КАК ЭТО СНЯТО. ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ В ФИЛЬМЕ "АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ"

 

На съемках фильма "Александр Невский"
********************


К ГОДОВЩИНЕ "ЛЕДОВОГО ПОБОИЩА" 
НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ
5 апреля 1242 г.
*****************
М.К.Розенфельд /1/
"ЛЕДЯНОЕ ПОЛЕ В ИЮЛЕ"
Журнал "Пионер", 1938г. №10



Создатели фильма: Сергей Эйзенштейн, Николай Черкасов, Дмитрий Васильев, Эдуард Тиссэ, Сергей Уралов
****************************

Необычайная жара стояла все это лето в Москве. В один из самых знойных дней июля пассажирский самолет, совершавший рейс Свердловск — Москва, пролетал над Ленинскими горами. В самолете сидел известный киноартист Николай Константинович Черкасов, который играл Паганеля в фильме «Дети капитана Гранта» и профессора Полежаева в «Депутате Балтики».

Черкасов возвращался из Свердловска с гастролей и очень спешил в Москву на съемки исторической кинокартины «Александр Невский», где он должен играть главную роль. Осталось несколько минут до посадки, самолет проносился над Ленинскими горами, и вдали раскрывалась панорама огромной столицы. Было очень жарко и душно. Черкасов выглянул в окно и едва не вскрикнул от изумления. Внизу, под самолетом, среди гор и леса тянулась зеленая поляна, и вдруг на большом пространстве засверкали льды. 

Артист хотел уж было протереть глаза: «Не сон ли это? Откуда взялись льды? Что это за зимний пейзаж в июле?» Но вдруг Черкасов что-то вспомнил и рассмеялся. Он еще раз посмотрел в окно и рядом со льдами и снегом увидел корпуса киностудии «Мосфильм». Так и есть. Он не ошибся. Это кинофабрика, а ледяное поле, находящееся рядом, — это искусная декорация для картины «Александр Невский», в которой с завтрашнего дня он будет сниматься.

На следующий день Черкасов примчался на Ленинские горы в автомобиле и въехал прямо на «лед». Но что это за ледяное поле, и почему в июле снимают зиму? Сейчас мы подробно расскажем о том, как снимали исторический фильм о знаменитом «Ледовом побоище».

Около семисот лет назад немецкие «псы-рыцари» устроили большой поход на русскую землю. Возле города Новгорода, на Чудском озере, произошло огромное сражение, и русские дружинники и ополченцы во главе с молодым князем Александром наголову разбили закованных в железо немецких «рыцарей» и кнехтов и выгнали, выбросили их вон с русской земли. Этот эпизод из русской истории известен под названием «Ледового побоища».

В новой кинокартине «Александр Невский» главное действие происходит на льду Чудского озера. Картину надо выпустить к январю 1939 года. Как же быть со съемками? Ждать зимы?

Рабочий момент съемок
********************

Нет. Режиссеры С. Эйзенштейн и Д. Васильев решили не терять времени и снимать зиму летом. Но это — очень сложное дело. Декорации, изображающие льды, на экране выглядят фальшиво. Поэтому режиссеры решили устроить настоящую зиму. Огромное зеленое поле близ кинофабрики в один прекрасный день на три километра залили асфальтом, затем алебастром, все это покрыли плавленым стеклом, а затем засыпали мелом и солью. 
Получилось настоящее застывшее зимнее озеро.

На этом ледяном поле, которое увидел артист Черкасов из самолета, происходили съемки битвы русских дружинников с немцами.

Однажды ранним утром мы приехали к кинофабрике. чтобы посмотреть, как снимается «Ледовое побоище». Было еще около девяти часов утра, но жара уже достигала тридцати градусов. Около деревянных навесов одевались и гримировались тысячи участников массовки. В железных блестящих кольчугах, с копьями, в наглухо закрытых шлемах по траве бродили немецкие «рыцари». В нескольких шагах от «немцев» в тяжелых меховых шубах, в заячьих шапках, с мечами и щитами ходили в ожидании начала съемок бородатые «дружинники-новгородцы».

«Войска» двинулись в поход. Идя следом за ними, мы покинули деревянную постройку и вскоре попали на огромное поле, залитое плавленым стеклом. Даже вблизи не верилось, что этот лед — дело рук художников. Над белым озером возвышались обледенелые скалы Вороньего камня, откуда Александр Невский наблюдал сражение.

«Дружинники», длинными рукавами утирая пот, становятся против «рыцарей».

Ржут покрытые узорчатыми попонами кони. На пиках трепещут флаги. Сверкают шлемы, кольчуги, мечи. Друг против друга становятся знаменосцы. На знамени немецких «псов-рыцарей» черный орел. На знамени новгородцев золотой лев.

Приехали режиссер Эйзенштейн и главный оператор Эдуард Тиссэ. Оба они были одеты в тропические пробковые шлемы.

— Начинаем! По местам! — командует Эйзенштейн.

В руках у него тетрадка киносценария.

Сегодня будет сниматься бой Александра с предводителем немецких войск магистром фон Балком /2/.

Эйзенштейн взмахивает рукой. Сейчас произойдет сражение. Оператор Тиссэ сидит со своим аппаратом под широким зонтом. Он кричит:

— Пускайте ветродуй!

Недалеко от ледяного озера стоит трактор с пропеллером. Механик, услышав крик Тиссэ, пускает трактор, пропеллер начинает кружиться, и поднимается легкий ветер. От дуновения ветра «по льду» проносится меловая пыль, и создается полное впечатление, что это снежная вьюга, метель.

— Хорошо, — удовлетворенно кивает Тиссэ и начинает вертеть ручку своего аппарата.

Вправо от него поединок Александра с фон Балком снимает другой оператор — Уралов.

— Скачите! — приказывает Эйзенштейн артистам.

Александр Невский на белом коне мчится со стороны русских войск. На его плечах длинный голубой плащ. С другой стороны, где стоят немцы, скачет фон Балк.

На его голове тяжелый и страшный, рогатый шлем.

— Сошлись! — командует в микрофон Эйзенштейн. — Столкнулись!

Под копытами коней кружит метель. Всадники сшиблись. Немецкие войска с криками машут копьями. Вид Александра Невского грозен, и немцы не решаются двинуться с места.

Князь ловким ударом вышибает у фон Балка копье. Немец хватается за меч.

Тогда Александр немедленно бросает на «лед» свое копье и тоже берется за меч, чтобы драться на равных условиях. И вдруг меч Александра ломается. Фон Балк доволен: сейчас он убьет русского полководца. Но не тут-то было. Из рядов русских войск выбегает бородатый старик и передает князю свой топор.

— Руби, руби! — кричат дружинники.

Князь со всего размаху ударяет магистра по голове. Страшные рога отлетают от шлема, и магистр падает со своего вороного коня. Он стоит на коленях и просит пощады.

Немцы в панике. Новгородцы с торжествующими криками бросаются на врагов, и те бегут по льду, бросая копья и щиты.

— Конец! — объявляет Эйзенштейн.

Но участники съемки, играющие новгородцев, настолько увлеклись сражением, что продолжают гнаться за «немцами».
Наконец, войска останавливаются.

Вечереет, но Эйзенштейн, Васильев, Тиссэ и Уралов не покидают своих мест. Они рады удачной погоде и не хотят пропустить ни минуты солнечного света. Уж очень хорошо снимать при таком освещении: не нужны прожектора и электрические лампы. И съемки идут с рассвета и до заката.

Главную роль Александра Невского играет талантливый артист Черкасов. Недавно мы видели его в роли старика, профессора Полежаева, а скоро, зимой, на наших экранах мы увидим смелое лицо юного русского полководца /3/ и услышим его голос:

— Встань за русские города, господин Великий Новгород! За Киев, за Владимир, за Рязань, за поля родные, за леса, за реки, за великий народ наш!



В съемках битвы на берегу Чудского озера снималось три тысячи человек. Режиссеры С.М.Эйзенштейн и Д.Васильев руководили съемками по радио со специальной вышки, откуда они могли наблюдать все поле сражения. 

Но вот нужно заснять панораму "Ледяного озера".

Для этого кинооператорам подается кран с площадкой, где устанавливается аппарат. Режиссер Эйзенштейн перед съемкой всегда смотрит в «глазок» киноаппарата, чтобы видеть, как получится кадр. Маленький квадратный «глазок» показывает то, что умещается в кадр, и то, что будет затем на экране. И так Эйзенштейн с высоты смотрит в "глазок". Внизу в вихрях "метели" проходят немецкие полчища, а режиссеру жарко, и широкий зонт охраняет его от палящих лучей солнца.




Сцена поединка Александра Невского с магистром фон Балк. Недолго продолжался жестокий турнир. Сраженный предводитель рыцарей упал на лед и стал молить о пощаде. Это один из интереснейших эпизодов фильма. Для съемок поединка киностудия «Мосфильма получила лучших лошадей из кавалерийских частей: зритель будет поражен, увидев, как лихо скачут кони, как они взвиваются и бесстрашно летят на копья и мечи...




М.К.Розенфельд
"ЛЕДЯНОЕ ПОЛЕ В ИЮЛЕ"
Журнал "Пионер", 1938г. №10
**************************

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Михаил Константинович Розенфельд (1906-1942) — советский писатель-фантаст, сценарист и драматург, путешественник, журналист, фронтовой корреспондент. Погиб в 1942г. в боях под Харьковым.

2. Магистра фон Балка играл замечательный артист МХАТа Владимир Львович Ершов (1896-1964), знакомый нам по ролям в фильмах "Остров Сокровищ", "Петр Первый", "Школа злословия" и пр.


3. Надо уточнить, что ни Александра Невского, ни уж тем более Николая Черкасова "юными" назвать было никак нельзя. Первому в 1242 году исполнился 21 год, а второму в 1938 году было уже 35 лет.


ПРИЛОЖЕНИЕ.
КАК СНИМАЛСЯ "АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ"

В середине 1930-х годов положение Сергея Эйзенштейна в советском кино было крайне шатким. С одной стороны, он — прижизненный классик мирового уровня и один из немногих кинематографистов, кому было разрешено выехать за рубеж и проехать Европу, США и Мексику. С другой — его новаторские открытия 1920-х годов в сталинскую эпоху социалистического реализма оказываются чуждыми, а проекты один за другим подвергаются цензуре, критике и даже уничтожаются, как было в 1935 году с «Бежиным лугом». В какой-то момент тучи сгустились настолько, что уже был готов приказ об аресте режиссера, однако Политбюро ЦК все-таки решило, что Эйзенштейна еще «можно попробовать использовать».

Для реабилитации «Мосфильм» предлагает ему поработать в «оборонном кино», историко-биографическом жанре. Фильмы подобного рода были в тот период особенно востребованы государством — они носили ярко-выраженную патриотическую окраску и утверждали роль сильной личности в истории страны.

Эйзенштейну предложили выбрать из таких героев прошлого, как Минин и Пожарский, Иван Сусанин и Александр Невский. Режиссер остановил свой выбор на последнем. Согласно распространенной версии, потому что сведения о Невском и его времени весьма скудны, а значит у авторов оставался относительно широкий простор для творчества.

Кроме того, тема борьбы народа и внешнего врага была созвучна предвоенной эпохе. И даже больше — под тевтонскими рыцарями вполне отчетливо подразумевалась нацистская Германия, а под Новгородской Русью — Советский Союз. Кстати, поэтому фильм был изъят из проката после заключения пакта Риббентропа-Молотова, а после начала Великой Отечественной войны наоборот — начались повторные показы.

К работе над сценарием режиссер приступил совместно с писателем Петром Павленко. Примерно за полгода они поочередно сделали три варианта текста. Авторы построили сценарий на двенадцати эпизодах и двух ключевых сюжетных линиях: борьба Александра Невского и новгородцев против Тевтонского ордена и соревнование двух новгородских богатырей за сердце красавицы.

В фильме планировался еще один большой финальный эпизод с переговорами Невского в Золотой Орде и отравление князя. Однако фрагмент из сценария убрал сам Сталин, объяснив это тем, что «не может умирать такой хороший князь».

Треть действия фильма, то есть более получаса, занимает сцена Ледового побоища, довольно уникальный случай для батального эпизода. Экранный бой не имеет ничего общего с реальной битвой на Чудском озере, зато исследователи обнаруживают детальное сходство экранной битвы с битвами в «Руслане и Людмиле» и «Полтаве» Александра Пушкина. По словам киноведа Наума Клеймана поэмы буквально служили раскадровками Эйзенштейну.

Другим источником вдохновения стал Лев Толстой и описание Бородинского сражения в «Войне и мире». Режиссер, как и писатель, показывает по ходу битвы поведение и подвиги отдельных персонажей. Также надо отметить, что несмотря на обилие насилия, в фильме почти нет крови — на полулегендарном материале Эйзенштейн счел необходимым отойти от свойственного ему натурализма в сторону сказочности.

Эйзенштейну пришлось порвать со своей концепцией коллективного героя и поместить в центр истории одного персонажа, князя, сильную отеческую личность, вершащую историю. Он окружен характерными народными типажами: двумя контрастными богатырями, мудрым и буйным, а также комичным, говорящим присказками кольчужным мастером. Важны и женские персонажи, позволяющие построить романтическую линию и смягчить серьезность истории. Антагонисты в картине тоже характерные, а помимо непосредственно врагов-иноземцев есть и предатели.

У персонажей фильма нет полутонов, они разделены по принципу «хороший — плохой»: все положительные положительны в полной мере, а все отрицательные в полной мере отрицательны. Эта особенность восходит к средневековому театру, которым Эйзенштейн был увлечен с юности. Миракли, мистерии, народная комедия дель арте предполагают масочность, эскизность и простоту.

«Александра Невского», конечно же, трудно назвать реалистичным кино. Фильм весьма условен. Киновед и исследователь Эйзенштейна Наум Клейман объясняет это тем, что режиссер делал не биографию, а агиографию, то есть описание жития святого, что исключает психологизм, частные мотивы и предполагает создание абсолютно положительного героя с благородными качествами, доведенными до предела.

Вообще библейские мотивы рассыпаны по всему фильму. Например, фильм начинается со сцены рыбной ловли сетью — отсылка к месту Евангелия, где Христос зовет с собой рыболова, будущего апостола Петра. Сцена сожжения детей рыцарями в Пскове — очевидная аллюзия на вифлеемское избиение младенцев.

С самого начала работы над картиной Эйзенштейн был убежден, что Александра Невского может сыграть только Николай Черкасов. Режиссеру нравился его высокий рост и сильный низкий голос — необходимые черты князя и полководца. Сам артист считал себя исполнителем острохарактерным и сомневался, что сможет сыграть историческую личность такого масштаба, к тому же первые пробы прошли неудачно. Однако после Черкасова смогли переубедить, и он нашел путь к образу Невского.

Без проб были утверждены актеры Николай Охлопков и Андрей Абрикосов, сыгравшие богатырей-соратников князя Василия Буслаева и Гаврилу Алексича. Магистром крестоносцев стал мхатовец Владимир Ершов. В остальном рыцарей Тевтонского ордена играли преимущественно актеры немецкого и прибалтийского происхождения, чтобы образ врага был более достоверным и эффектным.

На роль католического монаха-органиста привлекли артиста еще немого кино Наума Рогожина с колоритной зловещей внешностью. Кстати, сам портативный орган был в точности воссоздан по историческим документам «Хроники Ливонии» и даже работал.

Хотя действие фильма требовало зимней обстановки, съемки фильма проходили летом 1938 года. Руководство требовало завершить картину к определенному сроку. Кроме того, летом длиннее световой день, а фильм предполагал большое количество натурных сцен. Открывающий эпизод рыбной ловли снимался на родине Александра Невского на Плещеевом озере у села Городище рядом с Переславлем-Залесским.

Значительная часть действия фильма разворачивается в Великом Новгороде и Пскове. Эйзенштейн не стал точно реконструировать эти города, а создал по эскизам художника-постановщика Иосифа Шпинеля приближенные эмблемы, символы с условно похожей храмовой архитектурой.

Декорации — соборы, улицы, панорама города — были возведены в Коломне. Они дополнялись средствами комбинированных съемок — домакеткой, то есть макетом зданий, расположенным так, чтобы сливаться с декорацией и пейзажем. Технологию Эйзенштейн, между прочим, подглядел у американских кинематографистов во время визита в Голливуд.

Интересней всего создавалась зимняя обстановка для Ледового побоища. Для него во дворе «Мосфильма» на Потылихе был сделан асфальтовый покров, территорию в 32 тысячи квадратных метров посыпали опилками и солью, а для морозного блеска добавили нафталина с мелом и залили жидким стеклом. Вместе это создавало убедительную иллюзию снега. Чудское озеро заменил небольшой пруд рядом с «Мосфильмом», а льдины делались из пенопласта, фанеры и дерева, окрашенного в белый цвет.

Специально для фильма были изготовлены шубы, тулупы, доспехи и шлемы рыцарей. С учетом летнего времени съемок, все это значительно осложняло жизнь актерам. Железные латы и шлемы сильно нагревались на солнце, и артисты даже обжигались о свои доспехи.

Большое внимание уделялось головным уборам, главному элементу костюма, по мнению Эйзенштейна. У рыцарских шлемов были разные навершия: перья, гребни, звериные головы, а также поднятая пятерня, ставшая очевидным намеком на фашистское приветствие.

На костюмы закономерно повлияло средневековое искусство. В том числе костюм девушки Ольги воспроизводит одеяние на одной из икон княгини Ольги. Оружие делалось с оглядкой на оригинальные находки XIII века из Эрмитажа.

По-своему Эйзенштейн и Тиссэ обыграли и особенности черно-белого кино, придав цветам символическое, но несколько непривычное значение. На долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпали мотивы жестокости, злодейства, агрессии, смерти. Черный же цвет, а это в том числе цвет русских войск, несет положительную окраску героизма и патриотизма. Отдельной задачей для Тиссэ стала съемка «лета под зиму». Чтобы изменить тональность неба, использовались комбинированные светофильтры.

Эйзенштейн думал использовать в фильме музыкальный материал XIII-XV веков, но композитор Сергей Прокофьев предложил иное решение. По его мнению, древняя музыка «не звучит» в XX веке, и зрителя надо «остроумно обмануть», сделав нечто вроде стилизации, музыку, которая бы оставаясь современной, звучала для зрителя как музыка XIII столетия. В том числе для этого Прокофьев использовал такой прием: брал инструменты, например, валторну, и записывал их с искажениями.

Следуя ключевой теме противостояния народа и внешнего врага, режиссер с композитором хотели выделить два основных направления музыки: патриотическая тема, русская и тема интервенции, латинская. Последняя должна была передавать ощущение поддельности, лживости, скрытой угрозы и быть «неприятной для русского уха». И это улавливается в эпизодах крестоносцев в Пскове и молитвы. Вторая — более светлая, с героическим пафосом и чувством готовности к самопожертвованию, как в композиции «Вставайте, люди русские!». Обе темы сталкиваются, чередуясь и переплетаясь, в грандиозной сцене Ледового побоища.

Эйзенштейн также отмечал способность Прокофьева «в звуках слышать пластическое изображение». Но при этом удивительно, что в фильме звучит черновая музыка (как и монтаж местами не доведен Эйзенштейном до блеска). Дело в том, что, не дожидаясь завершения работы, фильм потребовал на просмотр Сталин. Он остался доволен картиной, но после его одобрения вносить правки никто не осмелился.

Статья в Интернет-журнале "Телескоп"
от 26.12.2018. ССЫЛКА
(дана в сокращении)

Комментариев нет:

Отправить комментарий