ВСАДНИК НА БЕЛОМ КОНЕ


***********
.

ВСАДНИК НА БЕЛОМ КОНЕ
(Schimmelreiter)


Белый конь - древний образ северогерманской мифологии, в которой это священное животное ассоциировалось со Слейпниром, восьминогим конем Одина (Водана), верховного бога германо-скандинавской мифологии.

Несколько белых лошадей было и у Фрейра, бога плодородия и лета. Они могли прорицать, и поэтому служили ему советниками. Позже в христианской традиции, которая порицала все языческое, белая лошадь стала отождествляться с демоническим существом Хель или даже с самим дьяволом.

Бредет, бредет по дорогам северной Европы лошадь Хель. Предания говорят, что, если она останавливается перед каким-нибудь домом или заглядывает в него, кому-то из его обитателей предстоит умереть. Ее часто замечали в давние времена старые люди, и потому умели предсказать чью-либо смерть.

Ну, а кто ж на северном побережье не знает легенды о незадачливом крестьянине, вздумавшем пахать свое поле в субботу поздно вечером! Как только солнце опустилось, из близлежащего озера выбралась лошадь с висящими удилами. Лошадь пристроилась к лошадям крестьянина и потянула вперед с такой силой, что борозда за бороздой вспахивались буквально в мгновение ока. Крестьянин изо всех сил старался не отстать, но быстро сбился с дыхания, и по его лицу заструился пот. Лошади его покрылись белой пеной. Такая пахота продолжалась с половину часа без какого-либо перерыва, пока лошадь не исчезла там же, откуда появилась, а обессиленный крестьянин повалился в пашню. Кое-как поднявшись, он поспешил домой. Больше никогда он не пахал в субботу.



Лошадь Хель любит иногда и подшутить над людьми. Так, рассказывают, что однажды шли молодые люди из одной деревни в другую на танцы. Подойдя к ручью, разделявшему обе деревни, парни обнаружили, что не могут его перейти, поскольку из-за прошедших дождей ручей сильно разлился. Оглядевшись по сторонам, молодые люди заметили стоявшую поблизости старую лошадь; они решили взобраться на нее и верхом перебраться через ручей. Но когда двое юношей уселись на лошадь, они обнаружили, что на спине есть место и для третьего. Когда взобрался третий, они решили, что уместится и четвертый. В конечном счете вся компания в десять человек села на спину лошади. Когда на середине ручья сидевший первым парень случайно обернулся назад, он увидел, что на лошади сидит много народу, и в изумлении воскликнул: «Иисус Христос, какая длинная кляча!» Но не успел он произнести эти слова, как лошадь Хель резко сжалась, все всадники попадали в воду, а конь исчез с насмешливым ржанием.

Нет у нее хозяина, хотя иногда видят люди верхом на ней всадника. Это тот самый знаменитый всадник на белом коне, чей образ так поэтично изображен в одноименном романе Теодора Шторма "Der Schimmelreiter" (“Всадник на белом коне”). В сложную ткань повествования так умело вплетены предания, легенды и суеверия Фрисландии, родины писателя, что это литературное произведение само воспринимается как исполненная поэзии и драматизма народная легенда.


«…Вдруг впереди на плотине мне что-то почудилось; не слышно было ни звука, но при чахлом свете прорезавшегося полумесяца обозначился силуэт, по мере приближения становившийся все отчетливей, и скоро я уже различил всадника на длинноногом поджаром коне; темный плащ бился у незнакомца за плечами; на скаку он повернул ко мне бледное лицо с горящим взором..»
Одинокий всадник, скачущий в непогоду на белом коне, появляющийся из ниоткуда и скрывающийся во мгле ночи, давно уже превратился в устойчивый образ, безошибочно напоминающий каждому немцу о знаменитом "Всаднике на белом коне" Теодора Шторма.

„Я — всадник и сквозь время я лечу!
По облакам мой путь ведет –
И мне с конем та гонка по плечу
Мой конь спешит. Вперед! Вперед!"

Вольфганг Борхерт.
"Всадник". (Фрагм.) 1938г.





ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

P.S.
В статье использованы 
северогерманские легенды о лошади Хель
из книги Бенджамина Торпа  (1782-1870) 
"Нордическая мифология" (1855).



***********

Комментариев нет:

Отправить комментарий