ЯНТАРЬ. 1859

Янтарное побережье Земландии.
Рыбаки за поиском янтаря. 1930-ые гг.
********************************************


 ЦИКЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"
****************************
Еженедельник "Gartenlaube".
Leipzig, 1859, Heft 31, S. 445-447
"Der Bernstein"
*********************


Благословенный дар прусского побережья и одно из самых замечательных творений природы.

Янтарь, или Bernstein, как говорили в Пруссии. А так же Börnstein, Agtstein и Aitstein – от старонемецких слов «börnen» и «aiten», означавших «гореть» и «быть сожженным». Он был известен еще в древности. «Высокогрудые девы»-троянки, а также жены эллинских воинов, приплывших на «крылатых, чернобоких кораблях» /1/, чтобы разрушить Трою, украшали себя янтарными камнями.

И троянцы, и греки получали янтарь от финикийцев – бриттов древнего мира. Янтарь привозили с морского побережья. С какого? Да с того, где его и сегодня чаще всего находят, – с морского побережья Пруссии.

Согласно древнегреческому мифу, поэтически изложенному в «Метаморфозах» римского поэта Овидия, янтарь возник из слез, которые пролили сестры Фаэтона, когда этот незаконнорожденный сын Гелиоса нашел ужасный конец в своей безрассудной попытке править колесницей отца. Плачущих гелиад боги превратили в тополя. Они стояли на берегу Эридана, а слезы, что проливали безутешные девы, попадали в студеную воду и затвердевали, превращаясь в янтарь – прекрасный прощальный дар сыну Солнца.

"Плачут несчастные девы, по брату горюя,
Льется слеза за слезою в воды священной реки.."

Под «Эриданом» эллины во времена Гомера понимали реку Пад, что ныне зовется По, их потомки — реку, впадающую в Северное море (Маас, Шельда или сам Рейн), и только ко времени рождения Христа – т. е. в то время, когда Сидон и Тир, бывшие метрополии Финикии, уже лежали в руинах, а финикийцы продолжали жить только в истории, – удалось выяснить настоящее место, где находили янтарь, – песчаное морское побережье Пруссии, носящее поэтичное имя Нерунг. Да и название Эридан тоже живо здесь. Только теперь оно звучит как «Радауне» /2/. Это имя небольшой речушки длиной 9,5 мили, притока Мотлавы, впадающей в свою очередь в Вислу.

Долгое время янтарь считался минералом, недаром его называли камнем. Однако недавние исследования показали, что он несомненно имеет растительное происхождение и относится к растительным смолам, хотя и лишен некоторых из их свойств. Вероятно, он – продукт хвойного дерева, принадлежавшего к роду Coniferae, погибшего во время одного из многочисленных катаклизмов Земли. Раньше предполагали, что это случилось во времена третичного периода, т. е. в период буроугольного образования. Профессор Гёпперт из Бреслау /3/, однако, считает, что возникновение янтаря произошло не в те первобытные времена, а гораздо позже, а именно во время предпоследнего или последнего катаклизма Земли. Это, в частности, подтверждается тем фактом, что мелкие насекомые, часто встречающиеся в янтаре, идентичны тем, что существуют и сегодня.

Янтарь, несмотря на свое почтенное знакомство с финикийцами, не очень стар с точки зрения науки геологии, которая, как известно, оперирует не десятилетиями и столетиями, а тысячелетиями. При объяснении частого появления янтаря в северных широтах, предполагают, что это древесная смола, которая изобильно сочилась тонкой струйкой из ствола хвойного дерева и быстро затвердевала.

В те времена северные районы, в которых расположена нынешняя Пруссия, имели благодатный мягкий климат. На обширной части нынешнего дна Балтийского моря росли девственные леса, которые погибли под толщами вод, когда с крайнего севера сюда вместе с ледяными массами пришли гигантские паводки, что и привело к смене мягкого теплого климата на суровый холодный.

**********
В зависимости от того, где он был найден, янтарь бывает морским и береговым. Первый добывают главным образом вычерпыванием в море, второй — раскопками на морском берегу.

Вычерпывание проводят в любое время года. Когда шторм или другое возмущение волн срывает с глубокого морского дна бурые водоросли с застрявшим в них янтарем, то часть их несет к берегу. И как только «черпальщики», а это в основном крепкие мужчины-рыбаки, которых, впрочем, больше интересует «золотой подарок моря», чем их основной промысел, замечают прибиваемые волнами к берегу водоросли, они, одетые в грубые шерстяные юбки и кожаные фартуки-кирасы, взяв в руки сети или сачки на длинных шестах, заходят по грудь в море, черпая глубоко до самого дна воду.


Шагая по мелководью, они таким образом собирают янтарь вместе с водорослями – этим его досадным, но неизбежным дополнением, затем подходят к берегу и вываливают свой улов на сушу. На берегу женщины и дети заботливо выбирают из бурой гущи кусочки янтаря и несут драгоценную ношу домой, а мужчины обычно идут в ближайший трактир и там совершают возлияния картофельным шнапсом во славу Бахуса-освободителя от забот. В зависимости от подаренного Нептуном улова, возлияния эти бывают более или менее обильными.

Это самый распространенный способ, по которому море лишается своих янтарных богатств. Значительно меньше то количество янтаря, которое Нептун добровольно отдает обитателям суши, этим созданиям своего брата Юпитера. Или, выражаясь менее высокопарно, то количество янтаря, что Балтийское море выбрасывает на восточное и западное побережья, когда дуют северные и западные ветра.

Как бы там ни было, западное побережье Земландии – это «Янтарный берег» Пруссии, наиболее щедро одариваемый морской стихией. Менее богаты пляжи Данцига, Балтийская коса (frische Nehrung) и северный берег Земландии. Еще менее – Куршская коса и Дальняя Померания, а наиболее бедны берега Курляндии в России и Сконе в Швеции. На всех остальных участках морских побережий, где находили янтарь, он встречается редко.

**********

Второй способ добычи – раскопки. На побережье отыскиваются участки, где кусок берега обрушился из-за подмыва, так что на обрывистой уцелевшей стенке стали отчетливо видны наслоения пластов земли. Там, где коричневые полосы указывают на наличие залежей бурого угля или там, где появляются слои голубой глины и охряной гальки, можно ожидать и наличие янтаря.

Поскольку холмы на морском побережье обычно образуются донными наносами, то при добыче янтаря сначала делают надежную укрепленную яму. Находится соответствующий участок, расчищается от осыпи и обломков пород, затем подножие холма аккуратно подкапывается, чтобы вниз обрушился кусок края берега. Из упавшей массы земли делается вал, ограничивающий берег от моря. Вал представляет собой полукруглое углубление с наклонными стенками, чтобы земля не осыпалась.

Затем одни рабочие начинают сверху окапывать край ямы, а другие из падающей сверху земли формируют вокруг ямы стенку. Яму очищают, углубляют и выравнивают. Поскольку над залежью янтаря нередко присутствуют грунтовые воды, их приходится отводить, после чего оставшуюся воду направляют в котлообразные углубления, яму по периметру обносят сваями, их переплетают хворостом и тщательно затыкают каждую щель травой и мхом.

После того, как кропотливая подготовительная работа завершена и яма готова, копатели („Stecher“) становятся в ряд и осторожно втыкают в землю на глубину около трех футов железные долота, аккуратно отделяя тонкий пласт земли.

Перед копателем в яме стоит принимающий („Abnehmer“), который внимательно следит, не показался ли в земле янтарь. Более крупные куски янтаря аккуратно извлекаются и заворачиваются в мокрую тряпку, чтобы они не раскололись на воздухе, как это иногда случается.

Отделив первый слой земли, копатели срезают второй слой и так далее – пока это возможно, чтобы не допустить обрушения нависающего края ямы. За этим постоянно следят надзирающие (“Aufseher”, “Ausgucker“). Только когда рабочие убеждаются, что в яме янтаря больше нет, они оставляют ее, чтобы снова попытать счастья в другом месте, как это делают калифорнийские и австралийские золотоискатели.

Что же касается прибыли, то она обычно делится следующим образом: треть достается собственнику земли, на которой ведутся поиски янтаря, вторую треть получает предприниматель, организовавший раскопки, а последняя треть отдается рабочим, которые делят ее меж собой. Рабочие также получают каждую неделю небольшую фиксированную заработную плату из кармана «владельца ямы», т.е. предпринимателя, и он же, посещая место раскопок, угощает рабочих табаком и пивом – шнапс сухопутные сборщики янтаря, в отличие от своих коллег-мореходов обычно презирают.

Реализация найденного янтаря обычно происходит так: предприниматель забирает себе весь найденный янтарь и выплачивает другим участникам их доли наличными, исходя из предварительно согласованной между всеми сторонами стоимости янтаря. Цена, которую предприниматель получает от скупщиков, торговцев и резчиков янтаря сверх той цены, которую уплатил сам, составляет вторую часть его прибыли.

**********

Стоимость янтаря в первую очередь определяется размером, цветом и формой кусочков, их большей или меньшей прозрачностью. Полностью прозрачный янтарь 
 ("Hauptstein") обычно ценится дороже всего, полупрозрачный «янтарь-бастард» ("Bastard") является наиболее распространенным стандартом, а непрозрачный ("Drehstein, Dreher, Gemeinstein" – "простой, подлый камень") наименее ценен. На Западе предпочтение отдается молочно-белому цвету, а на Востоке — бледно-желтому.

В зависимости от размера, являющегося лучшим мерилом стоимости, янтарь делится на «Гроссе Варе» («Большой товар») и «Кляйне Варе» («Малый товар»). «Большой товар», называемый еще „Sortiment“ («Ассортимент»), подразделяется на:

1) «Гросс Бернштайн» («Крупный янтарь») /„Großbernstein“/, т. е. на куски по 1/3 фунта /4/ и более, стоимостью по 40-60 талеров за фунт, в зависимости от формы и цвета. Изысканно красивые по форме и цвету куски янтаря, которые весят  1 фунт и более, стоят от 100 талеров и выше;

2) «Цехнер» («Десятки» /„Zehner“/ – куски янтаря от 5 до 9 лотов 
/5/, по цене от 25 до 30 талеров за фунт;

3) «Драйсигер» («Тридцатки») /„Dreißiger“/ – кусочки янтаря от 2 лотов, т.е. на фунт должно приходиться от 15 до 16 шт. Стоимость этого сорта обычно вдвое ниже предыдущего, т. е. по 14—18 талеров за фунт;

4) «Чакен» /„Czacken“/ – кусочки янтаря от 1 лота и ниже /6/, стоимость зависит от количества больших и меньших экземпляров и составляет от 7 до 10 талеров за фунт.


Эти четыре сорта янтаря в разных количествах и составляют „Sortiment“, который обычно отправляется оптовыми партиями для продажи на Восток.

**********
«Малый товар» подразделяется на:

1).«Камни-основы» /„Grundsteine“/, т. е. кусочки, которые не достигли размера лещины (лесного ореха), но имеют величину фасоли. Они стоят от 1 1/6 до 1 1/2 талеров.

2). «Книббель» /„Knibbel“/ – янтарь размером с горошину. Его стоимость составляет от 2/3 до 3/4 талеров за фунт.


Однако все цены, указанные здесь, относятся только к прозрачному янтарю. Полупрозрачный стоит вдвое меньше, а непрозрачный – едва ли треть от цены прозрачного янтаря.

**********
Несмотря на малый размер, из книббеля все еще изготавливают янтарные шарики. Таким образом, он тоже относится к так называемым рабочим камням. Всё, что меньше книббеля, для обработки уже не годится и продается как отходы по несколько грошей за фунт. Они используются для приготовления янтарного лака, янтарного масла и янтарной кислоты, а янтарная осыпь низкого качества идет на изготовления благовоний.

Янтарная кислота и янтарное масло считаются укрепляющими нервы, спазмолитическими, потогонными и мочегонными средствами. Испарения янтарного благовония часто с пользой использовались при подагре, растяжениях связок и ревматизме. Янтарный лак обеспечивает красивое, блестящее, водо- и воздухонепроницаемое покрытие деревянных изделий.

**********
Янтарь является важным предметом экспорта прусского побережья, особенно на Восток, причем в прежние времена в гораздо большей степени, чем сейчас. Когда-то турецкие, армянские и греческие торговцы приезжали в Восточную и Западную Пруссию, чтобы закупать здесь янтарь, как обработанный, так и нет. Его вывозили в Турцию и страны Востока и Юга, где его носили в женских украшениях, а также использовали для благовоний, поскольку персы, китайцы и другие жители Востока предпочитают запах янтаря всем ароматическим веществам, которыми так богат Восток, и охотно используют янтарные благовония на религиозных празднествах и пиршествах.

Ныне жители Леванта больше не приезжают в Пруссию. Торговлю янтарем взяли в свои руки прусские и особенно данцигские иудеи. На протяжении веков Данциг был и остается крупнейшим центром торговли янтарем. В прошлом 1858 году, согласно официальному «Списку судовых счетов», из Данцига в море ушли корабли с 1028 центнерами необработанного и обработанного янтаря, а также янтарных химикатов (в том числе 14 центнерами янтарного масла). Большая часть груза ушла в Голландию, которая снабжает внутренние районы Индии, Индийские острова, Китай и Японию янтарными украшениями и изделиями из янтаря, пользующимися там большим спросом. Как бы ни была велика стоимость этих 1028 центнеров янтаря, они все-таки не представляют собой весь экспорт: по крайней мере, столько же янтаря отправляется вглубь материка – из Данцига в Польшу, Россию, румынские страны, Турцию.

В Данциге также обрабатывается и большая часть янтаря. Впрочем, в настоящее время его в этом отношении начинает опережать Париж. Сейчас там шлифуется множество «солнечного камня», и часть его возвращается в Германию по неоправданно высоким ценам.

Поскольку янтарь по сравнению с другими смолами обладает значительно большей прочностью, существует множество способов его обработки. Огромное количество камней для изготовления ожерелий отправляется в Турцию, придунайские страны, Египет. А из Египта также в Судан, Нубию и Абиссинию, где работорговцы часто выменивают янтарь на рабов для домашней и полевой работы в доме ленивого мусульманина и на наложниц для его гарема. Для Индии специально отбираются большие плоские бесформенные камни. Они идут на ожерелья для статуй Брамы, Вишну, Шивы, Будды, которые устанавливаются в пагодах. Для экспорта на Восток изготавливаются также янтарные мундштуки для трубок, ведь мусульманам разрешено курить только из них, поскольку Коран запрещает верующим прикасаться губами к частям мертвых животных (рог, панцирь черепахи и пр.).

**********
Учитывая высокую ценность, которой всегда обладал янтарь, он с древних времен привлекал внимание правителей земель.  Но, вероятно, до прибытия немецких рыцарей-братьев ордена в Пруссию каждому – и местному жителю, и чужестранцу – не возбранялось собирать янтарь, о чем прямо свидетельствуют не только хронисты Грунау и Лео:

Antiquitus legebat quisque succinum in Prussia gratis.
(В древности всяк янтарь в Пруссии собирали бесплатно)
Histor. Prussiae.

но и хроники эльбингских монахов. В них говорится, что жители городка Вик близ Данцига, которые были в основном рыбаками, менялись с жителями Судовии, отдавая рыбу за янтарь.


Рыцари Тевтонского ордена, распространив в последней четверти XIII в. свою власть по всему побережью Земландии, объявили введение так называемой Янтарной регалии, или Янтарной привилегии («Bernsteinregal»), т.е. монопольного права на добычу янтаря и его продажу. Несанкционированный сбор янтаря карался смертью.

«Уложение об янтаре» XIV в. поручало общий надзор за соблюдением Янтарной регалии маршалу ордена (Ordensmarschall) в Кёнигсберге. Весь найденный янтарь должен был сдаваться так называемым «управляющим ордена» – «Ordensschäffer», которые назначались орденским маршалом. Местные жители не имели права ни продавать, ни хранить у себя янтарь.

Орден осуществлял единоличную торговлю янтарем и даже из недоверия ввел запрет на профессию резчика янтаря на своих землях. Весь собранный янтарь орден отправлял в необработанном виде своим комтурам в Любеке и Брюгге.

В Брюгге янтарная гильдия была основана около 1302 года. Ее члены изготавливали предметы религиозного назначения, особенно ценились изготавливаемые ими янтарные четки /7/. Спустя добрых 100 лет в гильдии насчитывалось уже около 70 мастеров и 300 учеников /8/.

**********
Монополии ордена был нанесен существенный удар, когда по Торуньскому договору 1466 г. вся Западная Пруссия ушла из-под власти ордена, а Балтийская коса (Frische Nehrung) – треть Янтарного Побережья – перешла ко вновь образованному Свободному государству Данциг /9/.

Эта молодая амбициозная республика придерживалась более либеральных взглядов на Янтарную регалию и вскоре составила успешную конкуренцию монополии ордена на торговлю янтарем, поскольку в Данциге хватало как искусных мастеров-резчиков, так и обширных ресурсов для обработки добытого янтаря.

Это побудило первого светского герцога Пруссии Альбрехта Бранденбургского /10/, который в 1525 г. обменял свой плащ Великого магистра на герцогские горностаи, разрешить обработку янтаря и на своей территории. 

Кёнигсберг, как и Данциг стал важнейшим центром производства предметов из янтаря. Но если католический Данциг специализировался на производстве предметов религиозного назначения, то протестантский Кёнигсберг в основном производил предметы повседневного обихода. Так, из крупных кусков янтаря изготавливали кресты, сердечки, шкатулки, кубки, кольца, статуэтки, различные безделушки, целые шахматные наборы и т.д.

Альбрехт Бранденбургский также позволил береговую добычу янтаря методом раскопок, что уже несколько ранее было разрешено в Данциге. Первые янтарные раскопки начались в Пруссии с 1558 г.

Однако сборщики янтаря должны были платить герцогу определенный налог, а сбор янтаря на побережье по-прежнему регламентировался Янтарной регалией короны. Нарушители карались строгими штрафами. Дополнения к Уложению об янтаре 1582 г. запрещали кому-либо, независимо от сословия, появляться на взморье без удостоверения личности. На морском берегу устанавливали виселицы, а пойманных за незаконным сбором янтаря тут же вешали. У подозреваемых в присвоении янтаря и скупщиков признательные показания выбивали с помощью кнутов и пыток.


«Великий курфюрст» Фридрих Вильгельм Бранденбургский /11/ поначалу, казалось, проводил более мягкую политику и много сделал для развития торговли янтарем в своем прусском герцогстве. Но именно он позже постановил, что все жители берега Балтийского моря, а равно те, кто посещал побережье по торговым делам, должны были приносить официальную клятву не присваивать янтарь. Эту так называемую «береговую, или пляжную клятву» («Strandeid») должны были давать все лица мужского пола старше восемнадцати лет. Не являлись исключением даже пасторы. В клятве имелся следующий пассаж:


"И если я увижу и пойму, что мой отец, мать, братья, сестры и пр. хотят злоупотребить доверием в обращении с янтарем, клянусь не допустить этого и не поддаться соблазну.."

Наказания нарушителям были определены следующие: за кражу одного фунта янтаря — штраф в 90 прусских гульденов или соответствующее лишение свободы; двух фунтов — двойная сумма штрафа или тюремного заключения; трех фунтов — штраф 270 гульденов, порка плетьми и изгнание из прибрежных
областей Фишхаузена, Шаакена и Мемеля на 10 лет; четырех фунтов — тот же штраф, но, кроме ударов плетьми еще и позорный столб, а также пожизненное изгнание из страны cum infamia; свыше четырех фунтов — виселица и возмещение украденного в двойном размере семьей преступника.

В случае особо крупной кражи (25 фунтов янтаря и более) виновника могли даже приговорить к казни колесованием! /12/ Простой несанкционированный заход на берег моря карался штрафом от 12 до 18 гульденов /13/, а в случае повторного нарушения приводил к изгнанию из прибрежной области на срок от одного до трех лет.

Чтобы быстрее ввести эти законы в действие и как можно скорее приступить к наказанию нарушителей Янтарной регалии, по приказу "Великого курфюрста" 21 ноября 1644 году в Фишхаузене был учрежден особый "Пляжно-янтарный суд" (Strand- und Bernsteingericht), состоявший из фискала и шести заседателей.

Подобные варварские методы борьбы с нарушителями Янтарной регалии, запугивание и принуждение, которому подвергались жители побережья, оказывали на них весьма негативное воздействие. Согласно старой латинской поговорке «Nitimur in vetitum!» — «К запретному людские души тянет!» — они приводили к противоположному результату, побуждая дерзкие души к тайному воровству, и рождали слепое ожесточение, жертвами которого стали многие стражники, патрулировавшие побережье.

Многочисленные виселицы на вершинах прибрежных дюн, клятва не красть янтарь были слабой мотивацией к честности. Местные жители, имевшие низкий уровень культуры, не считали кражу янтаря преступлением: «Волны выбрасывают камень на берег. Янтарь – благословение моря, поэтому янтарь принадлежит нам, людям побережья, а значит, присвоить его — не воровство».

В начале XVIII в. наказания несколько смягчились. Отныне к повешению приговаривались лишь в том случае, если было украдено около четверти бочки (Tonne) янтаря /14/ и к тому же «вор был подлого сословия». Досмотры тоже стали регламентироваться более четко. Каждые три года жители побережья от границ Данцига до Мемеля должны были явиться «с сыновьями и слугами», принести «береговую клятву», дать провести проверку своих сачков, и, если в хозяйстве имелось какое-либо увеличение благосостояния, должны были убедительно доказать, что таковое не произошло от сбыта незаконно присвоенных кусков янтаря.

В 1717 году во время досмотра проверялось даже имущество местных крестьян. При этом наказанию они подвергались даже в том случае, если у них в ящике или в шкафу находили один, два, три кусочка янтаря /15/.

**********
С 1762 г., после окончания российской оккупации Восточной Пруссии, наказания стали более гуманными. Смертная казнь и высылка из страны были отменены, а битье плетьми назначалось только в том случае, если злоумышленник напал на конного охранника /16/, который застиг его на месте преступления. Но всегда в качестве меры наказания была тюрьма на воде и хлебе, а в более серьезных случаях – исправительный дом с «приветствием и прощанием», которые проводились по прибытии, а также при освобождении заключенного. Это были 25 ударов палкой, которые отсчитывались под строгим наблюдением тюремного хирурга.

А вот чужестранца, рискнувшего выйти на морской берег без карты легитимации /17/ в кармане, ждала «испанская мантия» и тюрьма.

Деревянные бочки позора, также называемые «испанская мантия», были орудием наказания в Европе, начиная с XIII в. Помещенного в бочку, облицованную изнутри листовым металлом, разрешалось оскорблять, давать ему пощечины, бросать в него мусор. Чтобы увеличить мучения наказуемого, бочка позора у нижнего края и у горловины имела гири.

Береговая клятва была также усилена дополнением, требующим от детей прямого доноса на своих родителей. Такое положение дел продолжалось вплоть до недавнего времени. Надо упомянуть, что, когда в 1807 г. янтарная регалия была передана в аренду нескольким купцам, ненавистные досмотры и обязанность местных крестьян собирать и отвозить янтарь прекратились, но выходы на взморье все еще оставались под строгим контролем. Ситуация изменилась лишь в 1837 году, когда сами жители прибрежной зоны получили в аренду привилегию пользования янтарной регалией.

Это означало, что существовавшие ранее ограничения доступа к морскому берегу прекратились, и только с этого момента начались многочисленные посещения Кранца, Нойкурена и других морских курортов побережья Земландии, их интенсивное развитие. Конечно, теперь государство стало получать меньшую прибыль от янтарной регалии, но эти денежные потери вполне компенсируются не только доходами, которые круглый год приносят курорты прусского побережья, но и оздоровлением моральной атмосферы среди местного населения.

**********
В конце статьи хотелось бы упомянуть о предпринятой несколько лет назад в Бреслау профессором Гёппертом попытке искусственного получения янтаря. Ученый выдерживал еловую смолу и еловые ветки в теплой воде температурой 65-80 град. в течение трех месяцев. Смола начинала пахнуть уже не скипидаром, а скорее приятным бальзамическим ароматом, что приближало ее по своим свойствам к янтарю, но в отличие от янтаря она все равно растворялась в спирте. Другая смола, венецианский терпентин /18/, вместе с ветвями лиственницы, выдерживалась целый год в теплой воде. В результате она также потеряла часть своей растворимости, но все-таки не смогла в полном объеме достичь характеристик янтаря. Эти начавшиеся опыты, вероятно, поощрят физиков к дальнейшим экспериментам и попыткам воссоздания этого чудесного дара природы.


ПЕРЕВОД С НЕМ.ЯЗЫКА
ТАТЬЯНЫ КОЛИВАЙ
******************



ПРИМЕЧАНИЯ

1. Корабли ахейцев (одного из основных древнегреческих племён) Гомер описывает как чернобокие, то есть имеющие смоленый корпус.

2. Радауне – (нем. Radaune, польск. Радуния). Небольшая река в Кашубии (Поморье) на севере Польши, которая вытекает из озера и впадает в р.Мотлаву недалеко от города Гданьск. См.Википедия.

3. Иоганн Генрих Роберт Гёпперт (Johann Heinrich Robert Göppert. 1800, Шпроттау –1884 Бреслау). Немецкий ботаник, палеонтолог, врач и профессор университета. См.Википедия
Бреслау - совр. Вроцлав.

4. Фунт (от лат. pondus — вес, гиря) — единица измерения массы.
В англосаксонских странах (в отличие от России) фунт равнялся 0,45359237 кг. Наиболее распространённым сегодня является международный фунт эвердьюпойс (от англ. avoirdupois, от фр. avoir de pois — «товары, продаваемые на вес»), который юридически определён как 0,45359237 кг.

5. Лот — дометрическая единица измерения массы (использовалась во второй половине XVIII — начале XX вв.), равная 1⁄32 фунта, или 12,79725 граммам.

6. «Чакен» - от польск. Czacko – «безделушка, игрушка».

7. Интересно отметить, что резчиков по янтарю, изготавливавших предметы религиозного культа, так и называли  "Paternostermacher" (от лат. Pater noster — Отче наш).

8. В стремлении оставаться монополистами эти два торговых города, Брюгге и Любек, не гнушались и кляузами. Так, в послании Великому магистру ордена Конраду фон Эрлихсгаузену (Konrad von Ehrlichshausen) от 1449 г., отцы города Любека доносили, что купцы закупили в Пруссии янтарь и увезли его в Венецию к фрязинам. Далее излагалась нижайшая просьба магистру такого бесчинства не допускать, а приказ отдать, чтобы весь янтарь был перевезен в Любек, либо в Брюгге во Фландрии, как предыдущие Великие магистры поступали, в чем местным патерностермахерам клятвенное обещание дали.

9. Так в оригинале:

«…Sein Monopol erlitt einen bedeutenden Stoß, als im Thorner Frieden von 1466 ganz Westpreußen der Herrschaft des Ordens verloren ging, und wohl ein Drittheil der Bernsteinküste, nämlich die frische Nehrung, dem neuentstandenen Freistaate Danzig zufiel. Diese strebsame, schon damals handelsmächtige Republik…»

10.Имеется в виду Альбрехт Бранденбург-Ансбахский (нем. Albrecht von Brandenburg-Ansbach; 1490, Ансбах, Франконский имперский округ — Замок Тапиау, Гвардейск) — великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии. См. Википедия

11.Фридрих Вильгельм I Бранденбургский (нем. Friedrich Wilhelm von Brandenburg; 1620, Кёльн-на-Шпрее — 1688, Потсдам) — курфюрст бранденбургский (1640-1688), прозванный «Великим курфюрстом», и герцог Пруссии из династии Гогенцоллернов. См. Википедия

12.Колесование — распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни, также известный под названием «Колеса Екатерины» или просто «Колеса». Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В Средние века и в начале Нового времени было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции, где считалось самой мучительной (после четвертования) и самой позорной казнью. Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, и умирал от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. См. Википедия

13.Согласно печатному патенту d. d. Cleve от 20 марта 1649 г. простая прогулка по пляжу каралась штрафом в 18 гульденов.

14.Так в оригиналах 1824 и 1859гг. 


В средние века янтарь измеряли в том числе и такой мерой, как Tonne, что по-немецки обозначает как
1). тонну;     так и 
2). бочку.


См. в частности, Википедия (нем.)

15.И тем не менее наказания были строгими. Так, конный охранник побережья (см. п.16) по имени Фридрих Эггерт был освобожден от своих обязанностей и изгнан из прибрежной области вместе с семьей по решению "Пляжно-янтарного суда" в Пальмникене от 12 марта 1707 г., за то, что его жена продала в Эльбинг 2 штофа янтаря, хотя он и узнал об этом только впоследствии. Однако,

«об этом не было заявлено должным образом, а из супружеской любви и чтобы сохранить честь жены, скрывалось и утаивалось».

16.Конный охранник (нем. «Strandreiter») – конный солдат патруля, который каждый день инспектировал побережье верхом и должен был следить, чтобы никто не мог самовольно подбирать янтарь. Солдат патруля набирали из местных, живших либо на Балтийской косе, либо в Земландии. Побережье Куршской косы практически не контролировалось ввиду своей бедности янтарем.

17.Карта легитимации (Legitimationskarte) — (истор.) разрешение на пребывание на данной территории (срв. с визой)

18.Венецианский скипидар, или терпентин – это традиционный старинный растворитель высокой степени очистки, получаемый из почек деревьев хвойных пород, как правило, из лиственницы. Он представляет собой масляно-смоляной экссудат Larix Europaea или Larix deciduas.



В статье также использованы следующие материалы:

1.Beiträge zur Kunde Preußens. Bd. 6. Königsberg. (1824) 
2.Fragmente zur Naturgeschichte des Bernsteins. Danzig. (1835)
3.Bernsteingeschichte. Сайт planet-wissen.de. Ссылка


КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО



Комментариев нет:

Отправить комментарий