ЛЕГЕНДЫ ГОРЫ РИНАУ. МОНАХИ-КЛАДОИСКАТЕЛИ


************

Близ Кенигсберга есть одинокая горная вершина, с которой, куда ни глянь, открываются прекрасные виды. Она называется Гальтгарбен, а в древности называлась Ринау. 

И хотя она не была самой высокой вершиной в Пруссии, но, находясь в самой середине Земландии, была заметна издали. С нее открываются чудесные виды на все стороны света. И если осмотреться, стоя на самом верху, то с высоты можно увидеть лежащий внизу, как на ладони Кенигсберг и его старые кварталы, на севере зеленеют поля, с разбросанными по ним деревнями, справа — Куршский залив, слева — бесконечное зеркало Балтийского моря, между двумя водными гладями едва зеленеет в туманной дымке черточка Куршской косы, а на юго-востоке блестит на солнце Вислинский залив. 

В языческие времена на Ринау находилось святилище Лиго, бога весны и радости, о котором нам мало что известно. Возможно, он - тот самый бог, которого поляки называли Лигичем, миротворцем и примирителем. Пищей его было священное неугасимое пламя, которое поддерживали юные девы, не знавшие мужчин. На эту службу была однажды избрана девушка, красота которой воспламенила сердце одного благородного юноши. Он воспротивился запретам верховного жреца Криве и поклялся похитить свою избранницу у священников и ввести в свой дом супругой. Трижды ходил он на штурм Ринау, и трижды стражи святилища отражали атаки его дружины, наконец юному воину удалось прорваться сквозь ворота, — вот он уже обнимал вожделенную деву, но тут поднялся страшный ветер, засверкали молнии, в небе закрутились вихри, — то бушевала Невеста ветра /1/. Вдруг разом обвалились стены капища и погребли под собой нечестивых влюбленных. А священное пламя угасло. С тех пор слышали люди на вершине Ринау в полночь шум битвы и бряцанье оружия, а из земли вдруг выплывал мерцающий огонек. Затем разом все вдруг стихало, и снова вокруг царила тишина, прерываемая лишь криками ночных птиц.

Рассказывают также, что позже на горе жили властители Земланда, потомки Само, сына легендарного короля Вайдевута. Там, в священной дубовой роще, поклонялись они своим богам и, в первую очередь, богу питья и еды Курхо, или Горхо, скотьему богу Вуршкайто, а также богу птичьему Ишвамбрату /2/. Эти три бога в древней прусской мифологии занимали второе место после высшей троицы: Перкуноса, Пиколуса и Потримпуса.

Наконец сюда пришел Немецкий Орден, завоевал Земландию и разрушил языческие святилища, но и его позднее потеснило учение Лютера: все монастыри были упразднены, а монахи и монахини остались неприкаянными, как овцы без своих пастырей. 

Случилось это в 1524 году. Находились в Кенигсберге монахи, прогнанные из своих монастырей. Лишенные пристанища, они не знали, как и чем жить им дальше. Было среди них четырнадцать монахов, кое-что ведавших о вещах тайных и секретных и очень хорошо знавших, что на Ринау зарыто немало сокровищ. Дошло до них предание, что в глубине горы хранились урны, в которых лежал пепел сожженных на костре тел властителей Земландии, но вместе с ним старинные драгоценности, множество золотых монет и другие сокровища. 

Отправились братья-монахи на Ринау, поднялись на вершину горы, прихватив с собой все, что нужно для раскопок, сразу же наткнулись там на старые фрагменты стен и начали их ломать. Вскоре обнаружили они засыпанное землей подземелье, в котором стояли в ряд большие урны. Но рядом с каждой урной сидела огромная черная собака, у каждой собаки из пасти шел пар, и был этот этот пар настолько ядовит, что пятеро монахов сразу же упали замертво, а трое скончались на следующий день. 

Тогда шестеро оставшихся монахов поняли, что к поиску сокровищ они подготовились плохо, посовещались и решили сделать вторую попытку, но на сей раз подготовиться получше.

И вот, они снова поднялись на Ринау, захватив с собой святые образа, помазанные освященным маслом, а также ковчежец с мощами святых. Они поставили всё на краю раскопа и начали читать священную мессу с пеньем литаний. Глядь — собаки исчезли, и ядовитые испарения перестали куриться. Монахи очень обрадовались, теперь урны можно было спокойно забрать, только были они очень тяжелыми. И было забавно наблюдать, как каждый монах, потея и задыхаясь, тащил с горы на животе большую высокую урну, а урны эти были такими же пузатыми, как сами братья-монахи. 

В присутствии епископа и местного комтура приступили они к тщательному изучению содержимого древних кувшинов. Внутри обнаружилось множество ценных предметов: комочки глины, песок, мелкие угольки, остатки костей, пепел — но не было ничего из металла, а уж тем более металла благородного. Лица монахов вытянулись. Сразу стало ясно, что археологами они не были, иначе один только вид древних сосудов, хотя бы и пустых, ласкал бы их взор. Забыли, что вообще-то с горы они вернулись целыми и невредимыми, что тоже было большой радостью. А поскольку не на кого было излить им свою досаду, то помянули они в сердцах черта. Должно быть, это он превратил золото в горшках в почернелый пепел и угли, впрочем, он и сам не догадывался об этом, бедняга.



Оригинал:

Ludwig Bechstein, Deutsches Sagenbuch, Leipzig 1853


==================

ПРИМЕЧАНИЕ. 

1. См. статью "Германская сказочная мифология. Невеста ветра".

2. Ишвамбрат - бог у древних пруссов. Наряду с Курхо и Вуршкайто составлял триаду второго ранга. Ишвамбрат был повелителем всех птиц. Предполагают, что в нем воплотился самый первый первосвященник Брутено, который совершил ритуальное самосожжение во славу языческих богов.


***************

ВНИМАНИЕ.
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО. 
ВОЗМОЖНА ЛИШЬ ССЫЛКА НА ЭТУ СТРАНИЦУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий