ПОСВЯЩЕНИЕ ГОФМАНУ
Эрнст Теодор Амадей Гофман.. Давным-давно проживший свою жизнь на Земле, он знаком, кажется, каждому из нас. Ну, если не именем, то наверняка какой-нибудь из своих сказок или ее героем.
Разве кто-нибудь не слышал о Щелкунчике - забавной кукле для колки орехов, подаренной на Рождество девочке Мари, оказавшемся в действительности храбрым принцем; или о прекрасной загадочной Коппелии - девушке с эмалевыми глазами, - бывшей на самом деле куклой; крошке Цахесе по прозванию Циннобер - несчастном уродце, которого все окружающие принимали за замечательного и достойнейшего из людей?
Каждый из героев Гофмана не то, чем кажется на первый взгляд. Не является исключением и сам создатель этих фантастических образов. Он не то, чем казался на первый взгляд.
За свою весьма недлинную жизнь в 46 лет Гофман был юристом, писателем, композитором, музыкальным критиком, капельмейстером, графиком, карикатуристом... Судьба заставила его зарабатывать на жизнь юриспруденцией, сам себя он считал музыкантом, а для потомков остался Великим Сказочником, чьи произведения странны, фантасмагоричны, похожи на сновидения, а то и на галлюцинации - и все-таки парадоксальным образом необычайно реалистичны.
Гофман, как и его знаменитые современники Гете, Тик, Шамиссо, Фуке, жил на стыке двух эпох. Родившись в Кенигсберге, когда Пруссией правил Фридрих II, прозванный в народе "Старым Фрицем", он учился в Кенигсбергском университете, "Альбертине", где читал свои лекции великий Иммануил Кант, жил среди поляков, пережил французскую оккупацию, видел своими глазами Наполеона... и сумел в своих произведениях отобразить сложную, противоречивую действительность, окружавшую его.
Впрочем, его сказочные истории, которым более двухсот лет, ничуть не устарели. Приглядитесь - Гофман вокруг нас. Его герои встречаются на каждом шагу, подмигивают нам из-за каждого угла. Все его фантасмагории - и про нашу жизнь тоже. Этот великий маг и чародей из Кенигсберга в своих странных завораживающих сказках сумел остаться великим реалистом...
Он прожил сложную и трудную жизнь. Несмотря на блестящее знание юриспруденции, советник юстиции Гофман практически не делал служебной карьеры, получая назначения и должности во многом благодаря хлопотам родственников и друзей. Такое решение было принято им осознанно: всю свою жизнь он пытался стать КЕМ-ТО, всего себя отдавая главной любви в своей жизни - музыке, и взяв за образец недосягаемую величину в музыкальном мире - Моцарта.
Гофман. Худ. Hugo Steiner. Prag 1923 ---------- |
Обладавший невзрачной внешностью, маленького роста, хрупкого телосложения, постоянно страдавший от болей в желудке и мигреней, самый преданный "друг вина", много и часто влюблявшийся невпопад, Гофман всю жизнь боролся с обыкновенностью в себе самом. Борьба была тяжелой, героической, каждодневной и - закончилась полной победой человеческого духа над обстоятельствами жизни, серой обыденностью, небытием. Гофману удалось то, что исчезающе редко удается кому-то на земле: его помнят - и любят! - спустя два с половиной века после его рождения.
*****
Писать об этом великом кенигсбержце и легко, и трудно. Легко, потому что Гофман (наряду с Вильгельмом Гауфом и братьями Гримм ) - один из тех редких немецких писателей-сказочников, чьи сочинения полностью переведены на русский язык. Каждый, интересующийся его жизнью, легко найдет множество трудов, посвященных его биографии. О Гофмане написано много и многими.
И именно поэтому написать о нем что-то новое, неизбитое, (и, главное, не погрешить при этом против истины), трудно.
Гофман - уникальный сказочник. Каждая из его сказок предназначена и для ребенка, и для взрослого. Для любого она будет открытием, дверью в незнакомый до сей поры мир. Завораживающий. Странный. Манящий к себе вновь и вновь..
Каждый раз, когда невыносимая легкость бытия дает знать о себе, нет ничего вернее испытанного средства: взять томик гофмановских сказок и, читая любую из них, забыть про свои заботы и тревоги. И что нам за дело до того, что большинство этих волшебных фантазий было написано незадолго до смерти человеком, прикованным к постели и обреченным медленно угасать..
У Гофмана, как и у его младшего современника Генриха Гейне, причиной смерти явилась очень редкая болезнь - внезапно проявившийся медленно прогрессирующий паралич, причины которого остались неизвестными.
Т.К.
АЛЕКСАНДР КУШНЕР
Худ. Кнобель Михаэль. "Виртуозная игра". 1995 ********* |
АЛЕКСАНДР КУШНЕР
ПОСВЯЩЕНИЕ Э.Т.А.ГОФМАНУ
Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
Эрнст — только винтик, канцелярии юрист,
Он за листом в суде марает новый лист,
Не рисовать, не сочинять ему, не петь —
В бюрократической машине той скрипеть.
Скрипеть, потеть, смягчать кому–то приговор.
Куда удачливее Эрнста Теодор.
Придя домой, превозмогая боль в плече,
Он пишет повести ночами при свече.
Он пишет повести, а сердцу все грустней.
Тогда приходит к Теодору Амадей,
Гость удивительный и самый дорогой.
Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой...
На Фридрихштрассе Гофман кофе пьет и ест.
«На Фридрихштрассе»,— говорит тихонько Эрнст.
«Ах нет, направо!» — умоляет Теодор.
«Идем налево,— оба слышат,— и во двор».
Играет флейта еле–еле во дворе,
Как будто школьник водит пальцем в букваре.
«Но все равно она,— вздыхает Амадей,—
Судебных записей милей и повестей».
*********
Комментариев нет:
Отправить комментарий