МАННИГФУАЛ, ИЛИ ГИГАНТСКИЙ КОРАБЛЬ



*****

Издавна все моряки верят в то, что у кораблей есть душа. А если корабль погиб, то душа эта продолжает бродить вечно неприкаянной по морям и океанам. 

Так рождались многочисленные легенды о кораблях-призраках, самым известным из которых был знаменитый "Летучий голландец". (См. статью в блоге)


Так родилась и легенда о гигантском корабле Маннигфуале. Ее издавна рассказывают на побережье Северного и Балтийского морей. 

Здесь он известен также и под другими, большей частью, голландскими, именами (ведь кто как ни голландцы всегда были вечными мореплавателями!): "Корабль из Тернутена" („Het Schip van Ternuten“), "Корабль Sinternuit" (букв. "Корабль "Грешная ночь"), "Het Grote Schiphorst" („Огромный корабль“), а иногда упоминают и имя корабля "De Almacht", что означает "Всемогущий".

Легенды рассказывают нам, что судить, насколько огромен этот корабль, можно по тому, что потребовалось бы шесть недель, чтобы добраться от носа до кормы, а капитану корабля приходится ездить на лошади по палубе, иначе он просто не успевал бы отдавать приказы. На его плечах сидят два ворона, которые видят все, что не заметил капитан, и сообщают ему об этом /1/. Мачты корабля выше всех церковных башен, веревки такие же толстые, как крупные ели.

Паруса Маннигфуала выглядят как белые сложенные облака на горизонте, а мачты исчезают в небе. Впрочем, в этом гигантском корабле нет ничего дьявольского, это не проклятый корабль, как Летучий Голландец, хотя, конечно же, к миру живых его экипаж не принадлежит...


Во Фрисландии и Голландии широко известна легенда о восьмилетнем мальчике Джобкене с маленького голландского островка Урк, который случайно попал на Маннигфуал, сбежав из дома. На Маннигфуале ему пришлось соврать, что он корабельный юнга, чей корабль потерпел кораблекрушение, а в доказательство своих слов похвастался, что он очень хорошо умеет грести. 

Его отправили на камбуз поваренком. Там Джобкен видит, что в огромной кастрюле готовится ненавистный ему гороховый суп, из-за которого, собственно, он и решился на побег из родительского дома, (поскольку тот ему сильно надоел) и там же, у края кастрюли, ждет его весельная лодка. Вот так и пришлось ему помогать коку, плавая в кастрюле на лодке и помешивая закипающий суп. Благодаря счастливой случайности мальчику удалось сбежать с корабля и попасть домой...

***********
Легенды о Маннигфуале
(Mannigfual)

Источники текста: 
Karl Müllenhoff: Sagen, Märchen und Lieder 
der Herzogthümer Schleswig, Holstein und Lauenburg;

Ludwig Bechstein, Deutsches Sagenbuch. Mannigfual

Моряки Северной Фризии рассказывают об огромном корабле, носящем имя Маннигфуал. Этот корабль настолько велик, что, управляя им, капитан разъезжает по палубе верхом на лошади. Молодые матросы, полезшие вверх на реи, спускаются вниз седоголовыми и седобородыми мореходами. Там, среди такелажа у них устроено жилье, где они и отдыхают.

Этот огромный корабль однажды зашел из Атлантического океана в Па-де-Кале. Однако пролив этот оказался тесным для такого великана, и узкое место между Дувром и Кале проскочить он не мог. Тогда капитана осенила счастливая идея, и он намылил весь левый борт корабля, что терся о Дуврский берег, белым мылом. Мысль оказалась удачной: «Маннигфуал» благополучно миновал пролив и вошел в Северное море.

Вы можете не поверить, но это можно доказать! Как еще береговые утесы Дувра смогли бы приобрести такой белоснежный цвет? Ведь они впитали в себя все мыло и всю разлетавшуюся белоснежную пену с боков корабля /2/.

Однажды этот гигантский корабль - бог знает как - оказался в водах Балтийского моря. Но команда скоро поняла, что море это слишком мелководно. Чтобы корабль снова обрел плавучесть и не сел днищем на мель, капитан решил выбросить весь балласт с корабля вместе с отходами и золой, собранными в камбузе, за борт. Именно так из выброшенного балласта появился остров Борнхольм, а из мелкого мусора возник небольшой соседний островок Кристиансё.
********

А вот Легенда о Гигантском корабле из сборника
Вильгельма и Якоба Гримм "Немецкие легенды".

********

Во Фризских землях рассказывают чудесную историю о необыкновенном корабле.

Тысячу и еще сколько-то лет тому назад, когда Шотландия еще примыкала к Норвегии, а море только-только прорыло себе канал между Дувром и Кале, из Атлантического океана приплыл очень-очень большой корабль. Он был такой огромный, что если капитан со шканцев отдавал приказ в носовую часть корабля, то специальный курьер скакал туда бешеным галопом четырнадцать суток. Если нужно было передать на бак матросам срочный приказ, его передавали несколько сотен трубачей, расставленных по кораблю цепочкой.

Матросы, работавшие в носовой части корабля, за всю жизнь не видели кормы, а те, что находились у руля, никогда не бывали на баке. Большая толпа матросов постоянно жила на мачтах, таких высоких, что целая жизнь уходила на то, чтобы залезть туда и спуститься. Мачт было больше, чем деревьев в лесу, и в каждой мачтовой корзине были выстроены обширные дома вроде казарм, в которых жили матросы. Каждую постройку окружал широкий луг, на нем паслось стадо из нескольких сотен голов скота, служившего для пропитания матросов. В огромном котле варился питательный эликсир под названием «бульон». По котлу от одного края до другого можно было плыть восемь дней.

Однажды повар хватился уже ошпаренного быка, из которого намеревался приготовить особенно вкусный обед. Пустились на поиски, снарядили лодку и, обыскав напрасно добрую половину котла, нашли тушу быка за одной из многочисленных заклепок, возвышавшихся, как холмы, над железной равниной дна.

Огромный корабль при попутном ветре вошел в узкий конец моря возле Кале. Поскольку он мчался под всеми парусами, его нос с разгону благополучно достиг Северного моря, но средняя часть прочно застряла, потому что была шире канала. Однако капитан нашел выход из положения. Он приказал намылить борта, матросам вооружиться шестами и отталкиваться от берегов, а паруса туго натянуть. И – ура! – пошло! Мыльная пена взметнулась высоко вверх и осела, загустев, на английском берегу, отчего и образовались знаменитые меловые утесы.

Однако корабль вместо Северного попал в Балтийское море. В один прекрасный день старший офицер заметил, что киль задевает за грунт. Коку было приказано выбросить за борт скопившиеся в камбузе уголь и золу, чтобы облегчить нос корабля. Уголь и шлак выбросили, и из моря поднялся остров Борнгольм. Но принятых мер оказалось недостаточно, снова стали выбрасывать балласт за борт, но так неудачно, что подступы к берегу оказались завалены, речные устья закупорены, а земля так засыпана пылью, что и поныне весь Бранденбург покрыт холмами.

Много чего можно порассказать об этом корабле. Были там, например, матросские кабачки, запрятанные среди снастей, и другие диковинки. Но точных сведений у нас нет, потому что корабль уплыл в Утопию и больше не возвращался.

********

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Кажется, здесь наблюдается прямая параллель с верховным богом германо-скандинавской мифологии Одином и его двумя воронами, Хугином и Мунином.

2. В Па-де-Кале по обе стороны канала тянутся белые меловые берега. На английской стороне это белые скалы Дувра, а на французской - Кап Блан Не (Cap-Blanc Nez). Образование этих скал происходило в меловом периоде, когда здесь было море и миллионы крохотных существ в раковинах, богатых карбонатом кальция, умирали и погружались на морское дно. Слой за слоем, постепенно спрессовываясь, раковины ложились друг на друга и оседали на морское дно. Образовавшийся мел, мягкий вид известняка, стал быстро разрушаться под действием моря и ветра, образуя белоснежные скалистые берега вдоль Па-де-Кале.




Использованная литература.

1. Mannigfual. Wikipedia.de. Ссылка
2. Het grote schip. Wikipedia.nl. Ссылка
3. Schip van Sinternuit. Wikipedia.nl. Ссылка
4. Karl Müllenhoff: Sagen, Märchen und Lieder
der Herzogthümer Schleswig, Holstein und Lauenburg. Ссылка
5. Ludwig Bechstein, Deutsches Sagenbuch. Mannigfual. Ссылка


Комментариев нет:

Отправить комментарий