ЭРНСТ МОРИЦ АРНДТ. ЛОЖНАЯ КЛЯТВА



Ernst Moritz Arndt

Der Falscheid

*****************


В селе Ланкен, что под Гра́ницем, жил когда-то один крестьянин. Звали его Матиас Пагельс. Это был трудолюбивый скромный человек, живший одиноко и тихо. Люди считали его богачом. А кое-кто даже поговаривал, что он колдун. Но ведь часто колдуном считают и того, кто заработал свои деньги самым естественным на земле колдовством - своим трудом и умом.

Ланкен/Границ (о.Рюген). Современный вид

Правда,  хорошим человеком Пагельс не был. Он поссорился с одним из своих соседей, который обвинил его в том, что Пагельс с одной из сторон прихватывает своим плугом пашню соседа, как свою. 

И это было правдой. Но Пагельс ругался и клялся, что этот кусок пахотной земли принадлежит ему. Именно так, как он его вспахивает. И еще на десять шагов дальше – до старого бука, стоящего на горке у опушки леса, в чем он готов поклясться и доказать свою правоту бумагами. И он поклялся в том и действительно принес документы, а среди них одну бумагу, подтверждающую его право собственности на пахотное поле. Но люди шептались, что двое из маленьких черных человечков, что таскали ему в дом деньги, подмахнули для него эту бумажку в адской канцелярии Главного черта, там же и поставили печать.

Впрочем, Матиас Пагельс уже при жизни своей нес наказание. Не было у него ни отдыха, ни покоя от своих маленьких знакомцев: каждую ночь в двенадцать часов он должен был вскакивать из постели, кружить по своей пашне, затем карабкаться на высокий бук, сидеть там и мерзнуть полные два часа, отбиваемые в ночи колоколами сельской церкви.

Еще и поныне видят иногда на том старом буке маленького человечка в сером халате и белом ночном колпаке. Обычно сидит он, как белая сова, на суку в полночь и жалобно стонет. И к дереву тому ни человек близко не подходит, ни лошади мимо не скачут: они храпят, взбрыкивают и встают на дыбы. Даже лучшие наездники не могут заставить их приблизиться к тому буку: лошади брыкаются и несутся, не разбирая дороги, вкривь и вкось по полю.

И когда моя дорогая матушка, которая родилась в Ланкене, была еще маленькой девочкой, пели люди о Матиасе Пагельсе вот такую песенку:



— Пагельс в белом колпаке,
Ты зачем туда залез?
Сверху ты глядишь, как сыч.
Что тебе покоя нет?

— Потому покоя нет,
Что подписан договор —
Моя бедная душа
Корчиться в огне должна.










ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА.

В этой легенде, записанной на о.Рюген, Арндт рассказывает нам о призраке, который в этих местах (на островах Балтийского и Северного морей) называют го́нгером. Это про́клятая душа, которой нет покоя и после смерти, поскольку жульничество с границами земельных наделов считалось у средневековых крестьян одним из самых страшных преступлений. 

Недаром причиной трагической коллизии, легшей в основу сюжета одной из самых известных новелл швейцарского классика XIXв. Готфрида Келлера "Сельские Ромео и Джульетта", как раз и является распря из-за неправедно присвоенного земельного надела.


А вот что говорит о гонгерах Бенджамин Торп в своем труде "Нордическая мифология":

"...Согласно древнему народному верованию, всякий, кто совершал при жизни подобные преступления, обречен после смерти не покоиться в могиле, а подниматься после полуночи и с фонарем в руке отправляться на место, где стояли вехи, которые он воровским способом передвигал...." 

"..В здешних местах водится много призраков, которых называют гонгерами, поскольку те, кто был несправедливо убит, либо переставлял отметки земельных владений или пахал чужую землю, не находят покоя после смерти. 

Также становятся гонгерами духи богохульников, самоубийц, а также тех, кто проклял самих себя. Таким гонгерам нельзя подавать руку, поскольку она обожжется, почернеет и отпадет..."

Benjamin Thorpe. 
Northern Mythology. 1852

Интересно, что на Руси в спорных делах о земле и межах вместо обыкновенной присяги употреблялся юридически признанный обряд хождения по меже с глыбою земли: один из судящихся клал себе на голову кусок земли, вырезанный вместе с растущею на ней травою на тот самом спорном поле, и шел с ним по тому направлению, где должна была проходить законная граница. Показание это принималось за полное доказательство истинности.
(см. А.Н.Афанасьев "Древо жизни. Мифы древних славян")

"Гонгер". Постер худ.фильма (ФРГ) 2008г.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Вот еще одна легенда о гонгере (на этот раз голландская).
(Перевод Андрея Кондратьева)

"Около деревни Виерзель в прежние времена жил крестьянин, который был настолько одержим желанием приумножить свои земли, что убрал межевые знаки, которые отделяли его земли от земель соседа, и таким образом присвоил большой участок. Его сосед, человек добродетельный, ни от кого не ожидал зла и потому не заметил обмана. Благодаря этому нечестный крестьянин пользовался плодами своего воровства на протяжении всей своей жизни. Но пришел и его смертный час, да так внезапно, что он не успел исповедать свои грехи. 

Соседи часто видели его после смерти между двенадцатью и часом ночи, бегающим по полю с тяжелым колом на спине и беспрестанно кричащим: «Куда мне поставить его? Куда мне поставить его?»

Он долго таскал этот кол, пока не случилось так, что какой-то крестьянин, проходивший по полю, был настолько пьян, что не мог идти дальше и уснул прямо на земле. В двенадцать часов призрак появился с межевым столбом и как обычно начал кричать: «Куда мне поставить его? Куда мне поставить его?» 

Пьяный проснулся от этого крика, поднял голову, посмотрел на привидение и произнес: «Эй, оборванец, поставь столб туда, откуда ты его взял… дурья голова!» 

«Слава Господу! Теперь я свободен!» — радостно воскликнул призрак и побежал ставить межевой столб на прежнее место. 
С этого времени он больше никогда не появлялся".

*****

Эта легенда на северном побережье Германии и Нидерландов является одной из самых распространенных. 



*********

КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.

Комментариев нет:

Отправить комментарий