургов стал герцогом Прусским, то есть светским правителем /3/, из своего замка он мог обозревать только три старых поселения: Лёбенихт, Альтштадт и Кнайпхоф. Эти три части города вместе образуют старый Кёнигсберг. Узки его улицы, высоки дома с остроконечными крышами. Он был точно таким же и в те давние времена, когда тевтонские рыцари перенесли сюда свою резиденцию, утратив Мариенбург. Мы и сегодня отчетливо различаем в городской застройке тот древний Кёнигсберг. Более поздний современный город искал для себя свободное пространство, вырастая из старого центра по улицам-лучам. Вокруг нового города были возведены крепостная стена и пояс далеко выступающих вперед укрепленных фортов.

В границах замкового комплекса мы до сих пор можем видеть старые стены, основания башен и остатки более ранних укреплений. В одной из живописных частей замка до сих пор возвышается грубо сложенная мощная средневековая башня, которую не снесли, а отдали торговому люду.

В самой старой части городской территории, окружающей кёнигсбергский замок, укромно прячутся сады, дворы, старые извилистые улочки и закоулки.

Остров Кнайпхоф с древних времен был весьма своеобразным поселением. Таким он и остается до сих пор. Около 1330 года епископ Земландский начал возводить здесь собор – величественное солидное здание безо всяких украшений – всё, как любили строить во времена балтийской готики. Поскольку в замке в то время собственной церкви не было, в собор Кнайпхофа на службу приходили и великие магистры ордена, и герцоги. Здесь же находятся их усыпальницы. Тем не менее, великие магистры опасались власти, которой в гражданском сообществе обладал этот епископальный собор, ведь братья рыцарского ордена и епископ со своим духовенством были настроены весьма враждебно друг к другу.

Затем последовала Реформация, преобразование религиозного государства в светское герцогство, годы правления герцога Альбрехта. Внутренняя и внешняя жизнь Кёнигсберга резко изменилась. В Северо-восточной марке Германии быстро распространилось учение Лютера. Рядом со старым готическим собором герцогом Альбрехтом в 1544 г. был основан университет  как «строго лютеранский». Его первым ректором стал Георг Сабин /4/, зять Филиппа Меланхтона /5/, преемника Лютера, а первые последователи Лютера активно осуществляли здесь свою пастырскую деятельность.

Университет Кёнигсберга
*********************
Даже сегодня значок кёнигсбергских студентов напоминает нам о почтенном основателе Альбертины. С этого времени Кёнигсберг становится местом оживленной интеллектуальной жизни: с кафедры собора проповедовал поэт Симон Дах, а кафедры университета украшали имена Канта, Гердера и Гиппеля.

Immanuel Kant, 1880
Худ. Johannes Heydeck (?)
*****************
«Город чистого разума» Кёнигсберг иногда называют старым Прегельштадтом, отсылая к самому известному сочинению его величайшего сына, Иммануила Канта. Великий философ, который, как утверждают, никогда не выезжал за пределы стен родного города, написал здесь свою «Критику чистого разума». Он скончался в Кёнигсберге 12 февраля 1804г. Через шестнадцать дней после своей смерти он был похоронен в аркадах северной стороны собора. До начала нашего XIX века они использовались как место захоронения профессоров Университета Альбертины, и получили название «Профессорские склепы». Однако, пять лет спустя гроб с телом Канта выкопали и перенесли в восточную часть этих аркад, где вновь захоронили в отдельно выделенном для этого месте.

Однако и здесь его земным останкам не удалось найти покоя. Безнадзорность и заброшенность нового места погребения родило среди кёнигсбержцев инициативу по его реставрации. Было обнаружено, что оно требует ремонта, для чего в восточном конце аркады была обустроена скромная часовня, 
Stoa Kantiana.

„Stoa Kantiana“ и новое захоронение
Канта у собора.
**********************

Затем, в июне 1880 г., кости великого покойника были 
с большой осторожностью извлечены из могилы. Это было сделано с проведением самого тщательного исследования вопроса, так как в ходе перезахоронения в 1809г. основные ориентиры могилы Канта были утеряны. Однако, в частности, с помощью посмертной маски, снятой сразу после смерти философа, удалось однозначно установить принадлежность найденного черепа Канту, после чего его останки были положены в новый двойной металлический гроб вместе с некоторыми документами, относящимся к данным раскопкам. Гроб был помещен на то же самое место в облицованном кирпичом склепе, что и раньше. Профессор Кёнигсбергской академии художеств Иоганн Хайдек /6/, который сам выполнил большую часть работ, увековечил памятный процесс этих раскопок в гравюре на дереве, которую мы предлагаем нашим читателям /7/.

Извлечение останков Канта
По рисунку проф. Иоганна Хайдека
***********************************

Старый город, над которым возвышался древний крепостной замок, постепенно становился слишком тесным. В Кнайпхофе разворачивалась оживленная торговля, да и общественная жизнь протекала здесь же, в ратуше и Юнкерхофе. Остров Кнайпхоф стал самым аристократическим районом бурно развивающегося Кёнигсберга.

Новое время, которое в действительности исчисляется всего лишь несколькими десятилетиями, уже подарило Кёнигсбергу множество построек. Они находятся преимущественно на плоскогорье, на крутом краю которого стоит старый замок. Когда-то здесь были зеленые луга, конные пастбища и охотничьи угодья. Влага с травянистых полей собиралась в большие пруды, доходящие до старого кёнигсбергского замка. Постепенно, в течение многих веков, в этом направлении рос и город. 
Один за другим возникали садовые участки, молочные фермы, небольшие сельские домики вдоль дорог.

Штайндамм /8/ и Россгартен /9/, как до сих пор называют эти части города, своими именами указывают на происхождение и прежний характер этих поселений. Современный Кёнигсберг строился преимущественно здесь, и все крупные здания нового времени, за исключением биржи, которая должна была оставаться в торговой части города, на реке, возводились на открытой местности и чистом воздухе этих северных районов. З
десь давно был построен театр, а в 1844 г., когда университет праздновал свое трехсотлетие, был заложен первый камень в фундамент нового здания университета. Его строительство было завершено в 1862 г. и теперь он, возведенный в арочном стиле итальянских палаццо, представляет собой жемчужину современного Кёнигсберга. 

На площади Параденплац перед университетом в 1851 г. была установлена конная статуя Фридриха Вильгельма III. Позже на эту же площадь была перенесена и бронзовая статуя Канта скульптора Рауха, стоявшая ранее у дома Канта недалеко от замка.

Постепенно для административного управления старого кёнигсбергского замка становилось недостаточно. Для этих целей на одной из улиц, расходящихся веером от центра города в северные пригороды, был построен величественный дворец из песчаника и желтого кирпича. Одновременно э
то здание с боковыми флигелями, богато украшенное скульптурным декором, служило резиденцией обер-президента. А добившаяся независимости провинция построила на другой из улиц-лучей свой «Государственный дом».  Всего за несколько десятков лет в современном Кёнигсберге было возведено больше монументальных зданий, чем оставили после себя прошлые столетия.

Гордые здания, которые украсили город в последнее время, появились в результат
е развития торговли и промышленности. Предыдущие века почти не оставили после себя аристократических сооружений. Теперь же свободные площади, которые еще встречались в трех старых городах Кёнигсберга, заполнили великолепные дома представителей богатой буржуазии. И когда для новых зданий тут стало не хватать места, под застройку пошли просторные поля между улицами, ведущими к северным внешним воротам: Штайндамм с его чудесной зеленой променадой, Хуфен, Трагхайм, Россгартен.

В этих районах многие горожане живут почти так же, как в сельской местности. Тут нередки тихие улочки, просторные сады и полное отсутствие суеты. Но сейчас эта местность все больше застраивается современными жилыми домами с изысканным внешним убранством и внутренним комфортом, а маленькие невысокие домики, которые еще встречаются вдоль бывших проселочных дорог, постепенно исчезают.
Здесь нет недостатка в земле, а население, составляющее сегодня более 100 000 человек, постоянно увеличивается, поэтому потребность в строительстве остается постоянной.

Новейшая современная застройка на месте бывших небольших городских поселений, лишь отдаленно напоминает нам о прошлом. В трех старых городах Кёнигсберга повсюду теснота, недостаток места для строительства, а здесь бурлит жизнь и деловая активность. На окраинах – обширные пространства, утопающие в зелени, широкие улицы, великолепные общественные здания, роскошные особняки, в которых есть все, что может предложить прогресс и декоративное искусство, а вдобавок – тишина и покой, которые лишь изредка нарушаются шумом колес проезжающих богатых экипажей.

Добавим еще кое-что, чтобы сделать это сравнение более уместным. Большой пруд, подходящий вплотную к замку, теперь со всех сторон окружен современным городом. На его берегах сосредоточена светская развлекательная жизнь горожан, ведь в Кёнигсберге очень мало живописных природных ландшафтов.

Этот недостаток и призвана восполнить эта прекрасная зона отдыха. К южной оконечности пруда примыкают дома с садами, балконами и открытыми верандами, и у каждого дома есть собственный причал с лодкой для вечерних прогулок по воде. К северу от пешеходного моста берега пруда тонут в зеленой листве обширных садов. Там расположены летние кафе, в которых горожане проводят свой вечерний досуг: повсюду слышна музыка, и сказочное освещение уютных веранд ресторанчиков отражается в зеркале спокойной воды.

Замковый пруд — гордость Кёнигсберга. Здесь мы встречаем студентов, офицеров, чиновников, купцов и ремесленников, здесь на каждом свободном пятачке на берегу стоят рестораны, кафе, пивные и в любое время дня горожане катаются на лодках. Замковый пруд 
также очарователен разнообразием убранства его берегов. С одной стороны мы видим кольцо домов, полускрытых в зелени садов, над которой возвышаются башни и высокие церковные стены, с другой — массы старых каштанов и лип, которые сходятся там, где озеро делает небольшой изгиб. Когда глава империи приезжает в Кёнигсберг, замковый пруд становится ареной какого-нибудь празднества. В увеселительных садах проходят концерты и запускаются фейерверки, сад биржи купается в море света, из освещенных гондол доносится пение, и звуки музыки летают над спокойной гладью пруда, вспугивая лебедей, устроившихся на ночной отдых.

Вскоре чужестранец начинает чувствовать себя здесь, как дома. Ему комфортно в этом старом королевском городе. Здесь кипит веселая, дружелюбная, духовно богатая жизнь. Жители Кёнигсберга гостеприимны и приветливы, с ними можно непринужденно общаться и получать от этого общения удовольствие. Здесь счастливо перемешиваются все классы, все социальные группы и представители разных профессий. И среди них самым новым, самым динамичным социальным классом являются коммерсанты. 
Так в Кёнигсберге возник центр торговли чаем. Кёнигсбергская чайная компания является одной из самых процветающих коммерческих фирм Германии. Сюда также поступают урожаи российской и польской пшеницы, и корабли, на которые зерно загружают для морского транзита в другие страны, могут заходить по судоходному Прегелю до самого района зернохранилищ.

Литва отправляет в Кёнигсберг своих благородных лошадей для последующей перевозки на всемирно известные рынки, куда съезжаются покупатели со всего мира. Всё это новшества и завоевания последних десятилетий. Если мы со священным трепетом смотрим на исторический Кёнигсберг, на город короля Оттокара, великого герцога Альбрехта Бранденбургского, на замок, в котором когда-то появился на свет первый прусский король, на собор, в котором он был коронован, то не менее притягательной силой обладает и современный Кёнигсберг с его бурным развитием и деятельной жизнью горожан.

ПЕРЕВОД С НЕМ.ЯЗЫКА
ТАТЬЯНЫ КОЛИВАЙ
******************

ПРИМЕЧАНИЯ


1. Фридрих I (нем. Friedrich I.; 11 июля 1657, Кёнигсберг, Пруссия — 25 февраля 1713, Берлин, Пруссия) — курфюрст Бранденбурга под именем Фридрих III с 1688 года, первый король Пруссии c 1701 года, представитель династии Гогенцоллернов. См. Википедия. Ссылка.

2. Имеется в виду император Германии Вильгельм I Прусский (1797 - 1888), короновавшийся в Кёнигсберге в 1861 г. См. Википедия. Ссылка.

3. Альбрехт Бранденбург-Ансбахский (нем. Albrecht von Brandenburg-Ansbach; 17 мая 1490, Ансбах, Франконский имперский округ — 20 марта 1568, Замок Тапиау, Гвардейск) — великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии. См. Википедия. Ссылка.

4. Георг Сабин (нем. Georg Sabinus, настоящая фамилия Шулер нем. Schüller; 23 апреля 1508, Бранденбург-на-Хафеле — 2 декабря 1560, Франкфурт-на-Одере) — немецкий филолог и поэт.
В 1544 году с учреждением нового университета в Кёнигсберге герцог прусский Альбрехт пригласил Сабина занять пост его первого ректора. Сабин является автором университетской печати, на которой изображен поясной портрет герцога Альбрехта без головного убора, в латах и с обнажённым мечом. В XIX веке портрет перекочевал на значок кёнигсбергских студентов. См. Википедия. Ссылка.

5. Филипп Меланхтон (нем. Philipp Melanchthon; 16 февраля 1497, Бреттен — 19 апреля 1560, Виттенберг) — немецкий гуманист, теолог и педагог, евангелический реформатор, систематизатор лютеранской теологии, сподвижник Лютера. См. Википедия. Ссылка.

6. Йоганн Хайдек (родился 2 июля 1835 года в Сакутене, округ Мемель (ныне Шилутский район); † 6 августа 1910 года в Раушене, Земландия) — немецкий художник-историк и портретист. С 1869 по 1900 год он был профессором Кенигсбергской Академии художеств. См. Википедия. Ссылка

7. Иоганн Хайдек в могиле Канта. Хайдек передает череп Канта Эмилю Арнольдту (Emil Arnoldt), а слева от него, расставив ноги стоит Карл Вильгельм фон Купфер (Karl Wilhelm von Kupffer). Справа Пауль Альбрехт (Paul Albrecht) держит в руке нижнюю челюсть с зубом, справа рядом с ним Фриц Бессель Хаген (Fritz Bessel Hagen). На переднем плане ручки гроба и справа внизу металлический щиток: Cineres Mortales Immortalis Kantii («Смертный прах бессмертного Канта»).

8. Штайндамм (нем. Steindamm - "каменная плотина"). В качестве поселения Тевтонского ордена, был заселен в 1256 году одним из первых на Прегеле. Он был связан с Кёнигсбергским замком через накопительную плотину.

9. Россгартен (нем. Roßgarten - "конский сад") был одним из старых районов Кёнигсберга (Пруссия). Название происходит от огороженных пастбищ, которые предназначались не только для лошадей, но и для другой скотины.


Комментариев нет:

Отправить комментарий