АХИМ ФОН АРНИМ. ИСТОРИЯ "МЕДВЕЖЬЕЙ ШКУРЫ"

Людвиг Эмиль Гримм. "Медвежья шкура". Рис.1808



Achim von Arnim. 1812
"Der Bärnhäuter"
(aus «Isabella von Ägypten»)



ИСТОРИЯ "МЕДВЕЖЬЕЙ ШКУРЫ" /1/ 

Когда венгерский король Сигизмунд был разбит турками, один немецкий ландскнехт бежал из сражения и заблудился в лесу. Не было у него ни господина, ни денег, в Бога он не верил, а тут вдруг явился ему нечистый дух и сказал, что если он будет служить ему, то и денег будет у него вдоволь, и сам себе будет он господином. 

Ландскнехт сказал: "Ладно, согласен". Но дух хотел прежде испытать его храбрость, чтобы не зря наделять его деньгами, и повел его к берлоге медведицы с медвежатами. Когда же она бросилась на них, велел он ландскнехту стрельнуть ей прямо в нос. 

Ландскнехт выполнил приказание в точности, закатил ей по заряду в обе ноздри и уложил ее на месте.

После этого дела начал с ним дух договариваться:
 Сними шкуру с медведицы, она тебе пригодится. Хорошо, что ты нигде не пробил ее пулей, теперь я сделаю тебя богачом, а ты мне за то послужишь семь лет в моей ливрее. За эти семь лет каждую полночь по часу должен ты стоять на страже у моего замка; семь лет не должен ты ни стричь, ни мыть головы, бороды и ногтей, ни умываться, ни чиститься, ни отряхиваться, ни помадиться; семь лет ты не должен пользоваться никаким светом, кроме солнечного света днем и лунного или звездного ночью, и пить ты будешь только доброе вино, а есть солдатский хлеб; и за все это время ты не должен читать никаких молитв.

Ландскнехт на все согласился и сказал духу:

— Все, что ты мне запрещаешь, делал я всю свою жизнь с неохотой: не любил я ни гребня, ни мыла, ни молитвы, а то, что ты мне приказываешь, за хороший стакан вина делать мне будет нетрудно. 

Затем он надел медвежью шкуру, и дух перенес его по воздуху в свой пустынный замок, стоящий посреди моря, где он и поступил сразу к нему на службу. 

Шесть с половиной лет охранял его замок ландскнехт в своей медвежьей шкуре, от которой он и получил свое прозвище. Волосы на голове и в бороде у него так отросли и сбились в войлок, что мало следов в нем осталось от образа божия и подобия. Петрушка выросла у него на коже, что имело вид крайне жуткий.

Прошло шесть с половиной лет, и дух явился опять к ландскнехту, полюбовался на него, сказал, что больше в нем не нуждается, и отпустил его опять к людям, но с условием, что он еще полгода сохранит свой дикий вид. Теперь же он с ним рассчитается и выдаст ему заработанные деньги, а на них он может жить в свое удовольствие. Ландскнехт вовсе не прочь был возвратиться к людям, потому что он и говорить-то почти разучился, и попросил духа перенести его через море в Германию, в Граубюнден 
 в те времена самое неопрятное место на всей земле.

"Медвежья шкура".
Иллюстрация Чарльза Фолкарда
(Charles Folkard). 1915

И все-таки даже там ни один хозяин не хотел пустить его к себе на постоялый двор, пока он не швырнул в лицо одному из них полную пригоршню дублонов и полную пригоршню пиастров. Тогда тот отвел ему свои лучшие комнаты, чтобы он не спугнул со двора других постояльцев. 
Когда же Папа, при помощи своих икон правящий всем христианским миром, проезжал через Граубюнден, возвращаясь в Рим с Констанцского собора, дух явился к Медвежьей шкуре и расписал его комнату изображениями всяких замечательных людей — и покойников, и еще не родившихся, как, например, Антихрист, а также нарисовал Страшный суд, чему хозяин немало подивился, но все-таки заставил Медвежью шкуру освободить свои комнаты и проспать в свином хлеве ту ночь, на которую Папа остановился у него, Папу же положил он в комнату, столь прекрасно расписанную Медвежьей шкурой. 

Когда Папа на другое утро проснулся, то первым делом спросил об удивительном художнике, что так искусно разукрасил комнату. Хозяин рассказал все, что о нем знал, и должен был позвать его наверх из свиного хлева.

Папа же приветливо поздоровался с ним и спросил, кто он такой, а ландскнехт назвал себя Медвежьей шкурой; тогда Папа спросил его, правда ли, что это он написал такие прекрасные картины.
 Кто же еще? отвечал Медвежья шкура.

Тогда похвалил его Папа, как первейшего художника в свете, и сказал ему, что есть у него три любимых побочных дочери, и старшую зовут Прошлое, вторую 
 Настоящее, а третью – Будущее. Ежели он напишет их портреты, изобразив, какою каждая из них станет через несколько лет, то может взять себе в жены ту, какая ему полюбится. Медвежья шкура обещал это сделать, в надежде на своего духа.

Папа повел речь дальше:
 Но ты можешь обморочить меня, что они такими станут в будущем, как ты изобразил, и ежели случится не так, а ты уже вкусишь тем временем любви моей дочери, что мне делать тогда? Посему прежде я тебя испытаю. Я покажу тебе лишь мою младшую дочь Будущее, а ты, глядя на нее, напишешь двух старших, Настоящее и Прошлое. Выполнишь ты это  девица будет твоя, не выполнишь  отдашь мне все свое богатство, о котором хозяин мне рассказывал.

Медвежья шкура на все согласился, побежал рядом с папской каретой, поддерживал ее, когда она кренилась набок, и так оба они благополучно прибыли в Рим. В тот же вечер представил ему Папа свою дочь Будущее, которая была замечательная красавица, только волосы у нее были двух цветов.

Медвежья шкура влюбился в нее с первого взгляда, она же была в ужасе от его вида. Когда она удалилась, вызвал он своего духа, и тот прилетел с горшком красок и с кистью, и портреты обеих старших дочерей были тотчас же готовы. 

Когда Медвежья шкура увидел на портрете Настоящее, забыл он любимую свою Будущее и заплакал, что не та ему досталась. Дух стал утешать его и сказал:
 Через полгода твоя невеста будет как две капли воды на нее похожа. Таким образом ты в этом портрете показал также то, что требовал Папа, то есть какою станет его дочь со временем, а в портрете третьей дочери, Прошлого, ты увидишь, какою станет в будущем Настоящее.

Когда дух написал и этот портрет, он вовсе не понравился Медвежьей шкуре. Когда же он затем потребовал от духа, чтобы тот изобразил ему Прошлое, какою она станет в будущем, то дух вытер кисть о стену и сказал:
 Или расплывется она как облако бесследно, или будет она как образ Будущего, живущий в твоем сердце, который никогда я не сумел бы тебе написать достаточно хорошо.

С этими словами дух исчез.

На другое утро Медвежья шкура показал портреты Папе, который глубоко задумался над ними, затем обнял его и представил своей младшей дочери как жениха. Медвежья шкура в радости своей даже не заметил, как плакала его невеста, когда он разделил на две части свое кольцо, которое могло развинчиваться пополам, и надел половинку его ей на палец. Затем он распрощался, потому что так приказал ему дух ночью, и пустился в обратный путь в Германию, чтобы там в Граубюндене дожидаться истечения своего семилетнего срока.

После того направился он на Баденские источники, где полгода не вылезал из воды и оттирался самыми грубыми швабрами; дюжину лезвий иступили, пока стригли ему бороду и голову. По окончании этого заказал он себе роскошное платье и поспешил назад к своей любимой.

Она же тем временем приобрела вид, какой имела раньше Настоящее: красива она была по-прежнему, только всегда опечалена, потому что страшилась своего жениха и постоянно терпела из-за него насмешки от сестер, оставшихся в девицах.

Однажды громко зазвучали трубы, и все три сестры подбежали к окну. В город въезжал красивый чужеземный рыцарь с большой свитой. Обе старшие сестры сейчас же возмечтали, что это явился их суженый, и, о чудо! рыцарь остановился перед домом и приказал доложить о себе. Они охотно пригласили его войти, и он представился им как отдаленный их родственник, который желал бы жениться на одной из них и просит принять от него дары. Обе старшие жадно схватили подарки, меньшая же осталась стоять в стороне, одинокая, как горлинка. Обе старшие из кожи лезли, чтобы угодить гостю, но они уже больше ему не нравились: Настоящее с виду походила теперь на прежнюю Прошлое, а Прошлое потускнела в лице, словно алебастровая статуя, долго стоявшая под сточным желобом. Милая же Будущее цвела красотой, и волосы ее блестели ровным золотистым цветом.

Все же сначала он полюбезничал со старшими, чтобы испытать чувство меньшой. Она же продолжала держать себя тихо и скромно, покуда те чванились, и тогда он объявил ее своей невестой и навинтил ей на палец другую половину кольца. Радостью запылало сердце покинутой, тут вошел Папа и благословил их обоих. Когда же молодых повели к брачному ложу, обе старшие сестры впали в такое отчаяние, что одна из них повесилась, а другая бросилась в воду. Ночью к Медвежьей шкуре в последний раз явился дух, держа на руках трупы обеих девиц, и сказал:
 Ты выполнил все, что мне обещал, и я теперь в выгоде: мне достались две дочери, тебе же  одна. Будь здоров и береги свое сокровище.


Переводчика мне установить не удалось.
Буду благодарна за подсказку. Т.К.



ПОСЛЕСЛОВИЕ.

История о ландскнехте (т.е. солдате-наемнике), проносившем в услужении у некоего духа медвежью шкуру семь лет, а затем добывшем себе красавицу-жену и богатство, впервые встречается в плутовском романе "Симплициссимус" Ганса Якоба Кристофа Гриммельсгаузена  самом популярном произведении немецкой литературы XVII века. 

Гейдельбергский романтик Ахим фон Арним опубликовал ее в журнале "Zeitung für Einsiedler", издававшемся им вместе с Клеменсом Брентано и Йозефом фон Гёрресом с апреля по август 1808г., а Людвиг Эмиль Гримм - третий из братьев Гримм, художник - сделал к ней иллюстрацию /2/. Позже Арним, переработав и дополнив свою первоначальную версию "Истории о Медвежьей шкуре", включит ее как рассказ цыганки Браки в свою сказочную повесть "Изабелла Египетская" (1812), где, сохраняя основной сюжет, превращает симплициссимусовского солдата в услужливого, добродушного и плутоватого странствующего мертвеца. 

К истории «Медвежьей шкуры» обращались и другие романтики. В 1811 г. Юстинус Кернер пишет комедию для театра теней «Медвежья шкура в Зальцбаде», где высмеивает рационализм, ставший к тому времени старомодным. Братья Гримм включают значительно переработанную ими сказку под названием "Медвежатник" в свои "Детские и домашние сказки" под номером 101. 

В 1986г. на киностудии DEFA был снят игровой фильм-экранизация под одноименным названием - "Der Bärnhäuter".

Черты "Медвежьей шкуры" легко узнаются и в герое советского мультфильма "Мистер Пронька" (1991).



М/Ф "МИСТЕР ПРОНЬКА". 1991




ПРИМЕЧАНИЯ

1. "Der Bärnhäuter"  буквально "Одетый в медвежью шкуру". Здесь также игра слов: выражение "лежать на медвежьей шкуре" (auf der Bärenhaut liegen)  означает в немецком языке "лентяйничать". Отсюда имя главного героя может быть также и "лентяй", "лежебока".





******************

Комментариев нет:

Отправить комментарий