ПЕРХТА, КРАМПУС, ГАБЕРГЕЙС


Три слова, звучащие, как заклинание, — и ни одно из них не понятно, что и не удивительно. Все они очень старые персонажи карнавальных гуляний, происходивших с давних времен на территории современной Европы. Но, если мы не побоимся упреков в очень упрощенном переводе на русский язык, эти три загадочных слова звучат просто и знакомо: Баба Яга, Коза-Дереза и Рождественский черт. 

И все-таки, кто же они и какая роль была предназначена этим персонажам?


ПЕРХТА (отсюда женское имя Берта, т. е. "светящаяся, блестящая") когда-то у германцев считалась божеством, связанным одновременно с плодородием и смертью. Она же была богиней зимы. В народных верованиях Перхта выступает двояко: в Северной Германии народное поверье представляет ее красавицей, "белой, как снег", существом добрым и благожелательным, а в Южной Германии она — злая старая ведьма, которой пугают детей.

Вот, например, в австрийском горном Тироле, где вера в Перхту очень жива, она предстает маленькой старушонкой с морщинистым лицом, растрепанными волосами, яркими живыми глазами и длинным крючковатым носом. Одета она в старые рваные лохмотья. Одна ее нога гусиная, а длинный нос железный.

Издавна в народе — и особенно в Альпах — отмечался день Перхты (так наз. "Berchtentag"). Традиционной датой праздника является 6 января — Малое Рождество. От старинного чествования дня Берхты сохранились и поныне в этот  день в Зальцбурге и Тироле проходящие состязания в беге и прыжках ("Perchtenlaufen" и "Perchtenspringen"). Кстати, считается, что и имя города Берхтесгаден, горнолыжного курорта, расположенного в Баварии на границе с Австрией, тоже происходит от имени Перхты/Берты.

Народные предания Баварии и Австрии рассказывают о том, что Перхта обычно бродит в свой день вместе со своей свитой по сельской местности и к тому же имеет обыкновение заходить в дома.

Войдя в дом, Перхта проверяет, хорошо ли хозяева убрали дом перед Рождеством, а также узнает, хорошо ли вели себя дети в течение года, были ли послушными. Если да, то на следующий день дети находят маленькую серебряную монету у себя в башмаке или ведерке. Если нет, то им угрожает страшная кара: Перхта грозится вспороть им животы и набить их соломой и галькой. Из корзины за спиной у Перхты торчат обычно чьи-то ноги (хочется верить, что бутафорские, но кто ж проверит!? )).

Перхта издавна являлась покровительницей женского рукоделия и в особенности следила за пряжей. Обычно к Рождеству должна быть закончена вся работа по выработке пряжи этого года. 

Берта в Швабии. Худ. Albert Anker. 1888

И именно Перхта проверяет, сделана ли вся работа. Так, все, что не выпрядено к ее дню, "Дню Перхты", — Перхта портит своими огромными железными ножницами, которые у нее всегда с собой.

Культ Перхты, широко распространенный когда-то среди германских племен, был осужден в Баварии в средневековых трактатах Thesaurus pauperum ("Сокровище для бедных", 1468 г.) и в De decem praeceptis ("Беседы о Десяти заповедях", 1439 г.). Отсюда следует, что Перхте поклонялись еще в Средние века, и церковь (и, кстати, сам великий Мартин Лютер порицавший культ "носатой Перхты") не уставала осуждать язычников, которые делали приношения своим языческим богиням и устраивали маскарадные шествия в зимнее время в их честь.


****************

В свите Перхты обязательно присутствует ГАБЕРГЕЙС ("Habergeiss"; баварск."Habergoass"). Это помесь козы с козлом с лошадиными копытами, но это может быть и птица с рогами и резким козлиным голосом. 


Этот демонический образ занимает важную роль в фольклоре Баварии, Австрии, немецкой Швейцарии и далеко за пределами этих немецкоязычных стран! Габергейс — очень древний персонаж, повсеместно распространенный на всей территории Европы (впрочем, в каждой стране у него свое название).

И когда в России говорят:


"Идёт коза рогатая за малыми ребятами..." ,

а на Украине

"Я коза-дереза,
За три копи куплена, 
Півбока луплена!
Тупу-тупу ногами, 
Сколю тебе рогами,
Ніжками затопчу, 
Хвостиком замету, —
Тут тобі й смерть!"

то имеют в виду тот же фольклорный образ.

Габергейс носит за спиной "цистль" („Zistl“) — корзину, какую обычно можно увидеть у крестьян. В эту корзину козел забирает непослушных детей. 

Карнавальное облачение Габергейса достаточно узкое, но очень часто превышает два метра, что выглядит непривычно и устрашающе.



В Швеции рождественского козла так и называют — "Julbocken". Здесь это главный символ Рождества. По старинной шведской традиции, ряженые облачались в костюмы козлов и ходили по домам, распевая праздничные песни, и желая хозяевам здоровья и процветания. За это они получали в награду праздничные сладости. 



Мы встречаем Козу-Дерезу в рождественской свите Перхты в паре с КРАМПУСОМ. Это, пожалуй, самый выразительный персонаж в карнавальном шествии. Там, где проходят «крампусианы», т.е. рождественские шествия крампусов, там шум, звон, крики. С наступлением темноты на улицах появляется множество людей, одетых в звериные шкуры и страшные маски с рогами и клыками. Многие из них увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими "шумными” железками. Ряженные под крампусов молодые люди пристают к прохожим, пугают детей и создают на улицах максимум неразберихи. 

Кто же такой Крампус? Это «полукозел, полудемон» — в общем, козлорогое существо, сплошь покрытое мохнатой бурой или черной шерстью. У него красное лицо с длинным, висящим изо рта заостренным языком, одна нога — козлиная, с копытом, а другая — человеческая.

Обычно Крампус носит с собой цепи.  Для достижения большего жуткого эффекта он постоянно звенит ими. Цепи обычно дополняются колокольчиками разных размеров. Обязательным атрибутом Крампуса является и связка березовых розог, которыми он стегает непослушных детей. Розги могут заменяться хлыстом. Часто его видят с корзиной или мешком за спиной, куда он пытается засунуть хулиганистых мальчиков, чтобы хорошенько наказать их. 

Упоминания о Крампусе имеются ещё в дохристианском германском фольклоре, во временах языческих. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об ее неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года. День Крампуса, отмечается в ночь с 5-ого на 6-ое декабря. А день 6 декабря,  как известно, является днем Святого Николая — европейского Деда Мороза, непременным спутником которого Крампус является. В отличие от Санта-Клауса, который дарит хорошо воспитанным детям подарки, Крампус наказывает детей плохих. Подробнее о Крампусе — см. статью "Крампус".

Рождественские шествия проходят в селениях и небольших городках, как, впрочем, и в городах больших — везде. Их ждут, к ним готовятся заранее. Участники действа одевают меховую одежду, сшитую специально для такого случая, на ноги тяжелые ботинки, а на лицо – козлиные маски с рогами. Потом, стуча палками и звеня цепями и колокольчиками, они идут по улицам, посещая те дома, в которых есть маленькие дети. ..

*********************

Перхта, Крампус, Габергейс — как и прочие фольклорные участники веселых рождественских гуляний длиною в месяц — проходя по улочкам селений, веселя и развлекая народ, (но также и наказывая тех, кто заслужил) были персонажами уходящего года. Они должны были забирать с собой все плохое, что случилось за это время, оставляя людям только добро и радость, чтобы те могли взять их в наступающий год ..

Шведский художник John Bauer. 
"Рождественский козел" (Julbocken). 1912
***************


Комментариев нет:

Отправить комментарий