Volrad Mirabilis
*****************
Донесли ему как-то, что против него недоброе замышляется и задумали недруги лишить его жизни. Поначалу не хотел комтур верить этим слухам, ведь никогда не обращался он со своими подданными плохо, а правил всегда милостиво и справедливо, и об этом было известно во всех прусских землях. Но поскольку донесения эти повторялись все чаще и чаще, решил он самолично убедиться, насколько эти слухи правдивы.
Созвал он как-то большой пир и пригласил на него всех местных вождей, а также самых именитых среди прусской знати. Когда гости собрались, хозяин замка предложил всем пир начать и по-дружески угощаться и едой, и питьем — словом, всем, чего на столах вдосталь было.
Наступила полночь, захмелели пирующие, да и подмигнули друг другу, что случай такой вряд ли скоро опять представится. Притворились нобили, что начали ссориться меж собой, вдруг кто-то разом погасил все огни и набросился на брата Вольрада, намереваясь его убить. Но у того под роскошным камзолом была надета панцирная кольчуга, и, отбившись от нападающих, комтур позвал на помощь своих слуг.
Прибежали слуги, неся светильники, но только гости все снова сидели на своих местах, будто ничего и не бывало, а когда Вольрад, показав на разорванную одежду, начал обвинять пруссов в злодействе, те всё отрицали, говоря, что и светильники-то погасили только потому, чтобы в пылу начавшейся ссоры забияки друг друга не перебили. А те, кто покусился на жизнь хозяина замка, наверняка, злодеи, забывшие свои клятвы верности, да где ж их сейчас найдешь среди толпы на пиру.
Тогда Вольрад спросил, какое наказание заслужили такие убийцы, если бы их вдруг удалось обнаружить? Гости, чтобы показать свою преданность комтуру, отвечали, что такие душегубы достойны, чтобы их живьем сожгли. Вольрад притворился, что остался таким ответом доволен: он-де не придает большого значения происшедшему, ведь никто в конце концов не пострадал, а гости дорогие пусть, мол, продолжат дальше пировать и веселиться. Так и сделали, а потом все мирно разъехались по домам.
Прошло немного времени, и Вольрад снова пригласил местных князьков к себе на пир. Приехали как прежние, так и другие, что с ними заодно были. Поскольку гостей собралось много, комтур устроил пиршество в большой трапезной в отдельно стоящем доме близ замка.
Наступила полночь, и пир был в самом разгаре, вдруг, как и в первый раз, погасли все светильники. Вольрад, однако, оставался начеку и тут же отпрыгнул к выходу. А там его слуги уже наготове стояли. Они поспешно заперли на засовы все двери и окна, чтобы ни один из тех, кто в зале оставался, не смог выбраться наружу, а затем подожгли трапезную со всех сторон.
Вот так и погибли в огне все недруги комтура, а смерть такую они сами себе выбрали.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Натангия, Нотангия (прусск. Notangia, Nātanga; нем. Natangen) — историческая область. Ныне бо́льшая часть принадлежит России, меньшая же, южная, часть входит в Варминьско-Мазурское воеводство Польши.
2. Мирабилис — "Достойный удивления".
3. Ко́мтурство — минимальная административная единица в составе рыцарского ордена. К 1300 году в Тевтонском ордене насчитывалось около 300 комтурств, расположенных по всей Европе, от Сицилии до Прибалтики. Как правило, комтурство состояло из одного замка и непосредственно прилегающих к нему территорий. Во главе каждого комтурства стоял комтур. Самые маленькие и бедные комтурства могли выставить лишь по десятку вооружённых воинов, наиболее крупные и влиятельные — более тысячи. (Википедия)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
В начале 1240-х годов под контроль Тевтонского ордена перешло прусское укрепление, расположенное на мысе высотой до 30 м, выступающем в Калининградский залив. Здесь проходила граница земель Натангия и Вармия. Орден перестроил прусскую крепость, превратив ее в замок Ленценбург (или Ленценберг). Во время первого прусского восстания, в 1246 году, замок был захвачен пруссами и разрушен. После подавления восстания Орден отстроил Ленценбург заново.
В 1260 году фогт Натангии и Вармии Вольрад Мирабилис, узнав о готовящемся восстании пруссов, пригласил в замок двенадцать прусских нобилей. Во время пира пруссы были заперты в трапезной, а помещение - подожжено. Вместе с пруссами сгорел и Ленценбург. Больше замок не восстанавливался.
В XIX веке в районе древнего Ленценбурга располагалось имение Коршенру (нем. Korschenruhe). 18 марта 1945 года Коршенру был взят войсками Красной Армии, а в 1946 году был переименован в поселок Ладыгино.
Комментариев нет:
Отправить комментарий