ПОСВЯЩЕНИЕ Э.Т.А. ГОФМАНУ



*********

"Вы никогда не должны прекращать жить, 
пока не умрете, что с некоторыми случается, 
и вещь эта прескверная".
.
Э.Т.А.Гофман.



ПОСВЯЩЕНИЕ ГОФМАНУ

Эрнст Теодор Амадей Гофман.. Давным-давно проживший свою жизнь на Земле, он знаком, кажется, каждому из нас. Ну, если не именем, то наверняка какой-нибудь из своих сказок или ее героем. 

Разве кто-нибудь не слышал о Щелкунчике - забавной кукле для колки орехов, подаренной на Рождество девочке Мари, оказавшемся в действительности храбрым принцем; или о прекрасной загадочной Коппелии - девушке с эмалевыми глазами, -  бывшей на самом деле куклой; крошке Цахесе по прозванию Циннобер - несчастном уродце, которого все окружающие принимали за замечательного и достойнейшего из людей?  

Каждый из героев Гофмана не то, чем кажется на первый взгляд. Не является исключением и сам создатель этих фантастических образов. Он не то, чем казался на первый взгляд.

За свою весьма недлинную жизнь в 46 лет Гофман был юристом, писателем, композитором, музыкальным критиком, капельмейстером, графиком, карикатуристом...  Судьба заставила его зарабатывать на жизнь юриспруденцией, сам себя он считал музыкантом, а для потомков остался Великим Сказочником, чьи произведения странны, фантасмагоричны, похожи на сновидения, а то и на галлюцинации - и все-таки парадоксальным образом необычайно реалистичны. 

Гофман, как и его знаменитые современники Гете, Тик, Шамиссо, Фуке, жил на стыке двух эпох. Родившись в Кенигсберге, когда Пруссией правил Фридрих II, прозванный в народе "Старым Фрицем", он учился в Кенигсбергском университете, "Альбертине", где читал свои лекции великий Иммануил Кант, жил среди поляков, пережил французскую оккупацию, видел своими глазами Наполеона... и сумел в своих произведениях отобразить сложную, противоречивую действительность, окружавшую его. 

Впрочем, его сказочные истории, которым более двухсот лет, ничуть не устарели. Приглядитесь - Гофман вокруг нас. Его герои встречаются на каждом шагу, подмигивают нам из-за каждого угла. Все его фантасмагории - и про нашу жизнь тоже. Этот великий маг и чародей из Кенигсберга в своих странных завораживающих сказках сумел остаться великим реалистом...

Он прожил сложную и трудную жизнь. Несмотря на блестящее знание юриспруденции, советник юстиции Гофман практически не делал служебной карьеры, получая назначения и должности во многом благодаря хлопотам родственников и друзей. Такое решение было принято им осознанно: всю свою жизнь он пытался стать КЕМ-ТО, всего себя отдавая главной любви в своей жизни - музыке, и взяв за образец недосягаемую величину в музыкальном мире - Моцарта.


Гофман. Худ. Hugo Steiner.
Prag 1923
----------

Обладавший невзрачной внешностью, маленького роста, хрупкого телосложения, постоянно страдавший от болей в желудке и мигреней, самый преданный "друг вина", много и часто влюблявшийся невпопад, Гофман всю жизнь боролся с обыкновенностью в себе самом. Борьба была тяжелой, героической, каждодневной и - закончилась полной победой человеческого духа над обстоятельствами жизни, серой обыденностью, небытием. Гофману удалось то, что исчезающе редко удается кому-то на земле: его помнят - и любят! - спустя два с половиной века после его рождения.

     *****
Писать об этом великом кенигсбержце и легко, и трудно. Легко, потому что Гофман (наряду с Вильгельмом Гауфом и братьями Гримм ) - один из тех редких немецких писателей-сказочников, чьи сочинения полностью переведены на русский язык. 
Каждый, интересующийся его жизнью, легко найдет множество трудов, посвященных его биографии. О Гофмане написано много и многими. 

И именно поэтому написать о нем что-то новое, неизбитое, (и, главное, не погрешить при этом против истины), трудно. 
Гофман - уникальный сказочник. Каждая из его сказок предназначена и для ребенка, и для взрослого. Для любого она будет открытием, дверью в незнакомый до сей поры мир. Завораживающий. Странный. Манящий к себе вновь и вновь..

Каждый раз, когда невыносимая легкость бытия дает знать о себе, нет ничего вернее испытанного средства: взять томик гофмановских сказок и, читая любую из них, забыть про свои заботы и тревоги. И что нам за дело до того, что большинство этих волшебных фантазий было написано незадолго до смерти человеком, прикованным к постели и обреченным медленно угасать.. 

У Гофмана, как и у его младшего современника Генриха Гейне, причиной смерти явилась очень редкая болезнь - внезапно проявившийся медленно прогрессирующий паралич, причины которого остались неизвестными.
Т.К.

Худ. Кнобель Михаэль. "Виртуозная игра". 1995
*********

АЛЕКСАНДР КУШНЕР
ПОСВЯЩЕНИЕ Э.Т.А.ГОФМАНУ

Одну минуточку, я что хотел спросить: 
Легко ли Гофману три имени носить? 
О, горевать и уставать за трех людей 
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей. 

Эрнст — только винтик, канцелярии юрист, 
Он за листом в суде марает новый лист, 
Не рисовать, не сочинять ему, не петь — 
В бюрократической машине той скрипеть. 
  
Скрипеть, потеть, смягчать кому–то приговор. 
Куда удачливее Эрнста Теодор. 
Придя домой, превозмогая боль в плече, 
Он пишет повести ночами при свече. 

Он пишет повести, а сердцу все грустней. 
Тогда приходит к Теодору Амадей, 
Гость удивительный и самый дорогой. 
Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой... 
  
На Фридрихштрассе Гофман кофе пьет и ест. 
«На Фридрихштрассе»,— говорит тихонько Эрнст. 
«Ах нет, направо!» — умоляет Теодор. 
«Идем налево,— оба слышат,— и во двор». 

Играет флейта еле–еле во дворе, 
Как будто школьник водит пальцем в букваре. 
«Но все равно она,— вздыхает Амадей,— 
Судебных записей милей и повестей».


*********


Комментариев нет:

Отправить комментарий