ГИГАНТСКИЕ КОЛБАСЫ И БУЛКИ КЕНИГСБЕРГА

(из городской хроники XVI в.)


В Кенигсберге, в Пруссии, существует один очень старый обычай, происхождение которого неизвестно. Мясники делают очень большую и длинную колбасу и проносят ее по всем трем городам Кёнигсберга /1/.  Таким образом, каждый его житель может посмотреть на нее и принять участие в процессии.

В 1558 году эта колбаса была длиной в 198 локтей /2/
.  Ее несли 48 человек.
В 1583 году колбаса была сделана из 36 свиных окороков. Она была взвешена на весах и весила 434 фунта /3/, или почти 11 стоунов (1 стоун равен 40 фунтам) Ее длина была 596 локтей, а несли ее 91 человек, не считая цеховых старейшин, шедших впереди и сзади, и сопровождающих, шедших по бокам. Все мясники были одеты по этому случаю в нарядную и опрятную одежду: у всех поверх прочей одежды белые рубахи и одинаковая обувь на ногах.


Мясник, первым несший колбасу, обматывал веревку несколько раз вокруг шеи, оставив конец свободно свисать сзади. За ним шествовали все остальные мясники. Колбасу они несли на плечах, она немного провисала в промежутках между ними. А последний мясник, как и первый, также обматывал конец колбасной веревки вокруг шеи, оставив его свисать сзади.

Процессия направлялась в замок маркграфа Георга Фридриха. Такую колбасу изготавливали только в дни траура по родовой знати Пруссии, когда другие развлечения были запрещены. Такие колбасы стоили очень дорого, ведь каждый раз ее делали все длинней и длинней, а начиняли свининой высшего сорта. Для оболочки колбасы требовалось множество тонких кишок, которые вставляли друг в друга.

Пронеся гигантскую колбасу по городу, гильдия мясников дарила ее пекарям.
Пекари же в день Трех волхвов /4/
 в свою очередь отдаривали мясников огромной булкой, выпеченную из трех шеффелей /5/ пшеничной муки.

В 1583 году таких булок было сделано аж целых пять. Чтобы их испечь, на дворе Кенигсбергского замка были построены две огромные хлебопекарные печи. Между ними было проделано большое отверстие. Затем печи разжигали, и булки, находящиеся благодаря отверстию сразу в двух печах, могли равномерно пропекаться в обеих сразу.

И колбаса, и булки съедались мясниками и пекарями совместно. Для этого обе гильдии приглашали друг друга в гости.

Источник текста:
Johann Georg Theodor Grässe. 
Sagenbuch des Preußischen Staates 
1–2, Band 2, Glogau 1868/71




Post Scriptum

Интересно в этой связи прочитать отрывок из книги немецкого писателя Рюдигера Сафрански "Гофман", в которой он весьма подробно останавливается на описании Кенигсберга.

"Рационалистический дух (начала XIX века) ... оказался неблагосклонным к старым обычаям и традиционным формам общения. Здесь многое подлежало отмене и искоренению как бесполезное, расточительное, суеверное, безнравственное или просто неразумное. Прежде всего предполагалось положить конец неумеренному чревоугодию и винопитию по случаю всевозможных празднеств — да и количество самих праздников тоже предполагалось сократить. 

Дурную славу подобного рода празднествами стяжали себе подмастерья пекарей. Так, например, цех пекарей, один из самых зажиточных в городе, построил приют для своих подмастерьев, и лишь простая установка вывески на нем послужила достаточным основанием для того, чтобы в течение двух дней устраивать в гильдии пир горой. За один раз было съедено шесть быков, большое количество солонины, карпов и прочей рыбы, двенадцать горшков смальца; выпито шесть бочек пива и изведено двенадцать фунтов зерен кофе. Для увеселения были приглашены городские музыканты и устроено шествие по городу.

Отцы города усмотрели в старинных обычаях излишнюю «блажь и причуду». Живописные шествия членов цехов были запрещены по причине того, что они будто бы служат соблазном для «пустой траты времени». Бедным ученикам запрещалось исполнение песен на улице с тем обоснованием, что оно выродилось в простое попрошайничество. 

Немецкий студент. 
Кружка. Порцелан.XIXв.

*** ** *** ** ***

Яркие краски студенческой жизни потускнели. Студенты должны были одеваться, как простые обыватели, и когда они в 1795 году потребовали вернуть им право носить традиционный студенческий наряд, сенат ответил отказом под предлогом того, что наряд этот слишком дорог и представляет собой чистое расточительство, а кроме того, чересчур выделяет студентов на фоне представителей прочих сословий. Когда студенты летними вечерами проходили с пением серенад по городским улицам к Прегелю, прозаически настроенные обыватели усматривали в этом нарушение собственного покоя и ходатайствовали перед властями о запрете студентам музицировать по ночам.

Разумеется, увеселения и коллективные времяпрепровождения не прекратились вовсе, однако изменили свой характер. Смысл старинных церемониалов и обычаев был утрачен. Традиционные строгость и церемонность теперь представлялись столь же несвоевременными, как и традиционные формы отдыха и увеселения. Старинная изобильность праздников, их продолжительность и частота, простонародная непринужденность и расточительность противоречили распространяющемуся теперь буржуазному духу сдержанности. Буржуазная среда, в которой рос Гофман, в своих формах общения норовила отмежеваться и от традиционной строгости, и от традиционного разгула. Предпочтение отдавалось всему среднему, умеренному.

Полуприватный способ коллективного времяпрепровождения нашел выражение в так называемых «ресурсах». Чаще всего они организовывались в частных домах, где собравшиеся вели беседы, читали газеты и играли в карты..."
Р. Сафрански. "Гофман"
ПРИЛОЖЕНИЕ
Новогодние праздники кёнигсбержцев
В XVI веке в Кёнигсберге проводились многочисленные праздники, среди которых всеобщее внимание привлекал, проходивший восемь раз в том столетии, праздник длинной колбасы.
Первый раз его устроили на день Нового 1520 года. Тогда процессия цеха мясников, неся колбасу длиной в 41 локоть, празднично прошествовала по городу. В Новом 1525 году колбаса имела длину в 100 локтей, в 1535 году 203 локтя, в 1540 году 302 локтя, в 1558 году 403 локтя, в 1574 году 500 локтей. В 1583 году длина колбасы составила 596 локтей при весе в 434 фунта, её несли 91 подмастерьев.
Наибольших размеров в 1005 локтей колбаса достигла в 1601 году. Три мастера и 87 подмастерьев потратили на её изготовление 81 свиной окорок и 18 фунтов перца. 103 подмастерья в праздничной одежде несли на плечах колбасу весом в 885 фунтов. Со знамёнами и музыкой шествие двигалось от постоялого двора мясников к замку, где часть колбасы, длиною в 130 локтей, передали в качестве новогоднего подношения герцогу и его советникам. Далее колонна прошла по трём городам, где маленькие кусочки получили три бургомистра, три пивных мастера и три городских священника. Закончилось шествие около постоялого двора пекарей в Лёбенихте. Здесь мясники, пекари и горожане вместе съели значительный остаток колбасы, запивая её очень большим количеством Лёбенихтского пива.
Пекари взяли реванш на Крещение - 6 января 1601 года, когда принесли к постоялому двору мясников 8 больших батонов с изюмом в 5 локтей длиной. Они были выпечены в двух печах из двенадцати четвериков пшеничной муки и двух фунтов аниса и украшены коронами, звездами и гербами из пряничного теста.
С тех пор далеко за пределы Кёнигсберга разнеслась слава о длинной колбасе и больших батонах с изюмом.
Статья Николая Чебуркина в Фейсбуке. ССЫЛКА

«Праздник длинной колбасы» на гравюре Николауса Книлинга 1880 г. ***********************************************

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. После того, как рыцарями Тевтонского ордена в 1255г. был заложен замок Кёнигсберг, в Пруссию стали прибывать переселенцы. Сначала (в 1283г.) образовалось поселение, названное позже Альтштадтом (Старым городом), а затем (в 1300 г.) у подножия горы Мюленберг ("Мельничной) к востоку от замка появилось другое поселение — Нойштадт (Новый город), названное позднее Лёбенихтом.

В 1327 г. на острове у подножья орденского замка был образован третий город — Кнайпхоф (букв."трактирное подворье").

2. Локоть – старая мера длины, у разных народов равнялся приблизительно от 50 до 78 см.

3. Фунт – единица измерения массы, в разных странах - от 450 до 500 гр.

4. Праздник Трех волхвов (Трех царей) отмечается 6 января.

5. Шеффель - четверик ( старая мера зерна ); ведро. 

*** ** *** ** ***


КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АВТОРА И С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ НА vbaden.blogspot.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий