РИХАРД ФОН ФОЛЬКМАНН-ЛЕАНДЕР. ТРИ СЕСТРЫ СО СТЕКЛЯННЫМИ СЕРДЦАМИ


Richard von Volkmann-Leander
Die drei Schwestern mit den gläsernen Herzen. 1871



На свете есть люди со стеклянными сердцами. 
Если до них тихонечко дотронуться, 
они звенят, как серебряные колокольчики. 
Но если их толкнуть посильнее, они разобьются. 
Р.Л.




Жили когда-то король с королевой, и было у них три дочери. И у всех трех были стеклянные сердца. — Дети, — сказала им как-то королева, — будьте осторожны со своими сердцами. Они у вас хрупкий товар. — Так они и поступали.

И вот однажды выглянула старшая дочь из окна и посмотрела вниз, в сад, где пчелы и бабочки кружились вокруг левкоев. И при этом она сильно прижалась к подоконнику. Прозвучало «дзинь!», — как будто что-то раскололось, — и принцесса упала мертвой.


Спустя некоторое время вторая сестра выпила чашку очень горячего кофе. И снова раздался звон бьющегося стекла, только тоньше, чем в первый раз, и принцесса упала тоже. Тогда мать подняла ее, осмотрела, и вскоре заметила к своей радости, что девушка не умерла. Ее сердце слегка треснуло, но до конца не раскололось.

— Что же нам делать с нашей дочкой? — начали думать король и королева. — У нее трещина в сердце, и пусть она маленькая, но сердце может не выдержать и расколоться. Мы должны беречь ее…

Но принцесса сказала: — Ах, оставьте. Иногда бывает и трещина, а ничего — как будто и нет ее!

Тем временем самая младшая королевская дочь подросла и стала такой красивой, доброй и отзывчивой, что принцы со всех сторон съезжались в королевский дворец свататься. Но старого короля несчастья научили уму-разуму, и он сказал: — У меня только одна целая дочь, и у нее тоже стеклянное сердце. Если я и отдам ее кому-то, то пусть это будет король, который владеет ремеслом стекольного мастера. Тогда он будет знать, как ему обходиться с таким хрупким материалом. — Сказано было хорошо, да только не было среди женихов никого, кто изучил бы ремесло стекольщика. И всем принцам пришлось уехать ни с чем.

..Жил при дворе короля среди благородных юношей один сын знатных родителей. Воспитывался он как дворянин, а настоящим дворянином мог стать только тот, кто три раза пронесет шлейф за принцессой.

Когда он в первый раз нес ее шлейф, он заметил, что у нее совершенно королевская походка. Когда он нес шлейф во второй раз, принцесса сказала ему: — Отпусти-ка на минуточку мой шлейф, дай мне свою руку и проведи меня вверх по лестнице. Но только очень осторожно, как это подобает благородному юноше, который ведет за руку королевскую дочь. 
— Когда он вел ее по лестнице, он заметил, что у нее совершенно королевские руки. Она тоже что-то заметила, но что — я скажу вам позже. И, наконец, когда он нес за ней шлейф в третий раз, принцесса повернулась к нему и сказала: 

— Как прелестно ты несешь мой шлейф! Так мой шлейф никто не носил.

Тут юноша заметил, что у нее к тому же и королевская речь.

Так он стал настоящим дворянином, король поблагодарил его за службу, поздравил и сказал, что он свободен и волен покинуть дворец. И когда молодой человек уходил, королевская дочь стояла у дверей сада и сказала ему: — Ты так волнующе носил мой шлейф, как никто другой. Ах, если бы ты был королем и стекольщиком!

На это юноша ответил, что он приложит все силы для этого, пусть она его только дождется, а уж он вернется непременно.

И вот молодой человек пришел к стекольных дел мастеру и спросил его, не возьмет ли он его к себе в ученики.

— Возьму,- ответил тот, — Но тебе придется пробыть у меня четыре года. В первый год ты будешь учиться ходить за булочками к пекарю, а также умывать, одевать, причесывать моих детей. Во второй год будешь учиться замазывать шпаклевкой щели у дома, на третий – резать и вставлять стекло, а на четвертый год ты станешь мастером.

Тогда молодой человек спросил у стекольщика, нельзя ли начать с конца, чтобы уладить дело побыстрее. Но мастер ответил на это, что хороший стекольщик всегда учится с самого начала. Только тогда из него выйдет толк.

Делать нечего, пришлось довольствоваться тем, что было предложено. Итак, в первый год он носил булочки от пекаря, умывал, причесывал, одевал его детей, во второй год замазывал щели шпаклевкой, на третий учился резать и вставлять стекло, а на четвертый год он стал мастером. Тогда он снова одел благородную одежду, попрощался со своим учителем и начал думать, как ему быть дальше, чтобы завоевать принцессу и стать королем.

И когда он так ходил взад-вперед по улице, погруженный в свои мысли и уставившись на мостовую, к нему подошел какой-то человек и спросил его, не потерял ли он чего. Юноша ответил ему, что потерять-то он ничего не потерял, но кое-то ищет, а именно королевство. И спросил прохожего, не знает ли он, как нужно приступить к тому, чтобы стать королем.

— Ну, если бы ты был стекольщиком, — ответил человек, — я бы дал тебе совет.

— Я как раз стекольщик, — ответил тот. — Только что выпустился.

И когда он это сказал, прохожий рассказал ему историю о трех сестрах со стеклянными сердцами и за кого старый король хочет выдать свою дочь замуж.

— Сначала, — рассказывал человек, — было условие, чтобы стекольщик, который ее получит, был к тому же и королем или королевским сыном. Но такого найти никак не могут, поэтому король как всякий умный человек немного уступил и поставил два других условия. Разумеется, стекольщиком жених обязательно должен быть, это остается.

— А какие два других условия? — спросил молодой дворянин.

— Он должен понравиться принцессе и иметь к тому же бархатные руки. Если такой жених найдется, то король отдаст ему принцессу, а затем, когда уйдет на покой, сделает вместо себя королем. Но во дворце уже побывало великое множество стекольных дел мастеров, и ни один из них не понравился принцессе. Кроме того, у них всех очень грубые руки, как обычно у стекольщиков.

И вот молодой человек пошел во дворец, показался на глаза королю, напомнил ему, как служил у него, и рассказал, что ради его дочери он стал стекольщиком, а сейчас хочет жениться на ней, а затем стать преемником старого короля.

Тогда король позвал принцессу и спросил ее, нравится ли ей молодой дворянин. И когда она это подтвердила, потому что сразу узнала его, король попросил жениха снять перчатки и показать руки. Ведь они должны были быть у него обязательно бархатными.

Но принцесса сказала, что это не нужно. Она очень точно знает, что руки у него бархатные. Она это заметила еще тогда, когда он вел ее вверх по лестнице.

И вот оба условия были выполнены. Принцесса получила в мужья стеклянных дел мастера, да к тому же и с бархатными руками. А он оберегал ее и следил за ее сердцем, так что принцесса дожила до своей благословенной кончины.

А вторая сестра – та, у которой в сердце была трещина, стала самой лучшей тетушкой на свете. В этом заверяли не только дети, родившиеся у молодой королевской четы, но и все остальные люди. Маленьких принцесс она учила читать, молиться и шить куклам платья, а у принцев она проверяла отметки. Того, у кого отметки были хорошими, она хвалила и дарила подарки, но если кто-то получал плохую отметку, давала подзатыльник, говоря: — Скажи-ка, благородный принц, что ты себе вообразил? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Давай, говори, кем?

И если мальчик хныкал и лепетал: — Ко-ко-королем, 
— она смеялась и спрашивала: — Королем? Королем Мидасом? 

Высокородным королем,

Два уха от осла при нем*? 

И эта вторая принцесса тоже дожила до глубокой старости, хотя и была у нее в сердце трещина. А когда кто-то немало удивлялся этому, она обычно отвечала: — Ну, если сразу не раскололось, то будет держаться долго.


И это истинная правда. Вот у моей матушки был старый сливочник, белый, с маленькими цветочными веточками. Сколько я себя помню, была в нем трещина. Он до сих пор жив и служит на кухне. А уж сколько с тех пор у моей матери перебывало посуды и сколько разбилось – счета нет!

ПРИМЕЧАНИЕ:

*По легенде Аполлон, разгневанный на фригийского царя Мидаса за то, что тот присудил пальму первенства в музыкальном соревновании не ему, а сатиру Марсию, наградил его за такое судейство ослиными ушами.

Оригинал (нем.):  
Рихард фон Фолькманн-Леандер, "Мечтания у французских каминов", Лейпциг, 1871, Nr. 8.







Иллюстрации: 
КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АВТОРА ПЕРЕВОДА.

*****

Комментариев нет:

Отправить комментарий