"..Из всех явлений один огонь столь очевидно наделен свойством принимать противоположные значения — добра и зла. Огонь — это сияние Рая и пекло Преисподней, ласка и пытка. Он доставляет радость ребенку, смирно сидящему у печи; но он же наказывает за непослушание того, кто затеет с ним слишком дерзкую игру. Он дает блаженство и требует почтительности. Это божество охраняющее и устрашающее, щедрое и свирепое. Огонь противоречив, и потому это одно из универсальных начал объяснения мира..."
С незапамятных времен горит на склонах горы Янардаг (азерб. Yanar Dağ, т.е. "горящая гора"), что недалеко от Баку, на Апшеронском полуострове, природный вечный огонь, вырывающийся из глубинных пластов земли.
Немного таких мест на земле: Янардаг в Азербайджане, гора Янгантау в Башкирии, туркменский газовый кратер Дарваза́, горящие горы в Приамурье, Джария в Индии, огонь горы Химера (Янарташ) в Турции, почти не обжигающий руки..
Одновременно огонь и способ защиты живых от мертвых, поскольку является чистой природной стихией, обладающей целительными свойствами; средством очищения от скверны. Недаром во время эпидемий чумы врачи прижигали чумные бубоны раскаленным железом. Считалось, что таким образом огонь нейтрализует яд, попавший в лимфу крови.
В европейской традиции их часто называют саламандрами /2/. Эти живые огненные воплощения стихии огня больше всего напоминают ящерицу с телом из застывших языков пламени.
Все они писали о саламандрах как о вполне реальных существах.
Итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини (1500—1571) рассказал в своей автобиографии, что, когда ему было пять лет, саламандру в огне очага увидел его отец:
"…глядя в огонь, он вдруг увидел ... маленького зверька, вроде ящерицы, каковой резвился в этом жарком пламени. Сразу поняв, что это такое, он велел позвать мою сестренку и меня и, показав его нам, малышам, дал мне сильную затрещину, от которой я весьма отчаянно принялся плакать.
Он, ласково меня успокоил, сказав: "Сынок мой дорогой, я тебя бью не потому, что ты сделал что-то дурное, а только для того, чтобы ты запомнил, что эта вот ящерица, которую ты видишь в огне, это — саламандра, каковую еще никто не видел из тех, о ком доподлинно известно".
"Подлинные записки Бенвенуто Челлини"
******
|
Яркий и очень красочный образ духа Огня, Огневика /3/, создал в середине XIX века немецкий писатель Теодор Шторм в своей поэтичной сказке "Регентруда". Огневик в ней — антипод главной героини, повелительницы дождей, Регентруды. Она заснула крепким сном, и на землю пришли засуха и жара. Никуда не деться от палящего солнца, которое уничтожило все посевы на полях, высушило реки и губит все живое. Пустынными стали улицы деревень — все, кто мог, попрятались по домам, спасаясь от жары. Зелени почти нет, а обессиленные домашние животные лежат вперемешку с диким зверьем на полях, изнывая от жажды.
Наступило время Огневика, который чувствует себя полновластным хозяином земли и людей.
Это маленький человечек с толстой головой и пронзительными черными глазами. На нем огненно-красный сюртук и красная остроконечная шапочка. Человечек без устали бегает на своих маленьких кривых ножках. У него большие красно-коричневые руки с кривыми пальцами, торчащими в стороны, как ножки паука. Выразительный образ огня, не правда ли?
И появляется он перед людьми не один: всякий раз где-то поблизости его неизменная спутница, "толстая саламандра, греет на солнце свое уродливое тело".
Регентруда и Огневик — два вечных антипода, Вода и Огонь. Сосуществовать они не могут: один будет всегда стремиться уничтожить другой.
И только помощь людей, матушки Стины, Марен и Андреса, позволяет Дождевой Труде одержать победу над духом Огня.
А вот сказка "Эльфы" немецкого романтика Людвига Тика. Он описывает в ней элементалей всех четырех стихий, с которыми знакомится девочка Мария. Есть среди них и огненные духи. Но это не саламандры, это — эльфы огня:
"..Пурпурный жар гулял по огненно-красным драпировкам стен, и когда глаза немного привыкли, Мария к своему удивлению увидела, что на стенах, как на гигантском ковре, беспрерывно двигались то вверх, то вниз будто в радостном танце какие-то фигуры. Они были так изящны и так несказанно прекрасны, что ничего привлекательнее этого зрелища не было на свете.
Их тела были как бы из красноватого хрусталя, и со стороны, казалось, можно было видеть, как в них струится и играет подвижная кровь. Они засмеялись при виде незнакомой им девочки и приветствовали ее разнообразными поклонами. Но только Мария захотела подойти поближе, Церина вдруг силой удержала ее на месте.
- Ты сгоришь, Марихен. – Все здесь – огонь!
Мария почувствовала сильный жар.
- А почему же, - спросила она,- эти чудеснейшие создания никогда не выходят к нам наружу и не играют с нами?
- Так же, как ты живешь в воздушном пространстве, - ответила та, - они живут в огне и должны все время оставаться в нем…Без него они погибнут. Ты только посмотри, как им привольно, как они смеются и веселятся. Вон те, внизу, например, разливают во все стороны под землей огненные реки, поэтому и цветут цветы, зреют плоды и вино..."
К огню здесь всегда относились, как к живому существу: старались не дотрагиваться до огня ножом или топором, чтобы "не поранить" его, в него запрещалось плевать, кидать нечистоты, ведь он требует к себе бережного и уважительного отношения, не терпит нечистоты и небрежения. Огню делали жертвоприношения едой, питьем, дарили красную ткань или платок, постоянно проводили окуривание жилья и вещей специально подготовленным дымом. Через огонь передавали пожелания счастливой и долгой жизни, через него же могли накладываться проклятия на род или семью. С помощью огня знахари исцеляли и предсказывали, обращая внимание на то, как он "разговаривает": приятное потрескивание – хороший знак, а писк сулит недоброе.
"Кончил дедко Ефим рассказ. На месте костерка одни угольки остались, а старатели всё сидят да на эти угольки глядят. Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький, и в руке платочек, тоже сголуба.
Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся, а сами молчат, будто задумались. Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, – видно, ей тесно стало, – пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка, как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. Старатели дальше отодвинутся. Она ещё круг даст и опять подрастёт. Когда вовсе далеко отодвинулись, девчонка по промежуткам в охват людей пошла, – с петлями у ней круги стали. Потом и вовсе за людей вышла и опять ровненько закружилась, а сама уж ростом с Федюньку. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, как свистнула: "Фи-т-ть! Й-ю-ю-у…".
Тут филин заухал, захохотал, и никакой девчонки не стало… Старатели стали к деду Ефиму приступать: "Ты, дедко Ефим, что скажешь?". "А то и скажу, что это же видел, да думал – померещилось мне, а выходит – и впрямь Огневушка-поскакушка приходила". "Какая Поскакушка?". Дедко Ефим тогда и объяснил: "Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золоте – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото".
Символом огненного обновления в античной традиции была мифическая птица Феникс, которая сжигала себя в огне, чтобы возродиться для новой жизни.
ФЕНИКС — ОГНЕННАЯ ПТИЦА ОБНОВЛЕНИЯ
*********************************"...под куполом медленно парила кругами большая птица с блестящим опереньем. ..
Наконец .. она с шумом уселась на сверкающую корону, что парила под высоким стрельчатым окном, освещавшим сверху своды. Оперенье птицы было пурпурно-зеленым, и по нему шли ослепительные золотые полосы. На голове же была подвижно закреплена диадема из маленьких светлых переливчатых перышек, сверкавших, как драгоценные камни. Клюв птицы был красным, а ноги – блестяще-голубыми. Когда она шевелилась, все краски переливались, радуя глаз. Чудо-птица была величиной с орла.
И вот сейчас она открыла свой сверкающий клюв, и сладкая мелодия полилась из ее трепещущей груди, подобно трелям влюбленного соловья теплой летней ночью. Всё громче разносилось пение, прекрасные звуки изливались подобно лучам света. Они были так неизъяснимо прекрасны и щемяще певучи, что все присутствующие, вплоть до самых маленьких детей, не могли сдержать слезы от восхищения.
Когда она умолкла, все склонились перед птицей. Она снова сделала несколько кругов под сводом и, вылетев в дверь, взмыла в сияющие небеса. Вскоре лишь крошечная красная точка светилась в небе. Но быстро пропала и она.
- Почему вы все так радуетесь? – спросила Мария и наклонилась к прекрасной девочке..
- К нам едет король, - ответила малышка. – Многие из нас его никогда не видели. Там, куда он прибывает, царит счастье и радость. Мы его долго ждали. Ждали еще сильнее, чем вы прихода весны после долгой зимы. И вот наконец он прислал нам с этим прекрасным вестником известие о своем приезде. Эта великолепная разумная птица, посол короля, зовется фениксом. Ее дом далеко, в Аравии, на единственном в своем роде дереве. Второго такого нет во всем мире. Так же, как нет на свете и второго феникса.
Когда он чувствует, что приближается старость, он вьет себе из бальзама и ладана гнездо, поджигает его и сгорает в огне. Он умирает с песней, и из благовонного пепла вновь возрождается обновленный феникс, сияющий юной красотой..."
"Жар-птица". Палех Худ. Борис и Калерия Кукулиевы ************************** |
Кроме птицы вечной молодости Феникс и огненной саламандры с огнем ассоциируются такие животные, как Лев и Дракон (в русской традиции Ящер).
И, конечно же, огненный зверь — это Тигр.НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ..
Огненная стихия в человеке проявляется в различных формах. Огонь символизирует активную и деятельную часть человеческой психики. Это легкость, яркость, стремительность, подвижность человеческой души. И это также стихия страсти, творчества, преображения, наконец, соединения с божественным миром.
И, конечно, это искра Божья, которая горит в душе каждого из нас. Огонь вызывает в нас жажду перемен, желание ускорить время, внести в свою жизнь обновление, очищение. Это чувство расширяет наше сознание, заставляет обратиться к духовным поискам, помогает понять, как малое связано с большим: малая искра — с извержением вулкана, огонек свечи — с пламенем Божьего Духа.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Явления Господа сынам человеческим многократно описываются в Библии именно в виде сошествия огня. Бог явился Моисею в пламени огня из тернового куста; в огне Он сошел на гору Синай, где передал Моисею Скрижали Завета с десятью заповедями. Один из архангелов Господа, Уриил (Уриэль), является символом божественного света и послан Богом просвещать заблудших, неверующих и невежд, и само его имя соответственно означает "Свет Божий» (др.-евр. "свет Божий, или Бог свет есть"). Архангел Уриил традиционно изображается держащим в руке огненный пламень.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Саламандры. Википедия. Ссылка
2. Т.В.Волдина. "Огонь как связующее и трансформирующее начало...". Ссылка
3. Джинны. Википедия. Ссылка
4. Jinn: Spirits of Fire and Wilderness. Ссылка
5. Книга "1001 ночи". Википедия. Ссылка
7. Поль Седир. "Царство астрала // Магические зеркала". Ссылка
АБАБИНИЛИ — ДУХ ОГНЯ У ИНДЕЙЦЕВ ************************************* |
ЛЮДВИГ ТИК. "ЭЛЬФЫ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий