В ШКОЛУ ВЕЛО МНОЖЕСТВО ДОРОГ.. ВОСПОМИНАНИЯ О КЁНИГСБЕРГЕ

Высокий мост (Hohe Brücke) /1/ после дождя.
Худ. Игорь Автухов
*************************************

Хотя в течение девяти лет я ходил в одну и ту же школу, — реальную гимназию района Лёбенихт, — у меня никогда не было определенного маршрута. Мы жили так удобно, что каждое утро я мог выбирать, по какому из трех маршрутов с их разнообразием вариантов отправиться в школу на этот раз. Поэтому каждое утро я наслаждался разными сценками и впечатлениями от своего родного города, прежде чем оказаться у входа в здание, в котором меня ждала школьная жизнь со всеми ее маленькими событиями. Впрочем, был один путь, по которому мне особенно нравилось ходить. 

Этот красивейший маршрут сперва шел от Кайзерштрассе к Шнюрлингштрассе, которая, впрочем, не представляла особого интереса. Но я, по крайней мере, проходил мимо шведского консульства, над которым в праздничные дни поднимали сине-желтый флаг, придававший всей улице оттенок некоей "заграничности". Далее в поле зрения оказывалась биржа. Пройдя мимо "Братьев Львов" — двух величественных львиных фигур по обе стороны лестницы портала биржи, я шел на Потроховой мост /2/, после которого сразу же сворачивал направо и шел по берегу Прегеля. 

Кёнигсберг. Потроховой мост  (Кеттельбрюке) в разведенном виде.
(Königsberg. Köttelbrücke aufgezogen)
***********************************

Дома слева были совсем простые, но улица была тихой, а справа протекал Прегель, на зеркальной водной поверхности которого покачивались лодки с луком и картошкой, приплывшие сюда с верховий реки, из района Большого Мохового болота (Großes Moosbruch). 

Пахло дёгтем. Дома, набережная, по которой я шел, водная гладь реки — всё вокруг утопало в солнечном свете. На углу дома умывалась кошка. Это был романтический уголок Кёнигсберга, и трудно представить, что когда-то господин магистр Кант уехал отсюда, поскольку посчитал этот район слишком шумным, что мешало ему погружаться в свои философские медитации.

Но я не всегда шел по берегу Прегеля до Медового моста /3/. Иногда я сворачивал налево, в один из маленьких переулков, в глубину Кнайпхофа, туда, где дома были более внушительными и импозантными. Затем, проходя мимо, я бросал долгий взгляд на величественный собор и,  покидая остров, уходил на очередной мост, ведущий в Альтштадт и Лёбенихт.

Медовый мост (Хонигбрюке,) Кёнигсбергский собор, Остров Канта (бывш.Остров Кнайпхоф)
(Honigbrücke, Königsberger Dom, Kant-Insel, ehemals Kneiphof-Insel)
***********************************

На моих путях в школу мне было не миновать мостов, их было два или три. Порой мосты сочувствовали бедным школярам и в нужный момент разводились, например, когда на первом уроке ожидался диктант. Добрые старые мосты Кёнигсберга! Я до сих пор не знаю, как разгадать загадку Леонарда Эйлера о том, как пройти по каждому из них, не разу не пройдя по одному из них дважды /4/, но им всегда есть место в моем сердце! Приятно знать, что загадка Эйлера упоминается если не в немецких, то в американских школьных учебниках. Один из ее вариантов есть и на этом пути. За Потроховым мостом, вниз, на Магистерштрассе, затем направо на Шёнбергерштрассе и сразу за Кузнечным мостом /5/ снова направо через Рыбный рынок, где уже с утра, слышен был знаменитый говор рыбных торговок Кёнигсберга. Эти возгласы "Мадамка, берите щуку!" (Madamke, keepe Se Hecht) или протяжное "Свеежая корюшка!" (Hoal Stint) до сих пор стоят у меня в ушах, как будто это было вчера.

Кузнечный мост /Шмидебрюке/, Кёнигсберг
(Schmiedebrücke, Königsberg)
***********************************

Был еще один путь, который вел по Кайзерштрассе, идущей от Восточного вокзала и по Вайдендамм. Он был проще, потому что нужно было идти только прямо, свернув в определенном месте под прямым углом. Но этот маршрут был также и самым скучным.

Если не считать эллингов гребных спортивных обществ "Пруссия" и "Германия", на которые можно было полюбоваться с Кайзербрюке и которыми позднее пользовались и мы, никаких особых достопримечательностей на этом пути не было, за исключением тех недель, когда проводились ежегодные ярмарки. Тогда по обеим сторонам улицы теснились ларьки с самыми разнообразными товарами. Чего тут только не было! Лук, картофель, сахар, сладости, разнообразная домашняя утварь и непременно безобразные фигурки из гипса.

Кёнигсберг. Вид с моста Кайзербрюке на эллинг гребного спортивного общества "Германия"
(Königsberg. Blick von der Kaiserbrücke auf Bootshaus Germania)
***********************************

Кёнигсберг. Вид на эллинг гребного спортивного общества "Пруссия"
(Königsberg. Blick auf Bootshaus Prussia)
***********************************

Гораздо интереснее был другой путь — такой же прямой, а затем поворот под прямым углом. Он проходил по улицам Форштадтской (Vordere Vorstadt), Кнайпхофской Длинной (Kneiphöfische Langgasse) и Альтштадтской Длинной (Altstädtische Langgasse).

Кёнигсберг. Вид с Юнкергартен на разведённый Зелёный мост
**************************

Торговые лавки на них следовали одна за другой, дважды их ряды прерывались рукавами Прегеля, огибающими Кнайпхоф. Первый раз, на Зеленом мосту /6/, взгляд сперва устремлялся направо, на Юнкергартен, южную набережную Кнайпхофа, где постоянно пришвартовывалась белоснежная шведская парусная яхта, затем налево, к пароходам и к началу района складов, основную часть которого я замечал позднее, когда доходил до конца Кнайпхофской Длинной с её знаменитыми магазинами, ресторанчиками и террасами вдоль фасадов домов. 

Кёнигсберг. Вид с биржи на Юнкергартен между мостами Зеленым и Потроховым.
Фото около 1906 года.
*******************************************

У памятника Бисмарку и надгробия Ханса Лютера /7/ надо было свернуть за угол направо, и теперь нужно было спешить: этот маршрут был не длиннее остальных, но более затягивал, потому что был интересным.

Вид на памятник Бисмарку с улицы Альтштадская Длинная
********************************

И, конечно же, немалую толику времени у нас отнимали мосты. Разумеется, можно было бы пройти каким-либо другим путем, но с какой стати? Мы не очень-то торопились в школу. 

Когда я в последний раз шел по этому пути, он потерял все свое очарование. Небо было серым, как и унылые лица людей. Руины слева и справа были засыпаны милосердным снегом, но я не отваживался спустить с поводка моего пса, немецкую овчарку по кличке Принц. Он был моим верным спутником тех суровых дней января 1945 года, и я боялся, что в руинах с ним что-то может случиться. Тогда я в последний раз очутился перед своей школой. У ее дверей уже не стоял с укоризненным видом смотритель, не было видно ни директора, ни учителей. Все было в прошлом. У меня возникла мысль о том, в какой хорошей школе я учился, и был рад, что хотя бы успел принять участие в ее большом юбилее: 500-летней годовщине со дня основания. Я нашел тропинку к школе, снова обошел ее вокруг, мысленно прощаясь со своим детством и своим Кёнигсбергом...

 Принц уловил мое настроение и беспокойно прижался ко мне. Мы пошли обратно по нашему скучному пути. Когда-то он был самым красивым, он шел мимо собора... Я хотел сохранить его навсегда в своей памяти.


Ханс-Ульрих Штамм
(1921, Кёнигсберг — 1975, Гросхансдорф под Гамбургом)

Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай

Узкие ворота на о. Кнайпхоф.
Худ. Игорь Автухов
***********************

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Высокий мост (1506) (Хоебрюке, Hohe Brucke) – конструктивно не выше других. Его возвели на насыпной дамбе, и он стал возвышаться над окрестностью, производя впечатление «высокого». Соединял районы Ломзе и Форштадт. Был разрушен в 1944-1945 годах. Его решили не восстанавливать, построили мост-дублер практически рядом.

2. Потроховый, Мясницкий мост (Кеттельбрюке, Kottelbrucke).
Название произошло от местоположения. На противоположной стороне находилась скотобойня, где забивали животных и потрошили их туши. В переводе «Кёттель» - "потроха", поэтому его и называли "Мясницким, или Потроховым".

3. Медовый мост /Хонигбрюке/ (1542)
Он был построен жителями Кнайпхофа для перехода на северный берег, минуя два моста, контролируемые Альтштадтом. Согласно легенде, Кнайпхоф передал бочку мёда Альтштадту, чтобы получить разрешение на строительство моста. Другая версия — бортник дал в качестве взятки две бочки меда за право поставить торговую лавку возле переправы.

4. Задача о семи кёнигсбергских мостах — старинная математическая задача, в которой спрашивалось, как можно пройти по всем семи мостам центра старого Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды. Впервые была решена в статье, датированной 1736 годом, математиком Леонардом Эйлером, который доказал, что это невозможно.

5. Кузнечный мост /Шмидебрюке/ (1397). 
Был построен в северо-восточной части Кнайпхофа. Кузнечный мост начинался недалеко от кузнечных мастерских в Альтштадте. Уничтожен в 1945 г., не был восстановлен. 

6. Зелёный мост /Грюне Брюке/ (1322). 
Соединил Кнайпхоф с Форштадтом и обеспечил лёгкий доступ к удалённым районам. Мост назывался «Зелёным» из-за зелёного фона герба Кнайпхофа. Другая версия — имя связано со стоявшей поблизости сторожевой башней и примыкающими к ней воротами, которые были окрашены в зеленый цвет. 

Зеленый мост и здание Биржи
**************************

7. Иоганнес Лютер (1526–1575) /Johannes Luther, auch Hans Luther/
Иоганнес Лютер , также Ханс Лютер  (род. 1526, Виттенберг — умер 1575, Кёнигсберг). Старший сын Мартина Лютера. Он изучал право вопреки желанию своего отца и работал адвокатом в городах Веймаре и Гота (Земля Тюрингия) с 1553 по 1566 год. Покинул Готу в 1566 году. В дальнейшем находился на службе у бранденбургских и, наконец, померанских герцогов. 
В 1575 году Иоганнес Лютер, находясь в доме Хайнриха Стендериха в Кёнигсберге, заболел и умер там 27 октября.
Был похоронен в фамильном склепе Стендерихов в Старой альтштадтской кирхе Св. Николая. Средневековая Старая альтштадтская кирха Св. Николая стояла на площади, позже получившей название Кайзер-Вильгельм-Плац. После того, как кирха была снесена в 1826/28 году из-за ее ветхости, на месте его могилы был установлен гранитный блок. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий