В зависимости от диалекта слова Bön, Böhn, Boden и пр. обозначали мансардный этаж домов, где ремесленники-нелегалы или реже исключенные из гильдий занимались своими ремеслами, нарушая тем самым уставы гильдий и муниципальные правила. Если дома стояли карнизами к улице, этажи часто соединялись друг с другом, и "чердачные зайцы" могли скрыться от нежелательных визитов и преследований, убегая по чердакам. Слово «Hase» - "заяц" как раз и является намеком на проворство ног мужчин во время побега от преследователей. Это были либо муниципальные власти, либо члены официальных гильдий.
Из-за отсутствия контроля за продукцией и неблагоприятных условий труда в полутемных укромных уголках мансарды товары, производимые Bönhasen, часто бывали некачественными, поэтому в народе бытовало мнение, что Bönhasen - это неуклюжие неумелые халтурщики. В некоторых городах Северной Германии XVII и XVIII вв. обязанность преследовать таких нелегалов была записана в устав Торговой палаты (Krameramt).
Очень часто эта кличка использовалась среди портных, ведь, поскольку им для работы требовались только коробка со швейными принадлежностями и ткань, они работали преимущественно на чердаках. Поэтому "чердачным портным" называли швеца, который брал заказы на пошив, не получив на это никакого официального разрешения, и халтурил, не заботясь о качестве работы. Впрочем, кличку "Bönhase" частенько давали также и адвокату-шулеру, совершающему юридические сделки безо всякого на то правового разрешения.
У мясников были свои Bönhasen. Их называли "Gassenschlächter", или "Bückser" - "мясники в переулках". Они по сходной цене подряжались на так называемый "домашний забой скота". Заработки у них были очень неплохими, так как сохранились многочисленные свидетельства того, что подмастерья мясницкой гильдии, которым по какой-то причине разонравилась их работа на хозяев, уходили в "уличные мясники".
---------------------
Гильдии обеспечивали своим членам доступ к дефицитному сырью, держа при этом неофициальных ремесленников на расстоянии. Так, в гильдии мастеров-обработчиков янтаря подмастерьям не разрешалось выполнять сторонние заказы на янтарные изделия и даже самостоятельно делать закупки янтаря.
Членом гильдии подмастерье обычно мог стать, только женившись на дочери мастера. Другими условиями для вступления в гильдии северогерманских городов были: доказательство наличия определенного капитала, наличие гражданских прав, достойный образ жизни, рождение у родителей, состоящих в законном браке, а также изготовление качественного изделия под наблюдением старшего мастера.
=============
В этой связи показательна история Ханса фон Хембсена, немецкого живописца XVII века (конец XVI, Любек - 1673, Ревель). Около 1637 года Хембсен переехал жить в Ревель и работал там вместе со своим помощником Гансом Детерсом. В 1637 году он подал жалобу в местный совет на городских цеховых мастеров.
Те утверждали, что, будучи "чужеземцем", Хембсен лишает местных мастеров их честного заработка и куска хлеба, продавая свои работы с рук. Хембсен же заявлял, что гильдия преследует его и его подмастерье как "Bönhasen'ов" и просил о защите для себя как свободного художника от произвола городских официальных живописцев. Под датой 1673 год до нас доходит цеховая запись о том, что Хембсен «намеревался причинить нашей гильдии вред и лишить нас средств к существованию.., он переехал в Ревель и тут умер в нищете».
------------
ИСТОЧНИКИ
1. Paternostermacher. Википедия.
2. Hans von Hembsen. Википедия.
3. Bönhase. Википедия.
*************************
Комментариев нет:
Отправить комментарий