СЛАВНЫЙ КРОЙЦБУРГ И ЕГО ЛЕГЕНДЫ



ЛЕГЕНДЫ
Белая дева замка Кройцбург
Рыцари и монахини Кройцбурга

НЕБОЛЬШОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ...

Есть в бывшей Восточной Пруссии, недалеко от Калининграда, поселок Славское. 
Ничем он ныне не примечателен, ... если бы не его прошлое.
А историю скромное Славское имеет богатую. Долгие столетия находился на этом месте город Кройцбург*, выросший рядом с грозным замком рыцарей Тевтонского ордена. Сам же замок был возведен крестоносцами в далеком 1240 году на месте взятой ими небольшой прусской крепости. Он служил надежным оплотом рыцарей во время завоевания земель местных племен пруссов. Замок был неплохо укреплен: с трёх сторон его окружали ручьи, а с четвёртой стороны площадка острым углом вдавалась в глубокий овраг. За время своего существования рыцарская крепость неоднократно переходила от одной стороны к другой, разрушалась, горела, отстраивалась и перестраивалась заново.


С 1315 года и в течение более шести веков близ замка находился город, бывший какое-то время даже резиденцией комтура** Ордена

Орден тевтонских рыцарей, как известно, просуществовал с XIII по XVII столетие, и почти такое же время было отведено и крепости Кройцбург*. С середины XVI века замок без надлежащего ухода начал разрушаться и с тех пор постепенно превращался в руины, служившие живописным задником интенсивно развивающего рядом города.




Во время февральских боев 1945 года Кройцбург сильно пострадал. Он практически был стерт с лица земли, а от самого замка остались только фрагменты руин крепостной стены. И там, где когда-то находился процветающий людный город, сейчас можно увидеть лишь несколько скромных домиков местных жителей, да немногие остатки разрушенных во время войны строений средь зелени полей.


Славское. Бывший дом пастора. 2014г.

Так закончилась многовековая история этой крепости -- некогда грозного оплота крестоносцев. Но осталась память о ней, да несколько легенд старого Кройцбурга.


Примечания.
* Кройцбург (Kreuzburg) - нем. букв. "Крепость Креста"
**Комтур - глава округа Ордена



БЕЛАЯ ДЕВА ЗАМКА КРОЙЦБУРГ 

Над Кройцбургом на горе высился когда-то замок. Теперь от него остались только развалины, и в народе поговаривали, что лучше в те места не ходить – странные вещи творились там порой. Время от времени видели там девушку в белом, бродит она то там, то тут и надеется на освобождение своей души. А под развалинами замка похоронено много бесценных кладов. Дама в белом появлялась перед детьми бедняков, которые во время игр случайно попадали в полуобвалившиеся подвалы замка, и насыпала им золотых монет в шапочки. Радостно возвращались дети с такими подарками домой, и их родители были счастливы. Другие семьи завидовали счастливцам и в поисках золота проползали на четвереньках все подземелья, но попадались им только жабы и змеи, но никак не девушка в белом, делающая щедрые подарки. 

Однажды вечером сапожники отмечали свой цеховой праздник и основательно напились. И два подмастерья вдруг решили, что было бы очень замечательно, если бы им удалось разыскать Белую Деву на замковой горе. Ведь храбрости им было не занимать! 


РУИНЫ ЗАМКА КРОЙЦБУРГ 
БЛИЗ ПОСЕЛКА СЛАВСКОЕ
*****************
И вот, шатаясь, нетвердой походкой, они начали подниматься к развалинам замка. Там и в самом деле они увидели Деву, сидящей на камне. Перед ней лежала сковородка, полная золота, а в руках она держала серебряный половничек. 


Подмастерья витиевато пожелали ей доброго вечера и, долго не чинясь, попросили о небольшом подаянии на жизнь. Дева кивнула и попросила придержать их кожаные фартуки на весу. Затем она отсыпала половничком каждому по горке золота из сковородки, и двое работяг с трудом потащили золото в фартуках назад, на постоялый двор, где их с нетерпением ожидали сотрапезники - мастера сапожных дел и подмастерья. Наконец два дерзких юнца, торжествуя, вернулись к своим дружкам, хотя и начали вдруг замечать, что голова у них становится все тяжелей, а фартуки – все легче и легче. 

Они разом высыпали золото на вмиг освобожденный стол и – что за дьявольщина – куда же, собственно, оно подевалось, это золото? Желтые ящерицы, зеленые лягушки, бурые жабы, гнилушки… И вся эта нечисть начала ползать по столу и даже запрыгивать в кружки с пивом, что было совсем уж омерзительно.. 

Обоим подмастерьям основательно намяли бока, поскольку гильдия посчитала эту историю злой выходкой и оскорблением всего честного сапожного люда.



РЫЦАРИ И МОНАХИНИ КРОЙЦБУРГА

В Кройцбурге на старой рыночной площади стояла когда-то древняя ратуша. И в ночь каждого новолуния можно было наблюдать там странное видение. Как только часы на башне били полночь, с вершины горы, на которой все еще виднелись руины орденского замка, спускались одна за другой четыре открытых древних-предревних повозки. В каждую из них было запряжено по четыре лошади, причем в первые две – белые, а в третью и четвертую – вороные. 

Белые ступали спокойно, а вороные рвали упряжь, вставали на дыбы, и из ноздрей у них вылетали огненные искры. В первых двух возках сидело по шесть монахинь в белом орденском одеянии с вышитым крестом. В руках они держали четки, но голов у них не было. В двух других возках сидело двенадцать грозных рыцарей, одетых в броню, и каждый держал в руках свою голову в шлеме.

В мертвой тишине трижды по кругу объезжала эта процессия рыночную площадь, и не слышно было ни ударов копыт о мостовую, ни скрипа колес. Кучерами у монахинь были беленькие барашки, а у рыцарей – черные козлы. И так же, как и кони, которыми они правили, козлы фыркали россыпью огненных искр. 

Затем вся вереница въезжала в старую ратушу, оттуда раздавалась дикая разгульная музыка, и слышались голоса монахинь и рыцарей: мужские - громко и хрипло, женские — нежно и тихо. Застольные песни звучали вперемешку со звуками органа и напевными церковными хоралами.

С одиночным ударом колокола, возвещавшим конец первого полуночного часа, повозки с их призрачными седоками выезжали из ратуши, вновь три раза кружили по площади и уезжали прочь. И жутко и странно было видеть на плечах рыцарей покрытые вуалью головы монахинь, а у монахинь – головы рыцарей в шлемах с опущенным забралом.

Старая ратуша с рыночной площадью г.Кройцбурга. Фото нач. XX в.


Случилось так, что в 1818 году на Троицу и рыночная площадь, и старая ратуша выгорели дотла. После пожара осталось стоять там одно-единственное старое здание. В следующее новолуние рыцари и монахини появились вновь. У каждого на плечах была своя собственная голова, но на этот раз возки объехали площадь по еще дымящемуся пепелищу, по головешкам и обвалам, – девять раз.

Повозки скрылись в единственном уцелевшем доме, где и повторился вновь ночной праздник. Однако сейчас он был не таким буйным, а мягче и спокойней. Торжественное звучание органа и набожные хоралы заглушали дикое разнузданное веселье.

Когда рыночная площадь вновь отстраивалась, старое покосившееся здание было снесено, чтобы освободить место для новых построек. И в следующую ночь новолуния над площадью зазвучала тихая, нежная и очень приятная мелодия. Это было восхитительное песнопение: Gloria sit Patri, Filio et Spiritui Sancto! ("Славься Отче наш, и Сын, и Дух святой").

С тех пор никто никогда не видел ни грозных рыцарей, ни монахинь. Не появлялись они более на своих повозках, запряженных белыми и черными конями. Все они нашли себе успокоение там, где вечный покой и нет места земным заботам.




ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Читая эту, такую, на первый взгляд, простенькую готическую легенду о рыцарях и монахинях Кройцбурга, невольно задаешься вопросом, почему, собственно, на этих людей было наложено такое проклятье безвременья. 

Герои легенды, конечно же, наказаны за грех разврата. И рыцари-крестоносцы, и монахини забыли о своем долге, о том, какому служению посвятили жизни, предавшись вместо этого плотским утехам друг с другом. 
Они стали обречены в посмертном существовании (как это часто бывает в историях о привидениях) вновь и вновь проигрывать перед невольными смертными зрителями самые яркие сцены своей бывшей жизни. Сцены эти - подсказки, прямо указывающие, за что, собственно, расплачиваются неупокоенные души. И опять же (что часто происходит в таких историях о привидениях), огонь - это окончание срока наказания, в нём сгорает всё, и наступает освобождение. 

Это предание (или, скорее, дошедшие до нас его фрагменты), интересно и тем, что все здесь задействовано на противоположных принципах. И это не случайно, ведь плотская греховная жизнь, которую ведут герои повествования, так же противоположна монашеским и рыцарским обетам служения Богу, которые они когда-то давали.

Раз в месяц (в новолуние) с вершины замковой горы, ниоткуда, т.е. из рыцарского замка, которого больше нет, в город прибывают фантасмагорические повозки. Поначалу действующие лица просто обозначены. Это женщины - мужчины, монахини (в белых одеяниях) - рыцари (в броне), кони белые (ступают спокойно) - кони вороные (рвут упряжь), беленькие барашки – черные козлы.

Затем действие разворачивается, переносясь в старую ратушу, все начинает смешиваться: раздается дикая музыка, слышны голоса:  хриплые мужские и женские - нежные и тихие, застольные песни звучат вперемешку с напевными церковными гимнами.

Наконец, когда повозки появляются из ратуши, смешение несовместимого достигает апогея:
"жутко и странно видеть на плечах рыцарей - головы монахинь, а у монахинь – головы рыцарей в шлемах"...
Фантасмагория повествования усиливается тем самым до жути, до гротеска.

Есть здесь и символика чисел: 
двенадцать мужчин и двенадцать женщин (шесть и шесть каждые) три раза объезжали площадь, а напоследок - девять раз.

Хорош и светел конец этого печального повествования: 

"И в первую ночь новолуния... над площадью зазвучало восхитительное песнопение: Gloria sit Patri, Filio et Spiritui Sancto! ("Славься Отче наш, и Сын, и Дух святой")"







Использованная литература.
1. Иоганн Георг Грессе. Книга легенд Прусского государства. Ссылка
2. Людвиг Бехштейн. Книга легенд. Ссылка
3. Slawskoje. Wikipedia. Ссылка
4. Портал "Prussia39.ru. Фото. Ссылка.
5. Блог  0_RANGE ЖЖ. Славское. Фото. Ссылка
6. Ostpreussen.net. Kreuzburg. Фото. Ссылка.

                                          



АВТОРСКИЙ ПЕРЕВОД. ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ТЕКСТА ПРОСЬБА ДЕЛАТЬ ССЫЛКУ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM

2 комментария:

  1. Gloria Patri et Filio et Spiritui Sancto

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понимаю Вас, но так в оригинале.
      Видимо, это первоначальное звучание этой древней латинской молитвы.
      Вот ссылка на оригинальный текст легенды:

      https://www.slm.uni-hamburg.de/germanistik/personen/ehemalige/schmidt-knaebel/bechstein-texte/volkssagen/deutsches-sagenbuch/deutsches-sagenbuch.pdf

      Страница 43, 16-тая строчка сверху.
      Там Вы увидите "Gloria sit patri, filio et spiritui sancto":

      Удалить