Старая ратуша с рыночной площадью г.Кройцбурга. Фото нач. XX в. |
Die zwölf Ritter und die
zwölf Nonnen zu Kreuzburg
**********************
В Кройцбурге на старой рыночной площади стояла когда-то древняя ратуша. И в ночь каждого новолуния можно было наблюдать там странное видение. Как только часы на башне били полночь, с вершины горы, на которой все еще виднелись руины орденского замка, спускались одна за другой четыре открытых древних-предревних повозки. В каждую из них было запряжено по четыре лошади, причем в первые две – белые, а в третью и четвертую – вороные.
Белые ступали спокойно, а вороные рвали упряжь, вставали на дыбы, и из ноздрей у них вылетали огненные искры. В первых двух возках сидело по шесть монахинь в белом орденском одеянии с вышитым крестом. В руках они держали четки, но голов у них не было. В двух других возках сидело двенадцать грозных рыцарей, одетых в броню, и каждый держал в руках свою голову в шлеме.
В мертвой тишине трижды по кругу объезжала эта процессия рыночную площадь, и не слышно было ни ударов копыт о мостовую, ни скрипа колес. Кучерами у монахинь были беленькие барашки, а у рыцарей – черные козлы. И так же, как и кони, которыми они правили, козлы фыркали россыпью огненных искр.
Затем вся вереница въезжала в старую ратушу, оттуда раздавалась дикая разгульная музыка, и слышались голоса монахинь и рыцарей: мужские - громко и хрипло, женские — нежно и тихо. Застольные песни звучали вперемешку со звуками органа и напевными церковными хоралами.
С одиночным ударом колокола, возвещавшим конец первого полуночного часа, повозки с их призрачными седоками выезжали из ратуши, вновь три раза кружили по площади и уезжали прочь. И жутко и странно было видеть на плечах рыцарей покрытые вуалью головы монахинь, а у монахинь – головы рыцарей в шлемах с опущенным забралом.
Случилось так, что в 1818 году на Троицу и рыночная площадь, и старая ратуша выгорели дотла. После пожара осталось стоять там одно-единственное старое здание. В следующее новолуние рыцари и монахини появились вновь. У каждого на плечах была своя собственная голова, но на этот раз возки объехали площадь по еще дымящемуся пепелищу, по головешкам и обвалам, – девять раз.
Повозки скрылись в единственном уцелевшем доме, где и повторился вновь ночной праздник. Однако сейчас он был не таким буйным, а мягче и спокойней. Торжественное звучание органа и набожные хоралы заглушали дикое разнузданное веселье.
Когда рыночная площадь вновь отстраивалась, старое покосившееся здание было снесено, чтобы освободить место для новых построек. И в следующую ночь новолуния над площадью зазвучала тихая, нежная и очень приятная мелодия. Это было восхитительное песнопение: Gloria sit Patri, Filio et Spiritui Sancto! ("Славься Отче наш, и Сын, и Дух святой").
С тех пор никто никогда не видел ни грозных рыцарей, ни монахинь. Не появлялись они более на своих повозках, запряженных белыми и черными конями. Все они нашли себе успокоение там, где вечный покой и нет места земным заботам.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
*********************
Читая эту, такую, на первый взгляд, простенькую готическую легенду о рыцарях и монахинях Кройцбурга, невольно задаешься вопросом, почему, собственно, на этих людей было наложено такое проклятье безвременья.
Герои легенды, конечно же, наказаны за грех разврата. И рыцари-крестоносцы, и монахини забыли о своем долге, о том, какому служению посвятили жизни, предавшись вместо этого плотским утехам друг с другом.
Они стали обречены в посмертном существовании (как это часто бывает в историях о привидениях) вновь и вновь проигрывать перед невольными смертными зрителями самые яркие сцены своей бывшей жизни. Сцены эти - подсказки, прямо указывающие, за что, собственно, расплачиваются неупокоенные души. И опять же (что часто происходит в таких историях о привидениях), огонь - это окончание срока наказания, в нём сгорает всё, и наступает освобождение.
Это предание (или, скорее, дошедшие до нас его фрагменты), интересно и тем, что все здесь задействовано на противоположных принципах. И это не случайно, ведь плотская греховная жизнь, которую ведут герои повествования, так же противоположна монашеским и рыцарским обетам служения Богу, которые они когда-то давали.
Раз в месяц (в новолуние) с вершины замковой горы, ниоткуда, т.е. из рыцарского замка, которого больше нет, в город прибывают фантасмагорические повозки. Поначалу действующие лица просто обозначены. Это женщины - мужчины, монахини (в белых одеяниях) - рыцари (в броне), кони белые (ступают спокойно) - кони вороные (рвут упряжь), беленькие барашки – черные козлы.
Затем действие разворачивается, переносясь в старую ратушу, все начинает смешиваться: раздается дикая музыка, слышны голоса: хриплые мужские и женские - нежные и тихие, застольные песни звучат вперемешку с напевными церковными гимнами.
Наконец, когда повозки появляются из ратуши, смешение несовместимого достигает апогея:
"жутко и странно видеть на плечах рыцарей - головы монахинь, а у монахинь – головы рыцарей в шлемах"...
Фантасмагория повествования усиливается тем самым до жути, до гротеска.
Есть здесь и символика чисел:
двенадцать мужчин и двенадцать женщин (шесть и шесть каждые) три раза объезжали площадь, а напоследок - девять раз.
Хорош и светел конец этого печального повествования:
"И в первую ночь новолуния... над площадью зазвучало восхитительное песнопение: Gloria sit Patri, Filio et Spiritui Sancto! ("Славься Отче наш, и Сын, и Дух святой")".....
Использованная литература.
1. Иоганн Георг Грессе. Книга легенд Прусского государства. Ссылка
2. Людвиг Бехштейн. Книга легенд. Ссылка
1. Иоганн Георг Грессе. Книга легенд Прусского государства. Ссылка
2. Людвиг Бехштейн. Книга легенд. Ссылка
***********
ВНИМАНИЕ! КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий