КАРЛ РОЗЕНКРАНЦ. ЖУРНАЛИСТИКА В КЁНИГСБЕРГЕ. 1842

Глава из книги
"Кёнигсбергские зарисовки". 1842
*************************
Karl Friedrich Rosenkranz 
Königsberger Skizzen
Danzig.
Verlag und Druck von Fr. Gerhard.
1842
*****************
KÖNIGSBERGER JOURNALISTIK
*****************

Журналы — одно из тех изобретений человечества, которые часто ругают, но без которых нельзя обойтись. Их пытаются игнорировать, кое-кто презирает, кто-то терпит, а кто-то издает и читает. 

Кёнигсберг с каждым годом получает все больше и больше газет и журналов, и если это признак прогресса, то несомненно Кёнигсберг — город прогрессивный. Здесь существует несколько журнальных объединений.

Местные кондитерские держат у себя все авторитетные немецкие журналы, в том числе те, что выходят раз в квартал, как, наприм
ер, "Cotta'sche Vierteljahrsschrift" /1/, даже теологические очерки и критические материалы Ф.Умбрейта /2/ и К.Ульмана /3/, напечатанные в виде самостоятельных брошюр. Если обыватель идет сегодня в кондитерскую, он хочет не столько лакомиться пирожными, шоколадом, мороженым и безе, — нет, упаси Боже! — он хочет читать журналы, быть может, театральные рецензии и даже стихи собственного сочинения, которые написал для какого-нибудь еженедельника.
Дело в том, что в Кёнигсберге есть и местные журналы. Для удовлетворения любопытства и желания узнать новости одной газеты уже недостаточно. Каждый мало-мальски крупный город в Пруссии имеет свой журнал. В Данциге — это "Danziger Dampfboot" /4/, который ничем не уступает большинству популярных общенемецких развлекательных изданий. В Мемеле — свое "Das Echo" ("Эхо") /5/, в Браунсберге — "Das Braunsberger Kreisblatt", в Эльбинге — его превосходно составленный локальный "Anzeiger" /6/, мало чем уступающий своим многочисленным тезкам, и т. д.

В настоящее время в Кенигсберге выходят следующие издания:

1) "Die Hartung'sche Zeitung"— о государственных и научных вопросах, войне и мире /7/.

2) "Das Haberland'sche Wochenblatt" /8/.

3) Журнал "Der Königsberger Freimüthige"
 ("Кёнигсбергский Прямодушный") /9/

4) "
Das Provinzialkirchenblatt" ("Провинциальный церковный листок"), выходящий ежеквартально.

5) "
Das Provinzialblatt" ("Провинциальный листок"), выходящий ежемесячно.

6) "
Das Königsberger Literaturblatt" ("Литературный журнал Кёнигсберга").

Я не знаю, стоит ли включать сюда "Die Annalen des landwirthschaftlichen Vereins von Kreyssig"  ("Анналы сельскохозяйственного общества Kreyßig'а W.A.") Просто упомяну их 
/10/.

I. Газета "Die Hartung'sche Zeitung" включает четыре раздела. 

— В первом разделе газеты содержится краткий обзор наиболее важных событий в стране и за рубежом. Такой обзор обычно занимает половину выпуска. В течение недели газета печатается шесть раз. Иногда, по мере необходимости, выходит приложение. 

Отдел политики "Die Hartung'sche Zeitung" отличается тщательным отбором авторов и самостоятельностью редакционной политики. Газета не ограничивается публикацией сокращенных перепечаток из ведущих берлинских СМИ, но регулярно дает материалы из других немецких периодических изданий, каждый раз делая ссылку на источник информации — похвальный обычай, который, в конце концов, стал у нас почти всеобщим.

— Второй раздел газеты — развлекательная часть, в которой есть нечто, что журналы называют «маленькой хроникой». Но существенное отличие нашей газеты состоит в том, что она не забывает о практическом. Если вы хотите научиться хорошо и дешево консервировать соленые огурцы, вылечить сибирскую язву, покрасить волосы в черный цвет, избавиться от клопов, крыс и веснушек, самостоятельно сварить хорошее картофельное пиво, сберечь яблоки от гниения в течение зимы и т. д., внимательно читайте данный раздел газеты.

Услужливый составитель этих интересных заметок не забывает также время от времени рассказывать нам, какая мода в Париже, и повествовать о жизни иностранных актеров и актрис. Далее следуют рецензии на концерты, театры и достопримечательности, а иногда анонсы книжных новинок, в основном от их издателей.

— Третий раздел газеты содержит объявления о помолвках, браках, рождениях и смертях.

— Четвертый — рекламные объявления различных фирм и частных лиц.

***************

В нише развлекательного чтива на местном рынке с общегерманскими грандами конкурируют местные журналы "Das Haberland'sche Wochenblatt" и "Der Freimüthige".

Первое издание существует уже давно, и своим содержанием (новеллы, стихи, критические статьи о театрах и художественных выставках, загадки, шарады, анаграммы и пр.) ничем не уступает своим многочисленным именитым конкурентам,  которые всего лишь имеют более элегантный внешний вид.

Чем меньше содержания в большинстве таких бульварных листков, тем больше они соперничают друг с другом в роскоши своего оформления, подобно тому, как книжки карманного формата долгое время старались завоевать читателя иллюстрациями-гравюрами из меди и стали, золочеными обрезами и нежными цветочными переплетами, пока вдруг не приобрели совершенно безыскусную простую форму, сделав своим содержанием исключительно новеллы. Потому что новеллы сейчас пользуются огромной популярностью.

***************

Журнал "Der Freimüthige" — молодое издание, которое вырвалось вперед благодаря своеобразному едкому стилю изложения и смелости, с которой оно вскрывает суть дела. Журнал также начал время от времени помещать на свои страницы карикатуры. 

***************

 "Das Provinzialkirchenblatt" /Провинциальный церковный листокиздается Консисторским советником и придворным проповедником Австрии, а также профессором и суперинтендантом Ленардтом. Он содержит труды по истории провинциальной церкви, догматические и экзегетические исследования, литературную критику, но прежде всего очерки практических тенденций по пастырскому попечению, общению с больными, контактам с духовенством, конфирмационному учению и т.д.

***************

"Das Provinzialblatt" ("Провинциальный листок") под редакцией г-на советника уголовной полиции Рихтера радует не только качеством формы (полиграфии), но и актуальным содержанием, просвещающим провинцию по самым различным аспектам. Биографические очерки, статьи по естествознанию, путешествия, дебаты о современных предрассудках, педагогические дискуссии, вопросы промышленности и сельского хозяйства и разного рода критические материалы — вот основные темы этого издания.

Очень ценны сообщения этого журнала о публичных докладах, которые проводятся у нас по особым случаям, и особенно о лекциях, прочитанных на собраниях Физико-экономического общества /11/ профессорами Meyer, Dulk, Moser, Cruse, Sachs, Jacobi, Rathke, Burdach. Единственное, чего очень не хватает, так это лекций Ф.Бесселя /12/ по важнейшим вопросам физической географии и астрономии, которые он время от времени читает, стремясь сделать материал максимально доходчивым для слушателя.

Из сказанного выше ясно, что в нашей журналистике широко представлены политика, новости, развлечения, доктринерские наставления и только критика занимает в упомянутых журналах случайное, подчиненное место. Поэтому возникает необходимость в создании специального печатного органа для нее. В городе, где так много государственных служащих с академическим образованием, в котором есть три гимназии и университет, настоятельно необходимо иметь такого рода журнал. Кёнигсбергские профессора неоднократно предпринимали попытки создания такого рода изданий.

Hüllmann, Vater, Herbart и другие недавно опубликовали архив. Младшие профессора, Lengerke, Simson. Sieffert, Nicolovius (который в настоящее время находится в Бонне) предпринимали попытку выпускать журнал "Ostseeblätter" ("Балтийские листки"), который поначалу довольно бойко издавался. Но вскоре его забрал дьявол. Причем в прямом смысле этого слова. В редакции журнала возникли споры о природе и возможности существования его Адского Величества, что привело к ужасающему однообразию, так нелюбимому читателями, ожесточенным раздорам среди сотрудников и, как следствие, к разорению издателей.

********************

В 1834 году городской советник Хартунг вступил со мной в переговоры о назначении меня редактором критического издания. 

Размышляя над этим предложением, я подумал о трудностях, с которыми может столкнуться подобный проект. Я составил конспект, в котором точно определил цель журнала. И дописал туда мои соображения, в которых попытался показать неосуществимость этой затеи.

Мои доводы, насколько я помню, были следующими:

1) здесь распространены все немецкие журналы; 

2) критических статей в газетах и городских еженедельниках Данцига, Эльбинга и т.д. вполне достаточно, чтобы удовлетворять провинциальные литературные запросы;

3) все местные творческие силы уже сотрудничают с центральными немецкими журналами; в частности, профессора являются корреспондентами общенемецких литературных газет Галле, Брокгауза и Берлина, а также специализированных журналов, и что, следовательно, платить здесь, на месте, им такой же высокий гонорар было бы невозможно.

Таковы были мои соображения. С тех пор я пересмотрел их, и сейчас полагаю совершенно необходимым, чтобы Кёнигсберг имел свое собственное критическое издание, тем самым находясь в более активном взаимодействии с остальной частью Германии.

Человек, который с чистейшим энтузиазмом посвятит себя редактированию кёнигсбергского литературного журнала, — доктор Александр Юнг /13/. Он начал журнал вступительной статьей, в которой обсуждается положение немецкой журналистики и отношение Кёнигсберга к Пруссии, Пруссии к Германии, Германии к актуальным проблемам нашего времени и, наконец, соответствие содержания и оформления современного литературного журнала таким проблемам.

Таким образом он полностью разъясняет необходимость существования такого рода журнала, и будущее, надеюсь, оправдает те ожидания, которые возлагаются на него не только у нас, но и за пределами Кёнигсберга. 

Нет нужды упоминать о том, что намерение редактора занять позицию вне партийных взглядов всегда всячески порицалось. Утверждалось, что это невозможно. При этом, вероятно, не принималось во внимание, что речь идет о научной критике, а не о сиюминутном эффекте, который желает произвести на своих читателей печатный орган какой-либо партии.

Если журнал хочет с самого начала пропагандировать ультрамонтанство /14/, лютеранство, гербартианство /15/, республиканизм /16/, абсолютизм, традиционализм /17/ и пр., то, конечно же, он должен выражаться с односторонней резкостью. Чем яснее, тем лучше. Он не должен уклоняться от крайних выражений, ибо ему противостоят другие крайности. Он может время от времени уверять своих читателей, что судит беспристрастно, но это не так. Чем лучше редакция журнала это знает, тем легче ей будет в своей полемике смягчать выпады, направленные против нее, и поддерживать веру своих приверженцев в необходимость данного печатного органа. 

Таким образом, на практике существование партии необходимо для достижения определенных целей. А в теории, в науке? Даже если наука бессознательно по факту и не лишена пристрастности и некоей ограниченности, то она все же должна стремиться оставаться в стороне от любых партийных интересов.

Этот Кёнигсбергский литературный журнал начинается с малого, потому что не хочет отражать легкомыслие времени и не хочет быть простым средством для зарабатывания денег. На самом деле, некоторые журналы, кажется, держатся за свою публику только затем, чтобы их редактор мог на что-то жить. Эти печатные издания — подаяние, которое вы платите и за которое получаете квитанцию в виде газетной бумаги. Ничего нового для себя вы в них не найдете.

Некоторые журналы, по-видимому, поставили перед собой цель сделать фрагментацию общественного сознания еще более явной. Как только берешь такой печатный лист с его хаотичным содержимым в руки, весь текст распадается на отдельные буквы, которые то соединяются, то разлетаются и отрицают друг друга. Глаз пытается на чем-то остановиться то тут, то там, а мозг бесполезно вибрирует в хаосе. Если что-то и может свидетельствовать о здравомыслии сознания индивидуума, так это его способность сохранять себя в этой беспорядочной диффузии. 

"Das Königsberger Literaturblatt" ("Литературный журнал Кёнигсберга") будет стремиться к объединению и сплочению против такого рода материалов. Настало время, чтобы так называемый «чистый читатель» (по выражению И.Фихте /18/), читающий только для того, чтобы читать, а не для того, чтобы что-то понять, исчез из нашей жизни.



ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Немецкий ежеквартальный журнал Георга фон Котта. ССЫЛКА

2. Фридрих Вильгельм Карл Умбрейт  /Ullmann, Carl: Friedrich Wilhelm Carl Umbreit / (11 апреля 1795, Зоннеборн — 26 апреля 1860, Гейдельберг) — немецкий протестантский богослов и исследователь еврейской Библии. ССЫЛКА

3.Карл Христиан Ульман /Carl Christian Ullmann/ (15 марта 1796, Эпфенбах, — 12 января 1865, Карлсруэ) — немецкий теолог и историк. ССЫЛКА

4. «Danziger Dampfboot». ССЫЛКА

5. Кажется, здесь все-таки имеется в виду Тильзит с его журналом “Echo an der Memel”. (?)

6. Удалось найти только за 1898 год. Elbinger Wohnungs-Anzeiger 1898. ССЫЛКА  

7. Die Hartung'sche Zeitung («Кёнигсбергер Хартунгше Цайтунг»). ССЫЛКА  

8. Das Haberland'sche Wochenblatt.
Еженедельное издание Кёнигсберга. Печатается в типографии Haberland'а.
Выходит два раза в неделю, по средам и субботам. ССЫЛКА  


9. Журнал "Der Königsberger Freimütige" ("Кёнигсбергский Прямодушный"). ССЫЛКА  

10.В.А.К.Крейсиг /Kreyßig W.A.K/ (1780-1854) — восточнопрусский фермер и писатель-аграрник. Жил в Karlsruhe auf den Husen под Кёнигсбергом (Восточная Пруссия). Почетный член различных отечественных и зарубежных экономических и сельскохозяйственных обществ. ССЫЛКА

11.Физико-экономическое общество — это значимая кёнигсбергская организация, на базе которой возник знаменитый местный археологический музей "Пруссия":

Все началось в XVIII веке, когда в Морунгене (округ Кёнигсберг, ныне — Моронг, Польша) появилось Физико-экономическое общество (Physikalisch-Ökonomische Gesellschaft), создававшееся для внедрения инноваций в сельскохозяйственную отрасль провинции. Однако с переносом в 1798-м штаб-квартиры в Кёнигсберг направленность его деятельности изменилась. Теперь организация занималась любительской археологией и этнографией и объединяла людей, неравнодушных к доисторическому прошлому провинции. Считая свое участие не просто хобби, а делом чести, лопату археолога брали в руки представители самых разных профессий — ремесленники, купцы, художники, госслужащие, университетские знаменитости… Они и положили начало коллекции «Пруссия» — музею, прогремевшему на весь мир. ССЫЛКА

12. Имеется в виду Фридрих Вильгельм Бессель /Friedrich Wilhelm Bessel/ (22 июля 1784, Минден — 17 марта 1846, Кёнигсберг) — немецкий математик и астроном, ученик Карла Фридриха Гаусса. ССЫЛКА

13. Александр Юнг /Dr. Alexander Jung/. ССЫЛКА

14. Ультрамонтанство. ССЫЛКА
15. Гербартианство. СЫЛКА
16. Республиканизм. ССЫЛКА
17. Традиционализм. ССЫЛКА

18.Иоганн Готлиб Фихте /Johann Gottlieb Fichte/ (19 мая 1762, Бишофсверда, Верхняя Лужица — 27 января 1814, Берлин) — немецкий философ. 
В 1791 году Фихте приехал в Кёнигсберг; здесь он познакомился с Кантом, которому прислал рукопись «Опыт критики всякого откровения». Кант одобрил его труд и подыскал для него издателя. Сочинение появилось в свет анонимным и было встречено публикой с величайшим сочувствием: оно было принято за произведение самого Канта по философии религии, которое ожидалось с нетерпением. Когда недоразумение выяснилось, Фихте сразу прославился.
В 1805 году наступление французов вынудило его перебраться в Кёнигсберг, где он читал лекции в Кёнигсбергском университете. ССЫЛКА 

ОБ АВТОРЕ.


Иоганн Карл Фридрих Розенкранц /Johann Karl Friedrich Rosenkranz/ (1805, Магдебург — 1879, Кенигсберг) — немецкий философ, историк литературы и писатель.

В 1833 году был приглашен профессором философии на кафедру Канта в Кёнигсбергском Университете. В 1842 году он опубликовал два тома своих «Кёнигсбергских очерков», в которых город на Прегеле запечатлен в ярком, живом отображении эпохи бидермейера. 
Глава "Журналистика в Кёнигсберге" входит во второй том данного труда.

Справа: титульная страница книги Карла Розенкранца "Кёнигсбергские очерки"
**************************************

Слева: страница с посвящением "Кёнигсбержцам от автора".
Справа: страница 2 тома с началом главы "Журналистика в Кёнигсберге"
**************************************
ПЕРЕВОД С НЕМ.ЯЗЫКА
ТАТЬЯНЫ КОЛИВАЙ
******************

Комментариев нет:

Отправить комментарий