Внутрь нас ведет таинственный путь.
В нас — и нигде больше — скрыта Вечность
с ее мирами; прошедшее и будущее...
Новалис
Голубой цветок – один из давних образов немецких народных сказок и преданий. В XIX веке он стал также центральным символом немецкого романтизма.
А у немецких романтиков наряду с обычной символикой этот образ также начал обозначать метафизическое /1/ стремление к Бесконечному и Непознаваемому.
Голубой цветок у них символизирует вечное стремление человека к познанию Природы, окружающей его с рождения до смерти, а следовательно, к познанию Самого Себя, своей Души — конечной цели всех романтиков. Постепенно этот образ в немецком романтизме стал также воплощать жажду неизведанного и тоску по дальним краям и странам, превратившись в символ странствия как такового. И главным поэтическим образом того времени становится лирический герой — беспокойный странник, который утратил родину и пытается вновь обрести родной дом. Вечно в пути, между небом и землей, между днем и ночью, между прошлым и будущим, он ощущает и передает горько-сладостную полноту окружающего пейзажа.
Мучительный выбор между доро́гой домой и стремлением к дальним горизонтам является очень типичным для немецких романтиков, постоянно обращавшихся к мотиву путешествия: человек всегда в поиске себя самого, его странствие само является целью в поисках Недостижимого /2/.…
"Страсть и боль, и вкус победы,
Подниматься, вниз спускаться...
Хочет сердце все изведать,
Лишь стремиться, — не добиться.."
К.Брентано. 1802
«Lieb und Leid in leichtem Leben»
(Перевод Т.Коливай)
(Перевод Т.Коливай)
Первым к образу Голубого цветка обратился один из ранних романтиков-писателей Новалис в своем незаконченном романе "Генрих фон Офтердинген" (изд. в 1802г., русский перевод 1914г.). Он работал над романом последние два года своей короткой жизни (1800—1801гг.) и успел написать вчерне только девять глав первой части и самое начало второй. Роман опубликован другом Новалиса Людвигом Тиком уже после смерти автора, в 1802г.
Именно в этом, своем основном произведении Новалис рассказывает о Голубом цветке — символе романтической поэзии и ее нескончаемой тоски по Бесконечному. Этот роман Новалиса — фрагментарный, незавершенный, да что там — едва намеченный автором! — прославил фольклорный образ Голубого цветка и сам, благодаря ему, остался в мировой литературе.
"...Родители уже лежали и спали, стенные часы однообразно тикали, за хлопающими окнами свистел ветер; комната по временам озарялась лунным сиянием. Юноша метался на постели и думал о незнакомце и его рассказах.
"Не сокровища так невыразимо привлекают меня, — говорил он себе самому, — жадность чужда моей душе: я мечтаю лишь о том, чтобы увидеть голубой цветок. Он неустанно занимает мои мысли, я не могу ни писать, ни думать о чем-либо другом. Я никогда не испытывал ничего подобного: точно все прежнее было сном, или точно я пронесся во сне в другой мир. В том мире, в котором я жил, никто бы не стал думать о цветах; а про такую особенную страсть к цветку я даже никогда и не слыхал..."
...Ему казалось, что он бродит один в темном лесу. Лишь изредка пробивался свет сквозь зеленую сеть.
Вскоре он подошел к ущелью, которое вело вверх. Ему пришлось карабкаться по мшистым камням, когда-то снесенным вниз потоком. Чем выше он подымался, тем лес все более светлел. Наконец, он дошел до маленького луга — склона горы.
За лугом высился утес, у подножия которого он увидел отверстие; оно казалось началом прохода, вырубленного в утесах. По этому внутреннему ходу он шел прямо несколько времени и дошел до широкого выхода, откуда сверкнул ему навстречу яркий свет. Приблизившись, он увидел мощный луч, поднимавшийся, как струя фонтана, до самого потолка: там он рассыпался на бесчисленные искры, которые собирались внизу в большом бассейне; луч сверкал, как зардевшееся золото. Не слышно было ни малейшего звука; священная тишина окружала дивное зрелище. Он приблизился к бассейну, искрившемуся разноцветными переливами света. Стены пещеры были покрыты этой влагой, не горячей, а прохладной; она светилась слабым голубоватым светом. Он погрузил руку в бассейн и омочил свои губы. Его точно пронизало веяние духа, и он почувствовал себя укрепленным и освеженным. Его охватило непреодолимое желание выкупаться; он снял одежду и вошел в бассейн.
Опьяненный восторгом и все же вполне сознательно воспринимая каждое ощущение, он медленно плыл вдоль сверкающего потока, который вливался из бассейна в утесы. Его охватила нежная дремота, и ему снились неописуемые происшествия; затем его пробудило новое просветление. Он очутился на мягком лугу у края ручья, точно вливающегося в воздух и в нем исчезающего.
Темно-синие скалы с пестрыми жилками возвышались на некотором расстоянии; окружавший его дневной свет был яснее и мягче обыкновенного; небо было черно-синее и совершенно чистое. Но с наибольшей силой привлекал его голубой цветок, который рос у ручья, касаясь его своими широкими, блестящими листьями. Цветок окружали бесчисленные другие цветы всевозможной окраски, и в воздухе носилось чарующее благоухание. Но он ничего не видел, кроме голубого цветка, и долго разглядывал его с невыразимой нежностью. Наконец, ему захотелось приблизиться к цветку; но цветок вдруг зашевелился и вид его изменился; листья сделались более блестящими и прижались к растущему стеблю, цветок склонился к нему и лепестки образовали широкий голубой воротник, из которого выступало нежное личико..."
Используя первым среди романтиков этот образ, Новалис расширяет его символику. Голубой цветок становится у него символом любви Божественной и символом Вечной Женственности, воплощением никогда не достижимого идеала, к которому устремлена душа Поэта. Обобщенно можно сказать, что в образе Голубого цветка у Новалиса слились воедино три великих принципа: Природа, Человек (прежде всего женское начало) и Дух, Мировая Душа...
Впрочем, существует — с небольшими вариациями в зависимости от местности — и сама основная легенда. Она очень проста и очень изящна в своей простоте. Она рассказывает нам о Голубом цветке. Тому, кто случайно найдет его, откроется доступ к скрытым сокровищам.
ЛЕГЕНДА О ГОЛУБОМ ЦВЕТКЕ
"В давнее-давнее время жил в Гуденсберге свинопас по имени Бреде. Он пас своих свинок на пастбищах вокруг горы Оденберг. И вот однажды он заметил, что одна из его свиней становится не в пример другим все круглее и толще.
Свинопас увидел также, что эта свинка в полдень куда-то уходит от стада, а к вечеру возвращается. Тут парню сделалось любопытно, что бы это значило. Может, она нашла себе лучшее пастбище, чем остальные свиньи? И вот однажды днем он последовал за щетинистой зверушкой, чтобы выяснить, в чем тут дело.
Якоб Гримм, один из знаменитых братьев-сказочников, также подхватывает из народных легенд мотив Голубого цветка как ключа и пути к неизмеримым сокровищам. Вот как он сам рассказал об этом:"Чтобы попасть в гору, где спрятаны сокровища, необходимо отыскать путеводный предмет, открывающий все двери: это обычно растение или корень.
В наших народных преданиях это Чудесный цветок, случайно найденный счастливчиком. Он втыкает его в шапку и находит путь к горным сокровищам: и вход, и выход теперь для него открыты.
Если в пещере он от вида сокровищ теряет голову и оставляет там или шапку, или цветок, то вслед человеку доносится предупреждение: «Не забывай самое ценное!»
Но уже поздно, уходящий не обращает внимания на эти слова или не понимает их. И при выходе из пещеры железная дверь больно бьет его по пяткам, все происходит очень быстро, и дорогу назад уже никогда не найти. Эта формула постоянно воспроизводится в легендах об Оденберге, о горах Везера и Гарца... Это, несомненно, очень древний мотив».
Я.Гримм. «Немецкая мифология», 1835г.
Прототипом Голубого цветка в фольклоре Германии являлись василек или цикорий. ********************************** |
Ты — Голубой цветок, души моей виденье,
Она навечно у тебя в плену.
Но от меня ты ускользаешь легкой тенью..
Тебя найду я, -— жизнь свою пойму /3/.
Но причиной обращения Новалиса к образу Голубого цветка послужили особые, очень личные, события в жизни писателя.
В 23 года (в 1795г.) Фридрих фон Гарденберг обручился с 13-летней Софией фон Кюн /4/. Впрочем, свадьба не состоялась: невеста серьезно заболела и умерла через два года. Новалис был потрясен ее смертью. Он не переставал вспоминать и оплакивать эту девочку, умершую в возрасте пятнадцати лет после неудачно сделанной операции. Смерть Софьи Фридрих превратил в тему романтических переживаний, она означала для Новалиса преображение, экстатическое бегство и избавление от времени и пространства. Эти переживания были тем сильнее, что скоротечная чахотка менее чем через месяц унесла и его младшего брата Эразма, с которым он был очень дружен.
О Софии Новалис рассказал Фридриху Шведенштайну /5/, своему близкому другу, и тот прислал ему акварель собственной работы, на которой был изображен увядший синий цветок василька. Эта акварель не сохранилась, но именно она подсказала Новалису основной мотив его незавершенного романа.....
Давно я хожу по свету,
Ищу Голубой цветок
В цветке удивительном этом
Мне чудится счастья залог.
И в долгих своих скитаньях,
В тумане дальних дорог
Лелею одно желанье –
Найти Голубой цветок.
По землям чужим и странам
Я с арфою звучной блуждал…
Нигде, никогда, как ни странно,
Цветка я того не видал..
Й. фон Эйхендорф.
"Из жизни одного бездельника". 1818
Перевод с нем. Ю.П.Солодуба
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. "Метафизический", т.е. "над/вне обычных законов физики"
2. Один из выдающихся композиторов-романтиков Франц Шуберт создал в последние годы жизни два песенных цикла, составляющие кульминацию его творчества. Это «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь (1827). Оба созданы на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Их многое связывает: «Зимний путь» является как бы продолжением «Прекрасной мельничихи».
2. Один из выдающихся композиторов-романтиков Франц Шуберт создал в последние годы жизни два песенных цикла, составляющие кульминацию его творчества. Это «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь (1827). Оба созданы на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Их многое связывает: «Зимний путь» является как бы продолжением «Прекрасной мельничихи».
В обоих циклах центральным является образ одинокого странствующего мечтателя. Основным мотивом является мотив странствия, характерный для романтического искусства.
Франц Шуберт Цикл "Прекрасная мельничиха" №1
"В Путь" ("Wanderlied"). Слова Вильгельма Мюллера
3. Это четверостишие мое, не Новалиса )) Т.К.
4. Более подробно — см. статью "НОВАЛИС — ПЕРВЫЙ НЕМЕЦКИЙ ПОЭТ-РОМАНТИК".
5.Фридрих Шведенштайн (Friedrich Schwedenstein) (12 марта 1770 - 20 августа 1799) — немецкий художник, близкий друг Новалиса, учившийся вместе с ним на юридическом факультете в Лейпциге (в 1790г.). После отъезда Новалиса из Лейпцига состоял с ним в оживленной переписке. Скончался от туберкулеза в 1799г.
Nach innen geht der geheimnisvolle Weg.
In uns, — oder nirgends — ist die Ewigkeit
mit ihren Welten, die Vergangenheit und Zukunft.
Novalis
ЧИТАТЬ:
ЧАСТЬ 1. ЗОЛУШКА
ЧАСТЬ 2. ГАМЕЛЬНСКИЙ КРЫСОЛОВ
ЧАСТЬ 3. ЛОРЕЛЕЯ
ЧАСТЬ 4. ВЕРНЫЕ ВАЙНСБЕРГСКИЕ ЖЕНЫ
ЧАСТЬ 5. ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. СТИНФОЛЬСКАЯ ПЕЩЕРА
ЧАСТЬ 6. ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК
ЧАСТЬ 7. МЕЛЬНИЦА СТАРУХ (Р.Фолькманн-Леандер)
ЧАСТЬ 8. СЕМЕРО ШВАБОВ (Людвиг Бехштейн)
ЧАСТЬ 9. ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ
ЧАСТЬ 10.КЛАБАУТЕРМАН
ЧАСТЬ 11.ГИБЕЛЬ РУНГХОЛЬТА
ЧАСТЬ 12.ГОРА БРОККЕН И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
ЧАСТЬ 13.ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. КАРЛИК НОС
ЦИКЛ "ПО СЛЕДАМ НЕМЕЦКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД"
ЧАСТЬ 2. ГАМЕЛЬНСКИЙ КРЫСОЛОВ
ЧАСТЬ 3. ЛОРЕЛЕЯ
ЧАСТЬ 4. ВЕРНЫЕ ВАЙНСБЕРГСКИЕ ЖЕНЫ
ЧАСТЬ 5. ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. СТИНФОЛЬСКАЯ ПЕЩЕРА
ЧАСТЬ 6. ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК
ЧАСТЬ 7. МЕЛЬНИЦА СТАРУХ (Р.Фолькманн-Леандер)
ЧАСТЬ 8. СЕМЕРО ШВАБОВ (Людвиг Бехштейн)
ЧАСТЬ 9. ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ
ЧАСТЬ 10.КЛАБАУТЕРМАН
ЧАСТЬ 11.ГИБЕЛЬ РУНГХОЛЬТА
ЧАСТЬ 12.ГОРА БРОККЕН И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
ЧАСТЬ 13.ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. КАРЛИК НОС
ЧАСТЬ 14.МУРЗИЛКА, НЕЗНАЙКА, А ТАКЖЕ ИХ АВТОРЫ
ЧАСТЬ 15.ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ
ЧАСТЬ 16.КЕЛЬНСКИЙ СОБОР
ЧАСТЬ 17.РЮБЕЦАЛЬ — ХОЗЯИН ИСПОЛИНОВЫХ ГОР
ЧАСТЬ 18.ГОРНЫЙ МОНАХ
ЧАСТЬ 15.ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ
ЧАСТЬ 16.КЕЛЬНСКИЙ СОБОР
ЧАСТЬ 17.РЮБЕЦАЛЬ — ХОЗЯИН ИСПОЛИНОВЫХ ГОР
ЧАСТЬ 18.ГОРНЫЙ МОНАХ
КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО СО ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.
*****
Комментариев нет:
Отправить комментарий