ДВЕНАДЦАТЬ РЫЦАРЕЙ И ДВЕНАДЦАТЬ МОНАХИНЬ КРОЙЦБУРГА

Старая ратуша с рыночной площадью г.Кройцбурга. Фото нач. XX в.

Die zwölf Ritter und die 
zwölf Nonnen zu Kreuzburg
**********************

В Кройцбурге на старой рыночной площади стояла когда-то древняя ратуша. И в ночь каждого новолуния можно было наблюдать там странное видение. Как только часы на башне били полночь, с вершины горы, на которой все еще виднелись руины орденского замка, спускались одна за другой четыре открытых древних-предревних повозки. В каждую из них было запряжено по четыре лошади, причем в первые две – белые, а в третью и четвертую – вороные.

Белые ступали спокойно, а вороные рвали упряжь, вставали на дыбы, и из ноздрей у них вылетали огненные искры. В первых двух возках сидело по шесть монахинь в белом орденском одеянии с вышитым крестом. В руках они держали четки, но голов у них не было. В двух других возках сидело двенадцать грозных рыцарей, одетых в броню, и каждый держал в руках свою голову в шлеме.

В мертвой тишине трижды по кругу объезжала эта процессия рыночную площадь, и не слышно было ни ударов копыт о мостовую, ни скрипа колес. Кучерами у монахинь были беленькие барашки, а у рыцарей – черные козлы. И так же, как и кони, которыми они правили, козлы фыркали россыпью огненных искр.

Затем вся вереница въезжала в старую ратушу, оттуда раздавалась дикая разгульная музыка, и слышались голоса монахинь и рыцарей: мужские - громко и хрипло, женские — нежно и тихо. Застольные песни звучали вперемешку со звуками органа и напевными церковными хоралами.

С одиночным ударом колокола, возвещавшим конец первого полуночного часа, повозки с их призрачными седоками выезжали из ратуши, вновь три раза кружили по площади и уезжали прочь. И жутко и странно было видеть на плечах рыцарей покрытые вуалью головы монахинь, а у монахинь – головы рыцарей в шлемах с опущенным забралом.

Случилось так, что в 1818 году на Троицу и рыночная площадь, и старая ратуша выгорели дотла. После пожара осталось стоять там одно-единственное старое здание. В следующее новолуние рыцари и монахини появились вновь. У каждого на плечах была своя собственная голова, но на этот раз возки объехали площадь по еще дымящемуся пепелищу, по головешкам и обвалам, – девять раз.

Повозки скрылись в единственном уцелевшем доме, где и повторился вновь ночной праздник. Однако сейчас он был не таким буйным, а мягче и спокойней. Торжественное звучание органа и набожные хоралы заглушали дикое разнузданное веселье.

Когда рыночная площадь вновь отстраивалась, старое покосившееся здание было снесено, чтобы освободить место для новых построек. И в следующую ночь новолуния над площадью зазвучала тихая, нежная и очень приятная мелодия. Это было восхитительное песнопение: Gloria sit Patri, Filio et Spiritui Sancto! ("Славься Отче наш, и Сын, и Дух святой").

С тех пор никто никогда не видел ни грозных рыцарей, ни монахинь. Не появлялись они более на своих повозках, запряженных белыми и черными конями. Все они нашли себе успокоение там, где вечный покой и нет места земным заботам.









ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
*********************

Читая эту, такую, на первый взгляд,
 простенькую готическую легенду о рыцарях и монахинях Кройцбурга, невольно задаешься вопросом, почему, собственно, на этих людей было наложено такое проклятье безвременья.

Герои легенды, конечно же, наказаны за грех разврата. И рыцари-крестоносцы, и монахини забыли о своем долге, о том, какому служению посвятили жизни, предавшись вместо этого плотским утехам друг с другом.

Они стали обречены в посмертном существовании (как это часто бывает в историях о привидениях) вновь и вновь проигрывать перед невольными смертными зрителями самые яркие сцены своей бывшей жизни. Сцены эти - подсказки, прямо указывающие, за что, собственно, расплачиваются неупокоенные души. И опять же (что часто происходит в таких историях о привидениях), огонь - это окончание срока наказания, в нём сгорает всё, и наступает освобождение.

Это предание (или, скорее, дошедшие до нас его фрагменты), интересно и тем, что все здесь задействовано на противоположных принципах. И это не случайно, ведь плотская греховная жизнь, которую ведут герои повествования, так же противоположна монашеским и рыцарским обетам служения Богу, которые они когда-то давали.

Раз в месяц (в новолуние) с вершины замковой горы, ниоткуда, т.е. из рыцарского замка, которого больше нет, в город прибывают фантасмагорические повозки. Поначалу действующие лица просто обозначены. Это женщины - мужчины, монахини (в белых одеяниях) - рыцари (в броне), кони белые (ступают спокойно) - кони вороные (рвут упряжь), беленькие барашки – черные козлы.

Затем действие разворачивается, переносясь в старую ратушу, все начинает смешиваться: раздается дикая музыка, слышны голоса: хриплые мужские и женские - нежные и тихие, застольные песни звучат вперемешку с напевными церковными гимнами.

Наконец, когда повозки появляются из ратуши, смешение несовместимого достигает апогея:

"жутко и странно видеть на плечах рыцарей - головы монахинь, а у монахинь – головы рыцарей в шлемах"...

Фантасмагория повествования усиливается тем самым до жути, до гротеска.

Есть здесь и символика чисел:

двенадцать мужчин и двенадцать женщин (шесть и шесть каждые) три раза объезжали площадь, а напоследок - девять раз.

Хорош и светел конец этого печального повествования:

"И в первую ночь новолуния... над площадью зазвучало восхитительное песнопение: Gloria sit Patri, Filio et Spiritui Sancto! ("Славься Отче наш, и Сын, и Дух святой")".....




Использованная литература.
1. Иоганн Георг Грессе. Книга легенд Прусского государства. Ссылка
2. Людвиг Бехштейн. Книга легенд. Ссылка


***********


ВНИМАНИЕ! КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО!!


Комментариев нет:

Отправить комментарий