ГОРБАТЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК ИЗ ЛАНГЕНАЛЬБА

Das bucklige Männlein in Langenalb


Горбатый человечек - очень древний и 
любимый сказочный персонаж сказок Германии. 
А Лангенальб - это реально существующая 
шварцвальдская деревушка. 
Она находится недалеко от Баден-Бадена под Карлсруэ. 
Когда-то ее со всех сторон окружали 
густые леса, - сейчас от них остались 
лишь небольшие фрагменты.

********






В Лангенальбе, в предгорьях Шварцвальда, много лет назад жил когда-то один крестьянин. Он был честен и трудолюбив, но все же беден. Без устали вспахивал он свое поле, но едва-едва мог прокормиться. Однако не оставлял своих трудов и, несмотря ни на что, не унывал.

Однажды вечером, после тяжелого рабочего дня, пошел он как обычно в коровник, чтобы проведать свою коровку и задать ей сена. И внезапно охватило его странное ощущение чужого присутствия. Показалось ему, что в коровнике он не один. Правда, осмотревшись, никого не увидел, однако необычное чувство не покидало его, и он, озираясь по сторонам, ушел из коровника быстрее, чем обычно.

В следующий вечер, когда крестьянин подбрасывал сено в ясли, ощущение, что кто-то наблюдает за ним, пришло вновь. И на этот раз человек быстро покинул коровник и вернулся в свое безопасное жилище. Но когда следующим вечером он, испытывая невольный страх, замедлил шаги перед дверью хлева, то вдруг подумал, что страх этот оскорбителен, поскольку это был его собственный коровник и не след ему бояться входить в него. Итак, он открыл дверь и занялся своими обычными делами.

А когда на него снова накатило чувство чужого присутствия, крестьянин громко спросил твердым голосом, кто тут и что хочет. И глядь-ка, - за спиной он услышал нерешительное покашливание /1/.

Тогда человек обернулся, и увидел сидящего на стоге сена маленького горбатого человечка ростом с двухлетнего ребенка. Человечек был одет в изношенное платье с многочисленными заплатами, у него было морщинистое личико, а на голове ветхая шляпа с широкими полями. Он сидел, скрестив ножки и смущенно улыбаясь крестьянину. Затем он стянул с головы шляпу, под которой оказались свалявшиеся седые волосы, и приветливо пожелал крестьянину доброго вечера.

Человек рассмеялся, так как весь страх его пропал, хоть и было ясно, что его неожиданный посетитель принадлежал к существам из другого мира. Он спросил гномика, кто он и что может для него сделать. Человечек сразу же посерьезнел и ответил, что вот уже много столетий он заколдован. Однако сейчас наступило время, когда ему можно освободиться. И помочь ему может один-единственный человек на всем белом свете, а именно этот крестьянин. Так говорят звезды, и он просит за себя.

Слова маленького гномика опечалили добросердечного крестьянина, и он с готовностью согласился сделать все, что требуется. Человечек обрадованно хлопнул в ладоши и сказал, что дело не такое уж и сложное.

В ближайшее полнолуние надо отправиться в лес. Там на поляне будет сидеть пудель с горящими глазами. Его надо будет прогнать. И если это удастся сделать, то на том самом месте, где сидел пудель, отыщется сундук золота, который по праву будет принадлежать крестьянину.

Когда человек с сомнением посмотрел на маленького гномика, тот заверил его, что вовсе не обязательно прогонять собаку в одиночку. Можно взять с собой двух друзей. Тогда крестьянин решил, что дело совсем нетрудное, кроме того сундук, набитый золотом, тоже был весомым аргументом. Да к тому же, если бы затея удалась, золото он охотно разделил бы на троих.

Итак, он пообещал гному, что поможет ему. Маленький человечек от радости подпрыгнул и подбросил шляпу в воздух. Затем он объяснил крестьянину, как пройти на нужную поляну в лесу, и исчез из глаз.

На следующее утро крестьянин заручился поддержкой двух своих самых верных друзей, которые охотно согласились составить ему компанию в ночной прогулке в лес, хоть и не очень поверили в историю про человечка и сундук с золотом.

И вот наступила полночь следующего дня. В серебряном свете полной луны три тощие фигуры с фонарем в руках покинули деревню и отправились в поход. Все трое храбрились, посмеивались и подталкивали друг друга кулаками в бок, считая все предприятие отличным приключением.


Однако чем ближе они подходили к указанному месту, тем беспокойнее становилось на душе у крестьянина. Он в отличие от своих беспечных приятелей заметил, что ночь была неестественно тихой. Ни одного звука, кроме тихих смешков его спутников, слышно не было, как будто сама природа затаила дыхание. Тем временем луна спряталась за облаками, и в неярком свете фонаря путники с трудом различали тропинку.

Внезапно замолкли и приятели, поскольку в темноте вдруг раздался странный звук, - тихий жуткий вой, который внезапно начался и так же внезапно умолк. А затем в некотором отдалении возникло сияние, как от пламени.

Никто из мужчин не хотел отставать друг от друга, поэтому все втроем, держась кучно, направились на свет. Оставшаяся дорога много времени не заняла, - и вот уже все трое стояли на опушке посредине густого темного леса. Однако ночь необычайно ярко освещалась неким созданием, казалось бы вышедшим прямиком из ада.

Мужчины, остолбенев от изумления, уставились на животное, сидевшее прямо перед ними на земле. Собака громадных размеров, примерно с молодого быка, с длинной пылающей пламенем шерстью, выла на луну страшным воем. Она была как бы окутана огненным дымом, однако казалось, что пламя не причиняло ей никакого вреда. Когда дьявольское отродье шевелилось, от него во все стороны летели искры.

И вот пудель уставил свои кошмарные кровавые глаза на оцепеневших крестьян. Как уголья, горели огромные зрачки в ужасной голове. Затем дьявольская собака приподнялась в дожде из искр и залаяла. Лай звучал так, как будто раздавался из самой глубокой бездны на земле.

У бедных крестьян испарилась последняя капля смелости, и с криками ужаса они пустились наутек. Фонарь они потеряли еще тогда, когда едва увидели пуделя, и оставшийся путь теперь проделывали в темноте, уносясь громадными прыжками.

Несколько раз они падали друг на друга, поднимались снова, и снова неслись без оглядки, вон из проклятого леса. Затем по полю и до деревни, куда они добежали почти без сил, теряя сознание.

Сам крестьянин, с трудом переводя дух, добрался наконец до своего дома и прислонился к стене коровника, чтобы немного успокоить бешено стучащее сердце. Страх поразил все его члены, и он всхлипывал и кашлял без удержу.

Через некоторое время он смог восстановить дыхание и, когда направился в избу, перед ним появился горбатый человечек. Он держал свою шляпу в руках и горько плакал. Гномик выглядел таким несчастным, что человеку стало его очень жаль и он попросил прощения за свою промашку. Однако гном ответил, что, несмотря на это, крестьянин все-таки проявил мужество. Но возможность освободиться от колдовства для человечка на сей раз упущена.

Следующее время придет тогда, когда первая вишневая косточка в этом году упадет на землю, из нее появится росток, который вырастет в большое сильное дерево. Дерево должно состариться, и тогда из его древесины надо будет вырезать колыбель. И только ребенок, который будет положен в эту колыбельку, сможет спасти человечка, да и то только когда достигнет зрелого возраста.

Сказав это, человечек поднял руку в знак прощания и исчез.

Вот история о горбатом человечке, как ее рассказывают в Шварцвальде.

Перевод с нем. Татьяны Коливай


ПРИМЕЧАНИЕ
1. Согласно древнему поверью, существа потустороннего мира не могут заговорить со смертным, пока он сам не начнет разговор.


Горбатый человечек.
Авторская кукла

2. 
ГОРБАТЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК - сказочный фольклорный персонаж.
Действующее лицо многих немецких сказок и легенд. Символ вечного скитания, забвения, невозможности избавления от проклятия, наложенного когда-то за грехи. 

В фольклоре немецкоязычных стран (Германии, Австрии, Швейцарии) это одно из наиболее популярных действующих лиц. 
(См., например, в блоге сказку "Стражи клада Фрауенштайн").

Горбатый человечек – символ искаженной жизни; он сможет найти избавление от вечных странствий и обрести освобождение только с приходом Мессии. Прообразом его является Вечный Жид, или Агасфер - башмачник из Иерусалима. Когда Иисус проходил мимо дома башмачника, сгибаясь под весом креста, он задержался у двери, чтобы немного отдохнуть; но башмачник вышел из дома и грубо толкнул Спасителя, чтобы заручиться одобрением Его врагов. После этого Агасфер был проклят и вынужден вечно скитаться, не находя отдыха до Судного Дня.

Немецкие предания говорят о Вечном Жиде так:
"На протяжении многих веков странствует из города в город Вечный Жид . Он никогда не испытывает ни голода, ни жажды и никогда не стареет. Отдыхает он всегда отдыхает вне дома, ведь под крышей он уснуть не может. Говорили, что много лет назад его видели в Люнебурге, где он спал на камнях прямо за границей города.

Через несколько лет после этого его видели в Зундвите, недалеко от Бойшау. Он нес корзину, из которой рос мох. Вечный жид отдыхает только в канун Рождества, если найдет брошенный в поле плуг, поскольку может сидеть только на нем".


ГОРБАТЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК




Пошла я нынче в огород - 
Сорву-ка огуречек! 
Гляжу: несет мне огурец
Горбатый человечек.

Хотела печку растопить 
-Да не нашла дощечек.
Гляжу: спешит с вязанкой дров
Горбатый человечек.

А в поле давеча пошла
Пасти своих овечек -
Гляжу: а он уж их пасет,
Горбатый человечек.

Полно у златокузнеца
Сережек да колечек.
Гляжу: принес колечко мне
Горбатый человечек.

Эх, виноградное винцо -
Услада для сердечек!
Гляжу: с кувшинчиком спешит
Горбатый человечек.

Молиться в церковку пошла
При свете тусклых свечек.
Гляжу: стоит передо мной
Горбатый человечек

И просит, голову склоня:
"Вы помолитесь за меня".





Австрийская народная песня.
Мелодия из Венского песенника 1774 года. 
Включена в сборник А.фон Арнима и К. Брентано 
"Волшебный рог мальчика". 
Перевод Льва Гинзбурга



Иллюстрации: 
Мюнхенские летучие листки
с текстом стихов о Горбатом человечке. 
Muenchener Bilderbogen. 1885





КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АВТОРА ПЕРЕВОДА


Комментариев нет:

Отправить комментарий