МАКС РОЗЕНХЕЙН. КЁНИГСБЕРГ


Макс Розенхейн
Записки путешественника по 
Восточной и Западной Пруссии ( 1858 )
Глава "Кёнигсберг"


*****
Далекий город на Прегеле Кёнигсберг обещает всем посещающим его впервые если не массу интересных впечатлений, то хотя бы их большое разнообразие. Этот королевский город с семью холмами, семью воротами и семью мостами, широко раскинувшийся по обеим сторонам Прегеля, смотрится весьма впечатляюще. Все его семнадцать не похожих друг на друга башен и построенный во времена Ордена Королевский дворец на Замковой горе являются яркой доминантой городского пейзажа.
Кёнигсберг простирается широкой полуаркой от пышных лугов на Прегеле до поросших лесом холмов с расположенной на них обсерваторией, – прижизненным памятником, который великий астроном Бессель /1/, к сожалению, слишком рано скончавшийся, воздвиг себе сам.

Если вы приедете из современных чистеньких городков Германии в эту северную метрополию, то сразу почувствуете в ней некую нордическую тяжесть и даже определенную скудость. Но, задержавшись здесь на длительное время, вы научитесь ценить внутреннюю сосредоточенность, деловитость и трудолюбие местных жителей, а также гораздо большую восприимчивость, чем можно было бы предположить после первого обманчивого впечатления. Именно это и происходит с большинством иностранцев, особенно когда они приезжают сюда с юга.

Полное представление о Кёнигсберге составить затруднительно. Эта масса домов, разбросанная по холмам, намекает нам на прежнюю имперскую славу Прегельштадта. В других городах эта слава давно поблекла, растворившись в суматохе современного мира.
Но не в Кёнигсберге. Кнайпхоф – остров в центре города, окруженный Прегелем, его Ланггассе с импозантными домами с остроконечными крышами и широкими каменными ступенями, рынок Альтштадта, Старый замок, Лёбенихт, почтенный Домский собор.. - все они сохранили вековую печать былого величия и до сих пор поражают неповторимой средневековой архитектурой.

Надо сказать, что во многих своих чертах Кёнигсберг носит весьма старомодный буржуазный характер, который, вероятно, утратит в самое ближайшее время, ведь недавно проложенная железная дорога втягивает этот город в великую мирскую суету Империи, а следом и всего мира. Большую часть улиц по-прежнему занимают скромные дома с остроконечным фронтоном сверху, напоминающим ночной колпак. Один дом клонится к другому и с любопытством заглядывает в его окна.

*****
Бранденбургские ворота, ведущие с Берлинер-Айзенбанштрассе, превратились в импозантный въезд в город. Слева, на знаменитой Философской дамбе - большом лугу, украшенном зелеными насаждениями, возвышаются величественные здания железнодорожного вокзала. В Кёнигсберге всего один железнодорожный вокзал, но именно поэтому он не имеет себе равных ни по размеру, ни по красоте. На террасном холме напротив вокзала предполагалось поставить памятник Канту, сделанный мастерской рукой Рауха /11/, но затем монумент решено было установить в центре города. А этот район, бывший одним из самых пустынных в Кёнигсберге, сейчас бурлит потоками транспорта.

Из болотистой местности с волшебной скоростью поднялись великолепные ряды домов, садов и новых улиц. Первая улица, на которую попадает приезжий, называется Хаберберг. В начале ее мы видим статую человека в шляпе с перьями и мечом в одной руке и знаменем в другой. Эта ярко раскрашенная деревянная фигура – кёнигсбергский Вильгельм Телль, подмастерье-сапожник Ганс фон Саган, в 1270 году приведший отступающие войска Ордена к победе в битве при Рудау. Напротив Хаберберга проходит аристократическая улица Форштадтская Длинная. Она ведет нас к центру Кёнигсберга. Ее великолепная перспектива потрясает архитектурным великолепием. Башня фондовой биржи закрывает ее не полностью, так как из-под арки Зеленых ворот все еще видна некогда прекрасная Кнайпхофише Ланггассе. Ныне она является пристанищем польских и русских евреев, которых мы видим здесь, так сказать, в оригинале. (Как известно, в России только что вышел указ, строго регламентирующий их одежду). Евреев, собирающихся группами, можно увидеть стоящими перед гостиными домами или расхаживающими по тротуарам.

Неподалеку находится новая синагога, построенная в весьма импозантном стиле. Отсюда гость города выходит к главной артерии кёнигсбергской жизни — реке Прегель. С Зеленого моста, по которому можно попасть на остров Кнайпхоф, открывается великолепный вид. Справа от моста находится биржа, целиком стоящая на деревянных сваях над рекой. Фасад поддерживается портиком, опирающимся на ионические колонны. Он выглядел бы хорошо, если бы его классические очертания не портил фронтон в форме гренадерской шапки.

С этой точки обзора можно полюбоваться морской панорамой города.
Отсюда открывается вид на Прегель, жизнерадостный и по-настоящему морской: с кораблями и баржами, украшенными флажками, внушительными складами по обе стороны набережных, чьи прежние дощатые настилы превратились в величественные гранитные мостовые. Здесь можно увидеть как корабли различной конструкции, так и неуклюжие виттины с плоскими днищами, приходящие сюда из русской Литвы. Они управляются бедными дзимкенами, этими безобидными, полуголыми сынами природы, вид которых составляет странный контраст с нашей культурой и жизнью. Здесь швартуются корабли, привозящие из Эльбинга сыры и небольшие легкие суда с фруктами. Они оснащены своего рода боковым плавником, похожим на рыбий, для того чтобы не терять равновесия на волнах залива в штормовую погоду. Каких судов здесь только нет! Бриги и шаланды с одной-тремя мачтами, элегантные пароходы, что, подобно птицам в полете, рассекают Прегель, умело прокладывая себе путь сквозь рой других, более неуклюжих судов, пока наконец, тяжело дыша дымящими трубами, не причаливают, выпустив на берег толпу счастливых пассажиров.
Как же хочется однажды вместе с этими счастливцами совершить поездку в Пиллау по заливу!

Путешествие в Пиллау, – единственное, которое предпринял в своей жизни великий Кант, – было когда-то утомительным и скучным. Туда ездили на почтовом экипаже по суше или на колесном судне по заливу. Но теперь это одно из самых заманчивых дорожных удовольствий, совершаемых на пароходах.

*****
А мы остаемся в Кёнигсберге и выходим через Зеленые ворота, увенчанные башней, на самую изысканную из всех улиц, Кнайпхофише Ланггассе, где видим здание, напоминающее венецианские дворцы – истинная находка! Обнаружить на далеком побережье Балтийского моря такие причудливые формы и линии, свойственные постройкам побережий Адриатического моря, уже само по себе чудо.

Мы видим здесь старомодные высокие дома в старом франконском цопфстиле /2/. Они отделаны белоснежной штукатуркой. Видим и благородных дам, выглядывающих из окон этих домов и лорнирующих прохожих. Очень своеобразно выглядят лестничные каменные балконы, называемые здесь вольмами. Они тянутся вдоль уличных фасадов от дома к дому. Это старый добрый ганзейский стиль. Жильцы дома, особенно дамы, в хорошую погоду по обычаю итальянцев с непринужденностью, не свойственной нашему северу, охотно пользуются этими лишними квадратными футами. Даже зимой можно увидеть одетых в плотные кацавейки барышень Кнайпхофа, часами прогуливающихся по вольмам, что неизменно вызывает восхищение прохожих. Сколько сделок и сколько браков было заключено благодаря этим милым балкончикам!

Жители Кнайпхофише Ланггассе — очень своеобразный народ. Значительная часть островитян – эмигранты из плодородной маршевой земли Гозен /3/. Другая часть – выходцы из Восточной Пруссии, чьи предки когда-то молились языческому богу грома Перкуносу, пока епископ Адальберт не познакомил их с прусским христианством. Все они трудятся в сфере государственных бумаг: долговых обязательств, залоговых свидетельств и ипотек земель Померании и Восточной Пруссии и т.п..

Кнайпхоф — остров, окруженный двумя рукавами Прегеля. Болотистая местность сначала была отвоевана у реки путем забивания свай, а затем как особая часть города укреплена стенами, башнями и воротами, от которых сейчас не осталось и следа. Здесь находится грандиозная Ланггассе - главная улица Кнайпхофа, множество старинных зданий, ратуша с примыкающим к ней Юнкерхофом – копией данцигского Артусхофа /4/, в просторном зале которого регулярно проходят студенческие балы.

Недалеко отсюда находится рынок Соборной площади, над которым гордо возвышается Домский собор с высокой башней. Его длина 294 фута. Он поражает своими внутренними интерьерами: воздушной высотой сводов, красивой перспективой колонн и величественным большим органом с 5.000 трубами. В погребальной часовне, отделенной от хоров железной решеткой, под тремя сводами находятся гробницы великих магистров, а над ними возвышается высеченное из камня изваяние герцога Альбрехта. Он изображен лежащим в натуральную величину вместе со своей женой и шестью детьми по бокам. На внешней северной стороне расположен бывший профессорский склеп, который называется Стоа Кантиана /5/, поскольку здесь в 1804 году был похоронен Кант. Бюст Канта работы Шадова /6/ украшает большой зал соседнего здания университета.

Внутри нефа Домского собора можно увидеть редкое богатство превосходной резьбы по дереву. В частности, великолепна резьба дубовых исповедален и кафедр каноников.

К этому почтенному собору примыкают здания университета - лекционные аудитории ученой Альбертины, которая, если не считать высших учебных заведений Англии, является одним из лучших университетов мира. Впрочем, по громоздкости и обветшалости своих корпусов университету Кёнигсберга также трудно найти равных. Возьмем, к примеру, два ветхих каменных портала, ведущих во двор университета, на которых едва читаются благочестивые латинские надписи. Эти порталы носят аскетичный характер мрачных монашеских коллегий и никоим образом не позволяют сделать вывод о щедрости основателя университета и его преемников.
Впрочем, уже заложен фундамент нового здания университета, освященный рукой короля, и, может быть, недалек тот час, когда кёнигсбергские музы сбросят с себя одежду нищих.

*****
По мостам Лавочников и Кузнечному можно добраться до Альтштадта, чья узкая извилистая главная улица приводит к уютному парку, разбитому вокруг альтштадтской кирхи. Он известен среди местных жителей как «Мукергартен» (Muckergarten). На заднем фоне виднеется ряд домов, над которыми живописно возвышается южное крыло замка. Во внутренний двор замка можно попасть, взобравшись на крутой холм. Длина двора составляет 333 фута, ширина почти такая же. Богатая событиями история кёнигсбергского замка отражена в разнообразии его архитектурных стилей. Пять прошедших столетий оставили на нем свой отпечаток.

Так, половина северной стороны сохранилась в том же виде, в каком была построена Тевтонским орденом в 1355 году.

Считается, что восточная сторона была возведена герцогом Альбрехтом в 1532 г., западная - маркграфом Георгом Фридрихом в 1590 г. Новое крыло на углу восточной и южной сторон было построено любящим роскошь королем Фридрихом I, а западное крыло образовано замковой кирхой, помещения которой отличаются поразительной демократичностью: в ее подземельях находится огромный винный погреб, а над сводчатым потолком нефа возвышается просторный зал Московитов, предназначенный для балов и торжеств. Он более обширен, чем знаменитый Гюрцених в Кельне /7/.

В северном крыле расположены помещения трибунала и высокого суда, а также инквизиции, отсюда и изображения связок фасций перед входом. К тому же здесь находится секретный архив, зал "Пруссия" и зал Немецкого общества, ремесленное училище и собрание монет.

Над главными воротами с восточной стороны расположен зал экономико-физического общества с большими часами-эталоном у окна. Члены королевского правительства, консистория, школьная коллегия и господин обер-президент занимают восточное и частично южное крыло.

На третьем этаже находятся королевские комнаты для размещения членов семьи монарха.

*****
Эти покрытые мхом каменные стены много раз свысока взирали на важнейшие события мировой истории.

Здесь несчастный, недалекий герцог, попросив у высокомерных вельмож денег на покупку нового камзола, получил от них дерзкий ответ, что государь тоже может носить одеяние в заплатах.

Здесь великий курфюрст после окончания своей славной шведской кампании издал указ об аресте бургомистра Роде (Rohde), который защищал город от курфюрста Бранденбурга, претендовавшего на суверенитет.

Здесь была отдана дань уважения первому королю Пруссии и награжден первый рыцарь Ордена Черного Орла.

Здесь, в зале Московитов, названном его именем, проводил свои оргии Петр Великий. Во время Семилетней войны из окон этого замка смотрели русские генералы: Апраксин, Засс и Суворов, будучи губернаторами завоеванной провинции /8/.

В этих комнатах незабвенная королева Луиза проливала слезы в роковом 1807 году, а простой клавир, за которым она искала утешения в часы страданий и душевных мук, можно увидеть здесь и сегодня.

В этом здании в 1808 году совершалось великое дело политической реформы — уложение трех городов Кёнигсберга — заслуга наших славных государственных деятелей Штейна, Шёна и Альтенштейна (Stein , Schön und Altenstein).

Из окна этих высоких покоев 13 июня 1811 года Наполеон обозревал гордые полки Великой армии, спещащие к Неману. За спиной французского полководца виднелась голова его мамлюка Рустана. Тысячекратное Vive L'Empereur! гремело в воздухе и солнце бросало сверкающие золотые лучи на победоносных орлов легиона Французской гвардии.

Но прошло полгода и король Мюрат в своем фантастическом красочном костюме, похожем на маскарадный, затравленным беженцем смотрел на остатки великолепной армии, которая, завернувшись в лохмотья, спешно маршировала мимо, ведь спешка была вопросом жизни и смерти!

В соседней комнате Штейн, Шён и Ауэрсвальд (Stein , Schön und Auerswald) обсуждали детали народного восстания.

С просторной галереи угловой башни высотой 200 футов можно увидеть больше земли, чем принадлежит многим немецким князьям, имеющим право голоса в Бундестаге.

Утром в 11 часов и вечером в 9 часов утра с галереи башни на городом разносится благочестивый хорал, который многим набожным сердцам может показаться более приятным, чем знаменитые классические мелодии.

Находящийся здесь винный погреб замка снискал огромную известность. Любой, кто хочет познакомиться с его винами, должен обратиться к управляющему так называемого «Кровавого суда» - винного подвала в северном крыле. Ему с величайшей охотой будут предложены на выбор любые экземпляры большой винотеки, все сокровища которой перечислены в великолепном каталоге.

Если гость этого винного заведения любит проводить свои изыскания под сводами глубокого подвала среди огромных бочек, отбрасывающих рембрандовские тени под горящими над ними лампами, ему следует отправиться туда, в «Камеры пыток», от которых этот «Кровавый суд» и получил свое имя.

Кёнигсбергский замок впечатляет своими размерами. Тем более, что расположен он высоко, на холме, который является практически центром города. Высота, на которую предстоит забираться, достаточно велика. Зимой, когда Кёнигсберг переходит в режим снега и льда, подниматься к замку бывает затруднительно, и многие отважные покорители вершин то и дело скатываются с этой кручи вниз.

Бесспорно, окрестности тоже весьма впечатляют. С одной стороны возвышается восточный флигель замка с украшенным по-старинному проходным порталом и гауптвахтой посередине. Напротив него, среди высоких построек, расположены царские конюшни, ныне используемые кирасирским штабом. Их внутренний двор огорожен стеной с решетчатыми вставками и трофеями. Перед этой стеной на мраморном постаменте возвышается статуя Фридриха I, выполненная Шлютером /9/ из металла. Ее венчает прусский орел и девиз правителей Пруссии «Suum Cuique» /10/. Отсюда открывается великолепная перспектива на элегантную Французскую улицу с ее шикарными магазинами.

Рядом с замком живописно раскинулся рынок Альтштадта, окруженный с трех сторон высокими остроконечными домами с балконообразными лестницами и старинными ризалитами. Среди них выделяется ратуша (ныне здание суда) с высеченной из камня головой под башенными часами, называемой Яппером, которая насмешливо высовывает язык при каждом ударе колокола. Этой городской достопримечательности служат 
отличным фоном придворная кондитерская Поматти со статуей Фридриха Вильгельма I. в нише и Замковая гора, возвышающаяся над городом.

У подножия Замковой горы, с севера, лежит еще один старый городской район - Лёбенихт, главные улицы которого до сих пор сохраняют мрачную ганзейскую основательность. Семиэтажные остроконечные дома по-соседски смотрят друг на друга и, кажется, как почтенные кумушки, обсуждают меж собой свои радости и горести. Меж ними проложено множество крутых переулков, называемых здесь «Кошачьими тропками».

Ланггассе (Длинный переулок) описывает крутую спираль. По нему то и дело с грохотом проносятся тяжелые пивные фургоны, ведь здесь живут знаменитые и богатые кёнигсбергские пивовары, называемые на местном наречии «Mälzenbräuer» - «солодовыми пивоварами»). Лёбенихтское пиво имеет в Пруссии такую же первоклассную репутацию, что и баварское. В этом районе находятся знаменитые пивные погреба Кёнигсберга: «Туннель» Шумахера на Замковой горе, весьма популярный «Зал Гамбринуса», а наверху, на лёбенихтском холме, современный «Зал Феникса». Вся эта местность приятно щекочет наше обоняние свежим пивным духом.

*****
Из Лёбенихта легко попасть в Закхайм. Впрочем, этот обширный городской район в целом не представляет собой мало интересного. Стоит отметить католическую кирху, которая с ее куполом и богато украшенным фасадом выглядит весьма величественно. Рядом с Закхаймскими воротами расположены три благотворительных учреждения для страждущих: Институт Бюлова для слепых, Приют для глухонемых и Детский дом для сирот. На длинной Кёнигштрассе надпись золотом на большом недавно построенном здании рассказывает путешественнику, не чуждому латыни, о том, что здесь находится музей и Художественная академия.

В залах музея экспонируется коллекция картин кёнигсбергского художественного объединения, а также собрание гипсовых слепков, предоставленных Раухом /11/ и Тиком /12/. Они выполнены преимущественно с античных скульптур собрания дрезденского Августеума. Перед музеем возвышается обелиск, который провинция Восточная и Западная Пруссия воздвигла в 1842 г. своему бывшему президенту, государственному министру фон Шёну /13/, когда тот оставил государственную службу. Неподалеку находится Королевская библиотека, насчитывающая около 100.000 томов, включая множество рукописей и первопечатных изданий. Если не по содержанию (большинство работ являются старобогословскими), то хотя бы по наличию благородного металла уникальна коллекция, известная здесь под названием Серебряной библиотеки. По приказу герцога Альбрехта эти благочестивые книги были переплетены в великолепные обложки, покрытые серебром.

Росгартен — такая же широкая уютная улица, как и Кёнигштрассе. Она населена в основном кёнигсбергской аристократией. Однако, прежде чем мы увидим конечные ориентиры этих улиц - Королевские и ворота Россгартнер, - обе улицы незаметно пропадают среди неприметных, а порой и бедных домов. Таким образом, можно совершать прогулку по этим улицам, наблюдая за жизнью, так сказать, по восходящей и нисходящей линиям.

К самым длинным и просторным улицам города относится также и Штайндамм (?), обладающий поистине буржуазным характером.

Перед воротами находится так называемый Хуфен, где богатые патриции города отдыхают от бремени забот в своих очаровательных летних резиденциях. Здесь нет недостатка ни в развлекательных заведениях, ни в декоративных парках. На местном кладбище находится могила Гиппеля /14/, а также место упокоения великого астронома Бесселя. Здесь в Хуфене находится бывший сад Бусольта /15/, в котором в злосчастные 1807-1809 годы королевская семья нашла свое убежище.

В начале Штайндамма Почтовая улица приводит нас к двум современным зданиям.
Новое здание почты, безусловно, одно из самых красивых во всем городе. Оно спроектировано в круглоарочном стиле /16/ и выглядит особенно впечатляюще, если смотреть на него со стороны внутреннего двора, где постройка образует большой открытый квадрат с двумя крыльями. Часы с прозрачным циферблатом в любое время суток показывают прохожим точное время.

А вот новая альтштадтская кирха, стоящая далее наискосок, уж точно не шедевр Шинкеля /17/. Кажется, что это строение в готическом стиле - фрагмент каких-то архитектурных джунглей. Странен его внешний вид, но еще более странны внутренние интерьеры.
За исключением портального фасада с высоким остроконечным арочным окном, вся архитектура здания представляет собой беспокойные, запутанные формы и неудачные сочетания, в которых трудно угадать форму креста. Могучие контрфорсы представляют для нас загадку: они возведены словно сами для себя. Внутри здания за множеством колонн, собственно, не видно самой кирхи.

Большую Парадную площадь (или Королевский сад), центр которой украшает конная статуя Фридриха Вильгельма III., ожидает блестящее будущее. Уже построено в современном стиле здание криминальной тюрьмы, а на месте нынешнего манежа должны быть возведены современные корпуса университета. Бронзовая конная статуя работы Кисса /18/, установленная 3 августа 1851 года, является еще одним монументальным украшением Кёнигсберга. Пьедестал и основание из полированного гранита имеют высоту в 43 футов. Искусно смоделированный конь изображен в спокойном положении, только правое переднее копыто нетерпеливо приподнято в воздух. Сидящий на нем король изображен с поразительным портретным сходством, руки всадника крепко сжимают поводья. Мантия широкой волной ниспадает с его правого плеча. Она скрывает в живописных складках эстетическую неуклюжесть генеральского мундира. Голову украшает лавровый венок. Пьедестал разделен на 6 частей аллегорическими фигурами. По четырем углам — Вера, Справедливость, Любовь и Истина, а в середине двух длинных сторон расположены Боруссия /19/ и Абундантия /20/. На передней стороне табличка, на которой под орлом в лавровом венке можно прочитать надпись: «Королю Фридриху Вильгельму III. благодарные жители Пруссии. 1841 год» /21/. На рельефах изображены исторические сцены из жизни короля и аллегорические фигуры. Историческая точность, с которой переданы одеяние и портрет короля, заслуживает всяческого восхищения. /22/

Скульптор Август Кисс представляет модель своего монумента королю.
********************************

Но так же, как невзрачен внешний вид нынешнего университета - храма науки в Кёнигсберге, убог и облик его храма искусства, - драматического театра. Если смотреть на театр с трех сторон, то выглядит он очень интригующе: все, что можно увидеть, — это длинные стены, перекрытые крышей, без каких-либо окон, как у китайцев. Главный вход более открытый. Каменные ступени ведут в вестибюль с колоннами, из которого через три двери можно попасть во внутренние помещения. А вот они могут смело конкурировать с красивейшими театральными залами и по своим размерам превосходят драматический театр в Берлине. Изюминкой внутреннего убранства является люстра с двумястами газовыми рожками, которая когда-то висела в зале берлинского Тройбунда /23/. Люстра освещает огромный зал на 1.800 зрителей. Кстати, чрезвычайно интересна история кёнигсбергского театра. Долгое время им руководили директора, известные всей Германии. Прежде всего необходимо упомянуть знаменитого Августа фон Коцебу /24/, немало сделавшего для развития немецкого драматического и оперного искусства.

*****
Очаровательна территория Замкового пруда. Это настоящее озеро Маджоре для Кёнигсберга с его истинно северным климатом. Со всех сторон озеро окружают сады с террасными уступами. У моста расположен новый дворец Хартунга /25/, а немного правее — величественные здания на Мюнцштрассе и Французской улице. Над ними живописно возвышается башня Старого замка. Берега обширного пруда, густо поросшие кустарником и деревьями, павильоны, беседки, альтанки, окружающие водную гладь и отражающиеся в ней, — все это производит незабываемое впечатление.

Теплыми летними вечерами Замковый пруд до поздней ночи кишит гондолами и лодками, и пусть наши гондольеры не поют, как их венецианские коллеги, песен из Торквато Тассо /26/, здесь, над водной гладью, раздаются веселые студенческие песенки, полнозвучные мужские хоры и перезвон гитарных струн. Поистине сказочное зрелище представляет собой этот водоем, когда мост и окрестные сады ярко освещены, по ним прогуливаются отдыхающие, а мелодии, разносящиеся по окрестностям, пробуждают дремавшее до сей поры эхо.

*****
За отдаленными воротами Фридлендертор дорога проходит через деревянный мост, мимо лавок старьевщиков и складов к Оксенмаркт (Бычьему рынку) и Линденштрассе (Ивовой улице), где жил Симон Дах, поэт «Анхен из Тарау» /27/. Эти улицы – тенистые аллеи, дома здесь богатые и солидные, похожие на большие полированные денежные ящики: ведь здесь, в тихой части города, в комфортном уединении живет несколько самых известных купцов и банкиров. Обширный скотный рынок на окраине этого места имеет облик небольшого восточно-прусского провинциального городка, часто представляющего собой одну только квадратную рыночную площадь.

В противоположной стороне, в очень приятной местности, расположены Ботанический сад, Зоологический музей, Новая анатомия и Обсерватория. Сначала посетим Ботанический сад. Может, другие ботанические сады и превосходят кёнигсбергский по богатству коллекций, все же он едва ли уступает им по систематизации своих фондов и милому очарованию территории.

Перспектива, образующаяся между двумя прелестными холмами долины, очень живописна и открывает нам обзор на гавань города, Прегель и зеленую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Дом директора ботанического сада, увитый виноградной лозой, выглядит идиллически и изящно, как жилище какой-нибудь дриады. Он стоит на холме, доминируя над окружающим пейзажем.

Выйдя из боковых ворот ботанического сада, мы увидим величественный фасад здания в современном стиле, окруженного густой группой деревьев и кустов. Это Зоологический музей. Все, что Бог сотворил в пятый день творения, почти полностью представлено здесь в мирном соседстве друг с другом.

Недалеко отсюда, на садовой террасе, расположена знаменитая кёнигсбергская обсерватория, наблюдения которой, когда её ещё возглавлял Бессель, являлись для всех обсерваторий мира своего рода неким астрономическим Евангелием. Она отличается не только прочной внешней конструкцией здания, но и продуманным расположением на самой высокой точке города, откуда можно видеть Прегель во всех его изгибах вплоть до залива, на берегах которого расстилается дружелюбный пейзаж с пышными лугами, лесами, молочными фермами и сёлами.

*****
В остальном Кёнигсберг беден монументальными и архитектурными украшениями. Но с той поры как недавно построенная железная дорога связала этот удаленный город на востоке с остальной страной, здесь наступил настоящий строительный бум: растет число новых домов, и городские кварталы меняют свой характер. Но красота и стиль имеют очень мало общего с этими вновь возводимыми зданиями, хотя то, что применимо к искусствам и наукам вообще, в не меньшей степени применимо и к архитектуре. Но в этой области, чисто идеальной по своей сокровенной природе, господство в нашу индустриальную эпоху завоевал презренный материализм. Строительные предприятия в Кёнигсберге не являются исключением из общего правила. Они хотят строить дешево, используя имеющийся капитал по максимуму. Изящество и красота вообще не принимаются во внимание: основной акцент делается на то, что практично и выгодно. Так, новостройки, как правило, похожи друг на друга, как близнецы. В этих однообразных ящиках, громоздящих этаж на этаж, как в ветхозаветном Ноевом ковчеге, очень редко можно найти следы оригинального стиля: это постройки с незримой, но явственной надписью «Нужны деньги!»

Но вскоре Кёнигсберг получит в качестве украшения города памятник великому кёнигсбергскому философу Канту. Поскольку перед новым зданием университета будет стоять статуя герцога Альбрехта, бронзовое изваяние одного из величайших своих сограждан родной город воздвигнет на площади близ кирхи Альтштадта в центре Кёнигсберга. Мы обязаны этой идеей человеку, который в настоящее время занимает кафедру Канта в Альбертине, - профессору Розенкранцу /28/. Хотя сборы на возведение этого монумента, включая пожертвование Его Величества короля в размере 800 талеров, уже составляют 9.000 талеров, для постамента все еще требуется собрать 4.000 талеров. Впрочем, получены еще не все пожертвования. Будем надеяться на лучшее. Статуя высотой в 9 футов уже выполнена ​​Раухом /11/ из гипса и должна быть отлита ​​из металла в Силезии.

*****
Достойными во всех отношениях внимания являются новые фортификационные сооружения вокруг города, и нельзя упускать возможности прогуляться по земляной насыпи вальных укреплений.

Даже один лишь беглый взгляд на размах строительства этой бастионной оборонительной системы должен дать чужеземцу представление о миллионах, которые на нее уже израсходованы и потребуются еще. Этот каменный пояс обороны все туже опоясывает город. Заслуживают восхищения четыре шлюзовые плотины, которые регулируют проложенные в фортификационных целях водопроводные трубы.

Бастион Грольмана (Grolman Bastion) и форт на учебном плацу, носящий название Герцогакер - «Герцогская пашня» - по месту возведения, являются главными фортификационными сооружениями между Королевскими воротами и воротами Росгартнер Тор /29/.

Средний редюит /30/ бастиона Грольмана со своей свободной планировкой, прекрасно выполненным каменным основанием, величественными арочными окнами и воздушной галереей, проходящей от крыла к крылу над плоской бомбоустойчивой крышей, кажется настоящим дворцом.

Напротив находится форт Герцогакер, с его поистине циклопической каменной кладкой и бесчисленными пушечными бойницами. Он лежит, как часовой у порога города, как грозный сфинкс, с сотней зорких глаз, грозно взирающих по сторонам.

*****
Королевские ворота, возвышающиеся над крепостной стеной и построенные в готическом стиле, своими выступающими эркерами и другими украшениями внешней стены напоминают замок Штольценфельс /31/. Высоко над фронтоном установлены три статуи: короля Богемии Оттокара /32/, герцога Альбрехта Прусского /33/ и прусского короля Фридриха I. Они выполнены из песчаника скульптором Штюрмером /34/.

Закхаймские ворота впечатляют своей мощью. Они служат памятником храброму Людвигу Йорку /35/, прибывшему сюда со своим армейским корпусом в 1813 году, и благородному барону Бюлову фон Денневицу /36/. Оба портрета выполнены в виде медальонов на искусно украшенных краях арки ворот.

Колоссальное сооружение — бастион Прегеля с капоньерой /37/ на причале Литтауэр Баум /38/. Он возвышается над большей частью долины Прегеля. Ворота Россгартнер также выполнены в великолепном архитектурном стиле и чрезвычайно прочны. Их фронтон тоже украшен медальонами из песчаника - поясными портретами двух очень известных героев войны в форме, а именно Шарнхорста /39/ и Гнейзенау /40/. Большую архитектурную красоту представляет и навершие двух башен, выполненное в готическом стиле по обе стороны портала. Примерно в 50 шагах от них возвышается большая башня Дона - массивное сооружение, украшающее собой Верхний пруд /41/. Напротив него воинственно возвышается башня Врангеля /42/.

Благодаря этим укреплениям Кёнигсберг может, как в свое время легендарная Троя, выдерживать многолетнюю осаду.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Фридрих Вильгельм Бессель (Friedrich Wilhelm Bessel; 1784, Минден — 1846, Кёнигсберг) — немецкий математик и астроном, ученик Карла Фридриха Гаусса.

Иностранный член Лондонского королевского общества (1825), Парижской академии наук (1840; корреспондент с 1816)[6], почётный член Петербургской академии наук (1814). Википедия

2. Цопфстиль (нем. Zopfstil, от Zopf — косичка) — историко-региональный художественный стиль, получивший распространение в Германии и Австрии во второй половине XVIII в. Несколько ироничное название возникло от моды того времени на мужские парики с короткими косичками при австрийском дворе императора Иосифа II (1765—1790). В Австро-Венгрии стиль цопф сменил австрийское, или венское, рококо времени правления императрицы Марии Терезии (1741—1780). Википедия.

3. В русском языке под этим термином обычно подразумевают низменные полосы морского берега, подверженные воздействию высоких приливов или нагонов морской воды.
Гозен-Ной-Циттау — коммуна в округе Одер-Шпрее в земле Бранденбург. Расположена в долине Шпрее, недалеко от канала Одер-Шпрее .

4. Двор Артуса (польск. Dwór Artusa ; нем. Artushof; ранее также Junkerhof) — здание в центре Гданьска , которое раньше было местом собрания купечества. Название было взято из очень популярной средневековой легенды о короле Артуре – символе рыцарства и галантности. Сначала в Великобритании и Франции, а затем и в других странах Европы его именем называли дома, где собирались рыцари и аристократы. Самым известным был Артусхоф в Данциге. Википедия

5. Букв. «Портик Канта». Стоа (греч. Στοά — «портик») — в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.

6. Иоганн Готфрид Шадов (нем. Johann Gottfried Schadow; 1764, Берлин — 1850, Берлин) — немецкий скульптор, педагог и теоретик искусства. Представитель академического классицизма. Был основателем и одним из главных представителей берлинской классицистической школы скульптуры начала XIX века, так называемого прусского эллинизма. Википедия

7. Гюрцених (Gürzenich) был построен с 1441 по 1447 год на земле, принадлежащей семье Гюрцених как городской зал для проведения празднеств. Внешне это здание выглядит как классический стиль поздней готики. В бальном зале верхнего этажа принимали почетных гостей из Кёльна, праздновали вечеринки императоры, принцы и горожане, а также проводились церемонии коронации, заседали суды и рейхстаг.

В 17 веке он функционировал исключительно как торговый дом. Около 1820 г. традиция средневекового дома для проведения торжественных мероприятий была возрождена.

8. В.И.Суворов, отец великого полководца, был губернатором Восточной Пруссии в 1760-61 гг. Ни С.Ф.Апраксин, ни фон Засс губернаторами Восточной Пруссии не были.

9. Андреас Шлютер (нем. Andreas Schlüter; 15 марта 1634 или май 1660, Данциг — 23 июня 1714, Санкт-Петербург) — немецкий скульптор и архитектор, яркий представитель северогерманского барокко. В 1697 году Шлютер создал бронзовую статую курфюрста Фридриха III для Кёнигсберга. В этом памятнике Шлютер выступает апологетом военной мощи и абсолютизма прусской монархии. В статуе Великого курфюрста он стремился создать образ грозного и мудрого правителя. Облачённый в античные одеяния, в пышном парике, властитель Пруссии торжественно восседает на медленно шествующем коне. Постамент памятника украшен большими декоративными волютами и четырьмя фигурами закованных в цепи невольников, символизирующих различные темпераменты и покорённые курфюрстом народы. Википедия

10.Suum Cuique - «Каждому своё» /лат./

11.Кристиан Даниэль Раух (нем. Christian Daniel Rauch; 1777, Арользен, земля Гессен — 1857, Дрезден, Саксония) — немецкий скульптор академического классицизма. Наряду со своим учителем Иоганном Готфридом Шадовом был основателем и одним из главных представителей берлинской классицистической школы скульптуры начала XIX века, так называемого прусского эллинизма. Википедия

12.Кристиан Фридрих Тик (нем. Christian Friedrich Tieck; 1776, Берлин — 1851, Берлин) — немецкий скульптор академического классицизма. Наряду со своим учителем Иоганном Готфридом Шадовом был одним из главных представителей берлинской классицистической школы скульптуры начала XIX века, так называемого прусского эллинизма. Специализировался на скульптурных портретах и внёс большой вклад в оформление многих сооружений архитектора Карла Фридриха Шинкеля. Младший брат известного писателя-романтика Людвига Иоганна Тика. Википедия

13.Генрих Теодор фон Шён (Heinrich Theodor von Schön; 1773 в Шрайтлаугкене , Тильзитский уезд - 1856 в Гут-Арнау близ Кёнигсберга) — прусский государственный деятель. Википедия

14.Теодор Готлиб фон Гиппель (нем. Theodor Gottlieb von Hippel; 1741, Гердауэн, Восточная Пруссия — 1796, Кёнигсберг) — немецкий государственный деятель, писатель и критик. Бургомистр Кёнигсберга. Википедия

15.Сад Бусольта был заложен Гиппелем. Назван по имени следующего своего владельца, Бусольта.

16.Круглоарочный стиль (Rundbogenstil) – см. Неороманский стиль. Википедия.

17.Карл Фридрих Шинкель (нем. Karl Friedrich Schinkel; 1781, Нойруппин, Бранденбург — 1841, Берлин) — немецкий архитектор, живописец, рисовальщик, театральный художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве: работал в стилях неоготики, неоренессанса, был главным представителем архитектурного стиля прусского эллинизма. Творчество Шинкеля оказало глубокое влияние на официальную архитектуру и все виды искусства того времени; в результате чего сдержанный классический стиль преобладал в искусстве Прусского королевства до середины XIX века. Википедия

18.Август Кисс (нем. August Kiß; 1802, Тихау — 1865, Берлин) — немецкий скульптор.

19.Borussia — латинское название Пруссии.

20.Абундантия – римская богиня богатства и успеха.

21.” Ihrem König Friedrich Wilhelm III. die dankbaren Preußen. 1841”

22.Подробно об этом памятнике можно прочитать в статье по ссылке

23.Treubund — объединение, основанное в конце 1848 года в Берлине людьми антидемократических тенденций, сторонников ярко выраженного пруссачества. Первоначально оно называлось Роялистским объединением, но вскоре после его учреждения, в феврале 1849 года, стало называться «Союз за Короля и Отечество». Целью Союза было укрепление лояльности королю, обеспечение нравственного воспитания народа и благополучия всех граждан. Членом Союза мог стать любой пруссак старше 20 лет.

24. А́вгуст Фридрих Фердинанд фон Коцебу (нем. August Friedrich Ferdinand von Kotzebue; 1761, Веймар — 1819, Мангейм, Великое герцогство Баден) — немецкий драматург и романист, написал ряд драм, завоевавших популярность благодаря сценичности и пониманию вкусов толпы. В своё время он был даже популярнее Гёте или Шиллера. Имел чин надворного советника в Российской империи. Отец русского мореплавателя О. Е. Коцебу.

25.Иоганн Генрих Хартунг (Johann Heinrich Hartung) (1699 Эрфурт - 1756 Лейпциг) — немецкий издатель и владелец типографии в Кёнигсберге (Пруссия).

26.Торквато Тассо (итал. Torquato Tasso; 1544, Сорренто — 1595, Рим) — итальянский поэт XVI в., писатель, драматург и философ.

27.«А́нхен из Тарау» — немецкая песня на стихи Симона Даха. Оказала заметное влияние на развитие представлений о народной песне в XIX—XX веках.

28.Иоганн Карл Фридрих Розенкранц (нем. Johann Karl Friedrich Rosenkranz; 1805, Магдебург — 1879, Кенигсберг) — немецкий философ.Был профессором философии, занимая кафедру Канта в Альбертине, университете Кёнигсберга. Википедия

29.5 апреля 1843 года проект строительства нового вального кольца Кёнигсберга был утверждён. Строительные работы официально начались 15 октября 1843 года торжественной закладкой оборонительной казармы, носившей тогда имя "Герцогская пашня" (Herzog Acker) по месту её строительства. Позже она была переименована в Кронпринц (Kronprinz). Эта оборонительная казарма, как следует из её названия, служила для размещения войск, а в случае штурма города становилась фортификационным сооружением второго эшелона, поддерживающим огнём фронты расположенного перед ней бастиона Грольман (Grolman Bastion). Почти одновременно с этим состоялась и вторая закладка фортификационного сооружения — Королевских ворот (Königstor). Ссылка

30.Редюит (фр. reduit — убежище) — внутреннее укрепление, устраивавшееся в сомкнутых укреплениях для боя внутри последних и для усиления их внутренней обороны. Первоначальное значение редюита было служить убежищем для гарнизона, атакованного и теснимого со всех сторон. Под редюитом понимается также и всякий укрепленный пункт, расположенный позади главных укреплений и составляющий последний оплот обороны. Ссылка


31.Замок Штольценфельс (нем. Schloss Stolzenfels) расположен над одноимённым районом Кобленца на левом берегу Рейна напротив устья реки Лан. Замок был построен в 1242—1259 годах архиепископом Трира Арнольдом II в качестве летней резиденции. Сильное влияние на романтический стиль сооружения оказала английская неоготика. Комнаты летней резиденции были украшены ценной мебелью и картинами. Наиболее впечатляющим помещением являлся Рыцарский зал с выставленными там старинными доспехами. Википедия

32.Король Богемии Пржемысл Отакар II (1233 год - 26 августа 1278 года)
Герцог Австрии с 6 декабря 1250 года по 21 ноября 1276 года, король Чехии (Богемии) с 22 сентября 1253 года, герцог Штирии в 1260-1276 годах, герцог Каринтии и Крайны в 1269-1276 годах, из династии Пржемысловичей.

33.А́льбрехт Бранденбу́рг-Ансбахский (нем. Albrecht von Brandenburg-Ansbach; 1490, Ансбах, Франконский имперский округ — 1568, Замок Тапиау) — великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии.

34.Штюрмер Вильгельм Людвиг /Wilhelm Ludwig Stuermer/ (1812 - 1864). Знаменитый немецкий скульптор. Придворный мастер короля Фридриха Вильгельма IV.

Калининград/Кёнигсберг. На Королевских воротах статуи трех правителей (слева направо): покровителя Кёнигсберга короля Богемии Оттокара II Пшемысла, первого прусского короля Фридриха I и первого прусского герцога Альбрехта, основателя Кёнигсбергского университета Альбертины.
************************

35.Граф Иоганн Давид Людвиг Йорк фон Вартенбург (нем. Johann David Ludwig Graf Yorck von Wartenburg; 1759, Потсдам —1830, Кляйн-Эльс, округ Олау, Нижняя Силезия) — прусский генерал-фельдмаршал эпохи наполеоновских войн.

36.Фридрих Вильгельм фон Бюлов, граф фон Денневитц (нем. Friedrich Wilhelm Freiherr von Bülow, Graf von Dennewitz; 1755, Фалькенберг — 1816, Кёнигсберг) — барон, затем граф фон Денневитц (7 августа 1814), прусский генерал от инфантерии (4 апреля 1814).

В честь битвы при Денневице Бюлову в Бранденбурге установлен памятник. Имя Бюлова носила улица в Закхайме (сейчас ул. Стекольная). В Калининградской области в поселке Рощино частично сохранилось и восстанавливается родовое имение фон Бюлов - Грюнхоф. Википедия

37.Капонир, капонер, капониер, капоньера , ж. caponnière - каменная сводчатая постройка в сухом рву крепости для продольного обстреливания рва при отражении штурма.

38.В районе Закхайм на берегу Прегеля был создан таможенный пост, получивший интересное название — "Литовское дерево" - (Littauer Baum). Это был причал, куда прибывали баржи с грузами из Литвы.

39.Герхард Иоганн Давид фон Шарнхорст (Gerhard Johann David von Scharnhorst; 1755 - 1813) - генерал, находившийся на прусской службе с 1801 года. Как первый начальник прусского Генерального штаба, был известен своими военными теориями и реформами прусской армии, а также ее руководством во время наполеоновских войн.

40.Граф Август Вильгельм Антониус Нейтхардт фон Гнейзенау (August Neidhardt von Gneisenau; 1760 — 1831) — прусский военачальник (генерал-фельдмаршал) эпохи наполеоновских войн.

41.Башня Дона (нем. Dohnaturm) — часть сохранившегося оборонительно-валового сооружения в Кёнигсберге/Калининграде. Названа в честь прусского генерал-фельдмаршала Фридриха Карла цу Дона. Построена в 1853 г. Расположена на берегу Верхнего озера. Википедия.

42.Башня Врангеля - историческое название: Wrangelturm
Год постройки: 1853-1859.

Башня Врангеля
*****************

ОРИГИНАЛ:

Max Rosenheyn
Reiseskizzen aus 
Ost- und West-Preußen
Danzig
Verlag von A. W. Kasemann
1858 



Комментариев нет:

Отправить комментарий